Нововенская школа
Получила название Ново- венская в отличие от Венской школы классицизма 18 века (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).
Новая венская школа представлена творчеством А. Шёнберга, ее основоположника, и его учеников, А. Берга, А. Веберна.
Их произведения –ожидание 1 мировой войны (1914 – 1918 г.г.), ее катастрофы. Это ужас и отчаяние маленького одинокого человека, отверженного обществом. Герой нововенцев – антигерой, не способный сопротивляться обстоятельствам, часто трагически гибнущий. Такое содержание творчества получило название экспрессионизм (с французского, выражение). Оно проявилось ранее в литературе (Кафка, Ведекинд), живописи, как поток подсознания, боли, как депрессия.
Кроме экспрессионизма, композиторы - нововенцы в различной мере воплотили и лирику, поэзию.
Музыкальный язык трех нововенцев –это атональная музыка (к ней привело творчество предшественников, например, Р. Вагнера). Из всего ее многообразия средств, нововенцы использовали додекафонную систему, изобретенную Шёнбергом и в той или иной степени примененную в музыке его учениками А. Бергом и А. Веберном.
Додекафония – это 12-ти тоновая система композиции на основе серии, т.е. 12-ти различных звуков (столько имеется в нашей музыке), взятых без повторения. Серия заменила мелодию, стала основой полифонической музыкальной ткани. Серия изменяется (инверсия): движется от последнего звука к первому, увеличивается или уменьшается в размерах за счет изменения длительностей, повторяется на разной высоте (имитация), звучит одновременно в нескольких голосах (стретта), и т.д.
Арнольд Шенберг (1874 – 1951) – основоположник нововенской школы.
Проник в тайны подсознания. Его музыка – это боль, потерянность, страдания человека.
Родился в Вене в семье, которая не смогла дать ему систематического музыкального образования. Играл на скрипке, виолончели. Будучи служащим банка, был дирижером народного хора, для заработка инструментовал чужие произведения.
Переворот в его жизни произошел после встречи с Рихардом Штраусом и Густавом Малером (1901 - 1903г.г.), одобрившем его сочинения. Он принял решение стать композитором.
А. Шёнберг получил стипендию Ф. Листа, что дало ему возможность оставить службу. Он – преподаватель частной консерватории Берлина. Руководит венским обществом исполнителей, пропагандировавшем новую музыку.
С 1915 по 1917 годы А. Шёнберг - доброволец в армии. Далее он – глава Высшей музыкальной школы в Берлине (1926г.) К нему пришло признание достижений композитора и преподавателя.
После прихода к власти Гитлера, выступившего против нововенской школы, эмигрировал во Францию, работал в городах США (в том числе, в Нью – Йорке). Не нашел понимания. Умер в Лос – Анжелесе.
Он – автор сборника статей «Стиль и идея», автор учебника «Учение о гармонии» (в нем утвердил додекафонную систему).
Новый музыкальный стиль А Шёнберга – это мелодия, которую автор называл распетый речитатив (sprechshtimme), иполифония (вместо гармонии) на основе серии.
Произведения
-инструментальная музыка: Концерты: для скрипки, для фортепиано, для струнного квартета четыре), струнный секстет «Просветленная ночь»
-вокальная музыка: опера:«Счастливая рука», песни, хоры, кантаты
Новые жанры творчества:
-вокальные:монодрама (вместо оперы): «Ожидание» (1909 г.), мелодекламация «Лунный Пьеро» для женского голоса, ф-но, флейты, флейты пикколо, кларнета или бас-кларнета, скрипки или альта, виолончели (слова автора, 1912 г.)
-смешанные жанры: «Уцелевший из Варшавы»(на слова автора, 1947 г.) для мужского хора, чтеца, оркестра
Для слушания: монодрама «Ожидание». По пьесе Папенхейм.
Пример экспрессионистской музыки А. Шёнберга.
В произведении сюжет раскрывается через один персонаж – Женщину, ожидающую возлюбленного. Она отправляется на его поиски в лес, предполагая найти его и соперницу, но находит лишь его труп.
4 сцены атональны, основаны на мелодекламации, на кратких мотивах из неустойчивых интервалов. Огромен состав оркестра: 17 деревянных, 12 медных духовых, 60 струнных, увеличены ударные. Каждый инструмент отделен от другого, образуя многоголосную полифоническую ткань, в которой есть главные и второстепенные голоса.
Альбан Берг (1885 – 1935) – представитель нововенской школы
Ученик А. Шёнберга. Применил достижения экспрессионизма, позднего романтизма, додекафонии. Его музыке свойственны и новизна, и традиции. Она полна лирики и сострадания.
Родился в семье коммерсанта, не успевшего из-за ранней смерти дать сыну музыкальное образование. В 1904 году произошла встреча А. Берга с А. Шёнбергом. Начался период их общения. А. Берг вместе с другими композиторами обучается додекафонной системе у А. Шёнберга.
В 1915 году ушел добровольцем в армию.
В 20-е годы применяет додекафонию как одно из средств (не единственное), в сочинениях.
Член прусской академии музыки.
Произведения
Немногочисленны.
Оперы: «Воццек» (1921г., по Бюхнеру) - музыкальная драма, до сих пор ставящаяся во многих театрах мира. Пронзительная история о Воццеке, мятущемся маленьким герое времен 1 мировой войны. «Лулу» (неоконченная, по Ведекинду).
Инструментальная музыка: Скрипичный концерт«Памяти ангела» (1935г.), Камерный концерт для скрипки, ф-но и 13-ти духовых (флейта. флейта пикколо, английский рожок, кларнет, малый кларнет, бас- кларнет, фагот, контр фагот, трубы. тромбона, 2-х валторн, 1925 г.)
Для слушания: Скрипичный концерт «Памяти ангела» (1935 г.)
Посвящен памяти дочери жены композитора Г. Малера. Для его создания прервал работу над оперой «Лулу».
Двух - частная лирико-драматическая поэма - исповедь. Популярность произведения. Сочетание традиций и новаторства. Насыщенность и многослойная самостоятельность оркестровых партий.
1 часть: Прелюдия, Скерцо; 2 часть: Каденция, Вариации на хорал
И.С. Баха.
1 часть: Прелюдия: использование серии: 12 звуков расположены, в основном, по терциям. Это главный музыкальный материал произведения. Далее инверсии серии: транспозиция на различные интервалы, стретты, использование элементов серии, и т.д. Скерцо, подобное австрийскому 3-х дольному лендлеру (народный танец, предшественник вальса). Далее использование серии, гротеск. В коде – подлинная австрийская песня из провинции Каринтия.
2 часть: Каденция: поток эмоций, экспрессия с использованием элементов серии.
Вариации: тема из 60-й кантаты И.С. Баха. Это поиск утешения, обращение к небу. Две вариации следуют после темы. В конце – примирение тематизма.