Формулировка задания и его объем




Калининградский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Санкт- Петербургский государственный аграрный университет»

(Калининградский филиал ФГБОУ ВПО СПбГАУ)

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и статотчетности

Методические указания

К написанию реферата по дисциплине

«Философия»

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки «Бакалавр менеджмента»

Составитель: старший преподаватель Н.В. Хитрова

 

Полесск


 

Рецензент

кандидат философских наук, доцент Е.Н. Агальцова

(ФГБОУ ВПО РГУ им. С.А. Есенина)

 

Методические рекомендации к написанию реферата по дисциплине «Философия» /сост. Н.В. Хитрова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2013. - 30 с.

 

 

Методические рекомендациипредназначена для преподавания дисциплины Б.1. «Философия» базовой части цикла студентам очной формы обучения во 2 семестре. Cоставленs с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «20» мая 2010 г. № 544.

-

 

 

Составитель ____________________ Н.В. Хитрова

(подпись)

 

26.12.2013

 

 

  ã Хитрова Н.В., 2012
  ã Калининградский филиал ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

1. Цели и задачи реферата………………………………………………………5

2. Формулировка задания и его объем…………………………………………5

2.1. Темы рефератов …………………………………………………………..6

3. Основное содержание реферата ……………………………………………10

4. Требования к оформлению реферата………………………………………11

5. Рекомендации по организации работы над рефератом…………………...13

6. Порядок защиты реферата.…………………………………………………16

7. Список рекомендуемой литературы………………………………………..16

8. Приложение 1……………………………………………………………….20

 


Введение

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования и программой дисциплины «Философия» и посвящены такой форме самостоятельной работы студентов, как написание реферата. Данные указания содержат рекомендации по формулировке задания и его объему, порядку выполнения и защиты реферата, а также требования к его содержанию и оформлению. Приводятся образцы титульного листа и список рекомендуемой литературы.

В условиях глубоких перемен, происходящих в современном обществе, крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно: критически, творчески, созидательно. «Дух новизны», который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, в полной мере будут опираться на опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней — философия. В ходе изучения дисциплины студент должен приобрести знание основных философских, общенаучных и частнонаучных методов, их взаимосвязь и взаимодействие, умение анализировать социальные и духовные процессы современного общества, понимание антропологической перспективы всех феноменов человеческой культуры.

Реализации перечисленных целей во многом способствует подготовка студентами рефератов - одной из форм самостоятельного пополнения и углубления знаний. Реферативная форма должна отразить умение студента с помощью системного анализа и осмысления фактического материала исследовать избранную тему и грамотно изложить результаты исследования.

Цели и задачи реферата

Целью подготовки реферата по дисциплине «Философия» является глубокое изучение и усвоение предмета по одной из тем.

Реферат должен представлять собой самостоятельное изложение существа (содержания) основных вопросов избранной темы. Его выполнение должно помочь студенту:

· научиться подбирать литературу по определенной теме;

· содействовать развитию и закреплению навыков теоретического и практического использования различных источников: учебной и периодической литературы, научных работ;

· на основе полученных знаний выполнять теоретическую разработку избранной темы;

· выработать умение самостоятельно формулировать свои мысли и выводы, логично и последовательно доказывать их, уметь анализировать;

· выработать умение публичной защиты подготовленной работы (сделать доклад, дать ответы на вопросы, отстаивать свое мнение и т.д.).

 

 

Формулировка задания и его объем

Наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех в подготовке реферата, является выбор темы.

Темы рефератов охватывают основные исторические этапы развития философской мысли, наиболее актуальные проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, глобальные перспективы развития мировой цивилизации, судьбы человечества. Они должны раскрывать новые проблемы противоречия общества и человека и их решения, характерные для современной философии. Темы составлены таким образом, чтобы дополнять вопросы, выносимые на семинарские занятия. Тематика рефератов составлена в соответствии с программой по философии на 3,4 семестры и выдается студентам на первой – второй неделе обучения. Тема реферата выбирается студентами самостоятельно, по желанию, но при условии равномерного охвата большинства обучающихся. Выбор одной и той же темы студентами одной группы не допускается. Реферат сдаётся на проверку научному руководителю в срок, установленный кафедрой.

Учитывая сложность выполнения реферата (его теоретической основой должна быть не учебная, а научная литература), некоторым студентам в зависимости от уровня успеваемости вместо рефератов рекомендуется подготовка кратких сообщений или устных докладов.

Объем реферата ориентировочно составляет 20-25 страниц рукописного, или 15-20 страниц машинописного текста (через 1,5 компьютерных интервала 14 шрифтом).

Темы рефератов

1.Взаимосвязь философии и частных наук.

2.Индийские классические философские системы древности (Санкхья, йога, вайшешика, миманса, веданта; этика джайнизма и буддизма).

3.Философское учение Конфуция.

4.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей Древнего Востока.

5.Взгляды Аристотеля на человека, общество и государство.

6.Эстетические и этические взгляды Аристотеля.

7.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей античности.

8.Европейская философия Средних веков: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

9.Патристика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

10.Философское учение Августина Блаженного: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

11.Схоластика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

12.Философское учение Фомы Аквинского: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

13.Европейская философия эпохи Возрождения: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

14.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах европейских мыслителей эпохи Возрождения.

15.«Небулярная» космогоническая гипотеза И. Канта и её значение.

16.Категорический императив как нравственный закон в этике И. Канта.

17.Разработка Г. Гегелем категорий и законов диалектики.

18.Г. Гегель о сущности духа и этапах его развития.

19.Гуманистическая сущность и ограниченность атеистических и этических взглядов Л. Фейербаха.

20.Понятие метафизики в аристотелевском и гегелевском смыслах. Метафизика как метод мышления, её влияние на развитие естествознания и философии 16-18 веков.

21.Исторические этапы развития диалектики.

22.Специфика действия закона единства и борьбы противоположностей в живой природе.

23.Противоречия в обществе. Специфика проявления закона единства и борьбы противоположностей в процессах общественного развития.

24.Взаимосвязь законов диалектики в процессах общественного развития.

25.Действие закона отрицания отрицания в общественном познании.

26.Сущность и принципы системного подхода, его роль в современном развитии.

27.Синергетика и социосинергетика как теории самоорганизации систем.

28.Необходимость, вероятность, случайность. Роль случайности в эволюции живой природы и в общественном развитии.

29.Проявление взаимосвязи единичного и общего в развитии систем различной природы.

30.Эволюция мироздания и гипотезы происхождения Вселенной.

31.Проблема бесконечности и безграничности мироздания.

32.Противоречия движения. Апории Зенона.

33.Эволюция форм отражения действительности.

34.Сознание как высшая форма отражения действительности.

35.Познание как предмет философского анализа.

36.Проблема антропосоциогенеза: пути и определяющие факторы эволюции человеческого общества. Сущность этногенеза.

37.Техногенная эра, современная социально-экологическая проблема и пути её решения.

38.Изменения структуры экономической жизни в процессе исторического развития.

39.Понятие социальной сферы жизни, её структурные компоненты и роль в обществе.

40.Мораль и право, их взаимосвязь и функции в обществе.

41.Понятие общественной психологии и общественной идеологии, их взаимосвязь.

42.Изменение характера труда в процессе автоматизации и роботизации производства.

43.Воздействие НТР на систему образования и воспитания в обществе.

44.Особенности кодирования и хранения информации в механизмах индивидуальной и общественной памяти.

45.Роль социальной информации в развитии общества.

46.Сущность нравственной культуры.

47.Элитарная и массовая культура.

48.Восток-Запад-Россия: цивилизационные типы.

49.Основные черты техногенной цивилизации.

50.Общество и его структура.

51.Происхождение и сущность государства.

52.Материальная сфера общества.

53.Диалектика производительных сил и производственных отношений.

54.Базис и надстройка: взаимосвязь и взаимодействие.

55.Социальные отношения и их структура.

56.Социальное равенство и социальная справедливость.

57.Политическая сфера общественной жизни.

58.Современные политические отношения и политические действия.

59.Гражданская активность и гражданское общество.

60.Гражданская активность личности.

61.Духовная жизнь общества.

62.Искусство и его роль в обществе.

63.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

64.Общественное сознание.

65.Формы общественного сознания.

66.Уровни сознания.

67.Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание.

68.Политическое и правовое сознание.

69.Индивид, личность, индивидуальность.

70.Личность и ее социальные роли.

 

 


3. Основное содержание реферата

Основное содержание реферата отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Реферат должен содержать:

· титульный лист;

· оглавление (план);

· введение;

· основную часть;

· заключение;

· список использованной литературы.

Образец титульного листа к реферату дан в Приложении 1.

Единой схемы составления плана не существует, главное, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы.

Во введении должно быть дано обоснование выбора темы, раскрыты ее научная актуальность и практическое значение, цель, задачи исследования и его методологическая, теоретическая и информационная база.

В основной части содержатся 3-4 вопроса, которые можно оформить в виде глав с подпунктами к ним, причем каждый из них выделяется.

В основной части работы следует использовать выдержки, цитаты из литературных источников, сноски к которым оформляются постранично. Заимствование текста чужих статей, монографий без ссылки на них недопустимо.

При наличии по одному вопросу нескольких точек зрения нужно на основе убедительных доводов показать, какую из них и почему студент считает правильной. При изложении материала следует избегать книжных формулировок и выражений, лучше раскрыть основное содержание работы своими словами четко и понятно. Это требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученных источников, умения обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему.

Весь реферат должен быть хорошо вычитан. Выполняя эту работу, студенту необходимо исправить грамматические ошибки и еще раз обратить внимание на конкретность и качество формулировок, логику, четкость и точность обоснования каждой мысли. Следует также стремиться к тому, чтобы конкретного (фактического) материала было достаточно для усиления выдвинутых тезисов и положений.

В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются общие выводы, высказываются предложения по использованию результатов, полученных в процессе подготовки реферата, которые должны раскрыть поставленную в названии реферата проблему в дальнейшей учебной и (или) профессиональной деятельности.

Завершает реферат список использованной литературы, оформленный согласно ГОСТу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: