Мировоззрение, его структура и исторические формы: миф, религия, философия.




Мировоззрение –совокупность взглядов, принципов, ценностных ориентаций,определяющих общее виденье мира и место в нём человека. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения сущ. 3 главенствующие формы мировоззрения:1Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира) 2.Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того государства, где эта религия господствует)3.Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления)

 

3. Возникновение философии. Мифология и философия. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Способы мышления: Мифолог.: персонифицировсущ-ва (боги, природ стихии). Миф восприним на веру, не треб док-в и подтверж-ний и базир на силе общ мнения, прерассудках, идеолог пропаганды. В мифе 90% фантастики и 10% интуитив понимания мира. На урпервобыт-ти чел-во жило 34-35 тыс лет. А цивилиз процессы нач в Африке 5-6 тыс лет. Философский: не базир на религии, а на научный способе мышления возникла только в Европе, в др регионах мира господ форма- религ –филос. Мышление освоб от оков религии, основ на науч подходе-секулярное. А освоб мышления и бытия людей от влияния религии- секуляризация. Секуляр мышление в основе им науч мышление. Философия Др Греции начформир в 7-6 вв до н.э.. С 1 стор она в каком-то смысле явно продолжением мифологии, т.к. пытается по своему решить многие старые проблемы устр-ва природы и общ-ва, первонач поставлен в мифах. С др- Ф противоположна М, т.к. предлагает новые принципы объяснения мира, отриц старый- мифол взгляд. Мифол мышление обуслов- незнанием законов природы, слит-тью отдел лич0ти со своим коллективом- «оборотничесская логика». (Лосев). В это время Ч еще не находит в вещах ничего закономерного, устоячивого, твердо определенного. Для такого сознания каж вещь м приобретать св-ва любой др вещи, превращ в любую др вещь (боги) принцип- «все во всем», «все есть все». Мир лишен всякой опред-ти. Однако, постепенно в М формир более определен образы со своим собтвен содержанием. Повседнев практика, хоздеят-ть приводят Ч к мысли что все закономерно, определенно. Наблюдения за реал явлениями (день-ночь, времена года) заставили греков задаваться вопросами: сущ ли какой-то закон, управл миром и стоящ выше произвола богов? Сущ ли единая оющаяосовавсех явлений действит-ти? Как Ч м понять и изучить окр мир? Этот преход чел мышления на новую стадию развития- от мифол понимания мира к филос- произошел благ начавемуся поиску ответов на все эти вопросы. Отвечая на эти вопросы дргреч Ф начформир нов стиль мышления. В послед он б назван- научным. Первые фил-фы: сущ единый мировой закон, управл всеми вещами- ЛОГОС. Похожее представление возникло и в китае- ДАО. На основе Логоса соверш все изменения в природе, ему подчинены все явления и развитие. Философия в отличие от мифологии представляет собой рациональное постижение мира в форме категорий, таких как бытие, материя, сущее и т.д. Одним из основных вопросов философии явл. вопрос о сущности мира.

4.Учение о бытии в античной философии. Знаменитый греческий философ Демокрит (род.ок. 470 до н.э.) принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий"-атомов, которые трактует материалистически.

 

 

5.Античная диалектика и её особенности 1) Диалектика – учение о взаимной связи, взаимной обусловленности всех явлений. Проблемы этой диалектики поднимаются в Милетской школе (о первовеществе и т.д.). Представитель – Гераклит Эфесский. Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до н.э.). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: “все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга. Гераклит понимает, что текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”, т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменную природу. 2)Диалектика – искусство ведения диалога, ведения спора. В процессе диалога достигается истина. Представитель – Сократ, Платон, ученики Платона. Диалектика у Сократа – это искусство ведения беседы, как искусство достижения истины посредством выявления противоречивых истин у собеседника. Сократ сначала задавал самые простые вопросы собеседнику. Сам он надевал маску незнающего и просил объяснить. В этом заключается ирония Сократа. Когда он видел противоречивость суждений собеседника, то он задавал наводящие вопросы и диалог шел дальше, пока собеседник не приходил в замешательство.3) Субъективная диалектика. Представитель – Зенон Элейский. Диалектика мышления, диалектика понятий. Он поставил вопрос о движении, множестве, времени. Античная диалектика указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий). К особенностям античной диалектики можно отнести то, что: 1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией, она опирается на созерцание, на непосредственный опыт. 2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к высшему (или “золотой век” позади, или круговорот).

6. Этический рационализм Сократа Учение Сократа. СОКРАТ – представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Стремление отыскать истину (не жалко ни усилий, ни средств, ни жизни). Сократ ставил задачу в поиске истин, связанных с моралью, этикой и эстетикой. Диалектика – искусство исследования понятий, определения понятий для достижения истины – метод определения истины. Части диалектики С.: иронико-индуктивная и дедуктивно-маевтическая. Метод Сократа (майевтика – помочь в рождении истины): 1. Метод иронии. 2. Метод диалектики (искусство постановки вопроса - для обнаружения многозначности проблем). 3. Метод индукции (от частного к общему). Цель майевтики – определение, понятие. Раскрывал неоднозначность проблем. Сократ никогда не ставил окончательной точки. В основе поиска истины для Сократа лежат морально-этические аспекты. Поэтому он не исследует природу. Если человек знает, что такое добро, то он никогда не поступит плохо. Рационализация морали. Нет заранее испорченных людей, их просто нужно просвещать. Метод критического рационализма (в каждом диалоге идет обсуждение). Дискуссия не является бесплодной, если в результате стороны сблизили свои позиции.

 

 

 

7. Объективный идеализм Платона. Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь вчел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т. е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т. к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотвразрум правителей-философов, аффектной — воинов, вожделенной — ремесленников. Частная собств и семья — подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов — личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

 

8. Философская система Аристотеля Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то (Платон мне друг,но истина дороже), что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин: 1.Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2.Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.3.Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей. 4.Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?» Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку существования. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения. Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места"). Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Процесс осуществления, т.е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире. Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего
Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Центральное понятие аристотелевской этики - добродетель. Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная и теоретическая. Так же, как и у Платона, аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность. Социально-философские взгляды Аристотеля. Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в подчинении Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

 

9. Позднеантичная философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следуют из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним актом воли человека. Получается, что атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Это является необходимым условием свободы человека. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Зенон, разработавший утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Зенон считал, что логику, этику и физику нужно объединить в одну систему. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Центром и носителем познания, согласно стоической ф., является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. НЕОПЛАТОНИЗМ –завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия. Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму. Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема. Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

 

10.Средневековая философия и её основные проблемы. Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм духовной жизни средневековой Европы была христианская религия. Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот.вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные черты нового понимания в христианстве, отличные от античности: 1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей воли. Картина мира разделяется на небесную и земную 2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это знание неизменно. 3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку, познание природы – для улучшения понимания бога. 4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни. Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным предопределением, о соотношении между верой и разумом. Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов были публичные богословские споры, разработка богословской документации. Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф. вопросы.Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий. Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые духовные сущности. Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение природы. Реалисты – чисто схоласты.

 

 

11. Особенности средневековой схоластики: номинализм и реализм. Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.) Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога. Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов. Реалисты –утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом). Номиналисты - считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Реали́зм, в философии — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia).

 

12. Гуманистическая философия Ренессанса. Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические. Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему.

13. Натурфилософия эпохи возрождения. Натурфилософия - философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм) пантеизм- отождествление Бога человека и природы. Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма, класса более прогрессивного, чем класс феодалов. Новый класс нуждается в новой философии. И его запросам отвечало, прежде всего, материалистическое мировоззрение. Вся идея философии Возрождения противостоит схоластике средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные открытия того времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки и др. цивилизаций и мн. др. В эпоху возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Однако в понимании природы, также как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически.
представители Николай Кузанский, Галилео Галилей, Егоров.

 

14. Социально-политические учении Возрождения. Начиная с 15 века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения или Ренессанса. Эти изменения сопровождались существенными переменами в умонастроениях, которые прежде всего были связаны с процессом освобождения от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и, в отличие от средневекового общества, представляет не тот или иной союз, а самого себя и все заслуги он приписывает не союзу, а самому себе.В эпоху Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.
Макиавелли Николло ди Бернардо.

 

15. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм. Философское направление - эмпиризм утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк. Локк Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Ф.Бэкон (считал что нужно отчистить чел. сознание от идолов познания, и что все учёные делятся на 3 типа исследователей: муравей, паук, пчела)

Для рационализма XVII века, включая Декарта, Мальбрашна, Спинозу, Лейбница, математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения. В круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии. Рационали́зм разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.

 

16.Проблема субстанции в философии Нового времени. Субстанция (сущность) есть то, что лежит в основе. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь изменение субстанции, ее переход в другое состояние. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. В Новое время возникла проблема взаимосвязи телесной и духовной субстанций. Действительно, есть вещь, например цветок. Мы его можем потрогать, даже уколоть руку его шипами. Но тот же цветок мы можем представить. Из чего же состоит тот цветок, который мы представляем Декарт, определяя субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, утверждал, что вещи состоят из протяженной субстанции, а их представления — из мыслящ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: