Авторские методические разработки




Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

 

 

Романова С.А.

 

 

Учебно-методический комплекс

По философии

 

Йошкар-Ола, 2011


 

Пояснительная записка

Учебно-методический по философии написан в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Целью курса является формирование у будущих специалистов основ философского мировоззрения. В ходе обучения студенты должны понять роль философского знания в жизни человека и общества в целом, уметь применять эти знания для решения социальных, этических и других проблем современного мира. Изучение философии также поможет уяснить смысл свободы и ответственности личности в условиях информационного общества и масштабной глобализации, разовьет способность критически оценивать общественные события и факты.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта курс философии ориентирован на изучение главных проблем философии, основных этапов ее эволюции, направлений и концепций, на приобщение к первоисточникам и овладение приемами работы с ними. Кроме того, он построен по принципу тесной связи «вечных» философских проблем с действительностью и нацелен на развитие умения применять полученные знания в решении повседневных проблем.

По окончании курса философии должен:

- иметь представление о содержании и основных проблемах философии, ее месте в культуре, ориентироваться в научных, философских и религиозных картинах мира, сущности, назначении и смысле человеческой жизни;

- понимать взаимосвязь духовного и телесного, биологического и социального в человеке; иметь ясное представление об отношении общества и природы, современных противоречиях существования человека;

- знать условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль этики ненасилия в истории и человеческом поведении, смысл нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- разбираться в многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- понимать роль науки и техники в развитии цивилизации, иметь представление о противоречивом характере их воздействия на общественную жизнь и мир в целом, признавать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Программа курса рассчитана на 140 академических часов. При этом объем материала соответствует 72 академическим часам. Остальные часы отводятся на самостоятельную работу и распределяются в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого.

  • В том числе:
    • на выполнение тренинг-заданий в ходе работы с лекционным материалом;
    • на дополнительный просмотр лекционного материала с целью ликвидации пробелов, обнаруженных в ходе тестирования, углубленного уяснения содержания лекции;
    • на ознакомление с дополнительным материалом, позволяющим лучше понять содержание лекции, расширить и углубить свои познания;
    • на изучение оригинальных философских текстов (в хрестоматийной подборке), рекомендованных к отдельным темам курса, включая выполнение тренировочных учебных заданий на анализ текстов;
    • на выполнение рубежных тестовых заданий с целью определения степени освоения курса;
    • на подготовку к итоговому экзамену.

В процессе усвоения материала предполагается использование информационных технологий, которые позволят существенно сократить время на изучение курса и повысить эффективность усвоения учебного материала.

Основными видами контроля за работой студентов являются промежуточное тестирование по окончании изучения каждого раздела курса, а также итоговый экзамен. Студенты, успешно прошедшие все промежуточные тесты, могут быть освобождены от экзамена или части его.


Тематический план

№ п/п раздела № п/п темы Наименование разделов и тем Количество часов по учебному плану
      Всего Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
      Лекции Лабораторные занятия Практические занятия (семинарские)
               
  1. Философия, ее роль в жизни человека и общества          
  2. Античная философия          
  3. Средневековая философия          
  4. Философия Возрождения и Нового времени          
  5. Немецкая классическая философия          
  6. Постклассическая европейская философия ХIХ-ХХ вв.          
  7. Этапы эволюции и характерные черты русской философии          
  8. Русская религиозная философия конца XIX –XX века          
  9. Бытие и его формы          
  10. Философия сознания          
  11. Философия познания          
  12. Научное познание          
  13. Техника в современном обществе          
  14. Философское понимание общества          
  15. Общество и природа          
  16. Проблема периодизации истории          
  17. Духовная культура общества          
  18. Личность и общество          
  19. Общественный прогресс и глобальные проблемы человечества          
    Философские проблемы человеческой жизни          
Всего          

 


Рабочая программа

I. Место и роль философии в обществе

Причины возникновения философии. Истоки философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука. Мировоззрение и его типы. Роль и функции философии в обществе. Основные направления и школы в философии. Актуальные проблемы философского знания. Структура философского знания.

II. Исторические типы философии

Античная философия, ее характерные черты и основные проблемы. Милетская философская школа. Сократ. Философия Демокрита. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля.

Средневековая философия: ее характерные черты и основные периоды. Философия Августина. Философия Ф.Аквинского.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм (А.Данте, Ф.Петрарка, П. Мирандола). Философия природы (Д.Бруно). Социальные утопии эпохи Возрождения (Т. Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город Солнца»).

Философия Нового времени, ее характерные черты. Эмпиризм
Ф.Бэкона. Рационализм Р.Декарта. Сущность субстанциональной картины мира.

Немецкая классическая философия, ее характерные черты. Философия И.Канта. Объективный идеализм Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Марксистская философия, ее характерные черты. Диалектико-материалистическая картина мира. Материалистическое понимание истории.

Русская философия: этапы становления и характерные черты. Основные направления в русской философии

Современная философия, ее характерные черты и основные направления. Прагматизм. Постпозитивизм. Философия жизни. Экзистенциализм. Психоанализ. Постмодернизм.

III. Бытие и сознание

Учение о бытии. Монистическая и плюралистическая концепции бытия. Самоорганизация бытия. Соотношение категорий «бытие»,
«материя», «субстанция». Движение и его формы. Движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Пространство и время. Религиозная, философская и научная картины мира.

Сознание как философская проблема. Отражение и его уровни. Происхождение и сущность сознания. Сознание и язык. Сознание
и самосознание. Сознательное и бессознательное в философии.

IV. Познание

Знание и познание, их соотношение. Предмет и метод теории познания. Роль практики в познании. Истина и заблуждение. Объективная истина. Абсолютная и относительная истина. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Творчество как высшая форма мышления. Творчество и интуиция. Научное познание. Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы и методы научного познания. Научные революции. Наука
и техника. Философские проблемы информатики.

V. Общество. Человек. Культура

Понятие общества. Общество как система. Основные сферы общественной жизни. Общество и природа, их взаимодействие. Проблема периодизации истории общества. Формационная и цивилизационная концепции развития общества. Современные цивилизации. Русская цивилизация, ее характерные черты. Социальная структура общества.

Человек. Соотношение биологического и социального в человеке. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Человек в системе социальных связей: социальный статус и социальная роль личности. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

Философские проблемы человеческой жизни. Проблема смысла и цели жизни. Проблема свободы и ответственности личности. Проблема любви в философии. Проблема смерти и бессмертия.

Понятие культуры и ее структура. Материальная и духовная культура. Религия как элемент духовной культуры общества. Религиозные ценности. Свобода совести. Мораль как элемент духовной культуры. Нравственные ценности. Мораль и право. Искусство как элемент духовной культуры. Эстетические ценности и их роль в жизни человека и общества.

Будущее человечества. Глобальные проблемы человечества. Пути взаимодействия цивилизаций.

 

 


СЕМИНАР 1

ЧТО ТАКОЕ

ФИЛОСОФИЯ?

Краткие сведения

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo – любовь, sophia – мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (IV-начало V в. до н.э.), который считал, что смысл философии в поиске истины.

Философия как система знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру возникла около 2,5 тысяч лет назад. Материальной предпосылкой ее возникновения стал скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом общества от бронзы к железу, что, в свою очередь, вызвало потребность логического объяснения мира и получения достоверных знаний о нем.

Духовными истоками философии были мифология (исторически первый способ объяснения мира), преднаука (математические и астрономические знания), обыденная нравственность (совокупность традиций, запретов и норм, регулирующих поведение людей).

Главными проблемами философии стали следующие:

проблема соотношения материального и идеального. При ее решении философы разделились на материалистов, признающих первичность материи и вторичность духа, сознания, и идеалистов, которые считают основой мира идеальное начало (дух, бог, воля и т.п.);

проблема познаваемости мира. При ее решении сложилось три направления. Сторонники первого утверждают, что мир познаваем. Вторые сомневаются в возможности получения истинного знания. Это скептики. И третье направление – агностицизм. Его последователи отрицают возможность познания мира;

проблема развития и изменения мира, появления в нем нового. В её решении в философии сложилось два подхода: диалектика – учение о всеобщей связи и развитии явлений мира; метафизика – способ мышления, рассматривающий вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга;

проблема сущности человека, его места и роли в природе и в обществе.

Функции философии:

1) мировоззренческая, которая связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира и места человека в нем;

2) методологическая, которая заключается в выработке наиболее общих методов познания и освоения человеком окружающего мира;

3) прогностическая функция состоит в том, что философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человеческого мышления;

4) критическая функция связана с поиском истины и предполагает критику заблуждений;

5) аксиологическая функция философии заключается в оценке явлений и событий с точки зрения различных ценностей: нравственных, эстетических и т.д.

Основными структурными элементами философского знания являются:

онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии;

гносеология (от греч. gnosis – познание, logos – учение) – учение о познании;

антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – учение о человеке;

социальная философия – учение об обществе и закономерностях его развития;

этика – учение о нравственности;

эстетика – учение о прекрасном и т.д.

План семинара

1. Причины возникновения и истоки философии.

2. Основные проблемы философии.

3. Структура философского знания.

4. Функции философии в обществе.

Основные понятия:

аксиология, антропология, гносеология, иррационализм, логика, методология, мировоззрение, миф, мифология, нравственность, онтология, рационализм, религия, теология, эстетика, этика.

Темы сообщений

1.Античные философы о предназначении философии.

2.Философы Нового времени о месте философии в жизни общества.

3.Философы XX века о смысле и предназначении философии.

ЛИТЕРАТУРА

Бобров В.В. Введение в философию. М, 2000.

Канке В.А. Философия: Учебник. – М., 2000.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мир философии: Книга для чтения./Сост. Гуревич П.С., Столяров В.И. – М, 1991. – Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Основы философии: Учебное пособие для вузов./Под ред. Попова Е.В. – М., 1997.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М., 2003.

Стивенсон Д. Философия. - М., 2006.

Философия: Учебник./Под ред. Лавриненко В.Н. – М., 2008.

Философия: Учебник./Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004.

Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/ под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. – М, 2006.

Философия: Энциклопедический словарь. /Под ред. Н.А.Ивина. – М., 2004.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Каковы материальные и духовные предпосылки возникновения философии?

2.Почему мифология стала истоком философии?

3.Покажите, что общего и в чем различия между философией и религией?

4.Какие знания способствовали становлению философии?

5.Раскройте содержание мировоззренческой и методологической функций философии.

6.Представителю какого направления в философии принадлежат следующие слова: «Цвета, звуки, вкусы – словом, все так называемые вторичные качества безусловно не имеют существования вне разума»?

7.Подумайте и дайте схему структуры философского знания.

ТЕСТ

1. Какое из перечисленных определений философии является первоначальным?

а) учение о первосущностях;

б) учение о мудрости;

в) форма теоретического мировоззрения;

г) любовь к мудрости.

2. Кто впервые ввел понятие «философ»?

а) Платон;

б) Пифагор;

в) Гераклит;

г) Сенека.

 

3. Основной вопрос философии – это:

а) вопрос о том, что такое мир;

б) вопрос о том, находится ли мир в движении, развитии;

в) вопрос о том, что первично – материя или сознание;

г) вопрос о том, что есть человек.

4. Мир как комплекс ощущений определяют:

а) материалисты-метафизики;

б) объективные идеалисты;

в) агностики;

г) субъективные идеалисты.

5. Какое из философских течений отрицает познаваемость мира?

а) томизм;

б) идеализм;

в) материализм;

г) агностицизм.

6. Какие признаки обязательны для философского мировоззрения?

а) системность;

б) простота;

в) наглядность;

г) максимальная общность.

7. Диалектика – это:

а) учение о мире;

б) учение о всеобщей связи и развитии;

в) учение о том, что основой мира является материя;

г) учение о первосущностях.

8. Предельно обобщенное, теоретическое видение мира – это:

a) наука;

б) философия;

в) религия;

г) мифология.

9. Кто сказал, что философия – это «эпоха, схваченная в мысли»?

a) Аристотель;

б) Кант;

в) Аквинский;

г) Гегель.

10. Какие из перечисленных функций выполняет философия?

a) регулирующую;

б) мировоззренческую;

в) эстетическую;

г) методологическую.


СЕМИНАР 2

Главные проблемы

АНТИЧНОй ФИЛОСОФИИ

Краткие сведения

Античная философия возникла на рубеже VII-VI вв. до н.э. и была связана с возникновением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры древнего мира.

Главный вопрос античной философии — это вопрос о том, что есть начало мира; главный метод объяснения мира — рациональный; главная цель — достижение истины.

Милетская философская школа представлена Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. Они пытались найти единый источник всех явлений и вещей. У Фалеса это вода, у Анаксимандра — некое неопределенное начало апейрон, у Анаксимена – воздух.

Близко к Милетской школе стоял Гераклит, который считал, что все состоит из огня, а мир находится в вечном движении и изменении (диалектика).

Демокрит (V в. до н.э.) пришел к выводу, что все состоит из атомов и на атомы распадается. Из этого он объяснил: а) материальность всей Вселенной; б) множественность вещей и состояний; в) вечность и бесконечность мира.

Основоположником объективного идеализма был Платон (427-347 гг. до н.э.). Главные идеи его философии:

Бог создал мир идей (вечный и неизменный) и мир вещей (временный и меняющийся). Мир вещей лишь отблеск мира идей. Поэтому основой любого явления материального мира является идея;

познание имеет два уровня – чувственное познание, которое несовершенно, так как дает представление лишь о кажущемся бытии вещей и явлений, и разумное познание, проникающее в мир идей;

государство существует в силу необходимости, потому что человек нуждается в помощи других людей. Так как в мире вещей все изменяется, течет и вырождается, следовательно, и государство не вечно. Но закон упадка можно остановить. С помощью моральной воли и разума люди способны создать вечное идеальное государство. В идеальном государстве все люди должны выполнять функции, к которым они расположены от рождения, а потому оно состоит из трех частей: правители-мудрецы (разумная); стражи (яростная); работники (вожделеющая). Экономической основой государства у Платона является общая собственность, а лучшей формой правления – аристократия.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) логически переработал, развил и завершил греческую философию.

Онтология. Основой бытия является первоматерия, которая есть предпосылка всего существующего. Наипростейшие определенности первоматерии – огонь, земля, воздух, вода. Все вещи есть соединение материи и формы. Чистая форма – это душа и Бог. Все в мире находится в движении, которое многообразно.

Гносеология. Познание – это процесс, развивающийся от простых чувственных ступеней к абстрактным: ощущение, представление, опыт, искусство, наука.

Учение о государстве. Человек – это общественное животное и поэтому жить в государстве для него естественно. Государство состоит из слоя очень богатых, среднего слоя и слоя бедных людей. Чем больше средний слой, тем стабильнее государство. Его экономической основой является частная собственность, а главной целью – счастье как можно большего числа граждан. К правильным формам правления Аристотель относил монархию, аристократию, политию, а к неправильным – тиранию, олигархию, демократию.

План семинара

1.Бытие и его свойства в античной философии.

2.Проблема познания в античной философии.

3.Понимание человека у античных мыслителей.

Основные понятия:

апейрон, атом, добродетель, закономерность, космоцентризм, материя, необходимость, первоматерия, первооснова, причинность, противо-положность, случайность, сущее, форма, эйдос.

Темы сообщений

1.Философские взгляды Пифагора.

2.Философия Сократа.

3.Взаимодействие философии и математики в античном мире.

4.Идеальное государство у Платона.

5.Идеальное государство у Аристотеля.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В. Ф. Античная философия. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Asmus/intro.php

Богомолов В.С. Античная философия. – М., 1988.

Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. – М., 1993.

Желебов С.А. Сократ. – М., 1923.

Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990.

Канке В.А. Философия: Учебник. – М.: Логос, 2000.

Кессиди Ф.Х. Сократ. – СПб: Алетейя., 2001.

Льюис Дж. Античная философия: от Фалеса до Сократа. – Минск, 1997.

Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М., 2002.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Мир философии: Книга для чтения /Сост. Гуревич П.С., Столяров В.И. – М.: Политиздат, 1991. – Ч.1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы.

Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. – М., 1997.

Платон. Пир. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/pir.php

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994. – Т.1: Античность.

Стивенсон Д. Философия. М., 2006.

Философия: Учебник /Под ред. Лавриненко В.Н. – М., 2008.

Философия:Учебное пособие для вузов. Ч. 1. История философии. /Под ред. В.И.Кириллова, С.И. Попова, А.Н.Чумакова. – М., 2003.

Философия: Учебник/Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004.

Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/ под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. – М., 2006.

Философия: Учебник. /Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной, М., 2004. Часть 1, Гл.2.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Назовите характерные черты античной философии.

2.Что объединяло представителей Милетской школы?

3.Какое влияние на развитие науки оказало атомистическое учение Демокрита?

4.Назовите характерные черты идеального государства Платона. Подумайте, что в его взглядах на государство является прогрессивным, а что реакционным?

5.Какое место в космосе занимал у античных философов человек?

6.Какими добродетелями должен обладать гражданин античного государства?

7.Кому из античных философов принадлежат слова: «…Область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.»?

ТЕСТ

1. Анаксимандр считал началом мира:

а) воду;

б) воздух;

в) огонь;

г) апейрон.

2. Первым в античной философии идеи диалектики сформулировал:

a) Платон;

б) Демокрит;

в) Гераклит;

г) Аристотель.

3. Учение об атомах создал:

a) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Протагор.

4. Пифагор утверждал:

a) «война – отец всех»;

б) «числу все вещи подобны»;

в) «понимание у людей – околосердечная кровь»;

г) «я знаю, что ничего не знаю».

5. Кто сказал «я знаю, что ничего не знаю»?

a) Сократ;

б) Аристотель;

в) Протагор;

г) Зенон.

6. Аристотель разработал основные законы:

a) атомистического материализма;

б) логики;

в) эристики;

г) этики.

7. Основой идеального государства Аристотель считал:

a) общинную собственность;

б) частную собственность;

в) государственную собственность;

г) смешанную форму собственности.

8. Эпикур утверждал, что цель жизни:

a) в познании логоса;

б) в достижении наслаждения, блаженства;

в) в исполнении своих общественных обязанностей;

г) в поиске смысла жизни.

9. Основателем объективного идеализма в античной философии был:

a) Демокрит;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Анаксимен.

10. Платон разделял идею:

a) переселения душ;

б) смерти души после смерти тела;

в) первоматерии как основы мира;

г) вечности вещей.

СЕМИНАР 3

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Краткие сведения

Средневековая философия соответствует эпохе феодализма. В ее эволюции выделяют два периода:

Период патристики (I-VI вв.), когда на разработку христианской догматики и философии большое влияние оказали идеи Платона. Представитель этого периода – Августин Блаженный.

Период схоластики (IX-XV вв.), когда христианская философия разрабатывается на основе идей Аристотеля. Представителем этого периода был Фома Аквинский.

Характерными чертами средневековой философии являются:

теоцентризм, согласно которому источником всякого бытия, блага и красоты является Бог;

креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог творит мир свободно и дает начало всему чистым актом воли;

провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее задуманного Богом плана спасения человека;

идея историзма, согласно которой история человечества линейна и изменяется во времени, проходя определенные этапы: жизнь в раю, грехопадение, страшный суд, царство Божие;

антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой
и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу;

идея веры, которая имеет познавательную ценность, но отлична от разума тем, что значима только для верующих. Именно с помощью веры человек познает истины и ценности христианства;

христианская этика, проповедующая наряду с античными ценностями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покорность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь;

номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, разделяя учение Платона об идеях. Номиналисты, наоборот, не допускали существования общего до вещей, признавая первичным единичное.

План семинара

1.Философские идеи Библии как основа средневековой западной философии.

2.Проблема бытия в средневековой философии.

3.Проблема познания в средние века.

4.Проблема человека и общества у средневековых философов.

Основные понятия:

волюнтаризм, креационизм, мистицизм, монотеизм, неотомизм, номинализм, патристика, провиденциализм, реализм, схоластика, теократия, теология, теоцентризм, томизм, фатализм..

Темы сообщений

1. Номинализм и реализм в средние века.

2. Философское содержание пяти доказательств бытия Бога Ф.Аквинского.

ЛИТЕРАТУРА

Августин. О граде Божьем// Философия истории. Антология: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. – М., 1995.

История философии в кратком изложении; Пер. с чеш. И.И.Богута. – М., 1991.

Канке В.А. Философия: Учебник. – М., 2000.

Основы философии: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Попова Е.В. – М., 1997.

Реале Д., Антисери Д. Философия от истоков до наших дней.– СПб., 1994. – Т.2: Средневековье.

Стивенсон Д. Философия. М., 2006.

Философия: Учебник. /Под ред. Лавриненко В.Н. – М., 2008.

Философия:Учебное пособие для вузов. Ч. 1. История философии. /Под ред. В.И.Кириллова, С.И. Попова, А.Н.Чумакова. – М., 2003.

Философия: Учебник/Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. –М., 2004.

Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/ под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. – М., 2006.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной, М., 2004. Часть 1, Гл.2.

Вопросы и задания

1.Каковы характерные черты средневековой философии?

2.Чем отличается период схоластики от периода патристики?

3.Почему возникла необходимость в философских доказательствах бытия Бога?

4.Назовите пять доказательств бытия Бога Ф.Аквинского. Можете ли вы их опровергнуть с позиций современного научного знания?

5.Что принципиально нового внесла средневековая философия
в понимание истории общества?

6.Какие новые нравственные ценности были сформулированы
в средние века?

7.Как вы понимаете следующее высказывание Августина: «Мудрость … есть не одно знание, но и тщательное исследование вещей человеческих и божественных, относящихся к жизни блаженной»?

ТЕСТ

1. Афоризм «верую, ибо абсурдно» приписывают:

а) Оригену;

б) Августину;

в) Тертуллиану;

г) Аквинскому.

2. Философской основой теологии Августин избрал:

а) учение Аристотеля;

б) учение Эпикура;

в) учение Платона и неоплатоников;

г) учение Демокрита.

3. Теология – это:

a) учение о Боге;

б) учение о логосе;

в) учение о мироздании;

г) учение о человеке.

4. Идеи провиденциализма сформулировал:

a) Аквинский;

б) Августин;

в) Сенека;

г) Тертуллиан.

5. В основе томизма лежат идеи:

a) Платона;

б) Аристотеля;

в) Демокрита;

г) Эпикура.

6. Пять доказательств бытия Бога сформулировал:

a) Тертуллиан;

б) Абеляр;

в) Августин;

г) Аквинский.

7. Реальное существование общих понятий – «универсалий» признает:

a) реализм;

б) номинализм;

в) пантеизм;

г) деизм.

8. Совершенной формой государственного правления Ф.Аквинский считал:

a) аристократическую республику;

б) монархию;

в) олигархию;

г) демократию.

9. Ф.Аквинский написал сочинение под названием:

a) «О граде Божьем»;

б) «Об устроении человека»;

в) «Сумма теологии»;

г) «О троице»

10. «Золотой век схоластики» приходится:

a) на ХI век;

б) на XIII век;

в) на XIV век;

г) на XV век.

 

 

СЕМИНАР 4

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Краткие сведения

Эпоха Возрождения – это процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных революций, возрождение лучших идей периода античности.

В философии Возрождения выделяют два периода:

Период гуманизма (XIV-XV вв.). Представителями этого периода были Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

Период философии природы (XVI-XVII вв.). Яркий представитель этого периода Джордано Бруно.

Для философии эпохи Возрождения были характерны следующие черты:

антропоцентризм – направленность размышлений философов на человека, признание его творческих способностей, силы разума, стремления к счастью;

гуманизм – признание человека как личности, его прав и свобод, стремление к созданию условий для достойной жизни;

внимание к творческой сущности человека, понимание труда не как искупления за грехи, а как важного качества человека,
с помощью которого он творит лучший мир и самого себя;

обращение к природе с целью установить ее законы, знание которых необходимо для улучшения жизни людей;

эстетическое понимание действительности, его приоритет над моральными и научными представлениями;

антисхоластика – стремление развенчать авторитет церкви и ее догматы;

пантеизм – учение, отождествляющее Бога с природой (с греч. pan – все, teos – Бог).

Философия Возрождения, имея самостоятельное значение, вместе с тем подготовила переход к философствованию Нового времени, которое сыграло важную роль в развитии индустриальной цивилизации.

Главными направлениями философии Нового времени стали эмпиризм
и рационализм.

Основателем эмпиризма был Френсис Бекон. Главные его идеи:

решающая роль в познании принадлежит чувствам, опыту, эксперименту («Знание – сила»);

главный метод познания мира — индукция, когда на основе наблюдения числа фактов делается общий вывод;

для овладения новым методом нужно избавиться от предрассудков – идолов рода, пещеры, рынка, театра.

Основателем рационализма был Рене Декарт. Для него главным методом познания мира является дедукция — движение процесса познания от общего к единичному («Мыслю, следовательно, существую»). Метод Р.Декарта включает: 1) признание истинным того, что познается с предельной очевидностью;
2) выделение максимально простых элементов знания; 3) восхождение от простого к сложному; 4) совершение при изучении процессов или явлений окружающего мира полных расчетов и обзоров.

План семинара

1.Человек в философии эпохи Возрождения.

2.Философия природы Дж. Бруно.

3.Эмпиризм и рационализм Нового времени.

4.Сущность механистической картины мира.

Основные понятия:

антропоцентризм, Возрождение, гелиоцентризм, геоцентризм, гуманизм, пантеизм, протестантизм, рационализм, Ренессанс, Реформация, утопия, эмпиризм.

Темы сообщений

1.Влияние нового естествознания (Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей) на философию природы эпохи Возрождения.

2.Идеал общественного устройства в «Утопии» Т.Мора.

3.«Город солнца» Т. Кампанеллы.

ЛИТЕРАТУРА

История философии в кратком изложении; Пер. с чеш. И.И.Богута. – М., 1991.

Канке В.А. Философия: Учебник. – М., 2000.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Мир философии: Книга для чтения/ Сост. Гуревич П.С., Столяров В.И. – М., 1991. – Ч. 2: Человек. Общество. Культура.

Реале Д., Антисери Д. Философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996. – Т.3: Новое время.

Стивенсон Д. Философия. М., 2006.

Утопический роман XVI-XVII веков. /Под ред. Сенева Е.О.// Библиотека всемирной литературы. – М., 1971. – Серия I, Т.34.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. /Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н Д, 1995.

Философия: Учебник/Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004.

Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/ под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. – М., 2006.

Философия:Учебное пособие для вузов. Ч. 1. История философии. /

Под ред. В.И.Кириллова, С.И. Попова, А.Н.Чумакова. – М., 2003.

Философия: Учебник /Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной, М., 2004. Часть 1, Гл.6.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Что явилось главным содержанием эпохи Возрождения?

2.Дайте понятие гуманизма в широком и узком значении этого слова.

3.Какие периоды можно выделить в философии эпохи Возрождения?

4.В чем сущность пантеизма Дж. Бруно?

5.Какие открытия в естествознании способствовали формированию философии Возрождения?

6.В чем Вы видите ограниченность эмпиризма и рационализма?

7.Найдите в книге «Мир философии» слова Дж. Бруно, подтверждающие его учение о бесконечности мира. (См.: Мир философии. Ч.I. Раздел 2.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: