Глава 2. Особенности взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций России




2.1 Анализ причин слабого взаимодействия власти и общества через НПО

 

НПО являются неотъемлемой частью формирующегося гражданского об- щества России. Проблематика становления и развития гражданского общества в Российской Федерации всегда была предметом острых дискуссий в научном сообществе. Характерной чертой нынешнего периода развития НПО в РФ является последовательное возрастание их количества, что связано с увеличением назревших проблем в различных сферах жизни РФ и всего мирового сообщества. Причем полномочия и степень влиятельности НПО на мировоззрение гражданского общества дают все основания полагать, что у НПО есть шанс стать полноправными субъектами внутренней политики.

Анализ ряда исследований по проблематике гражданских институтов в Рос- сии указывает на факт отсутствия в РФ «гражданского общества» в западном понимании этого термина. Уникальность российской ситуации формирования институтов гражданского общества в их тесной связи и зависимости от государ- ства. В то время как на Западе гражданскими объединениями считаются струк- туры, которые полностью независимы от государства. В связи с этим вполне оправдана обеспокоенность российского государства по поводу влияния деятельности НПО, спонсируемых иностранными структурами, и, по сути, использования ими инструментов «мягкой силы», которыми являются НПО, в целях расшатывания политической обстановки в стране.

Анализируя проблему становления гражданского общества в России, иссле- дователи Ю.М. Почта и Т.В. Оберемко пишут, что «в современной России успех создания гражданского общества иногда напрямую связывается со степенью уча- стия государства в этом процессе. И само государство считает себя несущим основную ответственность за реализацию этой задачи, с подозрением воспринимая те институты гражданского общества, которые были созданы без его участия. В стороне остается индивид, знающий свои права, борющийся за них, вступающий в гражданские ассоциации для защиты этих прав, в том числе и от государства»[[8]].

В 2011 г. начал свою работу Совет по взаимодействию Общественной пала- ты РФ с общественными палатами, так называемый «Совет общественных палат России», цель которого — установление эффективных взаимосвязей между об- щественными советами субъектов РФ и их информационно-методическая под- держка. Таким образом создаются механизмы учета мнения граждан и их объеди- нений на разных уровнях при процессе принятия решений. Последние 10 лет российское государство стало активно заниматься поддержкой и уделять большое внимание развитию НПО, учитывая их огромное влияние на формирование гражданского общества в стране и используя их в качестве инструмента «мягкой силы», без которого невозможно представить себе развитие государства.

Свидетельством тому является законодательная активность в отношении НПО. В РФ в последнее десятилетие сложился целый кластер законов и программ на федеральном уровне, которые способствовали регламентации деятельности НПО, государственному контролю, а также поддержке развития НПО на основе целевых капиталов (2006), благотворительности и добровольчества (2009), упро- щения процедур регистрации и отчетности (2010), поддержки социально направ- ленных НПО (2011). Один из последних нормативно-правовых актов по регламентации деятельности НПО, вступивших в законную силу в России 20 ноября 2012 г., стал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Данный закон будет способствовать активизации деятельности некоммерческих организаций в привлечении внутреннего финансирования, а также приведет к росту профессионализма в неправительственном секторе. Суть законопроекта в том, чтобы увеличить прозрачность финансовой деятельности тех организаций, которые занимаются политикой на территории России и получают средства из-за рубежа.

Стремление самих НКО/НПО, а именно как института, придающего легитимность действиям органов государственной власти возрастает. То есть НКО как бы допущены к процессу принятия решений, но на совещательной основе в форме Общественных палат, Экспертных советов, Общественных групп и пр. В данном случае, внимание сконцентрировано на факторах: сложившаяся политическая культура, общественные ожидания и ожидания органов власти по отношению к НКО. Здесь возможен следующий сценарий развития событий. НКО становятся «мостиком», соединяющим и транслирующим интересы и потребности общества, бизнеса и государства. Ведь НКО служат выражению интересов и идей не только граждан, но и бизнес-структур, научных объединений, разрабатывающих и продвигающих инновационный продукт, а также общественных сил со сформулированными политическими идеями.

НКО стремятся проводить мониторинг ситуации на местах, а также осуществлять экспертизу принимаемых властями решений. Через анализ эффективности решения общественных проблем реализуется идея гражданского контроля. Речь идет об инструментальной модели, которая подразумевает активное участие НКО на «выходе».

В первую очередь в данном контексте необходимо подчеркнуть, что не все зарегистрированные НКО активно работают. Согласно некоторым данным лишь 40% таких организаций являются активнодействующими. Деятельность некоммерческих организаций в России осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Большинство из них известны лишь узкому кругу лиц, интересы которого они отстаивают. Таким образом, зачастую люди даже не знают о существовании той или иной некоммерческой организации. В первую очередь в данном контексте необходимо подчеркнуть, что не все зарегистрированные НКО активно работают. Согласно некоторым данным лишь 40% таких организаций являются активнодействующими. Деятельность некоммерческих организаций в России осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Большинство из них известны лишь узкому кругу лиц, интересы которого они отстаивают. Таким образом, зачастую люди даже не знают о существовании той или иной некоммерческой организации. Организаций же, которые ратуют за интересы России на международной арене не так много и зачастую они пока не способны в полной мере осуществлять свои задачи, так как иногда им просто не хватает для этого средств. Российский третий сектор по-прежнему экономически слаб. Хотя в последние годы заметно вырос объём государственной поддержки третьего сектора, по данным опубликованных исследований, объём финансирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России пока ещё как минимум в 2-3 раза ниже аналогичного уровня финансирования в большинстве развитых стран.

Некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью в России, а финансирование получают из-за рубежа, теперь попадают в реестр «иностранных агентов», даже если сами не желают этого. Абсолютным большинством голосов депутаты Государственной Думы РФ в 2012 г. приняли новые поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» во втором и в третьем чтениях. Данные поправки позволяют Минюсту России самостоятельно относить к «иностранным агентам» НКО, имеющие соответствующие признаки, иными словами, фактически выполняющие функции «иностранного агента», но не подавшие заявления о включении их в реестр, как это положено по российскому законодательству, а также не зарегистрировавшиеся в подобном статусе добровольно. Насколько те или иные некоммерческие организации заслуживают места в реестре «иностранных агентов», Министерство юстиции РФ решает по результатам дополнительных проверок, которые данное ведомство проводит на основании информации, поступившей от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также от обычных граждан. При этом НКО имеет право в судебном порядке оспорить решение Минюста России о принудительном включении ее в список «иностранных агентов».

Первой некоммерческой организацией, которая подверглась воздействию изменившейся государственной политики в отношении НКО, стала ассоциация «Голос». Данная некоммерческая организация стала первой, которую Минюст России обвинил в уклонении от регистрации в качестве «иностранного агента». В июне 2014 г. ассоциация «Голос» вошла в первую пятерку принудительно включенных этим ведомством в список «иностранных агентов». «Иностранные агенты» в Российской Федерации зачастую яростно настаивают на своей «неполи-тической» деятельности. Однако Ю.Б. Аверкина полагает, что зарубежные источники задействованы в финансировании российских некоммерческих организаций не случайно – они преследуют собственные интересы, которые, как правило, противоречат интересам безопасности нашего государства. Если некоммерческая организация использует эти средства, участвуя в политической жизни страны, логично предположить, что эта организация претворяет в жизнь волю источника своих финансовых средств, а другие государства, как показывают история и действительность, вряд ли стремятся к благополучию российского государства.[[9]]

Стоит отметить, однако, что признание НКО «иностранными агентами» может сократить количество помощников государства в лице так называемого «третьего сектора». Последствия этих нововведений почувствует на себе не только НКО-сектор России, но и слабо защищенные слои населения, получающие доступную социальную помощь от данных организаций[[10]]. Например, в связи с совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере деятельности НКО ряд иностранных инвесторов перестали финансировать некоммерческие организации на территории России. А ведь некоторыми НКО оказывается огромная помощь гражданам в социальной сфере посредством обучающих и иных услуг. На базе этих организаций работают многочисленные социальные службы, кризисные центры, приюты, группы самопомощи, ресурсные и молодежные центры и т.д. Тем не менее обеспечение прозрачности деятельности НКО – «иностранных агентов» является защитой суверенных прав граждан Российской Федерации, а значит, и прямых мер по обеспечению национальной безопасности страны, что в нынешней внешне-политической обстановке, безусловно, чрезвычайно актуально.

Таким образом, одна из основных функций НКО заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к определенной социальной проблеме и совместными усилиями наладить и запустить механизм для ее решения. Данные социальные организации эффективно разрабатывают целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование общественных отношений, обеспечивающих материальное и духовное благополучие граждан. Важно сделать так, чтобы государство рассматривало НКО в качестве полноправного партнера в сфере национальной безопасности. Общественная роль неправительственных организаций, являющихся иностранными агентами, признается двоякой: с одной стороны, они оказывают значительную социальную помощь гражданам, но с другой – прямо или косвенно формируют протестную социальную базу для по-литического радикализма, представляющую угрозу национальной безопасности.

 

2.2 Результаты исследования

 

Для проведения исследования было проведено анкетирование среди жителей г. Иркутска. Исследование проводилось в апреле-мае 2017 года в целях определения уровня информированности населения об общественных организациях и степени гражданского участия. В ходе анкетирования было опрошено 50 человек, отобранных по возрастным категориям по 10 человек в каждой группе методом случайной выборки. Сегментирование производилось по возрастным категориям (18–25 лет; 26–35 лет; 36–45 лет; 46–55 лет; от 56 лет.)Погрешность составила ± 5%. Ниже приводятся наиболее интересные моменты социологического исследования.

Для опроса было использовано очное анкетирование посредством прямого анкетирования на улицах г. Иркутск. При проведении исследования также широко применялись методы – опрос, наблюдение и анализ документов. Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики.

Была разработана анкета, включающая 10 вопросов.

Согласно проведённому исследованию, среди опрошенных граждан на вопрос: являетесь ли вы членом общественной организации? Голоса респондентов показывают, что наиболее активными оказались граждане, находящиеся в категориях «18-25 лет» и «от 56 лет» (см. табл. 1), в то время как представители сред

Ответ Возраст 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
ДА 16 % 15% 12% 12% 27 %
НЕТ 84% 85 % 88 % 88 % 73%

него звена оказались гораздо более пассивными.

(табл. 1)

 

Респондентам, которые не участвуют в деятельности НКО, был задан вопрос: есть ли у них желание вступить в общественную организацию? (табл. 2). Результаты опроса показали, что наибольшую активность проявляют молодые люди до 25 лет, наименьшую – представители среднего звена.

 

Ответ Возраст 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
ДА 76% 16 % 18 % 38 % 46 %
НЕТ 24 % 84 % 82 % 62 % 54 %

(табл. 2)

 

 

В целом степень популярности НКО среди населения остается низкой, о чем свидетельствуют следующие данные (табл. 3). Был задан вопрос: Обращались ли вы когда-нибудь за помощью в общественную организацию? Как видно, 83% респондентов никогда не обращались за помощью в НКО, к помощи НКО обращались только 9,5% опрошенных.

Ответ Возраст 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
ДА 13% 5 % 11% 25 % 29%
НЕТ 87 % 95 % 89% 75 % 71%

(табл. 3)

 

Для определения дальнейших перспектив третьего сектора в нашей стране и популярности добровольчества среди населения был задан вопрос «Какую помощь вы могли бы оказать общественной организации?» (см. табл. 4).

 

Ответ 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
Добровольная помощь 37 % 32 % 10 % 25 % 35 %
Материальная поддержка без участия 2 % ------- 2 % ------- -------
Постоянное членство 19% 5 % 16 % 13 % 19 %
Не интересуюсь 24 % 63% 45% 36 % 33 %
Затрудняюсь ответить 18 % ------- 27 % 26 % 13%

(табл. 4).

Таким образом, говоря о проблеме развития гражданского общества и некоммерческого сектора, мы вполне можем утверждать, что одними из факторов, тормозящих этот процесс, являются низкий уровень гражданского участия, политической культуры и грамотности, засилье бытовых проблем, за которыми исчезают «альтруистические» мотивы. Это негативно отражается на общем состоянии некоммерческого сектора в нашей стране, объясняя, пусть и частично, слабость российского третьего сектора.

 

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что исследование темы роли некоммерческого сектора вообще, и в частности на примере российских НПО, имеет большое значение в рамках построения в России развитого демократического общества.

РФ заинтересована в развитии гражданских институтов и НПО, так как именно они в силу своей мобильности быстрее государства предвидят и реагируют на проблемы, возникающие в обществе. Задачи, которые стоят перед российским государством, НПО и гражданским обществом требует усиления в формировании государственной стратегии, прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития неправительственного сектора в РФ. Сектор НПО в России, как и гражданское общество в целом не развит, находясь в стадии формирования. Безусловно, процесс запаздывает и частично хаотичен. Показателен тот факт, что для защиты национальных интересов РФ все чаще привлекает инструменты и ресурсы «мягкой силы», в частности, НПО. Механизмы общественной дипломатии дают возможность сформировать позитивную репутацию государства на мировой арене, а НПО, являясь участниками внешне- и внутриполитического процесса, путем публичного взаимодействия с государством и зарубежными общественными институтами помогут не только создать позитивный имидж России и повлиять на общественное мнение за рубежом, но и выстроить эффективный диалог с политической элитой и экспертным сообществом. С этой точки зрения НПО представляют собой уникальный феномен в международной практике и являются потенциальным ресурсом успешного позиционирования государства как внутри страны, так и за рубежом.

Некоммерческий сектор России находится на начальном этапе развития, поэтому логично, что участие в политическом процессе НКО не может соот- ветствовать полноценной форме гражданского контроля. Государство, долгое время остававшееся главным действующим лицом в процессе разработки и принятия решений, сегодня также стремится контролировать деятельность НКО, в том числе за счёт управления финансовыми ресурсами. Но в тоже время ему необходима формальная репрезентация, представленность общественных объединений, формально подтверждающая факт применения механизма публичного обсуждения. Тем самым обеспечивается формальное участие НКО в политике, в рамках которого на законном основании посредством деятельности различных советов и общественных палат при органах власти разного уровня осуществляется согласование различных интересов. Проблема взаимодействия НКО и власти состоит сегодня в том, что государство предупреждает развитие конфликта и публичного обсуждения приоритетных вопросов, тем самым заочно пресекая возможность и необходимость дальнейшего существования многих НКО. Остается полагать, что «выжившие» НКО смогут изменить стратегию своей деятельности, обратившись в том числе к принципам менеджмента организации с целью оптимизации технологий возможного влияния.

Можно сказать, диагностика существующего политического и демократического климата в стране, попытки повлиять на его формирование, несомненно, внесут свой вклад в обеспечение реального соблюдения избирательных стандартов в Российской Федерации. Говоря о проблеме развития гражданского общества и некоммерческого сектора, мы вполне можем утверждать, что одними из факторов, тормозящих этот процесс, являются низкий уровень гражданского участия, политической культуры и грамотности, засилье бытовых проблем, за которыми исчезают «миролюбивые» мотивы. Это негативно отражается на общем состоянии некоммерческого сектора в нашей стране, объясняя, пусть и частично, слабость российского третьего сектора.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: