Информационное обеспечение обучения




Пояснительная записка

Учебная дисциплина “История” является дисциплиной, введенной в Рабочий учебный план специальности в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по выбору образовательного учреждения, обеспечивает базовый уровень подготовки выпускников по всем специальностям.

В соответствии с учебным рабочим планом специальности дисциплина “История” изучается на 1 курсе в 1-ом и во 2-ом семестрах в объеме 117 часов обязательной учебной нагрузки студентов. Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет. Зачет проводится на последнем занятии по календарно-тематическому плану в форме устных ответов студентов по билетам. Билет к зачету состоит из 2 вопросов: 1-й вопрос из разделов Древняя история и история Средних веков, 2-й – Новая и Новейшая история.

В результате освоения дисциплины студент должен
знать/понимать: ¾ основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; ¾ основные исторические термины и даты; ¾ периодизацию всемирной и отечественной истории; ¾ современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; ¾ историческую обусловленность современных общественных процессов; ¾ особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
уметь: ¾ проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; ¾ критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); ¾ анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); ¾ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

¾ структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; ¾ дать краткую характеристику деятелям прошлого, внёсшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; ¾ устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; ¾ определять историческое значение явлений и событий прошлого; ¾ устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; ¾ участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; ¾ представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ¾ определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; ¾ использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; ¾ соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; ¾ осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Наиболее существенными критериями знаний являются:

Объем знаний (полнота) – это сумма фактов, понятий, дат, которые усваиваются студентами по тому или иному разделу, модулю, теме или отдельно взятому занятию.

Глубина знаний – совокупность осознанных существенных связей между понятиями, принципами, законами изучаемой науки;

Оперативность – число ситуаций или способов, в которых студенты могут использовать, применять данное знание;

Системность знаний – понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.

Осмысленность знаний подразумевает проникновение в сущность фактов, явлений, процессов; правильность и убедительность суждений, умение ответить на видоизмененные вопросы,

Прочность знаний – твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях.

Действенность знаний – применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач; умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.

- оценка «отлично» («5») выставляется за такие знания, когда студент свободно владеет фундаментальными понятиями и категориями, выделяет главные положения, проявляет хорошо сформированные общеобразовательные и интеллектуальные умения, осмысленно применяет полученные знания на практике, отвечает на поставленные вопросы в полном соответствии с содержанием, без затрудне­ния отвечает на видоизмененные вопросы;

- оценка «хорошо» («4») выставляется в случае, когда студент в целом правильно воспроизводит учебную инфор­мацию, в устных ответах легко устраняет отдельные неточности, умеет применять полу­ченные знания на практике.

- оценка «удовлетворительно» («3») выставляется в случае, когда студент испытывает затруд­нения при самостоятельном воспроизведении учебного материала, что требует дополни­тельных и уточняющих вопросов преподавателя, предпочитает отвечать на вопросы репродуктивного характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы, ис­пытывает затруднения при использовании знаний на практике.

- оценка «неудовлетворительно» («2») выставляется в том случае, когда студент имеет лишь отдельные пред­ставления об изученном материале.

Вопросы к дифференцированному зачету по истории (летняя сессия)

 

1. Источники сведений о прошлом человечества. Историческое время и пространство.

2. Источники сведений первобытности. Теории происхождения человека. Присваивающее и произ­водящее хозяйство.

3. Переход от первобытности к цивилизации. Земледельческие и ско­товодческие цивилизации. Традиционное общество.

4. Ранние цивилизации, их отличительные черты (на примере одной из них).

5. Античная цивилизация (на примере Древней Греции или Древнего Рима). Менталитет людей Античной эпохи.

6. Религии Древнего мира. Культурное наследие древних цивилизаций.

7. Церковь и государственная власть. Католический и православный мир.

8. Становление западноевропейской средневековой цивилизации (хронологические рамки, Великое переселение народов, государства Европы VIII-IX вв., политическая раздробленность и ее причины).

9. Расцвет западноевропейской цивилизации (социальная структура западноевропейского средневекового общества, города средневековья, место религии и церкви в жизни средневекового общества, культура и искусство в Средние века, начало Возрождения).

10. Арабо-мусульманская цивилизация (возникновение и распространение ислама, арабские завоевания, арабская культура).

11. Индия и Дальний Восток в средние века (сущность буддизма, конфуцианские принципы, монгольские завоевания, средневековая Япония).

12. Восточная Европа: природная среда и человек (особенности становления цивилизации в Восточной Европе, племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н.э., славяне и Великое переселение народов, Древняя Русь и Византия).

13. Восточные славяне в VII-VIIIвв. (быт и хозяйство, торговля, общественные отношения, верования и языческие обряды, культура Древней Руси).

14. Формирование основ государственности восточных славян (предпосылки образования государства у восточных славян, первые русские князья и их деятельность).

15. Политическаяраздробленность на Руси, держава Чингисхана и монгольские завоевания.

16. Борьба Руси с иноземными завоевателями(нашествие Батыя на Русь, разгром шведов на Неве, Ледовое побоище, князь Александр Невский).

17. Русь на пути к возрождению. Начало возвышения Москвы. Куликовская битва, ее значение.

18. МосковскаяРусь при Иване IIIи Василии III. Россия и Западная Европа на пороге нового времени.

19. Россия в царствование Ивана Грозного.

20. Смута в России начала XVII века.

21. Россия в середине и второй половине XVII века.

22. Русская культура в XIII-XVII веках.

23. Понятие “новое время”. Хронология, периодизация, основная характеристика.

24. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

25. Страны Европы в XVI – XVIII вв. (на примере одной из них).

26. Развитие культуры в новое время (век Просвещения, технический прогресс и промышленный переворот, изменения в экономической и социальной жизни).

27. Россия в период реформ Петра I.

28. Внешняя политика России в эпоху Петра I.

29. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Россия во второй половине XVIII века.

30. Культура Россиив XVIII веке.

31. Страны Европы и Северной Америки в XIX (на примере одной из них).

32. Страны Востока в период колониализма (на примере одной из них).

33. Особенности духовной жизни Нового времени.

34. Россия в первой половине XIX столетия.

35. Отечественная война 1812 г., ее влияние на международное и внутреннее положение России.

36. Выступление декабристов.

37. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века.

38. Россия в эпоху великих реформ Александра II.

39. Пореформенная Россия.

40. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

41. Мир в 1900-1914 гг.

42. Россия в начале XX в.

43. Первая мировая война.

44. Россия в 1917 г.

45. Гражданская война в России

46. Страны Западной Европы и США в 1918 - 1939 гг.

47. Советская Россия в 1920-1921 гг. От «военного коммунизма» к НЭПу.

48. Индустриализация и коллективизация: итоги и последствия.

49. Становление тоталитарного режима в СССР.

50. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

51. Вторая мировая война: причины, ход, итоги.

52. СССР в годы Великой Отечественной войны.

53. Раскол мира на «западный» и «восточный» блоки. Противостояние, «холодная война».

54. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века.

55. СССР в послевоенный период.

56. СССР в период частичной либерализации режима («оттепель», экономические реформы 1950-1960-х годов, внешняя политика СССР).

57. СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов.

58. СССР в период перестройки.

Информационное обеспечение обучения

1. П.С. Самыгин (и др.) История Ростов-на-Дону «Феникс» Рекомендовано Министерством образования РФ 2011.-474с.

2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: В 2 ч. М.: Академия Учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО» 2011

3. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы М.: Академия Учебное пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО» 2011- 320 с.

4. Аксенова Г.А., Волков В.В., Воронин В.В. и др. Школьная энциклопедия «Руссика» М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование 2003.

5. Под ред. Поляка Г.Б. Электронный учебник ЮНИТИ 2011г. CD/pdf




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: