Тема 4. Русская философия.




1. Назовите особенные черты, характерные для русской философии в целом. Почему русская философия выделяется среди мировой мысли?

2. Что в истории русской мысли можно считать собственно философией, а что пред-философией?

3. Что можно считать источниками возникновения и развития русской философской мысли в эпоху средневековья?

4. Какие особенности русского православия определили специфику русской философии?

5. Произведения каких средневековых русских мыслителей содержали философские выводы и построения? Что философского было в них?

6. Что принес XVIII век в русскую философию? Какое мировоззрение формируется в это время в России под воздействием философии европейского просвещения?

7. Что можно сказать о М.В. Ломоносове как философе?

8. С какими идеями вошел в историю русской мысли А.Н. Радищев?

9. В чем заключается особенность философского мировидения Г.С. Сковороды?

10. Почему начало русской самобытной философии мы связываем со спором славянофилов и западников? Кто они такие?

11. Каких взглядов придерживались А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский? Чем обусловлено развитие материалистических воззрений в русской философииXIX века?

12. Кто такие «почвенники», «неославянофилы»? Каких взглядов придерживалось консервативное крыло русской мысли в XIX век?

13. Что означает понятие «всеединство» в философии В.С. Соловьева?

14. Какое значение придавал В.С. Соловьев учению о Софии? Каков главный смысл софиологии?

15. Какие изменения претерпевает концепция всеединства в работах последователей В.С. Соловьева?

16. Чем можно объяснить феномен русского религиозно-философского ренессанса? Кто из русских философов является яркими представителями ренессанса? В чем особенность их философских построений?

17. Что такое «русская идея»? Какое выражение она находит в философском наследии философов Серебряного века?

18. С какими философскими представлениями связывают появление такого направления как русский космизм? Что отличает и что объединяет все формы русского космизма?

19. Как вы думаете, актуальны ли сегодня методы и проблематика русской религиозной философии или он остается лишь историческим этапом в развитии русской философской мысли?

 

Тема 5. Бытие и материя

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»?

2. Назовите формы существования бытия. Объясните логику их иерархии.

3. Каково содержание понятия «субъективный дух»?

4. В чем отличие философского и естественнонаучного понимания материи?

5. Как сопряжены понятия «движение» и «развитие»?

6. Какими объективными свойствами характеризуется движение?

7. Как понимать системное исследование материальных объектов?

8. Каковы структурные уровни материи?

 

Тема 6. Сознание

1. В чем специфика понимания сознания в античной философской мысли?

2. Как изменилось отношение к сознанию в эпоху средневековья?

3. Какие новые направления в понимании сознания появились в Новое время?

4. В чем выражается активно–отражательная природа сознания?

5. Что такое информация?

6. Объясните понятия «наследственность», «генотип», «фенотип».

7. Как вы понимаете самосознание?

8. Как связаны язык и сознание?

9. Как соотносятся понятия «сознание», «мышление», «разум», «душа», «дух»?

 

Тема 7. Общая теория развития

1. Назовите основные принципы диалектики.

2. Объясните понятие «детерминизм».

3. Какие стороны диалектики выражает закон единства и взаимоисключения противоположностей?

4. В чем суть закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?

5. На какой вопрос отвечает закон отрицания отрицания?

6. Почему категории парного порядка называют малыми законами диалектики?

7. Чем отличается формальная возможность от реальной?

8. Как связаны категории «сущность» и «явление»?

9. Какие функции выполняет диалектика как общая теория развития?

 

Тема 8. Познание

1. Какие направления и подходы к проблеме познаваемости мира сложились в истории философии?

2. Что такое «гносеология» и «эпистемология»?

3. Каким образом объект природы становится объектом познания? Каковы условия такого преобразования?

4. Объясните, в чем смысл понятий «субъективизация объекта» и «объективизация субъекта»?

5. Какую роль в познании играют процессы распредмечивания и опредмечивания?

6. В чем сущностное отличие форм чувственного познания от форм рационального (абстрактного) познания? Что является основой и причиной развития абстрактного уровня в эволюции сознания человека?

7. Как вы понимаете выражение «истина – это процесс»?

8. В чем заключается специфика научного познания?

9. Какие методы научного познания вам известны?

10. Какая из форм научного знания признается самой совершенной и почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: