Составила Бабаян С.К. учитель-дефектолог ПКПП Государственного учреждения образования




Картотека упражнений

По теме «Синонимы», 3-4 классы

Составила Бабаян С.К. учитель-дефектолог ПКПП Государственного учреждения образования

«Гимназия №3 г. Бобруйска»

Предлагаемая картотека упражнений составлена на основе книги Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.

Картотека может использоваться учителями-дефектологами пунктов коррекционно-педагогической помощи в работе с детьми с нарушениями письма, чтения, обусловленных ОНР и ФФН, с трудностями в обучении. Материал карточек направлен на восполнение пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Карточки расположены по трём уровням сложности: первый уровень (1а,2а,3а и т.д.), второй уровень (1б, 2б …), третий уровень (1в, 2в …).

 

 

№1а. Чётко прочитай предложения:

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. Глядит — хорошо ли метели лесные тропы замели. Буран в степи всё ещё бушевал. Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.

 

Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.

№1б. Чётко прочитай предложения. Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.  

Лиса успела убежать от волка. Отец сегодня очень рано ушёл на работу. Брат торопился ни встречу и оставил свои вещи у друга. Вчера ребят с грустью покинули лагерь. Нельзя бросать товарищей в беде.

 

 


 

№1в. Выразительно прочитай отрывки из сказки:

1.Та (Чернавка), в душе её любя, Не убила, не связала... «Не кручинься,Бог с тобой», — А сама пошла домой. 2. И молва трезвонить стала: — Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней... 3. Ясный месяц продолжал: «Погоди, об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай!» 4.Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая...

Как называется сказка? Кто её автор?

Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.

 

№2а. Чётко прочитай предложение:

Самым пугливым животным считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

 

 

Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.

Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.

 

№2б. Внимательно прослушай текст:

Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.

Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.

 

Тишину летнего утра нарушила соловьиная трель. В темноте мы едва не прошли поворот в деревню. Зимой в лесу ранним утром непробудная тишь. В темноте показался зелёный глаз светофора. Летом затишье предвещает бурю. Горные вершины спят во тьме ночной. Поздней осенью часто бывают непогода и мрак.
№2в. Чётко прочитай предложения:

Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.

№3а. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):

работа — з... обрыв — к... доля — ч...

родник — и... пасмурный — н... педагог — у...

холод — м... забава — и... мыслить — д...

деятельный — а... рубеж — г... пища — е...

самописка — а... хохотать — с...

актёр — а...

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно
Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса
Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь
идет шагом.

№3б. Прочитай «про себя»:

 

Подумай и предложи задание товарищу.

* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

 

№3в. Чётко прочитай словосочетания:

 

сильная метель большое несчастье
плохая погода сильный дождь
полная тишина буряна море
бесстрашныйлётчик соседняя школа
пасмурнаяпогода смышленыйученик
правильныйответ занимательныйрассказ

Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

 

 

Мальчики шли домой по лесной тропинке. Вдруг они наткнулись на двух маленьких лосят. Мальчики подошли к ним поближе. Малыши не испугались мальчиков и подпустили их к себе. Тогда мальчишки накормили лосят хлебом и молоком. Мальчики пошли домой, и лосята пошли за ними.
№4а. Чётко прочитай текст:

Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.

№4б. Чётко прочитай словосочетания:

лесная дорожка; сильная метель; большая стужа; верный товарищ; большое несчастье; страшный ураган; летний зной; тёмное облако; опасный противник; большая удача; мощное укрепление; сильная тоска.

 

Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).

Докажи правильность своего выбора, составив предложения.

№4в. Чётко прочитай словосочетания:

обвести вокруг пальца; не давать в обиду; держать язык за зубами; задрать нос; повесить нос; кривить душой; сидеть сложа руки.
Учитель-дефектолог поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.

Моя сестра работает швеёй.Космонавты своим подвигом прославили нашу отчизну.Все взрослые удивлялись храбростималенького мальчика. Чуднаякартина, как ты мне родна. (А. Фет) Мудрыйсовет всем нужен. Ребята радостнопровели зимние каникулы.
№5а. Чётко прочитай предложения:

 

Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)

 

№5б. Прочитай «про себя»:

Холодная зима была в разгаре. Часто дул... ветер. Снег падал на... землю. Вода в проруби была....

 

Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.

* Ледяной, студёный, морозный.

Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.

 

№5в. Чётко прочитай слова парами:

 

развлекаться — забавляться
сторожить — охранять  
подчиняться — покоряться
удивляться — изумляться  
рассказывать — излагать
преподносить — вручать
слушать — внимать  
заболеть — захворать  
просить — клянчить  

Подумай, что можно сказать о словах в парах.

Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании). Составь с каждым предложение.


№6а. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение.

Обоснуй правильность своего выбора.


 

 

а)


Стояло (жаркое, горячее) пето. Мальчики им купались и легли загорать на (жаркий, горячий песок.

б)

 

Студёныйключ играет в овраге (прозрачным, холодный, быстрый). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжиймедведь (огромный, неповоротливый, добродушный). В лесу мы наблюдали, как быстраябелочк! перепрыгивала с одного дерева на другой (маленькая, проворная, весёлая).

№6б. Прочитай «про себя»:

Ребята бодро... по дороге. Им нравилось... в поход вместе. Они... и весело пели песню. Ребята интересно провели время. Вечером они... домой. Валера натёр ногу и... по обочине. Оля с Леной устали и еле....

* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.

Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

 

 

№6в. Чётко прочитай слова:

бояться, трусить; сердиться, злиться; кричать, галдеть; перегнать, обскакать; лошадь, кляча; учить, долбить; разговор, болтовня; высокий, долговязый; застрять, задержаться; бродить, слоняться.

 


 

Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?

Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.

Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.

 

№7а. Прочитай «про себя»:

Туристы устали и еле-еле шагали по обочине дороги (шагали, шли, плелись, тащились). От резкого ветра камыш сильно накренился к воде (накренился, нагнулся, наклонился). Ученики 4-го класса «Б» никак не могли освоить своих противников по волейболу (развить, освоить, победить). От сильного испуга ребята окоченели и не могли двигаться вперёд (окоченели, оцепенели, остолбенели).

Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.

 

№7б. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):

 

громадный, бежать, корм, лететь, огромный, яства, мчаться, пища, нестись, тревожный, бросать, необъятный, кидать, еда, беспокойный, швырять; вежливый, преграда, шелест, вереница, шорох, обходительный, цепочка, любезный, шуршание, ряд, граница, препятствие, здание, рубеж, тормоз, черта, линия, дом, помеха.


 

Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре.)

Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися.)

 

 

№7в. В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:

— движение: иду,...,...

— речь: говорю,...,...

Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.

Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.

 

№8а. Четко прочитай слова:

 

бояться, радоваться, изумиться, поразиться,
трусить, ужасаться, смеяться, удивиться,
озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться,
робеть, веселиться, трепетать.

Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.

С любым словом каждой группы составь предложения.


 

№8б. Чётко прочитай слова:

жарко, тепло, холодно, знойно; скорость, поспешность, стремительность, неподвижность; мчаться, вертеть, крутить, вращать.

Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.


№8в. Прочитай «про себя»:


Товарные поезда день и ночь перевозят.... В пассажирских поездах есть специальный вагон для перевозки... {поклажа, ноша, багаж, тяжесть, груз.) (Листы, листья) желтеют и падают на землю. За отвагу в бою храбрый... (вояка, воин) награждён орденом. Лариса полила... (цвет, цветок) из маленькой лейки.

 

Подумай и предложи товарищу задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима.


№9а. Чётко прочитай слова:

храбрый, смелый, хладнокровный, отважный; сообщить, сделать, сказать, объявить; грустно, уныло, печально, спокойно.

 

Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.

Со словами-синонимами составь и запиши предложения.

 

№9б. Четко прочитай слова:

неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный; учтивый, деликатный, обходительный, любезный; большой, значительный, огромный, громадный, колоссальный; мелкий, маленький, небольшой, незаметный, микроскопический, крошечный.
а)Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.

б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.

Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения задания.

 

 

№9в. Прочитай «про себя»:

В саду росли пожилые берёзы. Артисты выступали с пожилой программой. В нашей школе много старых учителей. На поляне рос полный дуб. Теплоход шёл толстым ходом. Нам повстречался толстый человек. Отец отправился в иностранную командировку. Наш город посещают много заграничных туристов.

 

Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.

 

 

№10а. Чётко прочитай слова:

тащился, брёл, шёл, шагал, бежал, несся; думать, соображать, мыслить, рассуждать; смеяться, хохотать, хихикать, гоготать, фыркать; тлеть, пламенеть, гореть, пылать; стучать, бить, барабанить (в дверь), дубасить, колотить; трусить, бояться, пугаться, страшиться; робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться; устремиться, броситься, ринуться, метнуться.

 

 

Скажи, как их можно назвать? Почему?

Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

С любым словом каждой строчки составь предложение.

№10б. Внимательно рассмотри таблички:


платье голубой
глаза лазурный
небо бирюзовый
море небесный
цвет  
незабудка  
   

 

погода мокрый
песок сырой
воздух влажный
луг  
берег  
полотенце  
дождь  
день серый
заяц пасмурный
костюм  
воздух  

Сколько столбиков слов в каждой табличке?

На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?

Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.

Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.

 

 

№10в. Прочитай «про себя»:

Три дня мы прожили в.... Хозяева встречали гостей в.... (Гостиная, гостиница.) В... доме открылась детская библиотека. Пётр ходил смотреть футбол с... мальчиком. (Соседский, соседний.) ... голодного не разумеет. Завтрак был очень.... (Сытный, сытый.)
Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

 

 


 



 


 


 


 


 

 


 

 

 


 

 


 


 


 

 


 


 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: