Глава 3. Архитектурные особенности Николаевского монастыря




Внешним своим видом Николаевский монастырь не производит большого впечатления, так как занимает небольшое пространство, всего 137 сажень в окружности, заграждён соседними постройками гостиного двора. Вся красота его внутри.

Главным своим фасадом, северной стороной, обитель обращена на Соборную площадь. С этой стороны ограду обители заменяют Богоявленская церковь и двое ворот, из которых одни именуются святыми.

С запада, около самой монастырской стены, находится городской съезд с горы. Как съезд, так и гора по имени монастыря называются Никольскими. В древние времена этим съездом пролегал путь из Москвы в Арзамасскую крепость. На юге от монастыря откос горы укреплён каменными стенами, а под горой расположены постройки частных владельцев; с востока монастырь заграждён лавками гостиного двора.

Внутри обители находится две церкви, пять каменных и шесть деревянных корпусов и деревянное здание над колодцем в виде большой часовни с крестом.

 

СТРОЕНИЯ МОНАСТЫРЯ

Николаевская каменная холодная церковь расположена посреди монастыря и представляет собой тип церквей, построенных в дни Петра Великого. От других, более новых, Арзамасских церквей она отличается замысловатостью своих карнизов и наружных украшений, особенно своим большим узорчатым позлащённым крестом. Глава окрашена синей краской и украшена золотыми звёздами и таким же бордюром по карнизу. На восточной стороне одноглавого купола изображён во весь рост Святитель Николай. Церковь имеет три двери. К западным дверям устроена открытая галерея, ведущая от настоятельского корпуса. К северным – идёт кратчайший путь от святых ворот. Южные двери выходят на небольшую террасу. Стены расписаны искусными живописцами. Картины изображают события из жизни, чудес и явления Святителя Николая. В трапезе устроен придел во имя святых Космы и Домиана. Под всем храмом находится обширное подвальное помещение, служившее в 18 веке усыпальницей.

Богоявленская церковь представляет собой довольно большое благоустроенное здание в два этажа. На верхнем этажа помещена довольно просторная тёплая церковь в честь Богоявления с двумя приделами: правым в честь Боголюбской иконы Божией Матери и левым во имя Всех Святых. Храм имеет два входа: западный из монастыря для инокинь и северный с Соборной площади для духовенства и мирян. В нижнем этаже помещается: больничная церковь во имя Пресвятой Богородицы, всех скорбящих Радости. Будучи расположенной в середине здания, эта церковь освещается окнами только с востока, в алтаре, а поэтому напоминает пещеру; к церкви примыкают кельи, занятые богадельней для немощных и увечных стариц; на том же этаже помещается Псалтырьная. Эта келья, имеющая вид часовни.

Колокольня каменная, трёхъярусная находится над западной папертью Николаевской церкви и построена одновременно с ней. На ней находится восемь колоколов, общий вес которых 317 пудов 37,5 фунтов.

Святые ворота обители обращены на север, украшены изображениями Святителя Николая и святых чудотворцев Космы и Домиана. Они были построены в 18 веке и имели вид часовни с пирамидальным куполом, увенчанным черепичной главой. Игуменья Мария в первый же год своего настоятельства, сломав старые ворота, заменила их новыми, более лёгкими и изящными. Около святых ворот находится маленькая часовня со святыми иконами и неугасимой лампадой. Внутри обители, при входе в святые ворота, на правой стороне, вдоль алтарной стены Богоявленского храма, тянется ряд памятников, означающих могилы игумений: Евсевии, Еванфии I, Еванфии II, Таисии, Марии и сподвижницы её монахине Магдалины и Паисии.

Монастырский колодец, имеющий снаружи вид большой деревянной часовни, представляет собой замечательное сооружение, его глубина 17,5 сажень. Вода проведена посредством труб в квасную, кухню, прачечную и др.

Настоятельский каменный трёхэтажный корпус расположен главным фасадом на восток. В нём помещались кельи игуменьи, казначеи и некоторых сестёр, а также библиотека, аптека, школа грамоты для воспитанниц сирот и взрослых послушниц, золотошвейная и образные мастерские, общая трапеза, хлебопекарня и кухня.

Четыре каменных корпуса, в которых помещаются кельи монашествующих и послушниц, а также мастерские: иконная, ризная, для шитья гладью, швейная, башмачная, вязальная, рухлядная и живописная.

Странноприимница для женщин-странниц. Большое деревянное здание на каменном фундаменте.

Шесть деревянных корпусов для послушниц, проходящих различные послушания. В одном из них, у святых ворот, находилась монастырская больница с пятью постоянными кроватями для больных сестёр.

За оградой, у задних ворот, деревянная келья для служителей, а под ней прачечная.

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Немного найдется в России таких провинциальных городов, как Арзамас, которые были бы столь богаты памятниками архитектуры. Николаевский монастырь, как и другие монастырские комплексы Арзамаса, – это памятники, дошедшие до нашего времени в первозданном или искаженном виде, с несохранившимися архивными чертежами, имеют огромное значение для всего культурного наследия России.

Николаевский монастырь – древнейшее каменное строение Арзамаса. В нем воплощены традиции русской храмовой архитектуры. Спустя столетия мы продолжаем любоваться красотой и восхищаться строгой архитектурой его храмов, переживших века.

Во все времена Николаевский монастырь был украшением города Арзамаса. Пластика архитектурных форм его зданий, ярко-синие главки храмов с золочеными звездами и крестами восхищали гостей города и были гордостью арзамасцев. Голос колоколов монастыря, вплетаясь в гармонию звука еще почти 150 арзамасских колоколов, создавал удивительное чувство праздника или печали, благотворно действуя на духовное и физическое здоровье людей.

Не раз Арзамас переживал жестокие пожары, которые уничтожали половину города, однако город возрождался вновь, еще краше и лучше. Но случился пожар пострашнее всех предыдущих – пожар революции, который «выжег» в умах и душах людей многовековую память предков, и люди сами превратили свои храмы в развалины и пепел. Но все-таки сохранились «живые зерна» духовности, не запустело намоленное место. В настоящее время трудно и медленно возрождается Арзамасский Николаевский женский общежительный монастырь. Упорным трудом монахинь Николаевского монастыря благоустроена Богоявленская церковь, восстановлен главный соборный Николаевский храм. Бог им в помощь и забота Николая Чудотворца!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, закончив краткий экскурс в историю Николаевского женского общежительного монастыря, мы пришли к следующим выводам:

1.Монастырь был основан примерно в 1580 году, после усмирения царем Иваном Васильевичем Грозным Великого Новгорода и расселения множество опальных новгородцев и псковичей по разным городам, в том числе в новопостроенном городе Арзамасе и его окрестностях.

2. Николаевский монастырь стал прародителем многих обителей на юге края. Он по праву считался миссионерским центром по распространению христианства.

3. Монастыри являлись первооткрывателями новых мест, хозяйственно осваивая и обживая значительные территории. Со временем к ним присоединялись их единомышленники и почитатели, а в последствии вокруг небольшой пустынки селились крестьяне, образовывались деревни, которые нередко вырастали в крупные города

4. Монастырь был одним из духовно-просветительских центров огромной округи.

5. Первые крупицы знаний об окружающем мире получали дети от монахинь – учительниц, выполнявших функции опеки и призрения детей-сирот, больных и немощных людей. Многие ремесла появились и развивались в монастырях. Строгий монастырский уклад жизни служил высоким духовным примером мирянам.

Роль монастырей для русского православного человека трудно переоценить – она огромна. Здесь как нельзя более соединились внешняя форма и внутреннее содержание. Это источники культуры, начало которых уходит в глубокую древность.

Николаевский монастырь – замечательный историко-культурный памятник и духовная обитель города, которая продолжает свою деятельность и по сей день.

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники:

1.ГКУ ГАНО, г.Арзамас Ф.32. Оп.1.Д.15 л.л.1-2

2.ГКУ ГАНО, г.Арзамас Ф. 32.Оп.1.Д.23 л.л. 1-18

 

Литература:

1.Наш край.-Нижний Новгород: Издательство «Книги», 2006

2.Православный Арзамас. Издательство «Сибирская Благозвонница», Москва,2006

3.Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник.-Горький: Волго-Вятское изд-во, 1987

4.Петряшин А.С. Арзамасские монастыри.-Арзамас, 2003

5.Щегольков Н. Исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас, 1911

6.Щегольков Н. «Арзамасский Николаевский общежительный женский монастырь. История его и описание», Арзамасская типография Н.Доброхотова, 1913

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Арзамасский Свято - Николаевский женский монастырь.

 

 

 

Арзамасский Свято - Николаевский женский монастырь ночью.

 

 

Подворье Арзамасского Свято - Николаевского женского монастыря.

 

 

 

Подворье Арзамасского Свято - Николаевского женского монастыря. Верхняя часть.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: