III. Скептицизм Платоновской Академии.




Скептицизм Пиррона и Тимона – это абсолютный, непримиримый скептицизм. В такой форме он был кратковременным моментом философии. Затем наступил перерыв на 1,5 столетия, и появился скептицизм более конструктивистской формы. В III-II вв. до н.э. его пристанищем стала Платоновская Академия ‑ так называемая Вторая или Средняя Академия в лице ее главы Аркесилая, и Новая Академия – в лице Карнеада.

Аркесилай (315-241 гг. до н.э.) вводит критерий истины ‑ жизненно-практический успех, который все же не обладает полной надежностью (вероятностный критерий).

Карнеад (из Кирены, 214-129 гг. до н.э.) предложил в качестве критерия истины

«большая или меньшая убедительность», или, как мы бы сказали – «вероятность»;

‑применение логических правил, которые обеспечивают «устойчивость » знанию;

анализ всех моментов.

Все эти три критерия обеспечат свободу поведения, свободу в действии – вот, что более всего интересовало этих скептиков.

IV. Секст Эмпирик

Его произведения действительно в этом смысле носят какой-то итоговый, обобщающий характер.

1. Суть скептического мировоззрения: все наслаждения и страдания жизни для скептика совершенно безразличны; он стремится не к счастью, а к невозмутимости.

Для скептиков все на свете и одинаково истинно, и одинаково ложно. Поэтому от суждения надо воздерживаться.

2. Онтологическое основание скептического мировоззрения (ни да, ни нет): кроме бытия и небытия имеется еще нечто среднее, которое нужно назвать уже не тем и не другим. Если это среднее и является бытием, то бытием совершенно особого рода, бытием нейтральным. Пример: окружность круга – то, в чем совпадает круг и тот фон, на котором он начертан или каким он мыслится.

3.Главное – это явление вещи, сущность же вещи недоступна, поскольку никакую вещь нельзя ни помыслить, ни назвать. Нам только кажется, что вы называете и мыслите. Жить следует в соответствии с тем, что кажется.

4. Скептические выражения – те,которые используют такие выражения: не больше, может быть, возможно, допустимо, воздерживаюсь от суждения, я ничего не определяю, все есть неопределенно, я не воспринимаю…, и т.д.

От суждений скептик не отказывается, но всякое суждение он высказывает не от себя («кажется» высказыванием).

5. «Скептический способ рассуждения называется «ищущим», направляющим на ИСКАНИЕ… Скептики ничего не утверждают и не отрицают, но только ищут!

6. Скептики не отрицают существующего, а только говорят о его «кажимости» (это не субъективный идеализм!). ИСОСТЕНИЯ («равновесие») ‑ всеобщее отрицание, но одновременно и утверждение всего, присущее скептическому мышлению.

Стоицизм

I. Древняя Стоя

Стоицизм ‑ современник эпикуреизма ‑ имел более долгую историю и меньшее постоянство в учении.

1. Зенон из Китиона (Китийский) (336-264гг. до н.э.) – основатель. Влияние стоицизма возросло при Хрисиппе (281 — 208 гг. до н.э.), втором основателе стоицизма.

2. Периодизация стоицизма:

Древняя Стоя – 3-2 вв. до н.э. ‑ жесткость и ригоризм этического учения;

Средняя Стоя – 2-1 вв. до н.э. – стоический платонизм (Боэт, Панеций и Посидоний);

Поздняя Стоя – 1-2 вв. н.э. – Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет, и др.

Стоицизм в учениях эклектических платоников и пифагорейцев 1-2 вв.;эволюционирование стоицизма в неоплатонизм.

3. Основные положения стоицизма его основателей:

Философское учение разделяют на три части: физика (1), этика (2), логика (3).

Какую задачу ставили перед собой стоики? ‑

‑ человек должен найти счастье в самом себе, в своей добродетели, для чего он должен подавлять в себе все неразумные природные влечения, аффекты, страсти. Идеал – бесстрастие (апатия), позволяющая стать независимыми от всего внешнего, очистить волю и придать ей силу, быть совершенно свободным в своей практической деятельности. Руководствоваться РАЗУМОМ и только разумом.

Философия – это искусство стать добродетельным. Поэтому о логике надо говорить настолько, насколько она поможет различить добро и зло, что человек должен делать, а чего избегать. Это решает ЭТИКА. ЛОГИКА и ФИЗИКА должны служить обоснованием ЭТИКИ.

4. Логика стоиков ‑ учение о познании (риторика и диалектика). Сознание представляется стоикам чистым, на нем пишутся знаки, отпечатки. Познание понимается как познание единичного, в основе которого лежит чувственный опыт. Из чувственных представлений складывается опытное знание (эмпирические представления). Из них разум образует понятия посредством умозаключения (сравнение, соединение, аналогия).

Высшая ступень знания – научное знание или разумное знание, которое логически доказуемо (учение о доказательстве). Учение об «амфиболиях» ‑ двусмысленных выражениях.

В целом логика (гносеология) стоиков ‑ это сенсуализм. Все действительно сущее есть чувственное, телесное, есть тело. Совокупность всех таких единичных существ или тел есть природа вообще. Она есть предмет уже второй части стоической философии – ФИЗИКИ.

Физика

А) Природаживое существо, т.е. душевное и разумное.

Б) Всей природе и всякому единичному существу (телу) присущи два принципа, которые суть принципы всего: материя и сила. Материя – это пассивно-сущее. Силаактивно-сущее, т.е. движущая, деятельная причина (похоже на учение Аристотеля о материи и форме). Сила – первопричина всего.

В) Сила действует разумно, оживляет мир и одушевляет его. Её имена: Мировая душа; Разум; Абсолютное совершенное существо; Зевс; Божество (вообще).

Г) В единичном существе божественный разум (сила, живая душа, облеченная в материю, в плоть) является как душа в теле. Везде в мире рассеяны как семена живые разумные силы, составляющие сущность всех единичных существ (семенные мысли). Поэтому тела у стоиков – это всё, что деятельно: материальные тела, день и ночь, истина и добродетель.

Д) Единичные существа (тела) находятся в связи, в единстве. Это – закон природы (Судьба, природная необходимость, Провидение), устанавливающий Порядок всего сущего. Мир совершенен, гармоничен. Верховная цель мира есть благо. Зло при таком подходе получает оправдание, так как оно в какой-то мере служит гармонии, вынуждает с ним бороться.

Е) Небесные тела (высшие единичные существа) – блаженные боги. На земле высшее существо – человек. Сила человека – его душа, она причина деятельности человека. Человеческая душа родственна мировой душе. Близкое сродство человеческой души с мировой душою проявляется тем больше и сильнее, чем больше господствует в человеческой душе разум (истинная природа человека).

Ж) Разуму подчиняет все в душе человека. Сама же душа независима от всего внешнего. Душа – свободна. Отсюда – ответственность человека за все его поступки.

Этика

Включает: а) учение о верховном добре, благе или счастье, состоящем в добродетели; б) о добродетели; в) учение о мудреце; г) прикладную этику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: