Глава 1. Теоретические аспекты и правовые формы неправительственных организаций в политической системе государства.




РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ

Курсовая работа

По направлению «Политология»

 

Студент 3 курса очного отделения

__________________C. В. Лопатин

Руководитель:

__________________ Л. Н. Метёлкина

 

 

Защищена с оценкой

_____________________

 

Дата

_____________________

 

Иркутск 2017

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………  
Глава 1. Теоретические аспекты и правовые формы неправительственных организаций в политической системе государства.  
1.1 Понятие неправительственных организаций и их формирование….    
1.2 Становление и развитие неправительственных организаций в России в конце 90-х гг ХХ века…………………………………………..      
Глава 2. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций……………………………………………  
2.1 Анализ причин слабого взаимодействия власти и общества через неправительственные организации…..................................................................    
2.2 Результаты исследования………………………………………………    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………  
Список источников и литературы………………………………………………  

 

Введение

В условиях глобализации международной политики в современном мире всё большее значение в политическом процессе Российской Федерации большое значение приобретают неправительственные организации (НПО). В постсоветской России действует множество неправительственных организаций и движений, которые охватывают практически все сферы общественной жизни. Формирование разветвленной системы неправительственных организаций (НПО) является важным показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Объектом исследования российские органы государственной власти и неправительственные организации.

Предмет исследования – взаимоотношения власти и третьего сектора.

Целью работы выступает раскрытие проблем становления НПО как институт политической системы современной России, их динамика развития и позиционирование.
Для выполнения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретических аспектов деятельности НПО и их формирования;

2. Характеристика организационно-правовых форм НПО;

3. Ознакомление с подходами к изучению некоммерческого сектора;

4. Выявление основных проблем слабого взаимодействия власти и общества через неправительственные общественные организации.

Для того чтобы изучить данную тему более эффективно, в работе были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ источников и литературы по данной теме;

2. Проведение социологического опроса.

Глава 1. Теоретические аспекты и правовые формы неправительственных организаций в политической системе государства.

1.1 Понятие неправительственных организаций и их формирование.

 

Процесс становления гражданского общества находится в пропорциональной зависимости от участия в нем общественности, от уровня правосознания людей и их способности реализовать одно из основополагающих прав человека - право на объединение, право создавать общественные объединения и вступать в таковые для защиты своих интересов. Важной составной частью гражданского общества являются общественные объединения, которые выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее между всеми объединениями состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии.

Представление о гражданском обществе прошло длительную эволюцию и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина в период Французской буржуазной революции XVIII века. Впервые термин «гражданин» употребил Аристотель, однако объектами изучения гражданское общество и гражданин стали значительно позже. Гражданское общество заняло значительное место в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г.Гегеля, И. Канта, В. Гумбольдта и др. Именно эти мыслители впервые попытались разделить отношения в пределах единого общества на два типа: государственные и негосударственные, политические и неполитические.

В демократической общественно-политической системе гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизнедеятельности, но, естественно, не всех. Государству необходимо отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание на те сферы, где оно дей­ствительно необходимо и где обязано выполнять свои изначальные функции: охрана правопорядка, оборона, законотворчество, защита прав человека и гражданина, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д. По мере развития гражданского общества должен проявляться плюрализм действующих в нем политических сил. Чем более оно развито, тем в большей мере способно не допустить монополизацию политической власти, дать отпор любым авторитарным посягательствам. Чтобы «демократия была действенной, нужен плюрализм гражданского общества».

Исходя из вышесказанного, среди наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны, на наш взгляд, можно назвать следующие:

1. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

2. Легитимность и демократический характер власти;

3. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

4. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

5. Гарантированная законом возможность каждого объединяться в общественные объединения по интересам и профессиональной принадлежности, свобода их деятельности, равенство перед законом;

6. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

7. Существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсу­са), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

 

Суммируя все изложенное, и учитывая высказанные в литературе мнения, можно сделать вывод, что гражданское общество — это система обеспечения жизнедеятельности различных сфер общества, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. В идеале гражданское общество – это общество социального многообразия и взаимной терпимости, добровольной социальной кооперации, развитой культуры общественного диалога и выражения общественного мнения. Это общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

В западной литературе общественные объединения, которые не преследуют политическую цель в своей деятельности, носят название «неправительственные организации» или сокращенно НПО («non-governmental organization»). НПО являются важными элементами гражданского общества. В демократических странах роль НПО официально признаëтся государством как значимая. Неправительственные организации принимают активное участие в решении социальных проблем, разделяя эту функцию с государством.

Научный сравнительно-правовой анализ международных документов дает достаточные основания для выделения следующих сущностных элементов понятия и юридического статуса общественных объединений. Позволить отличить общественное объединение от любого другого помогут признаки/ характеристики, присущие данному институту гражданского общества:

1. Правосубъектность общественных объединений базируется на международно признанной правосубъектности каждого человека и праве каждого индивида на свободу ассоциации;

2. Добровольность (никто не может быть принужден к участию в объединении или пребыванию в нем);

3. Автономность от государства, т. е. негосударственный ("неправительственный") характер;

4. Некоммерческая цель (отсутствие цели извлечения прибыли), т.е. извлечение прибыли не признается в качестве цели существования организации, а в случае получения таковой – она должна быть направлена исключительно на достижение целей организации.

Современное международное право так и не выработало единого общепризнанного определения неправительственной организации. Обратимся к международным институтам, использующим понятие «неправительственная организация». Неотъемлемой частью современной системы международных отношений является Организация Объединённых Наций. В ст. 71 Устава ООН приведена ссылка на неправительственные организации: «Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть условлены с международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультации с заинтересованным Членом Организации»[[1]].

В системе ООН существует двойной механизм определения НПО, осуществляемый ЭКОСОС и Департаментом общественной информации секретариата ООН. Рассмотрим оба эти определения. В своих публикациях Департамент общественной информации секретариата ООН определяет НПО следующим образом: «Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный неком-мерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне»[[2]]. Это определение исключает возможность членства в НПО юридических лиц.

Что касается ЭКОСОС, то он с 1946 г. принял несколько резолюций, касающихся консультативных отношений с НПО. Однако ни одна принятая резолюция не даëт определения неправительственной организации. В Резолюции 1996/313 от 1996 г. в п. 12 разъясняется, что под «НПО» для целей ЭКОСОС понимается организация, которая не учреждена каким-либо государственным органом или на основе межправительственного соглашения и удовлетворяет следующим условиям: она имеет «представительную структуру»; она располагает «соответствующими механизмами отчëтности перед своими членами»; её члены «осуществляют эффективный контроль над её политикой и деятельностью путём использования права голоса и через другие соответствующие демократические и транспарентные процессы принятия решений». Резолюция 1996/31 в п. 13 обращает пристальное внимание на любую поддержку, прямую или косвенную, финансовую или иную, которую НПО получает от любого правительства, требуя строгой отчëтности об этом, а также расходования на цели, соответствующие целям ООН. Именно зависимость от правительства рассматривается как решающий фактор при решении вопроса о возможности сотрудничества.

Очевидно, определение ДОИ ООН не совпадает с позицией ЭКОСОС, что означает отсутствие единого определения понятия НПО в системе ООН. Некоторые межправительственные организации, как и ООН (например, Международная организация труда и Всемирная организация здравоохранения), учредили консультативный статус для НПО, вольно трактуя ту или иную организацию как неправительственную. Группа Всемирного банка в своих документах подчëркивает, что приводимое ими определение НПО не является юридическим термином. В 1998 г. Международный центр некоммерческого права подготовил по заказу Всемирного банка «Руководство по разработке и применению законов, регулирующих деятельность неправительственных организаций». В Руководстве прямо указано, что приводимое определение НПО можно использовать как справочный материал по мере необходимости. Глава «В» Руководства в разд. 1 п. (а) даëт такое определение неправительственной организации: «В настоящем Руководстве под термином «неправительственная организация» (НПО) понимается объединение, общество, фонд, благотворительный фонд, некоммерческая корпорация или другое юридическое лицо, которое в конкретной правовой системе не считается частью правительственной структуры и не работает ради получения прибыли, т.е. заработанная прибыль не распределяется и не может распределяться как таковая. Этот термин не распространяется на профессиональные союзы, политические партии, кооперативы с распределением прибыли и церкви»[[3]].

Многие авторы относят общественные объединения (отмечая в них еще негосударственный и некоммерческий признак) к понятию «третий сектор». Третий сектор - это особый общественный институт, образуемый совокупностью негосударственных некоммерческих организаций, которые своей деятельностью обеспечивают, некую часть социального воспроизводства. Третий сектор - сегодня, пожалуй, наиболее распространенное собирательное название для многочисленных и чрезвычайно разнообразных некоммерческих организаций и групп, не ставящих своей задачей получение прибыли. Этим наименованием, заимствованным из западной терминологии, подчеркивается его отличие от первого сектора - публичной власти и политических партий, борющихся за власть, и второго сектора - предприятий и фирм, создаваемых для получения прибыли.

Некоммерческий или третий сектор – функционирующая сфера, «важный элемент трансформации обществ в направлении от индустриальной к постиндустриальной стадии развития». С одной стороны, будучи добровольными ассоциациями за пределами государства и экономики, НКО составляют ядро гражданского общества. С другой стороны НКО представляют систему создания и доставки потребителю общественных благ. Предоставляя услуги населению, НКО тем самым предоставляют и возможность выбора потребителю. Как правило, к таким услугам относят те, на которые существует спрос, но недостаточно предложений от государства или коммерческого сектора из-за их неприбыльности. Поэтому сфера деятельности НКО захватывает главным образом образование, культуру, искусство и другие социальные услуги. То есть наличие у органов власти излишних услуг ведет к активному привлечению организаций третьего сектора на рыночной основе, что способствует расширению сферы участия НКО в стране.

Степень воздействия различных общественных формирований на политические отношения различна. Одни из них — рабочее, профсоюзное, национальное общественные движения и др. — оказывают существенное воздействие на политическую ситуацию, другие — практически не участвуют в политической жизни. Однако в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль неправительственных организаций и общественных движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

Неправительственные организации и общественные движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Концепция групп интересов или заинтересованных групп разработана американскими политологами А.Бентли, Д.Трумэном и давно пользуется признанием в западной политологии. Согласно А.Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы интересов— это «добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций».[[4]] В конкуренции групп значительная часть организованных интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общества. Но в ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует властных решений. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия: на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, этнические и религиозные связи и др.). Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения (кроме политических партий) представляют собой разновидность групп интересов.

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций неправительственных организаций и общественных движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности. Выделяются основные, общие для всех неправительственных организаций и общественных движений функции. Люди объединяются в организации и общественные движения с целью удовлетворения тех или иных специфический потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма не­определенной, личностной и эмоционально окрашенной форме.

Общественные организаций и общественные движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями неправительственные организации и общественные движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция неправительственных организаций и общественных движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Неправительственные организации и общественные движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

Некоммерческие организации являются важнейшим инструментом выражения и достижения целей, поставленных группами (объединениями) граждан. В зависимости от поставленных целей и задач, способов и методов их достижения общественные организации делятся на несколько видов, типов (в зависимости от принципа систематизации). Среди множества подходов к систематизации типологизации общественных организаций следует классифицировать по нескольким наиболее употребимым основаниям:

1. Регион действия (международный, страновой, локальный);

2. Организационная форма существования (общественная организация, общественный фонд и т.д.);

3. Характер целевых групп, т.е. групп населения, на которые направлена основная активность общественных организаций;

4. Сфера деятельности общественного объединения;

5. Тип финансирования: внутренние и внешние источники.

Наиболее часто общественные объединения принято типологизировать по целевой аудитории. По Ю.А. Краснину основная классификация по целевой группе разделяет все многообразие НПО на четыре группы.[[5]] Прежде всего, это группы, субъектами которых являются сами члены этих организаций («организации взаимопомощи», соединяющие людей с общими проблемами, организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей, в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку). Следом НПО, чья деятельность нацелена на решение задач, непосредственно не связанных с проблемами участников организации (общества престарелых, многодетных или безработных, организации экологической направленности). К третьему типу принадлежат правозащитные организации (как традиционного толка, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включая контроль за действием исполнительных властей). Наконец, четвертый тип включает «инфраструктурные» НПО, чья миссия — содействовать развитию гражданских инициатив, деятельности других НПО и полноценному участию граждан в принятии решений и управлении.

Выделенные типы различаются и по органичным для них формам взаимодействия с властью. Так, для организаций первого типа, особенно для объединений «товарищей по несчастью», властные структуры являются прежде всего источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций. Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и оплачивая сами свои мероприятия и встречи. Конечно, они с удовольствием примут поддержку властных структур, но для них все же главное, чтобы власть им не мешала.

Для организаций второго типа взаимодействие с властными структурами является уже достаточно существенной частью их деятельности. При этом в случае социальных организаций уже можно говорить и о социальном партнерстве с органами власти, когда эти организации берут на себя выполнение ряда функций последних, например, по социальному обеспечению или патронажу. Таким образом, здесь уже наблюдается переход от отношений проситель–даритель к более или менее равноправному сотрудничеству. При этом власть для социальных организаций не является единственным источником средств, они все более активно работают и с бизнесменами, и с иностранными дарителями.

Организации «экологического» профиля в широком смысле также заинтересованы в сотрудничестве с властями, равно как и чиновники должны быть заинтересованы в сотрудничестве с этими организациями, цель деятельности которых — решение тех же проблем, что и для властных структур. Однако в отличие от проблем социальных, часто явных и прямо бросающихся в глаза, проблемы защиты природы и культуры кажутся сегодня многим чиновникам существенно менее острыми по сравнению, например, с проблемой бездомных или детей-наркоманов.

Поэтому и желание сотрудничать на равных с этими организациями у чиновников еще меньше, чем с социальными организациями. Миссия организаций четвертого типа, действующих в сфере правового обеспечения, подразумевает лоббирование необходимых для развития некоммерческого сектора законов и нормативных актов на различных уровнях власти, участие в нормотворческом процессе. Другое направление деятельности инфраструктурных организаций может быть прямо охарактеризовано как посредническая деятельность, содействие установлению партнерских отношений между сообществом некоммерческих организаций и властными структурами, будь то организация регулярных встреч лидеров НПО и представителей власти, либо организация образовательных программ по социальному партнерству с участием обоих слоев общества.

В настоящее время, без вовлечения общественности в систему государственного управления невозможно успешно решать многочисленные проблемы общества. Особую актуальность приобретает роль неправительственных организаций, как в политике отдельного государства, так и в международном масштабе. Неправительственные организации являются неотъемлемой частью такой важнейшей категории современной политической теории, как гражданское общество.

Задача гражданского общества – быть посредником между гражданами и государством, защищать интересы каждого индивида, представлять его интересы перед лицом власти и общества, осуществлять общественный контроль за деятельностью власти и формированием внутренней и внешней политики этого общества.

К институтам гражданского общества относятся политические партии, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, средства массовой информации. Также не менее весомым участником гражданского общества является некоммерческий «третий сектор» в демократическом государстве представленный в виде общественных объединении, негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций в целях решения общественно-полезных задач, которые осуществляют различные виды деятельности и реализуют широкий спектр услуг для общества.

«Третий сектор» – это понятие обобщающее в себе весь спектр существующих некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера и направленные как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом.

 

Глава 1.2 Становление и развитие неправительственных организаций в России в конце 90-х гг ХХ века.

 

Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо определить его масштаб, уровень развития, степень воздействия на общество и дальнейшие перспективы в современном российском пространстве.

Интерес к НКО в России стал активно проявляться с конца 1980-х г. XX века на волне демократизации, политических и социально-экономических преобразований в стране. С этого момента начинается процесс численного роста НКО. В 1992 году таких организаций насчитывалось 14 тыс.

1995 г. – начало 2000 гг. Формирование российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. на территории России действовал Закон СССР «Об общественных объединениях» (принятый в октябре 1990 г.), в дальнейшем на его основе был разработан одноименный Закон РФ, который вступил в действие 22 мая 1995 г. Данный закон регламентировал 5 возможных форм общественных объединений, включая такие экзотические, как орган общественной самодеятельности. Следует также выделить Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который рассматривал религиозные объединения в качестве одного из видов общественных организаций и устанавливал для них сходный порядок создания и деятельности.

Для решения назревших проблем в 1995–1996 гг. был выпущен ряд законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Основы деятельности некоммерческого сектора на территории России заложил Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях», вступивший в силу 12 января 1996 г. Также к блоку новых законов относятся Федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и новый закон «Об общественных объединениях». Данные законы можно рассматривать как базовые, определяющие основные понятия для различных направлений деятельности некоммерческого сектора. Принятие данных законов привело к быстрому развитию неприбыльной сферы в стране.

Со времени начала в России радикальных социально-экономических реформ и особенно после принятия в 1996 г. Федерального закона «О некоммерческих организациях» численность организаций третьего сектора постоянно росла. В этот период началось создание на официальной правовой базе сети социально-культурных учреждений и фондов – школ, театров, домов призрения, библиотек, музеев – в том числе через привлечение имущественных и финансовых вкладов учредителей (граждан и частных коммерческих предприятий, банков и др.). Только за 90-е гг. число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций в России составило почти 275 тыс., а по состоянию на начало 2000 г. в нашей стране было официально зарегистрировано около 485 тыс. некоммерческих организаций.

Кроме перечисленных документов, отдельные виды некоммерческой деятельности регулируются Законами РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. Законодательством достаточно подробно определена деятельность некоммерческих организаций в сфере образования, науки и культуры например, в Законе РФ «Об образовании», редакция от 13 января 1996 г.

Следует отметить, что к концу 1990-х годов определилась тенденция к сокращению форм и методов государственной поддержки некоммерческого сектора, а также к сужению областей их применения, что было обусловлено рядом причин. Это связано с ухудшением финансового положения государства, наличием фактов злоупотреблений и неправомерного присвоения льгот некоммерческими организациями и т. п. как объективного, так и субъективно-политического характера. В результате, это выразилось в государственной политике ограничения налоговых льгот, в основном по налогу на прибыль, что заметно ухудшило положение некоммерческих организаций. В второй половине 90-х г. ХХ века в России продолжался бурный рост неправительственных и некоммерческих организаций параллельно с развитием отечественных и иностранных бизнес-структур. На первом этапе с благословения и на деньги иностранных меценатов, как отдельных людей, так и различных комитетов, фондов и т.д., были созданы сетевые структуры НПО и НКО, как по различным направлениям жизнедеятельности общества, так и по территориям, например, программа «Открытый мир», фонд Сороса и т.п.

Со времени начала перехода к рыночной экономике, особенно после принятия в 1996 г. Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческий сектор являлся непрерывно возрастающим фактором социально-политической и экономической жизни современной России. При этом процесс становления и развития был далеко не безоблачным. Первый серьезный удар по экономике третьего сектора был нанесен через два года после принятия этого базисного законодательного акта. Экономический кризис и дефолт 1998 г. болезненно отразились на многих неправительственных организациях, приведя к сокращению доли третьего сектора в российском ВВП. Первоначально восстановление сектора протекало непросто, отставая по темпам от роста экономики в целом. Финансовый кризис 1998 г. привел к тому, что объем услуг, предоставляемых некоммерческими организациями, в неизменных ценах сократился почти в 3 раза.

Вместе с тем, многие десятки тысяч организаций доказали свою жизнеспособность, значительно улучшив управление, оптимизировав организационную структуру и в целом приобретя навыки развития в сложных экономических условиях. Особо важно, что и при неблагоприятной экономической конъюнктуре не уменьшилось количество людей, которым НКО оказывали различные услуги, включая все виды социальной поддержки. Несмотря на сокращение объема оказываемых услуг в денежном выражении, в наиболее сложный первый год послекризисного восстановления (1999) клиентами некоммерческих структур, по данным исследования Центра развития демократии и прав человека, стали около 30 млн. человек, т.е. практически каждый пятый гражданин России.[[6]] В тот же период (1998) сектор создал 2 миллиона новых рабочих мест, а для работы на добровольной основе было привлечено более 3 миллионов человек. Это являлось показателем жизнеспособности третьего сектора в условиях непростой кризисной и посткризисной реструктуризации.

Уже в 2001-2002 году темпы роста выпуска продукции и услуг НКО превысили темпы роста ВВП в целом. Вскоре возобновился и количественный рост некоммерческих организаций. По последним данным, объем некоммерческого сектора России сегодня составляет 1,2 процента ВВП. При этом, по ряду оценок, в 1998 г. - накануне кризиса - он составлял 2 процента ВВП5. Следует все же иметь в виду, что в силу несовершенства статистического инструментария, а также из-за того, что довольно значительная часть третьего сектора находится в зоне теневой экономики, реальные показатели вклада НКО в ВВП наверняка превышают значение 1,2%. Эта цифра - 1,2% - в относительных масштабах российской экономики, в условиях продолжающегося экономического роста, тоже представляют собой немалую величину. Чтобы оценить вес третьего сектора в экономике России на основе сопоставления с другими отраслями, а также с регионами, можно привести следующие оценки. Объем выпуска продукции и услуг некоммерческими организациями в 1,6 раза превышает объем продукции всей легкой промышленности страны и сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство».

Можно также сопоставить объем экономики НКО с валовым региональным продуктом 88 субъектов, составляющих в настоящий момент Российскую Федерацию. С этой точки зрения сектор некоммерческих организаций окажется на 12-м месте, пропустив вперед Москву, Тюменскую область, Ханты-Мансийский Автономный Округ, Красноярский край, Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Московскую область, Свердловскую область, Республику Башкортостан, Самарскую область и Краснодарский край.

В целом, складывающаяся в России картина удельного веса третьего сектора в экономике похожа на ситуацию во многих странах с развивающимися рынками. Это понятно и объяснимо, учитывая то, что еще совершенно недавно никакого реального независимого третьего сектора в Российской Федерации просто не существовало, а в стране безраздельно господствовала государственная собственность. Следует иметь в виду и низкий уровень социального капитала в российском обществе, его раздробленность и разобщенность, чрезвычайно слабую способность граждан свободно и добровольно создавать гражданские ассоциации.

Большую негативную роль играет низкий уровень общественного доверия. Вместе с тем, Россия кардинально отличается от большинства развивающихся стран с точки зрения ключевых факторов, способствующих росту некоммерческого сектора. В частности, российское общество очень образованно, оно характеризуется высоким уровнем урбанизации. Спрос на качественное образование, в том числе высшее, не только не упал, но и вырос за последнее десятилетие. Логично предположить, что стабильно высокий спрос на образовательные услуги положительно сказывается на динамике третьего сектора. Кроме того, еще с советских времен общество привыкло к возможности пользоваться сравнительно большим объемом социальных услуг. Раньше эти услуги предоставлялись государством, а в настоящее время, ввиду неспособности государства поддерживать привычный для граждан уровень социального обеспечения, часть функций берет на себя НКО-сектор.

C приходом к власти Владимира Владимировича Путина в 2000 году, ситуация с неправительственным сектором претерпевает изменения. Один из первых институтов, сформированных в РФ для регламентации деятельности гражданских структур, является Комиссия по правам человека при Президенте РФ, которая была создана в 1993 г. указом Президента РФ Б.Н. Ельцина. В 2004 г. Комиссия была переименована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Эти изменения были связаны с расширением компетенции Совета, как уникального органа — коллективного советника Президента Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества и защиты прав человека[[7]]. В состав Совета входят представители гражданского общества, которые являются специалистами в своих сферах деятельности. Показательно, что в России именно после волны «цветных революций» в Грузии и на Украине с 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: