НА ПУТИ К ЕДИНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ БАЗИСУ




Часть1 #экономика_социализма

Вся экономика страны должна соединена в единую сеть посредством создания единой программы управления, контроля и мониторинга, соединяющуюся между собой посредством связи через интернет или иные каналы взаимодействия. Программа должна быть выстроена на принципах мультегенных систем, частично разрабатываемых в нашей стране.

В функции программы должны входить следующие базовые модули:

  1. Распределение Государственного заказа «Госзаказ» среди предприятий страны.

А именно государственный заказ должен загружать стратегические отросли нашей страны не менее чем на 50%, если речь идёт частных предприятиях и на 110%, если предприятие находится в государственной собственности. Это перерабатывающая промышленность, пищевая промышленность, сельское хозяйство, оборонная и автомобильная промышленность. (степень загрузки может планироваться в зависимости от состояния внутреннего спроса и общей экономической картины в стране).

  1. Мониторинг перемещения ресурсов по всей стране, все операции должны проводится только через специализированные учётные вычислительные центры на базе компьютерных программ, таких как 1С и т.д., данные программы должны интегрироваться в единую государственную сеть, передавая данные в режиме реального времени (не касается продукции произведённой в малых сельских подворьях). Таким образом, власть всегда будет иметь возможность видеть всю картину целиком и оперативно вмешиваться (в случае если где-то создается дефицит или преизбыток той или иной жизненно важной продукции) на основании баланса между спросом и предложением.
  2. Управление и взаимодействие между государственными чиновниками.
  3. Законодательная база и возможность кооперации через сеть рабочих групп, которые будут время от времени создаваться для написания нового закона, необходимость в котором возникла для решения той или иной проблемы. Данные рабочие группы будут создаваться непосредственно из чиновников исполнительной власти и представителей НКО (если закон имеет общественную природу), новый принцип законотворчества будет подробно рассмотрен ниже в другом блоке.

 

Следует сказать несколько слов о рыночной экономике установившейся на территории России. Сегодня складывается патовая ситуация в связи с тем кризисом, который возник в нашей стране, вследствие того, что люди, отвечающие за экономические реформы в нашей стране, видимо не осознают масштаб проблемы и действуют совершенно в другом отрицательном направлении загоняя экономику в ещё более глубокую рецессию. Об этом сказано много профессиональными экономистами советской школы, но хотелось бы добавить несколько слов о нашем видении ситуации.

 

Успешность рыночной экономики основывается на постоянном росте спроса, который генерируется внутри страны, либо экспортом своих товаров на внешние рынки. Если эти два главных условия не соблюдаются экономика входит в стагнацию из-за обвала спроса и в последующую рецессию, если спрос не будет восстановлен.

 

Имея в целом ресурсно-экспортную ориентацию экономики мы столкнулись со следующими проблемами:

  1. Заявив на весь мир о своих притязаниях во внешней политике, как и обособленности русской цивилизации от остального мира и отходе от либерально-демократической мировоззренческой концепции, мы тем самым встали в противостояние с «Западной концепцией развития мира». Начался новый виток холодный войны. Естественно, что в таких условиях нам стали перекрывать выход на внешние рынки для экспорта нефти и сырьевых ресурсов, вытесняя нас с Западноевропейских рынков. Был нанесен первый удар по Российской экономике с совокупностью с закрытием для нашего бизнеса дешёвых долларовых кредитов, это нанесло ощутимый вред нашему национальному хозяйству.
  2. Снижение экспорта и импорта из-за низкого курса рубля, снижение цен на основные экспортируемые ресурсы (нефть, газ, металлы и т.д.) выявило другую ключевую проблему. Значительная часть населения в нашей экономике было занято реализацией и распространением импорта внутри страны в сфере оптово-розничной продажи, вторым фактором, отразившемся в этом конфликте, стал снижение заработной платы во всех секторах экономики, кроме государственного. Платёжеспособность населения начало таять на глазах, спрос упал в отдельных секторах от10-50%.
  3. До сегодняшнего дня внутренний спрос генерировался, в том числе, активным кредитованием населения. По некоторым оценкам на работающего Россиянина в целом приходится до 200 тыс. руб. кредитивного займа. Снижение заработных плат, перекредитованность населения с совокупностью с довольно либеральному отношению к неплательщикам начинает увеличивать просроченную задолженность наших граждан. В свою очередь банки начали ужесточать свою денежно-кредитную политику. Продукт, который на протяжении десятилетий генерировал спрос внутри страны, начинает входить в стопор.
  4. Структурные дисбалансы между различными секторами в экономике. Чрезмерная переразвитость сектора услуг, розничной и оптовой торговли, при относительной слабости производственного сектора.
  5. ДЕСТРУКТУРНЫЙ ДИСБАЛАНС является тем червём, который точит экономику изнутри, не давая возможности заработать всей системе на тех правилах, на которых она была основана, заимствовав опыт построения институтов в экономике страны из развитых стран Западного Блока.

Деструктивный дисбаланс. Вот один из краеугольных камней несовершенства нашей экономической модели. Дисбаланс между спросом и предложением, между различными секторами в экономике. Между заработной платой и платёжеспособным спросом. Между налоговой нагрузкой и сметной стоимостью проектов. Не работают, либо вообще не существуют механизмы, призванные этот дисбаланс нивелировать.

Примером может служить низкая стоимость государственных подрядов. Отсутствие взаимосвязи между реальными ценами на заработную плату, материалы и иными издержками и фиксированной стоимости подрядных работ. Что, в свою очередь, приводит к серой заработной плате, снижению налогооблагаемой базы и.т.д. Основных причин здесь, скорее всего две: Коррупция (система откатов на каждом уровне), ну и желание поддерживать низкий уровень ценообразования во многих секторах экономики. Т.е по факту цены (например на квартиры) должны быть на уровне не 2-2,5 млн. Рублей, а например, 3,5-4 млн. рублей (цена приведена для примера). Если выровнять этот дисбаланс и работать полностью по белым схемам, то себестоимость квадратного метра увеличится. Но если проводить комплексную политику по нивелированию этих структурных дисбалансов во всей экономике, то уровень заработной платы вырастет повсеместно и, соответственно, со временем установится баланс между платёжеспособным спросом и предложением.

При проведении данных реформ необходимо учитывать следующее:

-Данные реформы необходимо проводить сразу во всей экономике, на каждом предприятии.
-И да, на начальном этапе это вызовет всплеск инфляции, которая остановится, когда вся система придёт в состояние равновесия.

 

  1. Отсутствие социальной защищённости рабочего класса и обслуживающего персонала, отсутствие различных форм кооперации трудящихся (профсоюзы, трудовые объединения) и, как следствие, искусственно заниженный уровень заработной платы во многих отраслях экономики, который, в свою очередь, не поспевает за инфляцией, уменьшая покупательную способность заработной платы.

 

Таким образом, денежная масса продолжает ссужаться в реальной экономике, скапливаясь в банковском секторе, который перенаправляет её на закупку иностранной валюты с последующим её оседанием на личных счетах учредителей. Снижение внутреннего и внешнего спроса порождает сокращение рабочих мест, снижение заработной платы, снижает загрузку автомобильной, перерабатывающей промышленности.

И тут возникает немой вопрос, а если все снижается и население страны продолжает обираться и обворовываться со всех сторон, как и каким образом планируется выйти из стопора?

Ниже приведён ряд факторов, подтверждающих наши слова:

-Снижение и сокращений премий;

-Увеличение налогов со стороны государства;

-Повышение акцизов на бензин;

-Увеличение затрат на ремонт автомобилей иностранного производства;

-Инфляция под 10-20% по разным товарным группам.

 

На всем этом фоне перезапустить экономику, вновь возобновить внутренний спрос может только государство, став инициатором спроса внутри страны, ибо население продолжает скатываться в пропасть бедности и неплатёжеспособности. Но правительство для борьбы с кризисом выбрало другой путь.

В целом из понятого нами, принятой Правительством РФ программе выхода из кризиса, можно сделать следующие общие выводы:

- Влить много денег в банки повысив ликвидность в банковском секторе. Задача видимо состоит в том, что предприятия захотят набрать новые кредиты по высоким нереальным ставкам, вложив эти деньги в развитие производства при отсутствии внутреннего, как и внешнего спроса. Что видимо, с точки зрения правительства, является умной стратегией развития.

 

 

Единственным решением по выходу из этого кризиса, на наш взгляд, может являться только последовательная деятельность государства направленная на загрузку промышленности страны, участие в инвестиционных проектах, способных создавать новые предприятия в государственном секторе экономики. Для этого необходимо ввести в рыночную экономику элементы плановой, такие как Госплан и Госзаказ, с последующей реализацией этой продукции по низким ценам для населения страны, производственную базу для производства этой продукции можно использовать уже имеющуюся в частных руках.

В последующем, на более поздних этапах программы, введение заградительных пошлин от импорта идущего из Китая и других стран, для защиты собственной молодой промышленности от неравной конкуренции с Корпорациями Запада и Китая. В целом этот вопрос требует более глубокого осмысления.

 

Отметим ещё одно важное замечание, а именно - так активно сейчас всеми обсуждаемое в интернет пространстве, работу ЦБ РФ. Ниже будет приведено заявление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной «В последнее время многие эксперты стали предлагать правительству включить печатный станок и за счет этого выдавать дешевые кредиты бизнесу. Мол, это поможет оживить экономику.

 

- Но это может отбросить страну далеко назад, в период начала 90-х годов, - не согласна с такими предложениями Набиуллина. По ее словам, печатать деньги для подобных целей - неприемлемо. Это может привести к еще большему росту инфляции.» (Комсомольская правда 1.07.2014)

Приведём выдержку из ФЗ О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

Таким образом, из приведённого выше становится ясно, что рыночная экономика, в чистом своем виде, генерирует патовую ситуацию. Производственные мощности страны мы не способны загрузить даже на 70% уже имеющиеся у нас в наличии, вследствие снижения внутреннего и внешнего спроса и прежде всего это касается строительной отрасли и тяжёлой промышленности. А правительство, согласно законодательству, не имеет возможности привлекать средства для этой загрузки, выступив инициатором спроса и его генерации. Всё что не выгодно, не рентабельно - отбрасывается. Так ли должно быть устроено справедливое государство?

 

Неужели, кроме рентабельности, в жизни нет чего-либо такого, что должно строиться и поощряться государством, даже когда оно не приносит прибыли?! Тем более существует стратегии экономического планирования, уходящие далеко на десятилетия вперёд.

Данные финансовые вливания в долгосрочно инвестиционные планы практикуются в странах Восточной Азии, например, в Японии. Японские корпорации имея в том числе огромные финансовые ресурсы способны обеспечивать такие долгосрочные инвестиции, которые позволяют им быть конкурентно-способными на мировых рынках.

В России, из-за отсутствия возможности конкурировать с глобальными мировыми конгломератами, такой возможности для бизнеса попросту нет. Как и нет той уверенности и микроклимата, необходимого бизнесу для долгосрочных инвестиций в экономику страны. Различные формы отверточных заводов, созданных в России, за долгосрочные инвестиции не принимается, ибо это что-то другое, не связанное с повышением конкурентоспособности государства в целом.

Например, в Японии существует конгломерация производственных компаний вокруг единого центра с целью его обслуживания, и как следствие, централизация научного и производственного потенциала, призванного снизить стоимость модернизации и научных исследований. В конечном итоге, призванных создавать новые инновационные продукты, востребованные рынком. Глубина стратегического планирования, в данном случае, может составлять несколько десятков лет.

Российская действительность, во-первых, ни имеет компаний, которые способны к такой тесной кооперации, разве что это будет промышленно-оборонный комплекс страны. (не производит продукцию народного потребления)

В сложившийся ситуации, единственным возможным выходом будет принятие государством личной ответственности. Государство должно само выступить инициатором создания горизонтально интегрированных компаний, и в первую очередь объединения научной, производственной базы крупных корпораций в единый центр под своим началом. Ибо в современных реалиях не одна из Российских корпораций не способна по отдельности противостоять научному потенциалу западных и азиатских финансовых и производственных конгломератов.

 

Возникает вопрос к принципам заложенным в разделении полномочий ЦБ РФ и Правительства РФ. Каким образом мы вызовем всплеск инфляции, если позволим ЦБ кредитовать Правительство РФ, либо создадим стороннюю организацию, которая будет заниматься стратегическим инвестированием? Каким образом инфляция перекинется, например, на строительный рынок, если правительство, получив деньги от ЦБ, начнёт строить бесплатное жилье для инвалидов, малоимущих и стоящих в очереди на улучшение жилищных условий граждан нашей страны? Имея значительные финансовые ресурсы, оно бы могло загрузить строительный сектор на 100% предварительно сформировав значительную ресурсную базу, заключив контракты с производителями цемента и других строительных материалов. Ведь цена при большом контракте всегда меньше, если ты, например, заказываешь 1000 квартир или одну, цена всегда будет отличаться от среднерыночной значительно. Где и каким образом в этой цепочке, приведённой для примера, будет инициировано удорожание продуктов питания, электричества, коммунальных платежей и тех же квартир?!

 

Для всего этого, как уже было сказано в начале этой статьи, необходимо объединить всё национальное хозяйство в единую сеть, чтобы иметь возможность контролировать цены на ресурсы рыночными методами, включаясь в производственные цепочки в том или ином месте, где создается дефицит, который способен генерировать инфляционные процессы и удорожание ресурсов. Всё это можно сделать, если есть чёткий контроль за расходованием государственных средств и общая единая государственная стратегия развития. Если же финансовые потоки в государстве слабо контролируются, а на местах происходит нецелевое использование этих средств, то конечно же для ЦБ это является проблемой.

 

Либо возьмём дорожно-строительные предприятия, призванные к возведению инфраструктуры страны. 100 % загрузка этой отрасли, как и где отразиться на инфляционных процессах в экономике имеет общую картину производственных сил в стране.

Например, если мы инвестируем в строительный сектор дорожного строительства в том или ином регионе, мы предварительно через центр стратегических инвестиций, используя деньги частного бизнеса, формируем кластер Асфальтобетонных заводов (АБЗ) в необходимом количестве и только после этого формируем государственный заказ на развитие инфраструктуры в регионе. Таким образом, спрос уравнивает созданное предложение.

 

В современных условиях корреляционную связь между денежной массой и товаром, скорее всего, необходимо заменить на следующую формулу:

 

денежная масса = сумме цен (общая товарная масса + потенциальные возможности производства товаров при дозагрузки имеющихся производственных мощностей в стране).

(данная формула дана упрощённо, для более лёгкого понимания)

 

Где необходимо особо внимание обратить на:

-агропромышленный производственный сектор;

-пищевую промышленность;

-лёгкую перерабатывающую промышленность (может на время заменяться импортом из стран зарубежья при достаточно больших валютных поступлений в государственную казну);

-сектор строительства жилой недвижимости.

Если государство имеет данные секторы экономики, и они имеют дозагрузочный потенциал в 20-30%, государство может переходить к стратегическим инвестициям, и прежде всего, в инфраструктуру и транспорт страны. Таким образом, излишняя денежная масса будет поглощаться потенциальными возможностями увеличения производства товаров повседневного спроса и потенциалом роста рынка недвижимости.

 

Подведём некоторые итоги для формирования понимания.

  1. Центр стратегических инвестиций (ЦСИ), при наличии данных о производственных возможностях страны и при наличии финансовых вливаний со стороны ЦБ может встраиваться в экономику страны через ГОСПЛАН и ГОСЗАКАЗ выступая в роли самостоятельной хозяйственной единицы будет способен сформировать общий централизованный заказ на производство той или иной продукции (на всех стадиях производства, в том числе при координации закупки необходимых для производства ресурсов) как и её реализации.
  2. Инвестиции в инфраструктуру можно предпринимать только после развития следующих секторов экономики:

-агропромышленный производственный сектор;

-пищевая промышленность;

-лёгкая перерабатывающая;

-сектор строительства жилой недвижимости.

 

Таким образом ЦСИ будет выступать в роли кровеносной системы экономики, формируя для производителя подушку безопасности и возможность планировать долгосрочные стратегические инвестиции в собственное производство.

 

Примером данной стратегии в истории экономической мысли является стратегический рост промышленности предвоенной Германии, как и США.

Ведущие концерны по обе стороны Атлантики использовали прибыль от государственных заказов (на производство военной техники и снарядов), на модернизацию производства, создание дополнительных производственных мощностей, производящих товары повседневного спроса, а в последствии высокотехнологическую продукцию гражданской авиации и машиностроения.

ПРИМЕРЫ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: