Программа обучения чтению
Программа обучения чтению разработана на основе программы «Преемственность» (Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального общего образования, расчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Программа может применяться в дошкольных образовательнх учреждениях, учителями начальных классов в рамках дополнительных образовательных услуг, родителями для групповых и индивидуальных занятий.
Программа базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
В основе программы лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой, соответствует возрастным особенностям детей 6-7-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. Условность обозначена подготовкой ребенка к названию школьных предметов.
Цель курса: создание предпосылок для успешного овладение навыками чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи курса:
- развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- формирование навыков звукобуквенного анализа слов, формирование буквенного гнозиса;
- овладение учащимися первичными представлениями о гигиенических нормах письма;
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие);
- создание предпосылок положительной мотивации учения в школе.
Результаты изучения курса
Предметные результаты:
- различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове;
- начальные навыки звукового анализа и синтеза слов;
- соблюдение гигиенических норм письма, овладение пальчиковой гимнастикой;
- умение выполнять разные виды штриховки, обводить, дорисовывать;
- ориентация в пространстве тетради, владение понятиями «узкая (рабочая) стока», «широкая строка», «следующий», «предыдущий», «право», «лево», «вверх», «низ», «между».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог с учителем;
- навык активного использования речевых средств для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
- логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
Личностные результаты:
- начальные навыки адаптации в условиях школы;
- начальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание занятия |
1. | Звук [а], буква А | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове. Чтение заглавной и строчной буквы А. Знакомство с рабочим пространством тетради, гигиеническими требованиями к письму. |
2. | Звук [у], буква У | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове. Чтение заглавной и строчной буквы У. Знакомство с рабочим пространством тетради, гигиеническими требованиями к письму. |
3. | Звук [о], буква О | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове. Чтение заглавной и строчной буквы О. Знакомство с рабочим пространством тетради, гигиеническими требованиями к письму. |
4. | Звук [и], буква И | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы И. Штриховка. |
5. | Звуки [м] и [м'], буква М | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове. Чтение заглавной и строчной буквы М, слогов с этой буквой. Штриховка. |
6. | Звуки [с] и [с'], буква С | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове. Чтение заглавной и строчной буквы С, слогов с этой буквой. Штриховка. |
7. | Звуки [х] и [х'], буква Х | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы Х, слогов с этой буквой. Штриховка. Дорисовывание. |
8. | Звуки [р] и [р'], буква Р | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы Р, слогов с этой буквой. Штриховка. Дорисовывание. |
9. | Звук [ш], буква Ш | Различение звуков речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, дифференциация звуков [с] и [ш]. Чтение заглавной и строчной буквы Ш, слогов, слов с этой буквой. Знакомство со строкой. Штриховка. Дорисовывание. Фигуры по точкам. |
10. | Звук [ы], буква ы | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы ы. Чтение буквы ы, слогов, слов с этой буквой. Знакомство со строкой. Штриховка. Дорисовывание. Фигуры по точкам. |
11. | Звуки [л] и [л'], буква Л | Различение звуков речи, дифференциация звуков [р] и [л]. Чтение заглавной и строчной буквы Л, слогов, слов с этой буквой. Знакомство со строкой. Штриховка. Дорисовывание. Фигуры по точкам. |
12. | Звуки [н] и [н'], буква Н | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы Н, слогов, слов, предложений. Знакомство с узкой (рабочей) строкой. Штриховка. Элементы букв. |
13. | Звуки [к] и [к'], буква К | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы К, слогов, слов, предложений.Знакомство с узкой (рабочей) строкой. Штриховка. Элементы букв. |
14. | Звуки [т] и [т'], буква Т | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы Т, слогов, слов, предложений. Знакомство с узкой (рабочей) строкой. Штриховка. Элементы букв. |
15. | Звуки [п] и [п'], буква П | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение заглавной и строчной буквы П, слогов, слов, предложений. Знакомство с узкой (рабочей) строкой. Штриховка. Элементы букв. |
16. | Звуки [з] и [з'], буква З | Различение звуков речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза, дифференциация звуков [с] и [з].Чтение заглавной и строчной буквы З, слогов, слов, предложений. Знакомство с узкой (рабочей) строкой. Штриховка. Элементы букв. |
17. | Звук [j], буква Й | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.Чтение заглавной и строчной буквы Й, слогов, слов, предложений. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
18. | Звуки [г] и [г'], буква Г | Различение звуков речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, дифференциация звуков [к] и [г]. Чтение заглавной и строчной буквы Г, слогов, слов, предложений. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
19. | Звуки [в] и [в'], буква В | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.Чтение заглавной и строчной буквы В, слогов, слов, предложений. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
20. | Звуки [д] и [д'], буква Д | Различение звуков речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, дифференциация звуков [т] и [д]. Чтение заглавной и строчной буквы Д, слогов, слов, предложений. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
21. | Звуки [б] и [б'], буква Б | Различение звуков речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, дифференциация звуков [б] и [п]. Чтение заглавной и строчной буквы Б, слогов, слов, предложений. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
22. | Звук [ж], буква Ж | Различение звуков речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, дифференциация звуков [ш] и [ж]. Чтение заглавной и строчной буквы Ж, слогов, слов, предложений. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
23. | Закрепление изученного материала | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение слов, предложений, небольших текстов. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
24. | Закрепление изученного материала | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение слов, предложений, небольших текстов. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
25. | Закрепление изученного материала | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение слов, предложений, небольших текстов. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |
26. | Закрепление изученного материала | Различение звуков речи, дифференциация звука в слоге, слове, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Чтение слов, предложений, небольших текстов. Упражнения для ориентации в узкой (рабочей) строке. Штриховка. Элементы букв. |