Религиозные направления эллинистической философии




В I в. до н. э. — II в. н. э. центром притяжения в эклектических системах становится пифагореизм. Результатом развития на этой основе неопифагорейских течений мысли стали синкретические, сливающие в себе философию и религию учения.

В чем суть религиозного направления римской философии?

1) Божественное откровение – путь к таинственному знанию, знанию «для посвященных».

2) Счастье невозможно для человека без откровения.

3)Что есть источник откровения? –

‑положительные религиозные учения;

‑общественные события, интерпретированные как несущие таинственный смысл;

малоизвестные религии отдельных стран;

‑учения давно забытых философов;

практика: служение божеству через добродетельное поведение.

Религиозные синкретические (эклектические) учения представлены были в Риме в двух формах: западная (неопифагорейство и неоплатонизм) и восточная (гностицизм и кабала).

Неопифагореизм

Смесь разных философских учений: пифагорейские воззрения в платоновской интерпретации; учение Аристотеля, учение стоиков. От древнего пифагорейства: символика чисел и религиозный аскетизм. Вера в особое божественное откровение.

Неоплатонизм

Плотин (204—270 годы н.э.) — последний великий оригинальный философ античности. Прояснил учение Платона как учение, обладающее нравственной чистотой и возвышенностью. Главный труд ‑ «Эннеады».

Плотин создал школу, цель которой ‑ подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, чтобы объединиться в божественном, научившись созерцать его и достигать в кульминационной точке «экстатического единства».

I. Учение об Едином

1. Главная задача — вывести из божественного единства как из последнего основания всякого бытия — градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта — не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика.

2. Для возведения всего к начальному единству Плотин подробно рассматривает вопрос о душе: она — бытие само в себе, цельное, как цельно и тело; она управляет телом, борется со страстями, с желаниями тела; она не есть и энтелехия тела (против Аристотеля), не есть форма (как у Аристотеля).

3. Одушевляющее начало, привносящее в мир чувственных вещей красоту Душа мира.

4. То, что дает душе форму, — Ум (Νους).

5. Но и Ум не есть последнее высшее начало: Ум существует в себе, а все, существующее в себе, предполагает своим основанием единство (Ум как нечто единое). Единое – начало всего, потенциал всего; оно есть то, от чего все зависит, но само не зависит ни от чего; оно есть внутренняя граница и мера всего существующего.

II. Учение о знании

Два способа познания: 1) чувство и 2) ум. Постижение Единого есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.

III. Генезис мира.

Вопрос о «происхождении» ‑ вопрос о зависимости одного бытия от другого.

1. Единое или Первоединое. Все, что существует, возникло не по необходимости, не из какой-то потребности Первоединого, а только из полноты его бытия. Все происшедшее всегда ниже производящего, т.е. Единого. Так возникает целая градация степеней бытия.

2. Из Единого происходит Ум (Νος) ‑ Единое эманировало, т.е. как бы изошло, перелилось через край и образовало другое, которое, взирая на самое себя, приобрело определенность в качестве Ума. Ум (Нус) — это образ Единого, благодаря которому Единое видит себя.

3. Третьим после Единого и Ума является Душа есть обращение во вне ‑ она находится на грани божественного мира Единого и мира естественного множественного. Обращенная во вне Душа порождает свой образ, который есть Природа и мир чувств.

4. Четвертым после Единого, Ума и Душиоказывается материя. Душа, обращенная вовне, приводит к материи. Образование мира предполагает материю, или небытие. Но рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка, который принадлежит его первообразу.Порядок событий, происходящих в чувственном мире, — не наихудшее, а наилучшее подражание миру идей.

IV. Душа человека.

На грани мира божественного и мира чувственного — душа человека, которая едина с Душой божественной. Человек – комбинация Единого и материи, он есть тело, освещенное душой, некое подобие, отражение души. Душа человека – это а) Мировая Душа, которая давая жизнь, остается сверхприродной (не мир имеет душу, а душа имеет мир); б) единичная, человеческая душа, которая частью сверхприродна, а частью погружена в тело. Через душу человек включен в мир Ума, связан с Единым. Цель жизни человека – пройтись по ступеням бытия в обратном порядке, в направлении Единого до полного слияния с ним.

V. Этика Плотина.

4 стадии возвышения личности: обуздание своего поведения через практические добродетели (разумность, мужественность, благоразумие, справедливость); полное очищение, когда душа обращается к сам ой себе, становится безгрешной; философско-теоретическая ‑ постигается Красота, любовь, диалектика; уподобление Богу, путь к которому ‑ мистический экстаз.

I. Учение об Едином

1. Главная задача — вывести из божественного единства как из последнего основания всякого бытия — градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта — не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика.

2. Для возведения всего к начальному единству Плотин подробно рассматривает вопрос о душе: она — бытие само в себе, цельное, как цельно и тело; она управляет телом, борется со страстями, с желаниями тела; она не есть и энтелехия тела (против Аристотеля), не есть форма (как у Аристотеля).

3. Одушевляющее начало, привносящее в мир чувственных вещей красоту Душа мира.

4. То, что дает душе форму, — Ум (Νους).

5. Но и Ум не есть последнее высшее начало: Ум существует в себе, а все, существующее в себе, предполагает своим основанием единство (Ум как нечто единое). Единое – начало всего, потенциал всего; оно есть то, от чего все зависит, но само не зависит ни от чего; оно есть внутренняя граница и мера всего существующего.

II. Учение о знании

Два способа познания: 1) чувство и 2) ум. Постижение Единого есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.

III. Генезис мира.

Вопрос о «происхождении» ‑ вопрос о зависимости одного бытия от другого.

1. Единое или Первоединое. Все, что существует, возникло не по необходимости, не из какой-то потребности Первоединого, а только из полноты его бытия. Все происшедшее всегда ниже производящего, т.е. Единого. Так возникает целая градация степеней бытия.

2. Из Единого происходит Ум (Νος) ‑ Единое эманировало, т.е. как бы изошло, перелилось через край и образовало другое, которое, взирая на самое себя, приобрело определенность в качестве Ума. Ум (Нус) — это образ Единого, благодаря которому Единое видит себя.

3. Третьим после Единого и Ума является Душа есть обращение во вне ‑ она находится на грани божественного мира Единого и мира естественного множественного. Обращенная во вне Душа порождает свой образ, который есть Природа и мир чувств.

4. Четвертым после Единого, Ума и Душиоказывается материя. Душа, обращенная вовне, приводит к материи. Образование мира предполагает материю, или небытие. Но рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка, который принадлежит его первообразу.Порядок событий, происходящих в чувственном мире, — не наихудшее, а наилучшее подражание миру идей.

IV. Душа человека.

На грани мира божественного и мира чувственного — душа человека, которая едина с Душой божественной. Человек – комбинация Единого и материи, он есть тело, освещенное душой, некое подобие, отражение души. Душа человека – это а) Мировая Душа, которая давая жизнь, остается сверхприродной (не мир имеет душу, а душа имеет мир); б) единичная, человеческая душа, которая частью сверхприродна, а частью погружена в тело. Через душу человек включен в мир Ума, связан с Единым. Цель жизни человека – пройтись по ступеням бытия в обратном порядке, в направлении Единого до полного слияния с ним.

V. Этика Плотина.

4 стадии возвышения личности: обуздание своего поведения через практические добродетели (разумность, мужественность, благоразумие, справедливость); полное очищение, когда душа обращается к сам ой себе, становится безгрешной; философско-теоретическая ‑ постигается Красота, любовь, диалектика; уподобление Богу, путь к которому ‑ мистический экстаз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: