Коммерческой деятельности




 

Любая коммерческая организация или предприятие, независимо от ее размеров, сферы деятельности, места расположения, является сложной системой, которая взаимодействует с рыночной средой. Поэтому не может быть единого показателя, который мог бы исчерпывающе отразить все стороны деятельности коммерческой структуры.

Для углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты деятельности предприятия профессором Т.И. Николаевой предложена система основных направлений ее оценки (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Система показателей оценки коммерческой работы

Торговых фирм

 

Направление коммерческой деятельности Показатель эффективности коммерческой работы
Ассортимент товаров и его формирование Широта ассортимента. Глубина ассортимента. Коэффициент обновления ассортимента
Планирование товарного предложения и обеспечения товарами Индекс роста товарооборота. Прирост (сокращение) времени обращения товаров. Степень соответствия товарных запасов нормативу. Ритмичность поступления товаров по ассортименту. Коэффициент допустимого уровня качества товаров.  
Направление коммерческой деятельности Показатель эффективности коммерческой работы
    Формирование и стимулирование спроса   Индекс валового дохода Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса. Степень обновления ассортимента. Коэффициент завершенности покупки. Объем и структура неудовлетворенного спроса. Рентабельность рекламных мероприятий
Экономическая эффективность коммерческой деятельности Прирост валового дохода от коммерческих операций. Прирост прибыли от коммерческой деятельности. Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров

 

Почти все показатели эффективности коммерческой работы, приведенные в табл. 3, рассмотрены в соответствующих разделах данного учебного пособия. В этом же разделе даются основные чисто экономические показатели оценки коммерческой деятельности, которые более детально изучаются в курсе «Экономика торговой фирмы». Но сущность этих экономических показателей необходимо знать, так как они широко используются в курсе «Технология и коммерческая деятельность» при оценке принятых технологических и коммерческих решений.

Важнейшим показателем коммерческой деятельности любой торговой фирмы является валовой доход.

Валовой доход – это выручка от реализации товаров и услуг за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.

Валовой доход состоит из:

суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, как разности между ценой продажи товаров и ценой их приобретения; эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;

поступления средств за оказанные услуги и выполненные работы (доставка товаров на дом, раскрой тканей, подгонка верхней одежды и др.);

прочих доходов от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализация излишков оборудования, передача временно неиспользуемых помещений в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию и др.).

Экономическое назначение валового дохода – возмещение издержек обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли.

Важнейшие факторы, формирующие объем и уровень валового дохода (его доли в процентах к общему товарообороту):

объем товарооборота, его состав и ассортиментная
структура;

условия поставки товаров;

экономическая обоснованность торговых надбавок;

количество и качество оказываемых покупателям услуг.

Формула валового дохода (ВД):

 

ВД = Н + У + П,

 

где Н – надбавка торгового предприятия;

У – стоимость оказанных услуг;

П – прочие доходы.

 

Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения.

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя до потребителя.

В соответствии с действующей Номенклатурой издержки учитываются по следующим 14 основным статьям.

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

5. Амортизация основных средств.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

10. Расходы на рекламу.

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.

12. Потери товаров и технологические отходы.

13. Расходы на тару.

14. Прочие расходы.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения называется структурой издержек обращения.

Не рассматривая полностью классификацию издержек обращения по различным принципам, следует отметить их деление по степени зависимости от изменения объема товарооборота на условно-переменные и условно-постоянные.

У словно-переменные – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота (транспортные расходы, часть расходов по оплате труда, потери товара, расходы по хранению товаров и др.).

Условно-постоянные – это затраты предприятия, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении товарооборота (расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, расходы на рекламу и др.).

Важнейшим показателем эффективности коммерческой работы является прибыль, в которой отражаются все результаты коммерческой деятельности предприятия. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между доходами и расходами.

В торговле различают прибыль от реализации (СПр) – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей над издержками за определенный период времени:

Пр = ВД – ОП – ИО,

где ВД – валовой доход;

ОП – обязательные платежи;

ИО – издержки обращения.

Наряду с показателем «прибыль от реализации» используется показатель валовая прибыльвал), которая характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций:

Пвал = Пр + Св. о ,

 

где Пр – прибыль от реализации;

Св.о. – сальдо от внереализационных операций.

 

Часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налогов на прибыль, называется чистой прибылью (Пч) торгового предприятия:

 

Пч = Пвал – Нпр ,

 

 

где Пвал – прибыль валовая;

Нпр – налог на прибыль.

Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также с целью проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций – один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности, так как он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. В нем не находит отражение степень эффективности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью.

В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы (Эк.р) приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):

Эк.р %,

где П – прибыль;

ИО – издержки обращения.

К другим показателям эффективности этой группы можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы, сумму прибыли, приходящуюся на одного работника предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие.

Важным условием эффективности коммерческой деятельности является скорость обращения товаров, которая выражается в товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость – то время, в течение которого реализуются товарные запасы или число оборотов среднего запаса за определенный период (обычно год).

Товарооборачиваемость в днях (О) рассчитывается по формуле:

,

где Зс – средний запас товаров за определенный период;

Тс/д – среднедневной товарооборот за этот же период.

Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (как правило, год), рассчитывается по следующим формулам:

 

; ,

 

где К – количество оборотов товарной массы за период;

Т – товарооборот за тот же период;

Зс – средний запас товаров за определенный период;

Ч – число дней в отчетном периоде;

О – оборачиваемость в днях.

Ускорение оборачиваемости имеет большое экономическое значение как для отдельной торговой организации, так и для всей торговли в целом. Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами.

Для оценки эффективности коммерческой деятельности кроме указанных выше показателей могут быть использованы и другие, рассматриваемые в курсе «Экономика торгового предприятия».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: