Занятие 1
1. Человек и природа.
2. Общество и его структура. Общество и государство.
3. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Литература
А.С. Кармин Г.Г. Бернадский Философия. – М., 2006. С. 190, 197, 204, 228.
Философия. Курс лекций под ред. Калашникова В.Л. – М., 2003, тема 13, 14, с. 132
Хрусталев Н.М. Философия. – М., 2005. Гл. 6.
Занятие 2
1. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
2. Человек как проблема. Место и роль человека во вселенной. Свобода и ответственность.
3. Сущностные родовые признаки человека. Что значит быть человеком. Критерии человечности. Воспитание человечности. Мораль, справедливость, право.
4. Варианты понимания смысла жизни в истории философии. Понятие цели и смысла. Нравственные ценности, эстетические ценности; религиозные ценности и свобода совести.
5. Объективный смысл жизни человека, обоснование, аргументация.
6. Понятие духовности, дух и душа. Их определение, основные характеристики.
7. Представление о совершенном человеке в различных культурах.
Литература
Энциклопедический словарь. – М., 2001. Человек, смысл жизни.
Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 2.1.
Хрусталев Ю.М. Введение в философию. – М., 1999. Гл. 18. Философия, смысл жизни.
В.А. Канкин Философия. Эстетика. – М., 2000. С. 201.
Занятие 3.
1. Понятие интеллекта. Интеллект животных. Становление интеллекта ребенка.
2. Ступени формирования интеллекта человека: здравый смысл, рассудок, разум.
3. Коэффициент интеллектуальности, его характеристика, оценка. Другие критерии интеллекта.
4. Интеллект и телевизионная культура. Способы воспитания и тренировки интеллекта.
5. Понятие «искусственный интеллект».
Литература
Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Т.Г. Интеллект человека. – Воронеж, 1990.
Щавелев С.П. Практическое познание. Гл. 2. § 4.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997. – Раздел 2. Гл. 14. § 3.
Итоговое занятие № 3
(Все вопросы планов пройденных занятий)
ТЕМА 6
Сознание и познание
1. Развитие сознания. Понятие отражения.
2. Сознание и мозг. Сознание как идеальное.
3. Перспективы эволюции мозга и человеческих способностей.
4. Самосознание, сверхсознание, бессознательное. Эмоции. Воля.
Литература
Алексеев П.В. Панин А.В. Философия - М., 2004 гл. 15
Философия курс лекций - М., 2003 Раздел 3, Тема 3.
Кемеров В.Е. Проблема личности. с. 124 – М. 1998
Суворов А.В. Мужество сознание. // Вопросы философии 1998, № 4
Хрусталев Н.М. Философия. – М., 2005. Гл. 2.
ТЕМА 7
Познание
Занятие 1
1. Познание как активное отражение. Субъект и объект познания. Диалектика познания.
2. Проблемы и трудности познания.
3. Агностицизм и скептицизм. Знание и незнание. Вера и знание.
4. Чувственное познание, его основные формы и возможности.
5. Мышление как инструмент рационального познания. Основные формы мышления. Пути повышения объективности мышления. Мышление, логика и язык.
6. Виды знания. Мнение. Понимание и знание. Объяснение. Творчество.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2004. Гл. XVI.
Введение в философию. Ч. 2. Гл. 12, § 1–2.
Философия. Курс лекций. – М., 2003. Разд. 3.
Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 4, § 2–4.
Губанов Н.И. Чувственное отражение. – М., 1986.
Диалектика познания. – М., 1989.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
Занятие 2
1. Понятие истины и ее философские характеристики:
- истина как объективное знание;
- диалектика абсолютной и относительной истины;
- конкретность и процессуальность истинного знания;
- истина как соответствие действительности понятию;
- критика догматизма и релятивизма. Понятие точности.
2. Практика:
- сущностные черты человеческой деятельности;
- виды практики;
- структура практики.
3. Роль практики в познании:
- предметная деятельность людей как основа и цель познания;
- практика и другие критерии истины; противоречивость практики как критерия истины;
- соотношение теории и практики.
4. Ложь, дезинформация, заблуждение. Проблема отграничения истины от заблуждения.
Литература
Алексеев А.В., Панин П.В. Философия. – М., 2004. Гл. XIV.
Щавелев С.П. Практическое познание как философско-методологическая проблема // Философские науки. 1990. № 3.
Итоговое занятие № 4
(Все вопросы планов пройденных занятий)
ТЕМА 8
Научное и ненаучное знание
Занятие 1
1. Наука. Критерии научности.
2. Структура научного познания, его методы и формы.
3. Рост научного знания, научные революции и смена типов рациональности.
4. Наука и техника.
Литература
Канкин. В.А. Философия. – М., 2000, гл. 2.5, 2.6.
Кармин А.С., Бернадский Г.Г.. Философия. – М., 2006. Гл. 9. С. 419.
Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2004. Гл. 7.
ТЕМА 9
Будущее и человечество
Занятие 1
1. Глобальные проблемы современности.
2. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.
Литература
Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2004. Гл. 16. Стратегия будущего.
Дополнительное задание
По результатам аудиторной и самостоятельной работы студентов