Инвестиционная деятельность




Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

 

Инновационная деятельность предприятий

Под инновациями в широком смысле понимается при­быльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организаци­онно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, адми­нистративного или иного характера.

Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый или усовершенствованный продукт внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельность предприятия направлена на исполь­зование результатов научных исследований и опытно-конструктор­ских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, ус­луг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Инновационная деятельность базируется на следующих основ­ных принципах:

1. Приоритет инновационного производства над традиционным

2. Эффективность инновационного производства

3. Адаптивность

Инновационная активность фирм обеспечивается:

1) гибкой организационной структурой, что дает больший про­стор для индивидуальной инициативы;

2) необходимостью инноваций для обеспечения выживания;

3) заинтересованностью менеджеров малых технологических ком­паний в осуществлении инноваций, поскольку они, как правило, являются совладельцами этих компаний;

4) наличием широкой профессиональной ориентации сотрудни­ков, занятых разработками в малых научно-технических фирмах, поскольку чем большим кругозором обладает исследователь, тем шире возможности для выдвижения оригинальных инновационных идей;

5) ориентацией малых фирм, как правило, на единственного партнера, (или в крайнем случае — нескольких партнеров), от чего у малых фирм повышается стратегическая необходимость в осуще­ствлении инноваций.

 

Эффект инновационной деятельности является многоаспектным. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся:

а) в продуктовом смысле – как улучшение качества и рост товарных ассортиментов;

б) в технологическом смысле – как рост производительности труда и улучшение его условий;

в) в функциональном смысле – как рост эффективности управления;

г) в социальном смысле – как улучшение качества жизни.

Эффективность инноваций непосредственно определяется их кон­кретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, техни­ческих систем, структур.

 

Инвестиционная деятельность

Эффективная деятельность фирм, предприятий и организаций в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в значительной мере определяется уровнем их инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции от своего имени и за свой счет, называют инвестором.

В наиболее широкой трактовке инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль. Часто термин “инвестиция” идентифицируется с термином “капитальные вложения”. Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение средств в воспроизводство основных фондов (зданий, оборудования, транспортных средств, и т.п.). Инвестиции могут осуществляться: в оборотные активы; в различные финансовые инструменты (акции, облигации и т.п.); в отдельные виды нематериальных активов (приобретение патентов, лицензий и “ноу-хау”) и т.п. Следовательно, капитальные вложения являются более узким понятием и могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций, но не как их аналог.

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и финансовые. Реальные инвестиции — это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства. Они представляют собой финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом может быть использован как собственный так и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование.

Финансовые или портфельные инвестиции — это вложение капитала в проекты, связанные с формированием портфеля ценных бумаг и других активов. В этом случае основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке.

Инвестиционный портфель — это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей.

2. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия оцениваются с помощью таких показателей, как прибыль и рентабельность. Последовательно рассмотрим их.

Прибыль – это обобщающий оценочный показатель деятельности предприятия, иллюстрирующий превышение доходов от продажи продукции и услуг над производственными затратами.

Основные функции прибыли:

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие

-характеризует конечные финансовые результаты предприятия и размер денежных накоплений

Прибыль служит базой для:

-расширения и модернизации производства

-для самофинансирования

-для выполнения обязательств перед бюджетом, банком и др. организациями

-удовлетворения социальных и материальных потребностей

Различают следующие виды прибыли:

· Валовая ПР=выручка от реализ.-(НДС+акцизы)

· Балансовая ПР=Вал ПР- (расходы от внереализац.операций+убытки от прочей раелизации+прибыль от реализации ОПФи иного имущества+прибыль от прочей реализации+доходы от внереализационных операций)

· Налогооблагаемая ПР=Баланс ПР – льготы

· Чистая ПР=Налог ПР-налог на прибыль

· Нераспределенная ПР = Чист ПР-(отчисл в Фонд потребления,резервный Фонд,Фонд соц.сферы,Фонд накопления)

Планирование прибыли на предприятии - это сложный, многосторонний процесс. Он должен быть основан на анализе финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, финансовых показателей, предшествующих прогнозируемому периоду времени. От объективной оценки планируемой прибыли зависит качественное обеспечение денежными ресурсами основной деятельности, уровень социального и материального благосостояния работников предприятия. В рыночных условиях предприятие с учетом результатов анализа деятельности организации за предшествующие периоды, основных тенденций во взаимоотношениях с поставщиками и потребителями, самостоятельно разрабатывает план по прибыли на основе экономических нормативов, установленных государством. Планирование прибыли на предприятии как процесс включает в себя: определение объема прибыли от обычной деятельности (прибыль от продаж, прибыль от операционной деятельности и внереализационных операций); планирование распределения прибыли.

Набор методов планирования прибыли от реализации продукции включает: метод прямого счета; аналитический метод; нормативный метод; совмещенный метод.

 

Ренабельность

-это показатель эффективности единовременных и текущих затрат.

Различают сл.виды рентабельности:

· Рн производства = ПРбаланс/(ОПФ+ОС)*100%

· Рн расчета = (Прбаланс - -)/(ОПФ+ОС)*100%,

Где - величина платежей

- % банковского кредита

· Рн продукции=ПРбаланс/Себестоимость*100%

Рентабельность – синтетический показатель деятельности предприятия. Он взаимосвязан и определяется результативными показателями всех разделов текущего плана предприятия. При планировании рентабельности необходимо обеспечить как прямую, так и обратную связь между качественными изменениями технико-экономического уровня предприятия и ростом показателей рентабельности.

В практике планирования устанавливаются показатели рентабельности производства, рентабельности продукции, рентабельности продаж. Нормативный уровень рентабельности разрабатывается вышестоящими органами на ограниченный перечень продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ. Постановление запрещает применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое установлением фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении.

 

  1. Структура планов на предприятии, методы их обоснования и взаимосвязи.

Планирование — это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.

Планирование — это главная функция управления.

Основные задачи на уровне предприятия:

1. Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях.

2. Готовность к реакции на изменения во внешней среде.

3. Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций.

4. Обеспечение четкого взаимодействия между подразделением предприятия и исполнителями.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

· по степени охвата (общее и частичное);

· содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности);

· предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);

· сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);

· охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);

· срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

· жесткое и гибкое

План — это система показателей или последовательность действий характерной жизнедеятельности предприятия на определенный период, которая обеспечивает выполнение целей деятельности предприятия.

Процесс планирования осуществляется во времени и в просторные, поэтому планы ограничены временами и колом исполнителей.

Плановый период — период, на который составляется план. Он зависит от вида планов, целей планирования. Период подвергается влиянию внешних и внутренних условий, которые обеспечивают роботу предприятия.

Долгосрочные периоды — периоды действия планов, которые основаны на построении прогнозных плановых показателей и действий, которые выполняются от 2 до 10 лет.

Среднесрочные плановые периоды — это периоды действия текущих плановых показателей и мер, которые выполняются от 1 до 2 лет.

Краткосрочные плановые периоды — это периоды действия оперативных планов, которые зависят от характера планового задачи и состава исполнителей планов. Поэтому краткосрочные плановые периоды варьируют от 1 часа к полгода.

Основные цели и задачи процесса планирования.

Цель планирования — это создание максимально приближенных к условиям деятельности предприятия планов в минимальные сроки и с минимальными допустимыми потерями материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Задача планирования — это решения текущих проблем планирования, которые возникают на этапах плановых расчетов и обеспечения выполнения основной цели планирования.

Основными условиями планирования являются соблюдения законов и принципов плановых расчетов. Законы планирования:

1) При планировании все количественные показатели планов округляются в большую сторону, а качественные показатели планов округляются по законам математики.

2) Количественные показатели планов в натуральном выражении планируются с точностью до одного знака после комы (0,0), а в стоимостном выражении округляются с двумя знаками после комы (0,00). Качественные показатели планов планируются в процентах с точностью до одного знака после комы (0,0), а в удельном значении — с точностью до трех знаков после комы (0,000).

Принципы планирования:

Достоверность — принцип, по которому припускается использования в плановых расчетах только многократно проверенных и абсолютно достоверных начальных данных.

Рациональность — предполагает планирование показателей на основе оптимизации затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Научность — предполагает использование в плановых расчетах современных методов, методик и технологий, которые обеспечивают повышение качества и сокращение сроков планирования.

Компактность — предполагает создание минимального и достаточного количества показателей в плане согласно целей планирования.

Наглядность — предполагает логическое построение планов, которая обеспечивает простоту чтения и корректирование.

Гибкость — предполагает формирование показателей планов в коридоре значимости от минимума до максимума запланированной величины.

Виды планирования

После определения типов планирования, ознакомимся с видами планирования и их сокращенной характеристикой.

Практика планирования отмечает три основных вида планирования:

Стратегическое планирование является долгосрочным планированием деятельности предприятия. Его особенностью является отсутствие конкретных значений показателей, которые характеризуют конечные результаты деятельности предприятия. Это планирование определяет направленность деятельности, формирует виды деятельности и периоды существования определенных видов деятельности. Основоположником создания стратегических планов как совокупности стратегий действий есть Александр Македонский. Область возникновения стратегического планирования — военная наука.

Тактическое (текущее) планирование является планированием деятельности предприятия на, текущий период существования с четко выраженной конкретной целью и задачами. Такое планирование образовывает текущие планы, которые включают конкретные показатели и границы их значений, достижение которых ограничено текущим плановым периодом.

Оперативное планирование является детализацией тактического планирования и без него не существует. Такое планирование позволяет создавать оперативные плановые задачи конкретным исполнителям текущих планов предприятия. Операционное планирование решает задачи внутрипроизводственного характера за показателями и их расчетами и отличается от тактического планирования методами и приемами, употребляемыми при этом. Очевидно, что сроки реализации оперативных планов должны быть меньшие, чем сроки реализации тактических планов. Части приложению оперативного и тактического планирования также разные. Для тактического планирования — предприятие в целом и его укрупненные подразделы. А для оперативного планирования — участки, рабочие места, конкретные работники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: