Диалектика, ее принципы и основные законы




Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Планы семинарских занятий,

задания самостоятельной работы,

вопросы для повторения учебного курса

для студентов 2 курса факультета ЭУЗд

 

Подготовил: доц. В.Е. Никитин.

 

 

Курск

2011–2012 учебный год

 

 

ПЛАН КУРСА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема Лекции Занятия Сам. раб.
1. Методическое занятие        
2. Предмет философии, место и роль философии в культуре, в жизни человека      
3. Исторические типы и направления в философии. Основные этапы развития философской мысли        
4. Учение о бытии, монистические и плюралистические концепции бытия      
5. Диалектика, ее принципы и всеобщие законы. Категории      
6. Человек, общество, культура. Интеллект человека.      
7. Познание      
8. Научное и ненаучное знание      
9. Будущее и человечество      
10. Итого      

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

(Методическая структура курса философии)

 

1. Государственный образовательный стандарт по философии для вузов.

2. Курсы лекций в авторской редакции; специальные курсы по выбору студентов.

3. Циклы семинарских занятий: учебник, учебные пособия и дополнительная литература – монографии, брошюры, журнальные и газетные статьи, словари и энциклопедии по философии.

4. Консультации, читальный зал, сотрудники, график работы, фонд печатных изданий.

5. Форма контроля знаний: беседа и дискуссии на занятии, коллоквиум, контрольная работа, зачет.

6. Анкетный опрос «Философия как учебный предмет глазами студентов и преподавателей».

Теоретические и просветительские беседы по философии: кружок и студенческая научная конференция.

7. Столичный и зарубежный опыт преподавания философии.

8. Традиции кафедры философии Курского государственного медицинского университета. Преподаватели кафедры, их научные интересы и публикации.

ЛИТЕРАТУРА

 

Лекция 1.

Государственный образовательный стандарт Российской федерации.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2004.

Новая философская энциклопедия. М. 2000.

Энциклопедический словарь. Человек. М., 1999

 

 

ТЕМА 1.

Предмет философии, ее место и роль в культуре, в жизни человека.

Занятие 1.

1. Что такое философия? Возникновение философии в развитии человечества. Школы философии и этапы ее исторического развития. Точность в философии.

2. Примерный круг философских интересов и проблем, своеобразие их решения. Философские понятия.

3. Основной вопрос философии как мировоззренческая проблема. Предмет философии.

4. Содержание и структура философии. Функции философии.

5. Особенности философского мышления.

 

Занятие 2.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Понятие мировоззрения, его компоненты и разновидности, функции мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

3. Ценностная составляющая мировоззрения. Понятие ценности.

4. Отношения философии и религии.

5. Место и роль философии в культуре современного общества.

 

Литература к занятиям 1 и 2.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2004. Разд. 1, гл. 1 – 5.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 1.

Философия. Курс лекций. – М., 2003. Разд. 1, тема 1 – 2.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию. – Ростов-на-Дону, 1999. Гл. 1.

Кувакин В.А. Что такое философия? – М., 1989.

Философия / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М., 1998. Ценности. С. 545.

Философская энциклопедия. – М., 2000. – «Филосоия».

 

 

ТЕМА 2

Исторические типы и направления в философии.

Основные этапы развития философской мысли

Занятие 1.

1. Философия древности.

2. Средневековая философия.

3. Философия Возрождения.

4. Философия Нового времени.

5. Современная философия Запада.

 

Литература к занятию 1.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2007, гл. 6,8.

 

Занятие 2.

1. Своеобразие истоков и бытия русской философии.

2. Распространение философии в России.

3. Основные вопросы русской философской мысли.

4. Русская идеалистическая философия.

5. Мыслители-материалисты.

 

Литература к занятию 2.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2007, гл. 7.

Хрусталёв Ю.М. Общий курс философии. М., 2003, т. 1 ч. 1, гл. 7.

ТЕМА 3

Учение о бытии, монистические и плюралистические концепции бытия

Занятие 1

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Самоорганизация бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Понятие «картина мира». Философская, религиозная, научная, обыденная картины мира. Понятие материального и идеального.

3. Эволюция представлений о материальной основе мира. Идея первоматерии, ее достоинства и недостатки.

4. Понятие материи, его значение в мировоззрении человека.

5. Современное понимание материального единства мира.

 

Занятие 2

1. Движение как способ существования материи:

- определение движения;

- противоречивость движения;

- движение и развитие.

2. Время и его свойства.

3. Пространство и его свойства.

4. Психологические особенности восприятия пространства и времени.

5. Философское значение теории относительности.

 

Литература к занятиям 1 и 2.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2004. – Разд.4, гл. ХХ, гл. XXI, XXII.

Философия. Курс лекций. – М., 2003. – Разд. 3, тема 9.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 3.

Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М., 1989.

Хрусталев Н.М. Философия М., 2005. Гл. 1.

Итоговое занятие № 1

(Все вопросы планов пройденных занятий)

ТЕМА 4

Диалектика, ее принципы и основные законы

Занятие 1.

1. Понятие диалектики. Диалектика в определениях мыслителей разных эпох. Объективная и субъективная диалектика

2. Основные принципы диалектики:

- принцип развития;

- принцип всеобщей связи;

- понятие отношения, связи, взаимодействия.

3. Отношения и связи реального мира, их значение.

4. Антиподы диалектического мышления: метафизика, догматизм, софистика, схоластика, эклектика.

5. Диалектика как метод.

 

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2004. – Гл. ХХV, § 1.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 3, § 3.

 

 

Занятие 2

1. Закон диалектической противоречивости. Понятие тождества, различия, противоположности противоречия.

2. Закон перехода количества в качество. Понятие качества, количества, меры.

3. Закон диалектического синтеза. Понятие отрицания.

4. Соотношение диалектики и формальной логики.

5. Категории диалектики, их определение, значение. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие.

6. Необходимость и случайность, свобода и необходимость. Динамические и статистические закономерности.

 

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2004. – Гл. ХХV, XVIII, XIX.

Философия. Курс лекций. – М., 2003. Разд. 3. Тема 5–8.

 

 

Итоговое занятие № 2

(Все вопросы планов пройденных занятий)

 

ТЕМА 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: