ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
(МИИТ)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой «Общественные науки»
___________________Зеленков М.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ФИЛОСОФИЯ»
(наименование дисциплины)
Направление подготовки/специальность 031003
Профиль подготовки/специализация судебная экспертиза
Квалификация (степень) выпускника ___________ специалист___________
(бакалавр, магистр, специалист)
Форма обучения __________________________ очная_______________
(очная, очно-заочная, заочная)
Г. Москва – 2011 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является формированиеу студентов способности анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Философия» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу.
Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Обществознание
(наименование предшествующей дисциплины)
Знания: | характерные черты и признаки основных сфер жизни общества |
Умения: | описывать, сравнивать, и объяснять основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, общие черты и различия; выделять взаимосвязи изученных социальных объектов |
Навыки: | поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения |
Наименования последующих учебных дисциплин: Политология, История политических и правовых учений, Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований, Уголовное право, Гражданское право, Гражданский процесс, Административное право, Основы управления.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен:
№ п/п | Код и название компетенции | Ожидаемые результаты |
ОК-5: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности | Знатьместо и роль философии в общественной жизни, роль науки в развитии цивилизации | |
Уметьприменять философские методы постижения действительности | ||
Владеть понятийным аппаратом философии в процессе анализа социально значимых проблем профессиональной деятельности |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:
4 зачетные единицы,
144 часа.
Объем учебной дисциплины
Вид учебной работы | Количество часов | ||||||
Всего по учебному плану | Семестры | ||||||
№1 | 2№2 | 3№3 | №4 | №5 | |||
Аудиторные занятия (всего): | |||||||
В том числе: | |||||||
Лекции (Л) | |||||||
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия | |||||||
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП) | |||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР): | |||||||
Самостоятельная работа (всего): | |||||||
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: | Часы: | ||||||
Зач. ед.: | 1,5 | 2,5 | |||||
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) | 1ПК | 2ПК | |||||
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) | З | Э |
Разделы учебной дисциплины
№ п/п | Семестр | Раздел учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Л | ЛР (П) | ПЗ | КСР | СР | Всего | |||||
Раздел I. Философия, круг ее проблем, место и роль в обществе | Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. | ПК | ||||||||
Раздел II. История философии | Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития | Зачет | ||||||||
Раздел III. Философское учение о бытии | Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. | ПК | ||||||||
Раздел IV. Философское учение о познании | Сознание и познание. Сознание, самосознание личности. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. | ПК | ||||||||
Раздел V. Человек и общество | Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. | экзамен |
4.4. Лабораторные работы (практикумы) не предусмотрены
4.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрены