I. Орг. момент
Организация класса
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
А) Целеполагание и мотивация
- Сегодня к нам пришли гости, которые помогут нам познакомиться с новыми звуками и буквой, их обозначающей. Научат узнавать эти звуки в словах, а также будут учиться с нами читать слоги и слова с этой буквой.
Ну а кто наши гости вы узнаете, отгадав загадку:
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся? (клоун)
Этого клоуна зовут Бом, а этот Бим. (карточки на доску)
II. Подготовка речевого аппарата
Артикуляционная зарядка
Подготовим язычок для работы
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Фонетическая зарядка
Чтобы чисто говорить,
Звуки нужно повторить
На пеньке шипит змея- «Ш-ш-ш, ш-ш-ш»
Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
3) Чистоговорки:
А сейчас поиграем со слогами
III. Повторение изученного
Молодцы, ребята. А сейчас поиграем со слова. Перед вами не просто слоги, это слова рассыпались. вам нужно составить из этих слогов слова.
Клоунам понравилось играть с нами. Они благодарят за работу…..
IV. Изучение нового материала
1)Звуко-буквенный анализ:
Ну а сейчас они нам предлагают перейти к новой букве.
Первую свою помощь нам предлагает клоун по имени… Бом. Разберем это слово.
Бом
1. Посчитаем сколько звуком в этом слове? (3)
Обозначим слово чертой в 3 клетки.
2. Сколько слогов? (1)
Слушаем 1 звук. Произнесем хором – б
- Гласный или согласный? (согл.) Докажите (воздух встречает преграду)
А какую? (губы сомкнуты, а струя воздуха с силой их размыкает)
Какой еще это звук – звонкий или глухой? Закроем ушки ладошками и послушаем. (звонкий)
Твердый или мягкий? (тв.) Почему?
- Каким цветом обозначим? (Синим)
А теперь, давайте разберем второе имя – Бим.
- Слушаем 1 звук. Произнесем хором – б
- Гласный или согласный? (согл.) Докажите (воздух встречает преграду)
А какую? (губы сомкнуты, а струя воздуха с силой их размыкает)
Какой еще это звук – звонкий или глухой? Закроем ушки ладошками и послушаем. (звонкий)
Твердый или мягкий? (мягк.) Почему?
- Каким цветом обозначим? (Зеленым)
Выделение нового звука и его характеристика
Вывод: итак, мы познакомились с двумя новыми звуками.
Повторим что мы узнали о «б» - согл., зв., тв. (хором)
Что мы узнали о «б′» - согл, зв, мягк. (хором)
Игра «Узнай звук»
Бим и Бом принесли нам подарки. Но чтобы получить подарок, нужно услышать в названии новый звук б или б′ и рассказать где он находиться: в начале, в середине или в конце слова.
Давайте подумаем, какие из предложенных подарков принес нам Бом, а какие Бим?
Барабан, балалайка, баночка, бисер, букет, будильник, бинт, белочка, бегемот, обезьянка.
Вывод: новые звуки б и б могут встречаться и начале, и середине слова, и в конце.
Физминутка Бом и Бим предлагают потанцевать.
4)Знакомство с буквой:
Б б |
Расскажите, для чего нужна заглавная буква?
А когда будем пользоваться маленькой?
Какую букву в схему взять – большую или маленькую? Почему?
Буква одна, а звуки разные.
Буква Б обозначает 2 звука:
«б» - согл., зв., тв.
«б′» - согл, зв, мягк.
Где нам ее искать на ленте букв?
(на синем полотне в верхем ряду (т.к. звук звонкий)
В алфавите:
Где? Какая по счету? Какая впереди? Какая за ней?
На что похожа?
Печатание
А сейчас мы будем учиться печатать заглавную букву и строчную букву Бэ.
Заглавная буква Бэ печатается высотой в 2 клетки: сверху вниз ведем прямую линию в нижней клетке печатаем полуовал, а по стороне верхней клетки проводим короткую прямую линию.
Строчная, маленькая буква высотой в 1 клетку: сверху вниз от себя ведем округлую линию высотой в 1 клетку закругляем к себе и выводим эту линию вверх над овалом. Ширина маленькой буквы пол клетки.
V. Закрепление изученного
Чтение слогов (игра диск)
- По порядку хором
-Вразноброс
- Игра
2)Чтение слов (стр97)
Букву новую узнали,
Слоги мы с ней прочитали,
Значит, может весь наш класс
В зоопарк попасть сейчас!
Прочитаем слова в столбиках. Сначала по слогам, потом с ударением.
Зебра……Когда зебры спят, на карауле остаются несколько зебр, которые следят за появлением хищников и при необходимости моментально будят все стадо.
Зубр……Зубры, несмотря на большие размеры и кажущуюся громоздкость, очень подвижные животные. Они быстро бегают и способны преодолевать барьеры высотой до 2 м.
Белка …..не разобьется даже если упадет с крыши 50-этажного дома. Хвост служит ей парашютом и рулем.
Кобры …очень ядовитые змеи. Живут кобры в Африке и Азии. При опасности поднимают переднюю часть тела, образуя капюшон.
Сравним слова из 1 столбика со словами из 2 столбика.
Сначала прочитаем 1 столбик. Сколько предметов обозначают слова 1 столбика?
Теперь читаем слова 2 столбика. Чем они отличаются от слов 1 столбика.
Вывод: слова в 1 столбике обозначают 1 предмет, значит стоят в единственном числе. Слова 2 столбика обозначают много предметов, значит стоят во множественном числе.(хором)
3) Чтение рассказа (97)
Чтобы определить про кого этот рассказ, послушайте загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (Белка)
К счастью, белку можно увидеть не только в зоопарке, но и на воле.
1. Кто видел белку в лесу или в парке?
2. Сегодня на уроке мы прочитаем о белке рассказ.
Читать будем по предложению, по цепочке.
Беседа.
Где были ребята?
Что такое парк? Чем отличается от леса?
Какие деревья в парке росли?
Что удивило ребят на этой экскурсии?
А сейчас вы будете самостоятельно читать этот рассказ чтобы научиться читать его выразительно, целыми словами. Чтобы сумели прочитать у доски как артист. (самостоятельно)
Кто сможет 1 прочитать этот рассказ?
Чье чтение понравилось больше?
VI. Итог урока
Какую букву изучили на уроке?
Давайте вспомним что узнали об этой букве? (хором по ленте букв)