Философия Древней Греции (общая характеристика).




Греческая фил-я в 7-6 в до н.э. и явилась по сути своей 1 попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии фил-и древней Греции выделяют 4 основных этапа: 2I 0 7-5 в до н.э. - досократовская фил-я 2II 0 V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся фил-фы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап хар-ется как высший подъем афинской демократии 2III 0 IV-II века до н.э.- эллинистический этап. (Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) 2IV 0 I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская фил-я. Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общ-ва, в кот. ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, худ-ное ремесло, широко применялся свободный труд. МИРОВОЗЗРЕНИЕ Мировоз-е широких масс греч-го общ-ва рассматриваемого п-да в основном сохранило те представления, кот. имели место еще во 2м тысячелетии до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными сущ-вами, о кот. народная фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти сущ-ва в основном м/объединить в 3цикла: верховные олимп-кие боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины. Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что первоначально сущ-вовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран, кот. стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи.Уран и Гея родили 2 поколение богов- Титанов. Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную м/д собой след-щим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, грома и молнии. Посейдон - властителем влаги, орошающей землю, моря, ветров.Аид, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое сущ-ние тени умерших. Супруга Зевса - Гера – покровит-ницей брака. Гестия - богиней домашнего очага. С возникновением нового классового общ-ва и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями гос-в. Прометей слепил из глины первого чел-ка, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем чел-го рода в первые времена его сущ-вования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с общ-ной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в жертву жив-х. НАЧАЛО ФИЛ-И Религиозно- мифологич-е объяснение происхождения и развития мира и окружающей др.греков действ-ности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Во 2ой половине 7 в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская фил-я. Основоположником древнегреч-й фил-и считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)Милетские фил-фы были стихийными материалистами. Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движ-и, превращения кот. создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником древнегреческой мат-ки, астрономии и ряда других наук о природе.Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физич-ое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени = высоте отбрасывающих ее предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей явл-ся апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движ-я выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явл-й, кот. по необх-ти возникают из апейрона и в него возвращаются.Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, кот. разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей.

 

Материалистическая фил-я возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей фил-фский идеализм. Его первым проповедником в Др. Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший фил-ф этого п-да Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко обрушивался на "чернь". Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в фил-фском смысле обозначающем "з-н". Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики. В своих песнях он выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги древнегреч-й фил-и, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-фил-фским мировоззрением. В V в. до н.э. материалистическая фил-я в Др.Греции развивалась исключительно плодотворно. Наиболее выдающийся фил-ф классического этапа фил-и Др.Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. Чувственное познание, предметом кот. явл-ся материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное. Душа вспоминает идеи, с кот. она встречалась и кот. она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого п-да- Аристотель (384-322 гг. до н.э.). кот. позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2)Труды по общей фил-и, проблемах природы и естеств-ия. " Физика ", 3)Политические, эстетические трактаты. "Политика", "Риторика","Поэтика" 4)Работы по логике и методологии. Органон " Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную предпосылку сущ-вания. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью.Далее следуют земля, воздух и огонь, кот. представляют собой промежуточную ступень м/д первой материей и миром, кот. мы чувственно воспринимаем.Все реальные вещи явл-тся соединением материи и образов или форм, след-но: действит-ное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю – движ-е- это переход от возможного к действительности т.е. движ-е универсально. Основа всякого явл-я- некая причина. Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общ-ва и гос-ва, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство. Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием рабовладения и соц-ным расслоением свободных заставило значительную часть фил-фов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на изучение деятельности чел-ка. Накопление разнообразных знаний, с др. стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись фил-фы-софисты (так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и др. наукам).Появление их в значительной мере было связано с политич-им развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане д/б владеть ораторским искусством.Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры.Он выдвинул положение об относительности всех явл-й и восприятий и их неизбежной субъективности.Высказанное им сомнение в сущ-вании богов было причиной осуждения Протагора в Афинах за безбожие и привело софиста к гибели.Спасаясь бегством из Афин, он утонул во время кораблекрушения. Софисты не представляли собой к-л единого направления в греческой фил-фской мысли.Для их фил-фских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: