Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 

Тема № 8: «Античная философия: Аристотель, эллинизм»

 

Утверждена на кафедральном заседании

протокол №

«» _________________2007 г.

 

Зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных знаний

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. Кудашов В.И. (подпись)

 

Составитель:

к.ф.н., доцент Комова Н.В.

 

Красноярск

 

Тема № 8: «Античная философия: Аристотель, эллинизм»

 

Значение изучения темы

 

§ Аристотель, ученый-энциклопедист, систематизатор философских и научных знаний, накопленных до него, занимает в истории философии особое место. Его и Платона Гегель называл учителями человечества. Аристотель заложил основы многих направлений научного знания (физики, биологии, психологии и др.), заложил основы формальной логики как науки о формах и законах мышления.

2.1. Учебное:

§ на основе теоретических знаний обучающийся должен знать понятия: физика, метафизика, субстанция, телеология, логика, категория, универсалия

 

2.2. Профессиональное:

    • разбираться в основных философских понятиях
    • знать, что из философии Аристотеля остается в нашей

 

2.3. Личностное:

§ находить в философии поддержку в решении сложных жизненных проблем.

3. Цели занятия:

§ иметь представление о месте Аристотеля в мировой культуре

    • о своеобразии эллинистического этапа в развитии философии – стоицизм, скептицизм, эпикуреизм
    • уметь изложить содержание реферата, аннотации на журнальную статью

 

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие.

 

План семинарского занятия

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Критика «теории идей» Платона.

3. Аристотель о движении материи, о соотношении материи и формы.

4. Эллинизм: скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

5. Научные достижения эллинизма.

6. Значение античной философии.

 

Итоговый контроль знаний

Тесты

1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит
2. «Человек – мера всех вещей» так считал а) Аристотель б) Сократ в) Протагор г) Эпикур
3. Философ, ученик Сократа: а) Платон б) Аристотель в) Эпикур
4. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»: а) Аристотель б) Горгий в) Платон г) Сократ
5. Кто первым определил философию как учение о первопричине? а) Сократ б) Платон в) Аристотель
6. Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» а) Аристотель б) Эпикур в) Цицерон
7. Автор «Трактата о душе», выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный: а) Платон б) Аристотель в) Фалес
8. Какой философ рассматривал логику как главное орудие познания? а) Платон б) Демокрит в) Аристотель
9. Аристотель разработал основные законы: а) атомистического материализма б) логики в) теологии
10. Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о а) умопостигаемом бытии б) природе в) государстве г) душе
11. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает а) пространство б) материя в) перводвигатель г) стихия огня  
12. С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку а) люди могут добиться блага только сообща б) человек реализует свой потенциал в политической борьбе в) вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных г) политика определяет ход истории
13. Есть три вида души: разумная, животная и растительная, считал философ а) Платон б) Аристотель в) Сократ г) Гераклит
14. Найдите правильное определение материи по Аристотелю: а.) это начало, носящее потенциальный характер и образующее чувственно воспринимаемую реальность б) то же самое, что и небытие в) это видимость, иллюзия наших органов чувств г) это сущность, субстанция
15. Характерные черты философии античности: а) примат веры над знанием б) эстетическое мировоззрение в) логика
16. Эпоха эллинизма началась после: а) массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э. б) Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э. в) завоевательных походов Александра Македонского

 

5.2. Темы рефератов:

 

1. Аристотель: ученый – энциклопедист

2. Логика Аристотеля.

3. «Платон мне друг, но истина дороже».

4. Философско – этическое учение Эпикура.

 

5.3. Доклады:

 

§ Учение Аристотеля о Вселенной

§ Философские идеи стоиков

§ Философские идеи Скептиков

5.4. Контрольные вопросы

 

1. Выделите основные положения метафизики Аристотеля.

2. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

3. Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.

4. Что объединяет философские школы эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

5. Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.

6. Какие основные группы наук выделяет Аристотель?

7. Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона?

8. Как, по Аристотелю (в отличие от Платона), происходит процесс познания?

9. Почему Аристотель назвал человека существом «политическим»?

10. В чем главное отличие «Политики» Аристотеля от «Государства» Платона?

11. Что из логики Аристотеля осталось нам в наследство?

12. В чем, по Аристотелю, назначение жизни человека?

 

Литература

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная

Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: