В I в. до н. э. — II в. н. э. центром притяжения в эклектических системах становится пифагореизм. Результатом развития на этой основе неопифагорейских течений мысли стали синкретические, сливающие в себе философию и религию учения.
В чем суть религиозного направления римской философии?
1) Божественное откровение – путь к таинственному знанию, знанию «для посвященных».
2) Счастье невозможно для человека без откровения.
3)Что есть источник откровения? –
‑положительные религиозные учения;
‑общественные события, интерпретированные как несущие таинственный смысл;
‑ малоизвестные религии отдельных стран;
‑учения давно забытых философов;
‑ практика: служение божеству через добродетельное поведение.
Религиозные синкретические (эклектические) учения представлены были в Риме в двух формах: западная (неопифагорейство и неоплатонизм) и восточная (гностицизм и кабала).
Неопифагореизм
Смесь разных философских учений: пифагорейские воззрения в платоновской интерпретации; учение Аристотеля, учение стоиков. От древнего пифагорейства: символика чисел и религиозный аскетизм. Вера в особое божественное откровение.
Неоплатонизм
Плотин (204—270 годы н.э.) — последний великий оригинальный философ античности. Прояснил учение Платона как учение, обладающее нравственной чистотой и возвышенностью. Главный труд ‑ «Эннеады».
Плотин создал школу, цель которой ‑ подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, чтобы объединиться в божественном, научившись созерцать его и достигать в кульминационной точке «экстатического единства».
I. Учение об Едином
1. Главная задача — вывести из божественного единства — как из последнего основания всякого бытия — градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта — не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика.
2. Для возведения всего к начальному единству Плотин подробно рассматривает вопрос о душе: она — бытие само в себе, цельное, как цельно и тело; она управляет телом, борется со страстями, с желаниями тела; она не есть и энтелехия тела (против Аристотеля), не есть форма (как у Аристотеля).
3. Одушевляющее начало, привносящее в мир чувственных вещей красоту ‑ Душа мира.
4. То, что дает душе форму, — Ум (Νους).
5. Но и Ум не есть последнее высшее начало: Ум существует в себе, а все, существующее в себе, предполагает своим основанием единство (Ум как нечто единое). Единое – начало всего, потенциал всего; оно есть то, от чего все зависит, но само не зависит ни от чего; оно есть внутренняя граница и мера всего существующего.
II. Учение о знании
Два способа познания: 1) чувство и 2) ум. Постижение Единого есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.
III. Генезис мира.
Вопрос о «происхождении» ‑ вопрос о зависимости одного бытия от другого.
1. Единое или Первоединое. Все, что существует, возникло не по необходимости, не из какой-то потребности Первоединого, а только из полноты его бытия. Все происшедшее всегда ниже производящего, т.е. Единого. Так возникает целая градация степеней бытия.
2. Из Единого происходит Ум (Νος) ‑ Единое эманировало, т.е. как бы изошло, перелилось через край и образовало другое, которое, взирая на самое себя, приобрело определенность в качестве Ума. Ум (Нус) — это образ Единого, благодаря которому Единое видит себя.
3. Третьим после Единого и Ума является Душа есть обращение во вне ‑ она находится на грани божественного мира Единого и мира естественного множественного. Обращенная во вне Душа порождает свой образ, который есть Природа и мир чувств.
4. Четвертым после Единого, Ума и Душиоказывается материя. Душа, обращенная вовне, приводит к материи. Образование мира предполагает материю, или небытие. Но рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка, который принадлежит его первообразу.Порядок событий, происходящих в чувственном мире, — не наихудшее, а наилучшее подражание миру идей.
IV. Душа человека.
На грани мира божественного и мира чувственного — душа человека, которая едина с Душой божественной. Человек – комбинация Единого и материи, он есть тело, освещенное душой, некое подобие, отражение души. Душа человека – это а) Мировая Душа, которая давая жизнь, остается сверхприродной (не мир имеет душу, а душа имеет мир); б) единичная, человеческая душа, которая частью сверхприродна, а частью погружена в тело. Через душу человек включен в мир Ума, связан с Единым. Цель жизни человека – пройтись по ступеням бытия в обратном порядке, в направлении Единого до полного слияния с ним.
V. Этика Плотина.
4 стадии возвышения личности: обуздание своего поведения через практические добродетели (разумность, мужественность, благоразумие, справедливость); полное очищение, когда душа обращается к сам ой себе, становится безгрешной; философско-теоретическая ‑ постигается Красота, любовь, диалектика; уподобление Богу, путь к которому ‑ мистический экстаз.
I. Учение об Едином
1. Главная задача — вывести из божественного единства — как из последнего основания всякого бытия — градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта — не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика.
2. Для возведения всего к начальному единству Плотин подробно рассматривает вопрос о душе: она — бытие само в себе, цельное, как цельно и тело; она управляет телом, борется со страстями, с желаниями тела; она не есть и энтелехия тела (против Аристотеля), не есть форма (как у Аристотеля).
3. Одушевляющее начало, привносящее в мир чувственных вещей красоту ‑ Душа мира.
4. То, что дает душе форму, — Ум (Νους).
5. Но и Ум не есть последнее высшее начало: Ум существует в себе, а все, существующее в себе, предполагает своим основанием единство (Ум как нечто единое). Единое – начало всего, потенциал всего; оно есть то, от чего все зависит, но само не зависит ни от чего; оно есть внутренняя граница и мера всего существующего.
II. Учение о знании
Два способа познания: 1) чувство и 2) ум. Постижение Единого есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.
III. Генезис мира.
Вопрос о «происхождении» ‑ вопрос о зависимости одного бытия от другого.
1. Единое или Первоединое. Все, что существует, возникло не по необходимости, не из какой-то потребности Первоединого, а только из полноты его бытия. Все происшедшее всегда ниже производящего, т.е. Единого. Так возникает целая градация степеней бытия.
2. Из Единого происходит Ум (Νος) ‑ Единое эманировало, т.е. как бы изошло, перелилось через край и образовало другое, которое, взирая на самое себя, приобрело определенность в качестве Ума. Ум (Нус) — это образ Единого, благодаря которому Единое видит себя.
3. Третьим после Единого и Ума является Душа есть обращение во вне ‑ она находится на грани божественного мира Единого и мира естественного множественного. Обращенная во вне Душа порождает свой образ, который есть Природа и мир чувств.
4. Четвертым после Единого, Ума и Душиоказывается материя. Душа, обращенная вовне, приводит к материи. Образование мира предполагает материю, или небытие. Но рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка, который принадлежит его первообразу.Порядок событий, происходящих в чувственном мире, — не наихудшее, а наилучшее подражание миру идей.
IV. Душа человека.
На грани мира божественного и мира чувственного — душа человека, которая едина с Душой божественной. Человек – комбинация Единого и материи, он есть тело, освещенное душой, некое подобие, отражение души. Душа человека – это а) Мировая Душа, которая давая жизнь, остается сверхприродной (не мир имеет душу, а душа имеет мир); б) единичная, человеческая душа, которая частью сверхприродна, а частью погружена в тело. Через душу человек включен в мир Ума, связан с Единым. Цель жизни человека – пройтись по ступеням бытия в обратном порядке, в направлении Единого до полного слияния с ним.
V. Этика Плотина.
4 стадии возвышения личности: обуздание своего поведения через практические добродетели (разумность, мужественность, благоразумие, справедливость); полное очищение, когда душа обращается к сам ой себе, становится безгрешной; философско-теоретическая ‑ постигается Красота, любовь, диалектика; уподобление Богу, путь к которому ‑ мистический экстаз.