Международная Академия Бизнеса
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Рубежный контроль по дисциплине «философия»
№ 19
1. Бытие сознания: сущность и формы.
Следует отметить, что существуют два вида сознания: функциональное- присущее всем живым существам, имеющим нервную систему, и познавательное - присущее только (или преимущественно) человеку. Функциональное сознание отличается от познавательного отсутствием понятийного аппарата. Так например, собака способна дифференцировать словесные команды человека (реагируя сообразно цели), но не способна генерировать сами понятия, а функциональное сознание пчелы начисто лишено понятийной структуры.
Напротив, функциональное сознание человека, при известном сходстве с сознанием остального животного мира, действующее в, так называемой, подсознательной области, неотделимо в своей актуализации от понятийного представления (подобно тому, как магнитный стержень неотделим от магнитного поля).
Объектами функционального сознания служат конкретные разрозненные жизненные ситуации, тогда как объектами познавательного, понятийно-образующего сознания служат связи между явлениями и т.п. Функциональное сознание обеспечивает определенные навыки, сноровку и др. Познавательное же сознание есть инструмент формирования образов и логических структур.
Это противопоставление носит относительный характер. Филогенетически функциональное сознание человека первично по отношению к познавательному сознанию, но онтогенетически, напротив, познавательное сознание само продуцирует вторичные формы функционального сознания.
Поэтому профессиональное сознание ближе к функциональному, а общественное сознание человека (в отличие от сознания общественных животных: насекомых, креветок, птиц и пр.) смещено к познавательному типу.
Мы знаем, что общественное сознание крестьянина одно, торговца - другое, артиста - третье, политика - иное и т.д.
Другими словами, общественное сознание связано с общественным бытием. Но означает ли это, что "общественное бытие определяет общественное сознание"?
Трудность здесь состоит в том, что понятие общественного бытия уже включает в себя понятие общественного сознания, так что одно не может быть причиной другого.
Так например, если иметь в виду исторический процесс формирования крестьянского быта, то общественное сознание крестьянина является атрибутивной составляющей этого процесса. Если же некоего горожанина переместить в деревню - в среду иного общественного сознания, то его исходное мнение об обществе может претерпеть изменение, но может и остаться в первоначальном виде. При этом, функциональное сознание, связанное с практической деятельностью, способно быстрее приспособится к новым условиям, чем общественно-познавательное.
2. Какие основные формы взаимосвязи материи, пространства и времени вам известны?
Утверждено на заседании кафедры протокол № от______ 2012 г.
Международная Академия Бизнеса
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Рубежный контроль по дисциплине «философия»
№ 20
1. Структура и формы сознания.
2. Какова роль практики в познании и во всей жизнедеятельности человека?
Утверждено на заседании кафедры протокол № от______ 2012 г.
Международная Академия Бизнеса
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Рубежный контроль по дисциплине «философия»
№ 21
1. Процесс познания как предмет философского анализа.
2. Как Вы думаете, всякого ли человека можно назвать Личностью? Почему?
Утверждено на заседании кафедры протокол № от______ 2012 г.
Международная Академия Бизнеса
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Рубежный контроль по дисциплине «философия»
№ 22
1. Проблема истины в философии: основные подходы и точки зрения.
2. Представьте основные дефиниции (определения) человека. Дайте их развернутый философский анализ. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее правильным и почему?
Утверждено на заседании кафедры протокол № от______ 2012 г.
Международная Академия Бизнеса
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Рубежный контроль по дисциплине «философия»
№ 23
1. Методы научного познания.
2. Философия Н. Бердяева и В. Соловьева.
Утверждено на заседании кафедры протокол № от______ 2012 г.
Международная Академия Бизнеса
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Рубежный контроль по дисциплине «философия»
№ 24
1. Философские воззрения казахских мыслителей.
2. Как соотносятся между собой понятия «мышление», «сознание», «психика»?
Утверждено на заседании кафедры протокол № от______ 2012 г.
Международная Академия Бизнеса