Какие приемы и способы можно применить в сопровождении подростка?




Рекомендации для родителей

По оказанию помощи подростку в выборе профессии

 

В школьные годы из огромного мира профессий выпускнику предстоит выбрать ту, которая бы соответствовала интересам, приносила радость и достойно оплачивалась. Выбор будущей профессии – задача непростая и очень ответственная. Выбирая профессию, человек выбирает судьбу, образ жизни, социальную группу, к которой будет принадлежать.

Многие родители, понимая это, стремятся помочь своему ребёнку
в этом выборе.

Родители могут оказать самое большое влияние на выбор будущей профессии для своих детей. Потому что, именно родители, наблюдая за детьми с самого детства, достаточно хорошо знают их интересы и способности. Именно родители являются во многом примером для подражания. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «педагогом, как мама» или «врачом, как папа».

Опросы выпускников 9-х и 11-х классов показывают, что совет родителей, членов семьи традиционно занимает 2-3 место в рейтинге факторов, влияющих на выбор профессии, после фактора «Соответствие собственным интересам, склонностям и способностям».

Важно, чтобы помощь родителей носила ненавязчивый, рекомендательный характер, При этом важно учитывать не только личные профессиональные интересы молодых людей, но и востребованность профессий (специальностей) на рынке труда. Только важно понимать – какие профессии на самом деле востребованные, а не престижные или модные.

 

Зачастую родители в стремлении обеспечить благополучное будущее своим детям, совершают типичные ошибки, к числу которых относятся следующие:

 

· ориентация на получение ребенком высшего образования; при этом на рыке труда востребованы рабочие профессии, которые можно получить
в техникумах и колледжах;

· не владение информацией о тенденциях современного рынка труда, об изменении мира профессий, а также содержании труда;

· ориентация при выборе профессии на возможность получения высокой заработной платы.

Так как же помочь ребенку выбрать именно «ту» профессию?

Главное - отдавать себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенку определиться, а вовсе не определяетесь вместо него. Помогаете - потому что многие дети в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.

Для детей ценно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы принятие решения лежало полностью на школьнике. Само ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Стратегия выбора профессии:

1. Проанализировать три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие.

Первый фактор «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор «Надо»: Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.

Какие приемы и способы можно применить в сопровождении подростка?

Шаг 1. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать,нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Одним из интереснейших способов такого познания может стать участие в различных событиях города, района, поселка, края: ярмарки, дни открытых дверей, фестивали, акции, форумы профессий, конкурсы. Участвуя в подобных мероприятиях, есть возможность не только узнать о существовании каких либо профессий, но и познакомиться с их представителями.

Шаг 2. Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

Шаг 3. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, родители могут предложить ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, программе. На сегодняшний день в Красноярском крае многие образовательные учреждения внедряют различные проекты, позволяющие включаться в так называемые профессиональные пробы.

Шаг 4. Обратитесь к специалисту.Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Эту услугу на безвозмездной основе оказывают центры занятости населения, в том числе и в дистанционном режиме.

ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас,
не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессии в течение жизни. Некоторые люди на всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: