МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




Охрана труда

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

И выполнению домашних контрольных работ

Для учащихся заочной формы получения образования 2 курса

Специальность

2-91 01 01 Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)

 

Направление специальности

2-91 01 01-01 Производство продукции и организация общественного питания (производственная деятельность)

Специализация

2-91 01 01-01 31 Технология продукции национальной и мировой кухни

 

Квалификация специалиста

Техник-технолог

 

 

Брест


Автор: О.Е.Кондратьева, преподаватель УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»

 

Разработано на основе типовой учебной программы учебной дисциплины «Охрана труда», для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь «___» _______ 20 ___ г.

 

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии технологических дисциплин

 

Протокол № _____ от «_____» ______________ 20___ г.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа учебной дисциплины "Охрана труда" предусматривает изучение организационных и правовых вопросов охраны труда, основ гигиены труда и производственной санитарии, безопасности технологического оборудования, а также пожаро- и взрывобезопасности производства c целью осознания учащимися необходимости принятия адекватных защитных мер в будущей работе. В учебной программе раскрыт механизм биологического воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.

Особенности безопасности технологических процессов и оборудования конкретной отрасли экономики должны изучаться в соответствующих специальных учебных дисциплинах.

Изучение учебной дисциплины базируется на знаниях, полученных учащимися по общеобразовательным учебным дисциплинам и учебным дисциплинам профессионального компонента.

При изложении программного учебного материала следует учитывать достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области безопасности труда, строго соблюдать единство терминологии и обозначений технических величин согласно действующим стандартам.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

- правовую и нормативную основу деятельности по охране труда;

- организацию работы по охране труда в структурном подразделении организации;

- права и обязанности должностных лиц по охране труда;

- основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

- производственные пожароопасные вещества и материалы, их характеристики;

знать на уровне понимания:

- организацию работы по охране труда в организации;

- влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты от них;

- организацию и виды обучения работающих безопасным условиям труда;

- источники и причины травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;

- опасные производственные факторы, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты от них;

- способы обеспечения электробезопасности и средства защиты человека от поражения электрическим током;

- требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам;

уметь:

- обеспечивать выполнение правил и норм охраны труда, проводить инструктаж на рабочих местах;

- применять безопасные приёмы и методы работы;

- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов;

- участвовать в расследовании несчастных случаев;

- оказывать доврачебную помощь пострадавшим на производстве;

- проверять исправность технических средств защиты;

- пользоваться средствами пожаротушения.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы Количество учебных часов
для дневной формы для заочной формы
Всего В том числе Всего В том числе Время на самостоятельную работу учащихся (часов)
ПЗ ЛР ПЗ
1 2 3 4 5 6 7
Введение            
Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда            
1.1. Основы законодательства об охране труда в Республике Беларусь Практическое занятие №1 Изучение порядка разработки инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)            
1.2. Организация государственного надзора и контроля за охраной труда.            
1.3. Организация работы по охране труда в организации Практическое занятие №2 Организация проведения инструктажа по охране труда в организации                  
1.4. Травматизм и заболеваемость на производстве. Практическое занятие №3 Расследование несчастного случая на производстве. Оформление акта о расследовании несчастного случая            
Раздел 2. Основы производственной санитарии и гигиены труда            
2.1. Основы гигиены труда            
2.2. Санитарно-гигиенические требования к промышленным организациям.            
2.3. Микроклимат и вентиляция помещений.            
2.4. Освещение производственных помещений. Лабораторная работа №1 Определение освещенности рабочего места            
2.5. Защита от шума и вибраций.            
2.6. Защита работающих от воздействия вредных газов, паров и пыли.            
2.7. Защита от воздействия производственных излучений.            
Раздел 3. Основы техники безопасности            
3.1. Основы электробезопасности. Лабораторная работа №2 Оказание доврачебной помощи пострадавшему от воздействия электрического тока              
3.2. Безопасность технологических процессов и производственного оборудования отрасли.            
3.3. Безопасность эксплуатации сосудов работающих под давлением.            
3.4. Организация безопасной работы при погрузке, разгрузке и перемещении грузов            
3.5. Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ.            
Обязательная контрольная работа            
Раздел 4. Основы пожарной безопасности            
4.1. Основы пожаро- и взрывобезопасности производства.            
4.2. Основы профилактики пожаров.            
4.3. Средства тушения пожаров Практическое занятие №4 Анализ первичных средств тушения пожаров Практическое занятие №5 Анализ устройства и принципа действия установок пожаротушения                    
4.4. Организация пожарной охраны в отрасли            
Итого:            

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом на 2-ом курсе для учащихся заочной формы получения образования предусмотрено 10 часов, из них 6 лекционных занятий и 4 часа практических занятий, 1 домашняя контрольная работа и 1 экзамен устный.

Учебной программой дисциплины "Охрана труда" предусмотрено изучение:

- организационных и правовых вопросов охраны труда;

- основ гигиены труда и производственной санитарии;

- основ техники безопасности;

- основ пожарной безопасности,

с целью создания оптимальных условий труда и гигиены, при которых исключается воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов.

Эта цель достигается при выполнении законодательных актов, проведении социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий. Всё это способствует обеспечению безопасности труда, сохранению здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны знать вышеперечисленные разделы, а также уметь осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на участках работы; пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов; оказывать первую помощь потерпевшему при несчастных случаях и иных повреждениях здоровья.

В соответствии с учебным планом учащиеся выполняют одну домашнюю контрольную работу.

Номера заданий определяются исходя из вашего порядкового номера по учебному журналу (примечание: 1-ый вариант соответствует номерам 1 и 21).

Выполнение контрольной работы является важнейшим условием для подготовки к экзамену, поэтому выполнять её нужно самостоятельно. Варианты заданий составлены с учётом требований, которые предъявляются к подготовке специалистов-технологов.

Итоговым контролем знаний по учебной дисциплине "Охрана труда" является устный экзамен. При его проведении контролируются знания учащихся по всем разделам учебной программы:

Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда.

Раздел 2. Основы производственной санитарии и гигиены.

Раздел 3. Основы техники безопасности.

Раздел 4. Основы пожарной безопасности.

Домашняя контрольная работа выполняется по одному из 20 вариантов, который соответствует порядковому номеру учащегося в журнале.

Выполненная в соответствии с заданием домашняя контрольная работа высылается учащимся заочной формы получения образования в учреждение, обеспечивающее получение среднего специального образования на рецензирование, в сроки, установленные учебным графиком, который утверждается директором учебного заведения.

Проверка и рецензирование домашней контрольной работы осуществляется преподавателем в течение 7 дней со дня её поступления на заочное отделение колледжа. По результатам выполнения домашней контрольной работы выставляется "зачтено" или "не зачтено". Отметка "не зачтено" выставляется, если:

- домашняя контрольная работа выполнена не в полном объёме, т.е. освещены не все вопросы варианта учащегося,

- вопросы раскрыты поверхностно, не сделаны выводы,

- имеются грубые ошибки в освещении теоретических вопросов,

- неверно проведён анализ ситуации, сделаны неверно выводы,

- использован лишь один литературный источник для освещения всех вопросов контрольной работы,

- не выдержан объём работы (менее 50 % от требуемого объёма),

- отдельные вопросы контрольной работы не соответствуют варианту,

- контрольная работа, со всей очевидностью, выполнена не самостоятельно (несоответствие почерков, распечатка готовых материалов из Интернета, ксерокопия и т.п.).

Не зачтённая контрольная работа возвращается учащемуся на доработку. Работу над ошибками следует выполнять в той же тетради, вставив при необходимости дополнительные листы. В работе над ошибками ответы необходимо исправить точно в соответствии с замечаниями преподавателя, перечисленными в рецензии.

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, либо не соответствующая варианту учащегося, возвращается без проверки с указанием причин.

Работа, выполненная после установленного учебным графиком срока ее сдачи, принимается на проверку только по согласованию с заведующим заочным отделением колледжа. В период лабораторно-экзаменационной сессии по такой работе может быть проведено устное собеседование (зачёт).

Структура контрольной работы:

- титульный лист

- теоретические вопросы

- анализ ситуации

- литература


ВАРИАНТЫДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант № 1

1. Изложите особенности труда женщин на производстве.

2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов по природе действия.

3. На производстве работник пострадал от воздействия электротока. Изложите последовательность оказания первой помощи потерпевшему.

Вариант № 2

1. Дайте классификацию факторов, влияющих на условия и безопасность труда.

2. Изложите порядок расследования и учёта несчастных случаев на производстве.

3. На территории предприятия произошло возгорание тары. Изложите последовательность Ваших действий. Ответ обоснуйте.

Вариант № 3

1. Дайте классификацию нормативных правовых актов по охране труда, объясните значение стандартов ССБТ.

2. Изложите основные причины несчастных случаев на производстве.

3. Составьте инструкцию по охране труда для грузчика, работающего на торговом объекте.

Вариант № 4

1. Дайте классификацию средств защиты от опасных и вредных производственных факторов.

2. Изложите психофизиологические факторы условий труда, их влияние на работоспособность и безопасность труда.

3. На производстве произошло возгорание фритюра в электрофритюрнице. Изложите последовательность Ваших действий. Ответ обоснуйте.

Вариант № 5

1. Изложите обязанности должностных лиц в области охраны труда, основные организационные мероприятия по охране труда.

2. Изложите поражающие факторы электричества, вредное воздействие электротока на организм человека.

3. Работник кондитерского цеха во время рабочей смены получил тепловой удар. Классифицируйте данный несчастный случай, изложите возможные причины, последовательность оказания первой помощи пострадавшему.

Вариант № 6

1. Изложите порядок проведения аттестации рабочих мест на соответствие нормам охраны труда.

2. Изложите организационно-технические мероприятия по защите от поражения электрическим током на производстве.

3. Разработайте инструкцию по технике безопасности при работе с машинами для нарезки овощей.

Вариант № 7

1. Изложите порядок обучения, инструктирования и проверки знаний работников по охране труда на производстве.

2. Изложите известные Вам способы прекращения горения, виды огнегасящих веществ.

3. Разработайте инструкцию по охране труда для профессии "Повар".

Вариант № 8

1. Изложите особенности гигиены труда лиц моложе 18 лет.

2. Объясните, что называется статическим электричеством, перечислите его источники, влияние на организм человека, способы защиты.

3. Изложите обязанности членов добровольной пожарной дружины на торговом объекте, их действия во время пожара на объекте.

Вариант № 9

1. Изложите основные принципы государственной политики РБ в области охраны труда.

2. Изложите противопожарный режим предприятия.

3. От короткого замыкания произошло возгорание холодильного шкафа. Объясните какими средствами пожаротушения можно воспользоваться? Ответ обоснуйте.

Вариант № 10

1. Объясните, что такое атмосферное электричество, объясните опасность его воздействия, меры защиты.

2. Изложите требования пожарной безопасности к первичным средствам пожаротушения и противопожарному инвентарю.

3. Разработайте инструкцию по охране труда для профессии "Буфетчик".

Вариант № 11

1. Изложите систему надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в РБ.

2. Объясните влияние производственного освещения на безопасность и производительность труда.

3. Предприятие по заявке городской спортивной организации отправило группу своих работников на проводившиеся в городе спортивные соревнования. Во время этих соревнований один из работников получил травму. Объясните к какой категории несчастных случаев следует отнести этот несчастный случай? Ответ обоснуйте.

Вариант № 12

1. Объясните влияние неблагоприятных метеорологических условий производственной среды на безопасность и производительность труда.

2. Дайте определение пожара, объясните причины возникновения пожаров, перечислите опасные и вредные факторы, возникающие при пожаре.

3. Работница горячего цеха проводила санитарную обработку электросковороды, при опрокидывании чаши заела червячная передача и горячая жидкость выплеснулась на правую ногу, вызвав ожог. Определите причины несчастного случая. Объясните, кто несёт ответственность за него, какие мероприятия следует провести для устранения причин, вызвавших этот несчастный случай?

Вариант № 13

1. Перечислите виды ответственности за нарушение норм по охране труда на предприятии.

2. Дайте классификацию производственного освещения по назначению, перечислите виды светильников.

3. Работница холодного цеха шинковала свежую капусту на машине МРО-50-200 и помогала выходу продукта из разгрузочного отверстия вручную. В результате таких действий она утратила верхнюю фалангу указательного пальца правой руки. Определите причины несчастного случая. Объясните, кто должен за него отвечать, какие мероприятия следует провести для устранения причин, вызвавших этот несчастный случай?

Вариант № 14

1. Объясните, как санитарно-гигиенические условия труда влияют на заболеваемость и безопасность труда на производстве.

2. Дайте классификацию производств по степени взрыво- и пожаробезопасности.

3. Работник мясного цеха ножом получил порез пальца (микротравму), не вызвавшую ни потери трудоспособности, ни необходимости перевода на другую работу. Объясните, подлежит ли этот случай расследованию? Если подлежит, то каким актом он должен быть оформлен? Ответ обоснуйте.

Вариант № 15

1. Изложите систему контроля за состоянием охраны труда на предприятии.

2. Объясните влияние электромагнитного, инфракрасного и ультрафиолетового излучения на организм человека. Назовите способы защиты от данных видов излучения.

3. Работник склада во время рабочей смены получил травму – перелом правой ноги. При оказании первой помощи потерпевшему выяснилось, что он находился в нетрезвом состоянии. Определите, является ли этот несчастный случай производственным? Подлежит ли он расследованию и каким актом он должен быть оформлен?

Вариант № 16

1. Объясните, что такое производственный шум, перечислите основные источники шума на производстве, его влияние на организм человека, способы защиты.

2. Объясните роль предварительных и периодических медицинских осмотров в системе охраны здоровья работающих.

3. Изложите последовательность оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке, обмороке, потере сознания.

Вариант № 17

1. Объясните назначение и принцип действия автоматических спринклерных и дренчерных установок пожаротушения.

2. Дайте классификацию производственных помещений по степени опасности поражения электротоком.

3. Изложите последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Вариант № 18

1. Изложите общие правила техники безопасности при работе с сосудами под давлением выше атмосферного.

2. Изложите методику анализа производственного травматизма на предприятии.

3. Объясните, о чем свидетельствует начинающиеся расширения зрачков у пострадавшего при оказании ему первой доврачебной помощи. Ответ обоснуйте.

Вариант № 19

1. Изложите основные причины профзаболеваний, порядок расследования, учета, регистрации.

2. Дайте классификацию плакатов и знаков безопасности, объясните, о чем сигнализирует световая и звуковая сигнализация.

3. Объясните последовательность проведения реанимационных мероприятий. Перечислите признаки эффективности и неэффективности реанимации.

Вариант № 20

1. Объясните, что такое вибрация? Перечислите основные источники вибрации на производстве, её влияние на организм человека, способы защиты.

2. Изложите требования безопасности к технологическим процессам, производственному оборудованию, рабочим местам.

3. Изложите последовательность первой помощи при повреждении дыхательных путей.


ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Изложите систему организации государственного надзора и общественного контроля за охраной труда в Республике Беларусь.

2. Объясните действие электрического тока на человека, охарактеризуйте факторы, влияющие на степень поражения человека электрическим током.

3. Изложите порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, их оформление.

4. Изложите организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности на производстве.

5. Изложите психофизиологические аспекты организации охраны труда.

6. Изложите требования техники безопасности при эксплуатации технологического оборудования.

7. Охарактеризуйте виды производственной вентиляции.

8. Изложите требования техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.

9. Изложите последовательность оказания первой доврачебной помощи при поражении электрическим током.

10. Охарактеризуйте основные огнетушащие вещества и изложите принципы тушения пожаров.

11. Дайте характеристику организации обучения по охране труда на производстве.

12. Изложите требования техники безопасности к устройству и эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

13. Дайте характеристику производственному шуму, объясните его влияние на организм человека, охарактеризуйте способы защиты от воздействия шума.

14. Изложите требования техники безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.

15. Изложите организацию пожарной охраны на торговом объекте общественного питания.

16. Изложите основы гигиены труда на торговых объектах общественного питания.

17. Изложите организационно-технические мероприятия по защите от поражения электрическим током на производстве.

18. Охарактеризуйте первичные средства тушения пожаров.

19. Изложите условия и основные причины поражения человека электрическим током.

20. Дайте классификацию знаков безопасности на производстве.

21. Дайте характеристику видам производственного освещения.

22. Объясните систему проведения аттестации рабочих мест по соответствующим нормам охраны труда на производстве.

23. Охарактеризуйте особенности гигиены труда женщин на производстве.

24. Изложите организацию службы охраны труда на предприятии.

25. Охарактеризуйте метеорологические условия производственной среды и их влияние на работающих.

26. Дайте характеристику статическому электричеству. Объясните его действие на организм человека, охарактеризуйте способы защиты.

27. Изложите виды и способы защиты от производственных излучений.

28. Дайте характеристику способом защиты от поражения электрическим током.

29. Дайте характеристику огнегасящим веществам.

30. Объясните принцип действия автоматических спринклерных и дренчерных установок пожаротушения.

31. Изложите санитарно-гигиенические требования к условиям труда, их связь с заболеваемостью.

32. Дайте классификацию законодательных и нормативных правовых документов по охране труда.

33. Объясните роль предварительных и периодических медицинских осмотров в охране здоровья работающих.

34. Объясните условия возникновения пожаров, виды горения.

35. Охарактеризуйте факторы, влияющие на условия и безопасность труда.

36. Изложите классификацию опасных и вредных производственных факторов.

37. Охарактеризуйте индивидуальные средства защиты работающих от воздействия вредных производственных факторов.

38. Изложите мероприятия по обеспечению нормативных санитарно-гигиенических условий труда.

39. Изложите противопожарный режим предприятия.

40. Объясните социально-экономическую значимость охраны труда на современном этапе развития производства.

41. Охарактеризуйте содержание и назначение препаратов медицинской аптечки первой помощи. Изложите правила применения медикаментов и принадлежностей.

42. Изложите основные мероприятия по предупреждению травматизма и профзаболеваний на производстве.

43. Изложите условия возникновения пожаров, охарактеризуйте виды горения

44. Дайте характеристику видам инструктажей по охране труда на производстве.

45. Охарактеризуйте аттестацию рабочих мест, компенсацию работающим в неблагоприятных условиях труда.

46. Дайте характеристику условиям труда и их влиянию на организм человека.

47. Изложите общие задачи пожарной безопасности на торговых объектах.

48. Изложите требования, предъявляемые к водоснабжению и канализации на торговых объектах общественного питания.

49. Дайте определение вибрации. Назовите основные источники вибрации, её воздействие на организм человека, способы защиты.

50. Изложите требования безопасности труда при эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ.


ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Глебова, Е. В. Производственная санитария и гигиена труда, Мн., 2005 год.

2. Куценко, Г.Ф. Охрана труда в электроэнергетике, Мн., 2005 год.

3. Куценко, Г. Ф. Электробезопасность, Мн., 2006 год.

4. Крыжановский, И.Ю. Охрана труда, Мн., 2007 год.

5. Ласканев, В. П. Охрана труда на предприятиях: практическое пособие, Мн., 2002 год.

6. Малевич, М. А. Охрана труда в торговле, Мн., 2002 год.

7. Михнюк, Т. Ф. Охрана труда, Мн., 2009 год.

8. Петрова, М. С. Охрана труда на производстве и в учебном процессе, М. 2006 год.

9. Семенкова, В. И. Охрана труда, Мн., 2009 год.

10. Семич, В. П. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой офисной технике: практическое пособие, Мн., 2001 год.

11. Семич, В. П. Практическое пособие по охране труда, Мн., 2005 год.

12. Сокол, Т. С. Охрана труда, Мн., 2006 год.

13. Челноков, А. А.Охрана труда: учебное пособие, Мн., 2006 год.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Беляков, Г. И. Охрана труда, М., 1990 год.

2. Борисов, В. Н. Охрана труда в вопросах и ответах: справочное пособие. В 2 т., Мн., 1999 год.

3. Кляузе, В. А. Охрана труда. Правовые и организационные вопросы, Мн., 2006 год.

4. Кравченя, Э. М. Охрана труда и основы энергосбережения, Мн., 2006 год.

5. Лебедевич, Ю. Н. Охрана труда в определениях, схемах, таблицах, Мн., 2006 год.

6. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности, Мн., 2004 год.

7. Семич, В. П. Вводный инструктаж по охране труда, Мн., 2004 год.

8. Семич, В. П. 193 вопроса и ответа по охране труда: практическое пособие, Мн., 2001 год.

9. Фатыхов, Д. Ф. Охрана труда в торговле и общественном питании, пищевых производствах, М., 2000 год.

10. Шуляков, Л. В. Торгово-технологическое оборудование, Мн., 2004 год.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: