ОБЩАЯ ХАР-КА ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ШВЕЙЦЕРА.




Создана концепция благоговения перед жизнью. В 30 лет уезжает в Африку, где на свои $ открывает госпиталь. Истину – благоговение перед жизнью. Чел даже в бесчеловечную эпоху может оставаться человеком, мог противостоять хаосу бытия. Особенности личности: своеволие – способность воли быть достаточной причиной своих действий, должен иметь достаточно усилий, чтобы принять решение, индивидуализм – проявление особой меры ответственности, должен делать то, за что он может взять свою ответственность., рационализм – быть самостоятельным, независимым, своевольным, индивидуальным, разум дан чел чтобы не только подчиняться приказам, но и самому принимать решения, подвижничество – служение людям, непосредственное и деятельное. Только врачебная деятельность поможет стать личностью, рыцарем милосердия. В своей жизни соединил 2 противоположных начала: самоутверждение, самоотречение. Анализ кризиса европ культуры: осн проявление – господство материального над духовным, общества над человеком. В культуре кризис мировоззрения – утратилась связь мд жизнеутверждающим и этическим идеалом. Культура утратила главное предназначение она должна способствовать духовному и нравственному возвышению человека. Когда чел думает о себе и о своем месте в мире, то он утверждает себя, как воля к жизни. Отрицание воли к жизни ведет к самоуничтожению, самоубийству. Чел, к. Думает у него воля к жизни согласована с его деятельностью, он преклоняется перед жизнью, следовательно мыслящий чел – этическая личность. Добро - то, что служит развитию жизни. Этично то, что признает жизнь. Каждый чел в своей деятельности должен руководствоваться практическими соображениями. Нельзя судить др чел-ка. Человек может судить только самого себя, прощать надо тихо и незаметно.

№38. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫФИЛОСОФСТВОАНИЯ.

Л. Ф-ия общая ориентация, суммарная тенденция, стилистика мышления, свойственная 300 лет периоду западноевропейской мысли. Кл линия персонализируется: Декарт, Кант, как начало и апогей ее развития. Гегель – опорный элемент всей классики, важен для понимания смысла всей Ф-ии, его учение содержит все необходимое для кардинального преобразования всей классики. Без Гегеля невозможно понять все типы переходов от кл к некл Ф-ии. Заложил бомбу под кл. Кл Ф-ия пронизана оптимистическим чувством естественного порядка, гармонии в мире. Такой мир рационально постижим в познании. Создание фил картины – задач кл Ф-ии. Современные школы и направления набрали некоторые элементы классики, но резко отличались предметами изысканий, мировоззрением, т.е. преемственность фил традиции, связь современности с классикой. Кл – пропедевтика для современной Ф-ии; новаторство Ф-ии 20 в., многочисленные попытки отойти от кл темы и форм философствования. Почему возникла новая Ф-ия? Изменился мир вокруг нас, условия существования в этом мире чел, мироощущение чел в 20 в. Оно проникнуто ощущением пессимизма и трагичности. Ф-ии необходимо было понять и объяснить массу новых явлений в 20 в.: появление массового общества, идеологизирование всех процессов в государстве, разрушение старых отношений и сословных перегородок, внедрение машинного производства, появление СМИ, развитие науки и техники. Кл Ф не отвечает на эти?, ответы на них необходимы современному человеку. Исторические и социальные корни Некл ф. Обусловлены развитием капитализма, войнами, катастрофами, гносеологические – недостатками кл Ф.: абсолютизацией разума, ущемлением чувств и иррац элементов познания; созерцательность – оторванность от жизни; оторванность от чел. Существенные черты некл Ф.: экзистенциальность – поворот к чел, проблемам его индивидуального существования, духовной жизни.; иррациональность - в центре исследования поставлено бессознательное и неразумное; антисциентизм – антинаучность, неверие в могущество разума, в гуманистические потенции науки; антиметодологизм умолчание методологической проблематике, подчеркнуто невмешательство чел в науку; прокламизм в мировом смысле старается приобрести прикладной характер; антисистемность ни одна из школ не претендует на статус системообразующей, не стремятся к созданию универсальной системы; плюрализм обилие школ и направлений; более свободная форма изложения, часто художественная.

№39. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫПОЗИТИВИЗМА.

Позитивизм – фил доктрина + знаний, к. пытается выдвинуть подлинное знание из псевдоподлинного. + знание отождествляется с знаниями естественных наук. 4 стадии: I собственно позитивизм,II эмпириокритицизм,III неопозитивизм,IV постпозитивизм. Система позитивизма создана Контом. I Конт, Миль, Спенсер. Сложилась в 30 – 40 г 19. Эра метафизики закончилась, началась эра позитивизма. Законы: - трех стадий определяет этапы, к. проходит чел-во на протяжении всего своего развития: 1-теологическая чел стремиться все явления жизни объяснить вмешательством свехчеловуческих сил; 2 – метафизическая – стремление достичь полного, абсолютного знания о мире, обращение к выдуманным первосущностям, к. якобы скрыты за миром видимых явлений; 3 – позитивная чел оставляет попытки познать первые и конечные причины, абсол сущность вещей или их природу, отказывается от теологических и метафизических притязаний и идет по пути накопления + знаний. Закон подчинения воображения наблюдению. Универсальный метод приобретения знания это наблюдение. По Конту познание не идет дальше чувственного восприятия. Функция науки – предвидение. II разработаны на рубеже 19 – 20 в. Махом и Авенариусом. Сохранил главную установку I: действительным знанием является содержание + наук. II усиливает этот тезис и поставил задачу выработать критерии, способные отсеять то, что включено в состав истинного знания по недосмотру. Эмпириокритицизм – критика опыта, к. предполагает очищение опыта от тех положений, к. имеют метафизическую природу. Сводит ф-ию к теории познания, т.е. исключительно методология науки. III имел 2 формы: логический позит-м и лингвист ф-ия. Основы лог поз- ма были заложены Расселом и Витгенгитейном. Ф-ия не теория, а деятельность, содержание этой деятельности анализ. Предметом ф-ии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснить их свойства. Обычный язык создал массу заблуждений и недоразумений, мнимых проблем. Чтобы избежать ошибок, необходимо сформулировать идеальный язык и таким языком является язык математической логики, т.к. он поддается опытной фактической проверке. Задачи философии очищать научное знание от предложений, к. не имеют смысла путем анализа языка. В 50-60 годы логический позитивизм эволюционизировал в лингвистическую философию. Задача6 не логический анализ языка науки, а в детальном анализе естественного разговорного языка. Осмысление тесной связи чел опыта с речевой коммуникацией, со схемами языка. С 60 г. появился IV Поппер, Лакатос, Тулман. Гл. проблема: развитие, динамика научного знания:? социокультурной детерминации научного знания,. Для установления фактов требуется теория, т.о. факты в определенной мере зависят от теории или определяются ею. Особенности: опора на историю и науки; отказ от кумулятивизма, постепенного накопления и приращения знаний; разграничение науки и не науки, задача IV устранение метафизики из науки.

№40. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ.

Экзистенциализм возник на исторической почве социального кризиса, охватившего в начале 20 в. экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Неуверенность в будущем, страх перед войной, ядерной катастрофой – подлинные психологические корни направления. Само название экзистенциализм заключает в себе определенный смысл: классическая философия сущностей заменяется философией человеческого существования. Для экзистенциализма важен приоритет вопросов индивидуального существования: вины и ответственности, решения и выбора, отношение человека к своему призванию и смерти. К основным темам экзистенциализма можно отнести: роль слу­чайности в судьбе человека; бессилие разума: отчуждение; одиночест­во и тайна; небытие и т.д. Согласно экзистенциализму, задача Философии заключается в том, чтобы заниматься вопросами человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу. Жизнь его сугубо иррациональна, страдания в любой форме преобладает в ней, поэтому страх - важнейшее понятие философии экзистен­циализма. Человек живет эмоциями, поэтому на все окружающее он реагирует не теоретически, а эмоционально. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни, каково место человека в мире - эти вопросы и пытались решить экзистенциалисты, но не с научной точки зрения, так как они считали, что наиболее надежным способом постижения истины является интуиция, "экзистенциальное озарение". Первоначальные формы экзистенциональной философии берут свое начало в учениях русских философов - Бердяева и Шестова. В философии этих мыслителей главное место занимают вопросы человеческого существования/для Бердяева характерно философствование "изнутри", т.е. путем развертывания личностной интуиции; для Шестова - открытие им трагичности индивидуального существования/. После первой мировой войны экзистенциализм получил широкое распространение в Германии /Ясперс, Хайдегер/; после второй мировой войны во Франции /Сарт, Камю, Марсель. Следует отметить, что на становление экзистенциализма боль­шое влияние оказали философско-теологические размышления Кьеркегора. Датский философ один из первых привлек к тайне, загадке человеческого бытия. Сущность человека заключается не в мышлении, а в таких состояниях как беспокойство и отчаяние, которые связывают его с Богом и вечностью. Эта сущность че­ловека раскрывается через глубокое переживание им факта собственного существования, которое было обозначено Кьеркегором понятием "экзистенция". Центральная проблема, на которой сосредотачивали внимание экзистенциалисты - это проблема отчуждения индивида от общества. Отчуждение, считали они, является главной харак­теристикой жизни человека в обществе. Смысл Фии заключается в том чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить свое собственное «я». Центральное понятие мировоззрения Ясперса - "коммуникация". Он отождествляет коммуникацию с разумом и выдвигает ее в качестве критерия Философской истины. Зло есть неспособность к коммуникации, глухота к чужой свободе воли, экзистенции. Смысл философствования, считал Ясперс, заключается в прокладывании путей общечеловеческой коммуникации. Хайдегер в своей работе "Бытие и время" поставил вопрос о смысле бытия, которое понималось им как человеческое существование. Марсель считал, что человеческие проблемы нельзя решить средствами объективного, чисто научного познания. Он был создателем учения об интуитивном, эмоционально-этическом контакте конкретной человеческой личности с богом. Центральной темой философии Камю является вопрос о том, "стоит ли жизнь того, чтобы жить". Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Категория "абсурда" у него становится исходным принципом философии. Абсурдность человеческого состояния находит свое выражение в "бунте", в котором человек пытается найти выход из сложившегося положения. Основной принцип экзистенциализма, изложенный Сартром в его работе "Экзистенциализм-это гуманизм", состоит в том, что человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила не может осуществить его превращение в человека. И только сам человек несет ответственность за- то, если данное превращение не будет осуществлено. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут в изменении не общественных отношений, а в индивидуальной жиз­и. Религиозные экзистенциалисты /Ясперс, Марсель/ ищут преодоление трагизма индивидуального существования в общении с Богом. Атеистический экзистенциализм /Хайдегер, Сартр/ отмечает "заброшенность" человека. Спасти человека может только сам человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: