Правила рационалистическогометода Декарта




Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Первый вопрос, с которого начинается Ф. познания – это «Что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каково его прошлое и будущее». В различные исторические эпохи ответы на данные вопросы приобретают различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя различные знания Ф. углубляется в раскрытии сущности мира, его первооснов и принципов.

Проблема человека и смысла существования его в мире.

Пробл. чел. является актуальной во все времена. Еще др. греч. Ф. Протагор сформулировал следующее утверждение: «Человек – есть мера всех вещей».

Проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

В рамках данной проблемы формир. 2 точки зрения: а). материализм, который признает материю, природу, все физическое и объективное, в первичном по отношению к сознанию; б) идеализм, который рассматривает познание, дух, психическое и субъективное в первичном по отношению к материи.

В данном противопоставлении материя – сознание, заключение основных вопросов Ф.

Проблема связи с решением субъект-объектных, межличностных социальных отношений, рассмотрение человека в мире людей.

Также рассматривается вопрос связанный с поиском идеальной модели общества и гос-ва.

Ни одна из выше перечисленных проблем не может быть изолирована друг от друга, т.к. они взаимодополняют и развивают др. друга.

3+4Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков). Возникновение Ф. в Др. Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, которая предполагает решение всех вопросов на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем.Ранних греч. фил. называли «физиками» или «натурфилософы», т.к. все они исследовали вопросы о первоначалах мира.

Милетская школа (от греч. Милет в Др. Гр.). Возникла в 6 в. до н.э. Основатель – Фалес, который разработал космологическую концепцию о происхождении мира, которая сводилась к трем основным положениям:

1) все произошло из воды

2) земля плавала на воде

3) все в мире одушевленно или полно богов

Анаксимандр, который изложил своё учение в книге, являющейся первым научным сочинением в истории греч. мысли. Историю всего мира он считал вечное беспредельное начало, которое он называл божественным и утвержд., что оно всем управляет.

Пифагорейская школа.

Основателем является ф. Пифагор, который занимался улучшением своих умственных способностей, учил умению слушать и наблюдать. Ф. основанием данной школы явл. учение о числе. Пифагорейцы утвержд., что всё есть число. Числа рассматр. как принципы, причины и структуры всех вещей.

Ф. Гераклита.

Он разработал учение, где важнейшим понятием является логос – естественный порядок и закон, незримо правящий над всем миром. Также разработал 2 важнейших идей Ф.

1) борьба и ед-во противоположностей, т.е. все в мире сост. из противоположн., и, поэтому, их борьбой определяется сущность любой вещи или процесса.

2) Идея об изменчивости и текучести всех вещей и процессов. Он утвержд., что все течет, все изменяется, и в одну реку нельзя войти дважды.

 

7.Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм. Теоцентризм – связан с идеей бога, как абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования.

Креационизм, согласно ему весь окружайщий человека мир есть творение бога, полное целесообразности и гармонии.

Символизм, согл. котор., природа понималась как совокупность символов незримой сокровеной и неопределимой сущности бога.

Принцип опознания души и тела, согласно которому человек сотворен по образу и подобию бога, где душа человека бессмертная форма тела, в которой она достигает полноты своего существования. Принцип проведенциализма, в рамках которого история понимается как проявление воли бога, т.е. осуществление божественного плана. Поэтому люди – это актеры дрмы задуманной богом.

 

8.Гуманизм философской мысли Возрождения. С начала 14 в. в различных областях культуры Зап. Евр. происх. существенные изменения, т.е. появляется интерес к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Поэтому данный период наз. Возрождением античного наследия. Представители Ф. Петрарка, Николо Макиавелли, Томас Мор, Н. Коперник, Л. Давинчи.Основн. особен. данного периода является переход к антропоцентрическому пониманию мира. Чел. оказался центральным звеном всего мира. Представители эпохи Возр. формировали убеждение в том, что земной человек и его проблемы должны стать целью любого мировоззрения. В данную эпоху человек рассматривался во всей его целостности, т.е. внимание обращалось не только на его духовные качества, но и на его тело. В данную эпоху формулируется понятие индивидуализма. Человек начинает осознавать свою телесную индивидуальность и уникальность. Для реализации данного понятия образованы следующие дисциплины, изучающие человека – история, литература, философия, риторика. Преподаватели данных дисциплин назывались гуманистами.

19.Религиозная философия: неотомизм. Неотомизм – направление в современной католической ф., в основе которой лежит учение средневекового ф. Ф. Аквинского.

Соврем. представит. неотом. – Э. Жильсон, Ж. Маритен. Представители неотомизма отстаивали следующие причины:

1. Принцип креацианизма, т.е. божественного сотворения мира.

2. К основным ликам божества они относят единство, истину, благо и красоту.

Чел. в данном направлении определяет как сложную субстанцию, состоящую из души и тела.

Душа считалась основой личности, формообразующая по отношению к телу. Универсальной целью человека и смыслом его существования является созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла. В неотомизме отдается предп. общечеловеческим ценностям, соблюдение которых может обеспечить примирение противоречий между различными соц. слоями.

 

20.Философские концепции экзистенциализма Э. (лат.) – существование, и поэтому наз. ф. существования. Это крупнейшее направление ф. 20 в., которое возн. накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев). После 1-й мировой войны в Германии (Хайтеггер, Ясперс), и в пер. 2-й мировой войны во Фр. (Ж. Поль Сартр, А. Камю).

Данное направление отражало противоречия и болезни общества 20 в. исследуя состояние духовного кризиса, в котором у обезличенного сущ-ва появлялось ощущение бессмысленной недостаточности, и неправильности своей жизни. В качестве изначальной характеристики человека существовала выделение самопереживания.

Структура чел. существов. сводится к описанию ряда человеческих модусов: страх, вина, тревога, страдания, совесть.

Представители данного направления утверждали, что именно в момент глубочайших личностных потрясений, котор. наз. пограничными ситуациями, чел. переживал основу своего существования. В рамках данного направления утв. то., что человек обречен быть свободен, т.е. обречен сделать выбор, за который понесет ответственность, поэтому свобода рассматривается как тяжелое бремя.

 

23Философия постмодернизма. Данное направление оформ. 70-е года 20 в. в широкую концепцию культуры. П. заявил себя как философский дискурс, который распространил свое влияние на все сферы культуры и общества. П. – современная общекультурная традиция западного самосознания, оказ. свое влияние на весь остальной мир. Представители – Ю. Хабермас, М. Фуко, Ж. Лиотар. Предпосылки возникновения – изменение форм жизни, возникновение больших городов современности, стремительное распространение информационных технологий. Большинство исследователей убеждены – П. связан с ощущением растерянности, с которой стала соврем. человек в результате того, что возникла угроза самому существованию человечества. Исчезает убеждение в процветании науки и техники, утрачиваются иллюзии по поводу процветания современного общества. В следствии чего наростает фальш и пустота в человеческих отношениях, что приводит к тому, что все чаще ведутся разговоры о смерти субъекта и автора т. н. современность начинает полностью отрицать все старое. В современном мире устанавливается интерес к настоящему диалогу или общению, т.е. подлинно-человеческому, т.к. на деле диалог не нуждается в человеке-читателе.

24.Основные этапы развития философской мысли Беларуси. Формирование условий, которые подгот. Возможность возникновения Ф. связано с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процесса христианского просвещения - деятельность полоцкой княжны Рагнеды., Ефр. Полоцкой. Стремление бел. проф. филос. – период возрождения, связан с им. Ф. Скарины. Развитие бел. Ф. осущ. в перспективе всей бел. культуры. Все основные черты Ф. связаны с чертами Европ. Возрождения.Для философской мысли 16 в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказыва­ли общекультурные явления в Европе, такие как Воз­рождение и Реформация. В общественном мировоззре­нии начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Видный представитель эпохи вольнодумства — Фран­циск Скорина (ок.1490-1541). Он основал типографию, переводил, издавал и рас­пространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представите­ли духовенства имели право на чтение текстов священ­ной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Биб­лии, было прямым вызовом церковным порядкам. Фи­лософ проповедовал идеи веротерпимости, защищал прин­ципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, кото­рая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что свои взгляды он распространял на белорусском языке, тем самым содействуя развитию на­циональной культуры.Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530-1593). Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить "глупости переписчиков" и "хитрость еретиков" как "ошибки прежних переводчиков". Его ин­терпретация библейских текстов содержит первые при­меты атеистического мировоззрения.Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634— 1689) в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский был наказан смертью за распространение атеистических мыслей. Его рукопись "О существовании Бога", которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усили­лась свободолюбивая тенденция в развитии обществен­но-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С.Щадурский, К.Нарбут, Б.Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мыс­ли и действий.


27. Основные направления и типологические характеристики русской философии. Подлинно РФ 19 в. – Петр Чаадаев. В «Философские письма» он дает оценку эволюции русского духа православного мира. Писал об изолировании всего мира, о национальном самодовольстве и духовном застое. В развитии РФ выделяется:

1 напр.Западничество 40-60 г. 19 в., как направление русской общественной жизни. Герцен, Грановский, Бакунин – осн. идеи - критика феодально-крепостнических порядков в Ф. того времени.

- идея соц.-экономич. формирования России по Зап. образцу.

- отрицание реформационных мотивов в решении социальных проблем.

Славянофильство – нач. 30-х годов 19 в. как религиозно-философское течение русской общественной мысли – Халясов, Кириевский, Самарин.

Идея – утверждение самобытности России, ее общественного уклада, обоснование особой широкой миссии. Утвержд. – основа российской жизни – православие, собранность и цельность российского духа, самодержавие – царь несет на себе бремя греха власти, народность - солидарность, нравственность православной общины.

В к. 19 нач. 20 в. в РФ возникает духовно-теоретический феномен – «Русский космизм».

1. Религиозно-философское направление (Федоров, Булгаков)

2. Философско-методологическое направление(Вернадский, Циолковский)

Основные идеи «Р.К.»: 1) идея всеединства человека и мира; 2) идея незавершенности в развитии мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности челов. участия в эволюции мира;

3. объяснение чел-ва как органической части космоса или вселенной;

1). идея о самодостаточности чел-ка в центре – проблема исторического предназначения;

2). Идея абсолютной духовной свободы сочит. в себе представление о безграничных возможностях ч-ка в деле практического преобразования природы.

3). Идея интеграции мира и самого человека.

2 напр. Нач. 17- нач. 18 в. Идеи развиваются в русле борьбы католичества, православия, униатства. Философские дискуссии разворачиваются между между представителями различных религий.

Православная – Ващенко, Смотрицкий

Униатская – Кревза, Кунцевич

Католическая – Ольшевский, Кулеш.

3 напр. Конец 18 нач. 19 в. - на территории Б. становление классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований. (Мицкевич, Снядецкий).

4 напр. 1пол 19 в. – закат традиций просвещения, смена духовно-нравственного ориентирования связана с входом Б. в состав Российской Имп. Идея – идея национально-культурного и госуд. возрождения.

5 напр. Серед. 19 в. Осмысление идей Бел. Ф., которая осущ. в худ. литер. Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Колоса, М. Богдановича.

6 напр. Конец 20 в. – эволюция Б.ел. Ф. происходит в контексте сов. Ф., распад СССР - образование Суверенной РБ – дают новые импульсы в поисках нац. идей белорусов, освоению ценностей, выработанных в бел. Ф. культуре. Идея вечной жизни.

 

31. Диалектика: основные принципы, законы, категории. Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диалектика понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диалектика подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Диалектика начала восприниматься как бесплодное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диалектика приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы: Диалектика выступает как учение о единстве мира и месте человека, функционирования всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диалектика (Одорн), антологическая, экзистенциальная диалектика. В тих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают:

I. Объективная диалектика – все формы связи в реальности.

II. Субъективная диалектика – отражение объективной диалектики в сознании человека.

а. Стихийная форма: нет худа без добра.

б. Теоретическая форма.

Исторические формы диалектики:

1. Античной философии: диалектика, для которой характерно понимание мира как живого организма.

2. Немецкой классической философии (Гегель считал, что субъектом развития является мировой разум, мировая идея).

3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

Диалектика, как целостная теоретическая система включает в себя: принципы, концепции, категории, законы.

1. Принцип – основополагающая идея мировоззрения. (а. Принцип единства мира., б. Принцип развития.). Эти принципы отражены в определении диалектики.

2. Концепция – основопалогающая идея, которая развернута в систему утверждений.

Две главные концепции диалектики: (А. Концепция всеобщей связи – концепция детерминизма., Б. Концепция развития.).

3. Категория – основа суждения.

Аристотель выделял 10 категорий: места, отношения и т.д. В средние века разгорелся спор между нуменалистами и реалистами о природе общих категорий. Для реалистов общие понятия существуют реально. Для нуменалистов общие понятия не имеют бытия, это всего лишь колебания воздуха. Кант разработал теорию априорных форм рассудка. Категории по Канту – априорные (врожденные) формы рассудочной деятельности. Кант выделяет 12 категорий. Гегель понимал категории как общие формы самопознания абсолютной идеи, у него больше 100 категорий. Гегель делает акцент на саморазвитии понятий. Категории – не сама реальность, а отражение всеобщих форм самой реальности в сознании человека. Категории субъективны по форме и объективны по содержанию

Закон – определенная форма связи между явлениями, которая характеризуется постоянством повторяемостью. В реальности мы выделяем вещи, свойства и отношения. Отношения имеют следующие формы: отношения относительной изолированности; отношения связи: постоянной зависимости, -дискретного действия.Законы диалектики: 1) З.ед-ва и борьбы противоположностей, 2) З. перехода количественных изменений в качественные; 3) З. отрицания отрицания (двойного отрицания).

 

29. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия. Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

Бытие: 1) природное: а) первая природа (без человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);

2) человеческое бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);

3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать – значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование – напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

1. Вещи.

2. Свойства.

3. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

 

30. Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.Существует три концепции материи:

1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).

· Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются: Объективность. Познаваемость. Структурность. Субстанциональность.

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи.Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения: Всеобщность. Универсальность Объективность. Абсолютность (нет вещей неподвижных). Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи: Движение существует в 3-ех формах. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям: (а. По носителю, б. По взаимодействию., в. По законам.)

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная

2. биологическая (носители – клетка, организм)

3. химическая (носитель – молекула)

4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах. В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.


32.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.В ф. выделяются следующие стратегии (концепции) в осмыслении проблемы человека:

1. Натурализаторская, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам, и, поэтому не имеющий в своих характеристиках ничего того, что было бы не возможно и в других природных образованиях. Поэтому человек здесь рассматривается па аналогии с животным.

2. Экзистенциализм, где утверждают, что человек – это особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое, исходя из индивидуального опыта и судьбы.

3. Рационалистическая, где утверждается, что сущностной особенностью человека является наличие у него разума и сознания, т.к. в отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планирование в соответствии с полученными знаниями свои действия. Поэтому, разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественное природное в человеке.

4. Социологизаторская, которую наиболее четко сформулировал К. Маркс, сказав о том, что сущность человека, есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому человеческая природа формируется обществом и меняется с изменением исторической ситуации.

 

41Государство как важнейший компонент политической организации общества.

Политика, согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас под политикой понимают определяе­мые прежде всего экономическими интересами отношения между класса­ми, нациями и другими общностями людей по поводу государственной власти. Политика представляет собой наиболее активную часть надстрой­ки.

В центре политики находится государство — основная организация, особый аппарат власти экономически господствующего класса для управ­ления обществом в целях осуществления своих коренных интересов и целей. Государство вместе с политическими партиями и различными обще­ственными организациями и учреждениями образуют политическую орга­низацию общества.

Теория марксизма объясняет происхож­дение государства расколом общества на антагонистические классы и рас­сматривает его как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий эксплуататорского меньшинства и эксплуатируемого трудя­щегося большинства общества.Разумеется, что и до возникновения государства первобытнообщинный, доклассовый строй имел свою организацию. Но это была неполитическая родоплеменная организация регулирования социальной жизни силой обы­чаев и традиций. По сравнению с родоплеменной организацией государство отличается, во-первых, разделением населения по территориальным свя­зям вместо кровнородственных; во-вторых, учреждением публичной вла­сти, т.е. власти, не совпадающей с массой населения, осуществляемой особыми группами людей. Для содержания противостоящей народу пуб­личной власти и выполнения необходимых общественных работ понадоби­лись неизвестные ранее взносы населения — налоги. С развитием классового общества государственный аппарат все более разрастается, включая особые отряды вооруженных людей (армия, полиция и др.), бюрократические ве­домства, карательно-судебные органы с тюрьмами и т.д. Отличительным признаком государства является также его связь с правом, включая издание законов и других актов, регулирующих имущественные и иные отношени я, закрепляющих нормы поведения. Форма государства прежде всего проявляется в форме правления. Это— монархия, передаваемая по наследству власть одного лица (короля, царя, императора), которая опирается на господствующие в обществе социаль­ные силы и проводит их волю. Или республика — власть, осуществляемая выборными органами общества. Формы государства различаются также и по методам осуществления государственного руководства обществом, т.е. по политическому режиму. Для буржуазного государства характерны пар­ламентский, президентский, военно-диктаторский, фашистский и другие политические режимы. Способы осуществления власти буржуазией раз­личны — от демократии и социального компромисса до прямого тоталитар­ного терроризма. В современных условиях политической организации стран смешанной рыночной экономики присущ не только рост государст­венно-бюрократического милитаристско-репрессивного аппарата, но и усиление многослойности за счет включения политических партий и раз­личных звеньев от кастово замкнутых союзов и элитных клубов до расистско-клерикальных объединений и масонских лож. Их многоликость сви­детельствует о лавировании и гибкости господствующих сил, их стремле­нии при ослаблении одних звеньев обеспечивать свою власть также посред­ством использования других организаций, включая глубоко законспи­рированные.Для построения правового государства, повышения значимости граж­данского общества принципиальное значение имеет разделение законода­тельной, исполнительной и судебной власти. В принятой в ноябре 1990 г. на совещании глав государств и правительств «Парижской хартии для новой Европы» торжественно провозглашены общечеловеческие ценности в соци­ально-политической сфере и обязанность «строить, консолидировать и ук­реплять демократию как единственную систему правления в наших стра­нах», основывающуюся на воле народа, уважении человеческой личности и верховенстве закона.Основные признаки гос-ва: 1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем населением. 2) Суверенитет народа. 3) Территории4) Монополия на легальной силы. 5) Исключительное право на издание з-на. 6) Право на взымание налоговВнутренние ф-ции гос-ва: 1) Экономич. 2) Соц. ф-ции. 3) Экологическая ф-ция. 4) Защита прав граждан.

Внешние: 1) Защита границ 2) Интеграция в мировую экономику. 3) Защита м/у народной безопасности.

 

 

Правила рационалистическогометода Декарта

Первое правило - это правило очевидности Декарт формулирует следующим образом: "Hикогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению". Это не просто правило, но фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем заключается очевидность. Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных - одно и то же. Умственное действие посредством которого достигается очевидность - интуитивное действие, или интуиция. Со слов Декарта это не вера в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденная лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Итак речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, ибо оно опирается ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия. Речь идет о ясной и отчетливой идее, отражающий "чистый свет разума", еще не согласованный с другими идеями, но увиденной сама собой, интуитивно данной и не доказанной. Речь идет об идее, присутствующей в уме, и об уме, открытом идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил. Второе правило: "Разделять каждую проблему избранную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее решения". Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, так как расчленяя сложное на простое, светом разума изгоняется двусмысленность. Если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного "на элементарные части до пределов возможного". Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом. Однако разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее из них сложное целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Таким образом цель третьего правила, которое формулирует Декарт, определяется так: "Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". Итак, следует опять соединить элементы, в которых живет одна сложная реальность. Здесь имеется в виду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов освещая сложные связи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью. Без очевидности не было бы интуиции, а переход от простого к сложному необходим для акта дедукции. Может показаться, что в результате синтеза мы получаем тот же предмет с которого начинали, однако в действительности это уже реконструированный комплекс ставший прозрачным под лучом прожектора мысли. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

 

12.Критическая философи яИммануил Кант - основоположник немецкой классической философии (1724-1804). В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Если до начала 80-х его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, и т.п., т.е. всей системы философии.Главные произведения критического периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). Основу всех трёх критик составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе – «вещах в себе». Познание начинается, по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (нашему знанию доступны только явления вещей (феномены). Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Т.е. при помощи чувств мы не можем постичь окружающий мир. По Канту мир ноуменов (мир «вещей в себе») содержательно не познаваем для человеческого разума. Все попытки его познать обречены на провал, благодаря неразрешимым противоречиям (антиномиям).Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная сущность. Чувственный впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.Категории рассудка (априорные формы рассудка):- Количество (всеобщность, множество, единичность)- Качество (реальность, отрицание, ограничение)- Отношение (субстанция, причинность, взаимодействие)- Модальность (возможность, действительность, необходимость)Синтез категорий создает предметность (правила для расположения ощущений в пространстве и времени, которые создаются трансцендентальным субъектом). Понятия рассуд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: