План.
1. Эмоции и чувства человека.
2. Функции эмоций.
3. Виды и форма эмоций.
4. Психические состояния.
1. ЧУВСТВА. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, носят социальный характер.
В соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др.
Чувства, по степени обобщенности предметного содержания, подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).
СТРАСТИ - длительное, устойчивое и глубокое чувство, эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин, связано с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.
ЭМОЦИИ. Особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
АФФЕКТЫ - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.
НАСТРОЕНИЯ - это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека.
СТРЕСС - состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.
2. Чувства способствуют выделению предметов, удовлетворяющих потребности человека и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства - показатели того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Эмоции - это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску. Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определённости положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование(отладку) его поведения в условиях общения и деятельности. Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонистические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса:
Положительные - вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению;
отрицательные - стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
В одних случаях, эмоции отличаются действенностью, становятся побуждением к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение силы и называются стеническими. В других случаях, эмоции называются астеническими и характеризуются пассивностью или созерцательностью. Переживание чувств здесь расслабляет человека, человек замыкается, уходит в себя.
К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес - волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе -- страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.
Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, мотивирующих обучение.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить субъекта.
Удивление - это эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеет ярко выраженного отрицательного или положительного знака проявления.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой, информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, кои, до того, казались вероятными. Носит астенический характер.
Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызванное внезапно возникшим препятствием на пути удовлетворения жизненных потребностей. Носит стенический характер.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее на базе рассогласования жизненных позиций и взглядов субъекта и объекта чувств. Последствия - деперсонализация субъекта или группы, к которой он относится.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся у субъекта информации, касательно судьбы его жизненного благополучия, подвергающегося реальной или воображаемой опасности.
Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, ожиданиям окружающих и собственным представлении о подобающем поведении и внешнем облике.
Страсть - проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью. Имеет более устойчивый характер, нежели чувство. Определяет направление, эмоции, поступки человека, мышление, фантазирование на тему предмета своей страсти. Неудовлетворённая страсть часто порождает сильные эмоции и аффективные чувства.
Любов ь - одно из важнейших человеческих, устойчивых чувств. Это слитность сексуальной потребности человека, обеспечивающей продолжение рода (в конечном итоге) и любви, как высшего чувства, обеспечивающего индивиду полноценную персонализацию. Дающее личности возможность быть представленной, значимой.
2. 1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Эмоция в роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика.
2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.
3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.
4. Информационная функция эмоций. Эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.
5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма».
6. Функция формирования сознания. В переживаниях субъект раскрывает сам себя, он сам выступает для себя объектом познания.
7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).
3. Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон — эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п).
Эмоциональное состояние — непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Страсть — стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе — важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти — алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс —психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Выделяют две группы стрессовых состояний:
1. Физиологический стресс, вызываемый простыми внешнесредовыми воздействиями (сильный шум, вибрация, световые импульсы, отклонения от нормального температурного режима и др.).
2. Психологический стресс, который вызывают стрессоры психической природы (дефицит времени, информационная перегрузка, высокая степень ответственности и др.). В таких ситуациях деятельность человека затруднена по психологическим причинам.
Настроения - это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Аффекты - это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
Стенические чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека.
Астенические чувства - это чувства, вызывающие пассивность.
Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (моральные, интеллектуальные и эстетические чувства).
Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные чувства - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного.
Практические чувства связаны с деятельностью человека.