2.1 Анализ причин слабого взаимодействия власти и общества через НПО
НПО являются неотъемлемой частью формирующегося гражданского об- щества России. Проблематика становления и развития гражданского общества в Российской Федерации всегда была предметом острых дискуссий в научном сообществе. Характерной чертой нынешнего периода развития НПО в РФ является последовательное возрастание их количества, что связано с увеличением назревших проблем в различных сферах жизни РФ и всего мирового сообщества. Причем полномочия и степень влиятельности НПО на мировоззрение гражданского общества дают все основания полагать, что у НПО есть шанс стать полноправными субъектами внутренней политики.
Анализ ряда исследований по проблематике гражданских институтов в Рос- сии указывает на факт отсутствия в РФ «гражданского общества» в западном понимании этого термина. Уникальность российской ситуации формирования институтов гражданского общества в их тесной связи и зависимости от государ- ства. В то время как на Западе гражданскими объединениями считаются струк- туры, которые полностью независимы от государства. В связи с этим вполне оправдана обеспокоенность российского государства по поводу влияния деятельности НПО, спонсируемых иностранными структурами, и, по сути, использования ими инструментов «мягкой силы», которыми являются НПО, в целях расшатывания политической обстановки в стране.
Анализируя проблему становления гражданского общества в России, иссле- дователи Ю.М. Почта и Т.В. Оберемко пишут, что «в современной России успех создания гражданского общества иногда напрямую связывается со степенью уча- стия государства в этом процессе. И само государство считает себя несущим основную ответственность за реализацию этой задачи, с подозрением воспринимая те институты гражданского общества, которые были созданы без его участия. В стороне остается индивид, знающий свои права, борющийся за них, вступающий в гражданские ассоциации для защиты этих прав, в том числе и от государства»[[8]].
В 2011 г. начал свою работу Совет по взаимодействию Общественной пала- ты РФ с общественными палатами, так называемый «Совет общественных палат России», цель которого — установление эффективных взаимосвязей между об- щественными советами субъектов РФ и их информационно-методическая под- держка. Таким образом создаются механизмы учета мнения граждан и их объеди- нений на разных уровнях при процессе принятия решений. Последние 10 лет российское государство стало активно заниматься поддержкой и уделять большое внимание развитию НПО, учитывая их огромное влияние на формирование гражданского общества в стране и используя их в качестве инструмента «мягкой силы», без которого невозможно представить себе развитие государства.
Свидетельством тому является законодательная активность в отношении НПО. В РФ в последнее десятилетие сложился целый кластер законов и программ на федеральном уровне, которые способствовали регламентации деятельности НПО, государственному контролю, а также поддержке развития НПО на основе целевых капиталов (2006), благотворительности и добровольчества (2009), упро- щения процедур регистрации и отчетности (2010), поддержки социально направ- ленных НПО (2011). Один из последних нормативно-правовых актов по регламентации деятельности НПО, вступивших в законную силу в России 20 ноября 2012 г., стал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Данный закон будет способствовать активизации деятельности некоммерческих организаций в привлечении внутреннего финансирования, а также приведет к росту профессионализма в неправительственном секторе. Суть законопроекта в том, чтобы увеличить прозрачность финансовой деятельности тех организаций, которые занимаются политикой на территории России и получают средства из-за рубежа.
Стремление самих НКО/НПО, а именно как института, придающего легитимность действиям органов государственной власти возрастает. То есть НКО как бы допущены к процессу принятия решений, но на совещательной основе в форме Общественных палат, Экспертных советов, Общественных групп и пр. В данном случае, внимание сконцентрировано на факторах: сложившаяся политическая культура, общественные ожидания и ожидания органов власти по отношению к НКО. Здесь возможен следующий сценарий развития событий. НКО становятся «мостиком», соединяющим и транслирующим интересы и потребности общества, бизнеса и государства. Ведь НКО служат выражению интересов и идей не только граждан, но и бизнес-структур, научных объединений, разрабатывающих и продвигающих инновационный продукт, а также общественных сил со сформулированными политическими идеями.
НКО стремятся проводить мониторинг ситуации на местах, а также осуществлять экспертизу принимаемых властями решений. Через анализ эффективности решения общественных проблем реализуется идея гражданского контроля. Речь идет об инструментальной модели, которая подразумевает активное участие НКО на «выходе».
В первую очередь в данном контексте необходимо подчеркнуть, что не все зарегистрированные НКО активно работают. Согласно некоторым данным лишь 40% таких организаций являются активнодействующими. Деятельность некоммерческих организаций в России осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Большинство из них известны лишь узкому кругу лиц, интересы которого они отстаивают. Таким образом, зачастую люди даже не знают о существовании той или иной некоммерческой организации. В первую очередь в данном контексте необходимо подчеркнуть, что не все зарегистрированные НКО активно работают. Согласно некоторым данным лишь 40% таких организаций являются активнодействующими. Деятельность некоммерческих организаций в России осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Большинство из них известны лишь узкому кругу лиц, интересы которого они отстаивают. Таким образом, зачастую люди даже не знают о существовании той или иной некоммерческой организации. Организаций же, которые ратуют за интересы России на международной арене не так много и зачастую они пока не способны в полной мере осуществлять свои задачи, так как иногда им просто не хватает для этого средств. Российский третий сектор по-прежнему экономически слаб. Хотя в последние годы заметно вырос объём государственной поддержки третьего сектора, по данным опубликованных исследований, объём финансирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России пока ещё как минимум в 2-3 раза ниже аналогичного уровня финансирования в большинстве развитых стран.
Некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью в России, а финансирование получают из-за рубежа, теперь попадают в реестр «иностранных агентов», даже если сами не желают этого. Абсолютным большинством голосов депутаты Государственной Думы РФ в 2012 г. приняли новые поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» во втором и в третьем чтениях. Данные поправки позволяют Минюсту России самостоятельно относить к «иностранным агентам» НКО, имеющие соответствующие признаки, иными словами, фактически выполняющие функции «иностранного агента», но не подавшие заявления о включении их в реестр, как это положено по российскому законодательству, а также не зарегистрировавшиеся в подобном статусе добровольно. Насколько те или иные некоммерческие организации заслуживают места в реестре «иностранных агентов», Министерство юстиции РФ решает по результатам дополнительных проверок, которые данное ведомство проводит на основании информации, поступившей от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также от обычных граждан. При этом НКО имеет право в судебном порядке оспорить решение Минюста России о принудительном включении ее в список «иностранных агентов».
Первой некоммерческой организацией, которая подверглась воздействию изменившейся государственной политики в отношении НКО, стала ассоциация «Голос». Данная некоммерческая организация стала первой, которую Минюст России обвинил в уклонении от регистрации в качестве «иностранного агента». В июне 2014 г. ассоциация «Голос» вошла в первую пятерку принудительно включенных этим ведомством в список «иностранных агентов». «Иностранные агенты» в Российской Федерации зачастую яростно настаивают на своей «неполи-тической» деятельности. Однако Ю.Б. Аверкина полагает, что зарубежные источники задействованы в финансировании российских некоммерческих организаций не случайно – они преследуют собственные интересы, которые, как правило, противоречат интересам безопасности нашего государства. Если некоммерческая организация использует эти средства, участвуя в политической жизни страны, логично предположить, что эта организация претворяет в жизнь волю источника своих финансовых средств, а другие государства, как показывают история и действительность, вряд ли стремятся к благополучию российского государства.[[9]]
Стоит отметить, однако, что признание НКО «иностранными агентами» может сократить количество помощников государства в лице так называемого «третьего сектора». Последствия этих нововведений почувствует на себе не только НКО-сектор России, но и слабо защищенные слои населения, получающие доступную социальную помощь от данных организаций[[10]]. Например, в связи с совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере деятельности НКО ряд иностранных инвесторов перестали финансировать некоммерческие организации на территории России. А ведь некоторыми НКО оказывается огромная помощь гражданам в социальной сфере посредством обучающих и иных услуг. На базе этих организаций работают многочисленные социальные службы, кризисные центры, приюты, группы самопомощи, ресурсные и молодежные центры и т.д. Тем не менее обеспечение прозрачности деятельности НКО – «иностранных агентов» является защитой суверенных прав граждан Российской Федерации, а значит, и прямых мер по обеспечению национальной безопасности страны, что в нынешней внешне-политической обстановке, безусловно, чрезвычайно актуально.
Таким образом, одна из основных функций НКО заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к определенной социальной проблеме и совместными усилиями наладить и запустить механизм для ее решения. Данные социальные организации эффективно разрабатывают целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование общественных отношений, обеспечивающих материальное и духовное благополучие граждан. Важно сделать так, чтобы государство рассматривало НКО в качестве полноправного партнера в сфере национальной безопасности. Общественная роль неправительственных организаций, являющихся иностранными агентами, признается двоякой: с одной стороны, они оказывают значительную социальную помощь гражданам, но с другой – прямо или косвенно формируют протестную социальную базу для по-литического радикализма, представляющую угрозу национальной безопасности.
2.2 Результаты исследования
Для проведения исследования было проведено анкетирование среди жителей г. Иркутска. Исследование проводилось в апреле-мае 2017 года в целях определения уровня информированности населения об общественных организациях и степени гражданского участия. В ходе анкетирования было опрошено 50 человек, отобранных по возрастным категориям по 10 человек в каждой группе методом случайной выборки. Сегментирование производилось по возрастным категориям (18–25 лет; 26–35 лет; 36–45 лет; 46–55 лет; от 56 лет.)Погрешность составила ± 5%. Ниже приводятся наиболее интересные моменты социологического исследования.
Для опроса было использовано очное анкетирование посредством прямого анкетирования на улицах г. Иркутск. При проведении исследования также широко применялись методы – опрос, наблюдение и анализ документов. Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики.
Была разработана анкета, включающая 10 вопросов.
Согласно проведённому исследованию, среди опрошенных граждан на вопрос: являетесь ли вы членом общественной организации? Голоса респондентов показывают, что наиболее активными оказались граждане, находящиеся в категориях «18-25 лет» и «от 56 лет» (см. табл. 1), в то время как представители сред
Ответ Возраст | 18–25 лет | 26–35 лет | 36–45 лет | 46–55 лет | От 56 лет |
ДА | 16 % | 15% | 12% | 12% | 27 % |
НЕТ | 84% | 85 % | 88 % | 88 % | 73% |
него звена оказались гораздо более пассивными.
(табл. 1)
Респондентам, которые не участвуют в деятельности НКО, был задан вопрос: есть ли у них желание вступить в общественную организацию? (табл. 2). Результаты опроса показали, что наибольшую активность проявляют молодые люди до 25 лет, наименьшую – представители среднего звена.
Ответ Возраст | 18–25 лет | 26–35 лет | 36–45 лет | 46–55 лет | От 56 лет |
ДА | 76% | 16 % | 18 % | 38 % | 46 % |
НЕТ | 24 % | 84 % | 82 % | 62 % | 54 % |
(табл. 2)
В целом степень популярности НКО среди населения остается низкой, о чем свидетельствуют следующие данные (табл. 3). Был задан вопрос: Обращались ли вы когда-нибудь за помощью в общественную организацию? Как видно, 83% респондентов никогда не обращались за помощью в НКО, к помощи НКО обращались только 9,5% опрошенных.
Ответ Возраст | 18–25 лет | 26–35 лет | 36–45 лет | 46–55 лет | От 56 лет |
ДА | 13% | 5 % | 11% | 25 % | 29% |
НЕТ | 87 % | 95 % | 89% | 75 % | 71% |
(табл. 3)
Для определения дальнейших перспектив третьего сектора в нашей стране и популярности добровольчества среди населения был задан вопрос «Какую помощь вы могли бы оказать общественной организации?» (см. табл. 4).
Ответ | 18–25 лет | 26–35 лет | 36–45 лет | 46–55 лет | От 56 лет |
Добровольная помощь | 37 % | 32 % | 10 % | 25 % | 35 % |
Материальная поддержка без участия | 2 % | ------- | 2 % | ------- | ------- |
Постоянное членство | 19% | 5 % | 16 % | 13 % | 19 % |
Не интересуюсь | 24 % | 63% | 45% | 36 % | 33 % |
Затрудняюсь ответить | 18 % | ------- | 27 % | 26 % | 13% |
(табл. 4).
Таким образом, говоря о проблеме развития гражданского общества и некоммерческого сектора, мы вполне можем утверждать, что одними из факторов, тормозящих этот процесс, являются низкий уровень гражданского участия, политической культуры и грамотности, засилье бытовых проблем, за которыми исчезают «альтруистические» мотивы. Это негативно отражается на общем состоянии некоммерческого сектора в нашей стране, объясняя, пусть и частично, слабость российского третьего сектора.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить, что исследование темы роли некоммерческого сектора вообще, и в частности на примере российских НПО, имеет большое значение в рамках построения в России развитого демократического общества.
РФ заинтересована в развитии гражданских институтов и НПО, так как именно они в силу своей мобильности быстрее государства предвидят и реагируют на проблемы, возникающие в обществе. Задачи, которые стоят перед российским государством, НПО и гражданским обществом требует усиления в формировании государственной стратегии, прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития неправительственного сектора в РФ. Сектор НПО в России, как и гражданское общество в целом не развит, находясь в стадии формирования. Безусловно, процесс запаздывает и частично хаотичен. Показателен тот факт, что для защиты национальных интересов РФ все чаще привлекает инструменты и ресурсы «мягкой силы», в частности, НПО. Механизмы общественной дипломатии дают возможность сформировать позитивную репутацию государства на мировой арене, а НПО, являясь участниками внешне- и внутриполитического процесса, путем публичного взаимодействия с государством и зарубежными общественными институтами помогут не только создать позитивный имидж России и повлиять на общественное мнение за рубежом, но и выстроить эффективный диалог с политической элитой и экспертным сообществом. С этой точки зрения НПО представляют собой уникальный феномен в международной практике и являются потенциальным ресурсом успешного позиционирования государства как внутри страны, так и за рубежом.
Некоммерческий сектор России находится на начальном этапе развития, поэтому логично, что участие в политическом процессе НКО не может соот- ветствовать полноценной форме гражданского контроля. Государство, долгое время остававшееся главным действующим лицом в процессе разработки и принятия решений, сегодня также стремится контролировать деятельность НКО, в том числе за счёт управления финансовыми ресурсами. Но в тоже время ему необходима формальная репрезентация, представленность общественных объединений, формально подтверждающая факт применения механизма публичного обсуждения. Тем самым обеспечивается формальное участие НКО в политике, в рамках которого на законном основании посредством деятельности различных советов и общественных палат при органах власти разного уровня осуществляется согласование различных интересов. Проблема взаимодействия НКО и власти состоит сегодня в том, что государство предупреждает развитие конфликта и публичного обсуждения приоритетных вопросов, тем самым заочно пресекая возможность и необходимость дальнейшего существования многих НКО. Остается полагать, что «выжившие» НКО смогут изменить стратегию своей деятельности, обратившись в том числе к принципам менеджмента организации с целью оптимизации технологий возможного влияния.
Можно сказать, диагностика существующего политического и демократического климата в стране, попытки повлиять на его формирование, несомненно, внесут свой вклад в обеспечение реального соблюдения избирательных стандартов в Российской Федерации. Говоря о проблеме развития гражданского общества и некоммерческого сектора, мы вполне можем утверждать, что одними из факторов, тормозящих этот процесс, являются низкий уровень гражданского участия, политической культуры и грамотности, засилье бытовых проблем, за которыми исчезают «миролюбивые» мотивы. Это негативно отражается на общем состоянии некоммерческого сектора в нашей стране, объясняя, пусть и частично, слабость российского третьего сектора.