Человек, общество, культура.




Занятие 1

1. Человек и природа.

2. Общество и его структура. Общество и государство.

3. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

 

Литература

А.С. Кармин Г.Г. Бернадский Философия. – М., 2006. С. 190, 197, 204, 228.

Философия. Курс лекций под ред. Калашникова В.Л. – М., 2003, тема 13, 14, с. 132

Хрусталев Н.М. Философия. – М., 2005. Гл. 6.

 

Занятие 2

1. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.

2. Человек как проблема. Место и роль человека во вселенной. Свобода и ответственность.

3. Сущностные родовые признаки человека. Что значит быть человеком. Критерии человечности. Воспитание человечности. Мораль, справедливость, право.

4. Варианты понимания смысла жизни в истории философии. Понятие цели и смысла. Нравственные ценности, эстетические ценности; религиозные ценности и свобода совести.

5. Объективный смысл жизни человека, обоснование, аргументация.

6. Понятие духовности, дух и душа. Их определение, основные характеристики.

7. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

 

Литература

Энциклопедический словарь. – М., 2001. Человек, смысл жизни.

Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 2.1.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию. – М., 1999. Гл. 18. Философия, смысл жизни.

В.А. Канкин Философия. Эстетика. – М., 2000. С. 201.

 

Занятие 3.

1. Понятие интеллекта. Интеллект животных. Становление интеллекта ребенка.

2. Ступени формирования интеллекта человека: здравый смысл, рассудок, разум.

3. Коэффициент интеллектуальности, его характеристика, оценка. Другие критерии интеллекта.

4. Интеллект и телевизионная культура. Способы воспитания и тренировки интеллекта.

5. Понятие «искусственный интеллект».

 

Литература

Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Т.Г. Интеллект человека. – Воронеж, 1990.

Щавелев С.П. Практическое познание. Гл. 2. § 4.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997. – Раздел 2. Гл. 14. § 3.

 

Итоговое занятие № 3

(Все вопросы планов пройденных занятий)

 

ТЕМА 6

Сознание и познание

1. Развитие сознания. Понятие отражения.

2. Сознание и мозг. Сознание как идеальное.

3. Перспективы эволюции мозга и человеческих способностей.

4. Самосознание, сверхсознание, бессознательное. Эмоции. Воля.

 

Литература

Алексеев П.В. Панин А.В. Философия - М., 2004 гл. 15

Философия курс лекций - М., 2003 Раздел 3, Тема 3.

Кемеров В.Е. Проблема личности. с. 124 – М. 1998

Суворов А.В. Мужество сознание. // Вопросы философии 1998, № 4

Хрусталев Н.М. Философия. – М., 2005. Гл. 2.

 

ТЕМА 7

Познание

Занятие 1

1. Познание как активное отражение. Субъект и объект познания. Диалектика познания.

2. Проблемы и трудности познания.

3. Агностицизм и скептицизм. Знание и незнание. Вера и знание.

4. Чувственное познание, его основные формы и возможности.

5. Мышление как инструмент рационального познания. Основные формы мышления. Пути повышения объективности мышления. Мышление, логика и язык.

6. Виды знания. Мнение. Понимание и знание. Объяснение. Творчество.

 

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2004. Гл. XVI.

Введение в философию. Ч. 2. Гл. 12, § 1–2.

Философия. Курс лекций. – М., 2003. Разд. 3.

Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. Гл. 4, § 2–4.

Губанов Н.И. Чувственное отражение. – М., 1986.

Диалектика познания. – М., 1989.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.

 

Занятие 2

1. Понятие истины и ее философские характеристики:

- истина как объективное знание;

- диалектика абсолютной и относительной истины;

- конкретность и процессуальность истинного знания;

- истина как соответствие действительности понятию;

- критика догматизма и релятивизма. Понятие точности.

2. Практика:

- сущностные черты человеческой деятельности;

- виды практики;

- структура практики.

3. Роль практики в познании:

- предметная деятельность людей как основа и цель познания;

- практика и другие критерии истины; противоречивость практики как критерия истины;

- соотношение теории и практики.

4. Ложь, дезинформация, заблуждение. Проблема отграничения истины от заблуждения.

 

Литература

Алексеев А.В., Панин П.В. Философия. – М., 2004. Гл. XIV.

Щавелев С.П. Практическое познание как философско-методологическая проблема // Философские науки. 1990. № 3.

 

Итоговое занятие № 4

(Все вопросы планов пройденных занятий)

ТЕМА 8

Научное и ненаучное знание

 

Занятие 1

1. Наука. Критерии научности.

2. Структура научного познания, его методы и формы.

3. Рост научного знания, научные революции и смена типов рациональности.

4. Наука и техника.

 

Литература

Канкин. В.А. Философия. – М., 2000, гл. 2.5, 2.6.

Кармин А.С., Бернадский Г.Г.. Философия. – М., 2006. Гл. 9. С. 419.

Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2004. Гл. 7.

 

 

ТЕМА 9

Будущее и человечество

 

Занятие 1

1. Глобальные проблемы современности.

2. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

Литература

Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2004. Гл. 16. Стратегия будущего.

 

Дополнительное задание

По результатам аудиторной и самостоятельной работы студентов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: