Примерный конспект урока математики
В четвертом классе
Тема урока: Единицы длины. Километр
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с новой величиной измерения длины – километром. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении ее с другими известными мерами длины.
Задачи урока:
1. Подведение учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, установлению его соотношения с метром.
2. Формирование умения выражать длину в заданных единицах (м, км) и навыка решения текстовых задач, содержащих единицы длины.
3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развитие логического мышления, математической речи, внимания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
- сформировать у учащихся представление о новой единице длины – километре;
- научить переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними.
Метапредметные
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем;
- умение оценивать себя и результаты своей работы.
Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, прием создания проблемной ситуации.
Оборудование: мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.
Список использованной литературы:
1. Архипова, О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением./ О.А. Архипова. – М.: Планета, 2011. – 192 с.
2. Моро, М.И., Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011. –114 с.
3. Моро М.И. «Рабочая тетрадь по математике» в 2 частях для 4 класса./ М.И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.+64с.
Ход урока
I. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Организация учащихся на урок.
Актуализация опорных знаний.
- Определите, какими величинами пользовались школьники при измерении?
Длина ручки 14 …
Высота дома 10 …
Ширина парты 5 …
Длина доски 30 …
Рост ученика 130 …
- Можно ли выразить рост ученика в других единицах длины? В каких?
Расстояние между городами 120 …(см, дм, м)
- Подходят ли нам эти единицы длины? (Нет)
- Почему? (Они мелкие)
- Какая тогда возникает проблема? (Нам необходима новая единица длины)
- Новая единица длины будет больше или меньше метра? (Больше)
- Может кто-нибудь знает, как называется единица длины, которая больше метра? (Километр)
3. Определение темы и цели урока.
- Догадались ли вы теперь, какая тема сегодняшнего урока? (Километр)
- Какую цель перед собой поставим?
4. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся.
- Как правильно закончить данное предложение?
(Расстояние между городами 120 км.)
- Какой вывод мы можем сделать? (Расстояния между населенными пунктами измеряют в километрах)
- Ребята, скажите сколько метров в одном километре? (варианты ответов)
- У нас есть несколько вариантов, как же нам поступить? (прочитать, обратиться к справочнику, учебнику)
II. Процесс усвоения новых знаний.
- Чтение справочного материала из учебника (стр. 38).
– В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча.
- Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?
На слайде: кило – тысяча
- Сообщение учителем исторической справки (использование слайдов)
Впервые километр стал основной единицей измерения длины дорог и транспортных путей во Франции в XVIII веке. Именно в таком качестве километр был впервые предписан во французском законе: "...километр и мириаметр будут равны тысяче и десяти тысячам метров, и составят основные дорожные меры длины..." С введением метрической системы мер в разных странах появлялась разметка дорог в километрах. В России дорожные указатели с расстояниями в километрах появились в 1918 году. Километр оказался близок некоторым традиционным мерам длины, например, русской версте: 1 верста = 1,0668 км.
- Работа над кроссвордом в группах
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. |
1. 1 мм
2. 1см
3. 1дм
4. 1 км
- Проверка ответов к кроссворду
м | и | л | л | и | м | е | т | р | |
с | а | н | т | и | |||||
д | е | ц | и | ||||||
к | и | л | о |
- Обобщение знаний по названиям величин длины
- Какая общая часть у данных слов? (Метр)
- Что означает первая часть в данных словах? Каково значение каждого слова в кроссворде?
(милли – от французского milli – тысячный, миллиметр – тысячная часть метра;
санти – от французского cent – сто, сантиметр – сотая часть метра;
деци – от французского deci – десятая часть, дециметр – десятая часть метра;
кило – от французского kilo – тысяча, километр – тысяча метров).
6. Работа в парах (задание на слайде).
а) Дополните до 1 км:
999 м + ….. = 1 км;
800 м + ….. = 1 км;
750 м + ….. = 1 км;
980 м + ….. = 1 км;
200 м + ….. = 1 км;
б) Заполните пропуски:
5487 м = ……. км …….м;
4867 м = …….км …….м;
12456 м = …….км…….м;
1598 м = …….км ……м;
Проверка ответов по слайду.
7. Музыкальная физминутка.
8. Решение текстовых задач (под руководством учителя)
а) Устное решение задачи
-Сколько раз надо отмерить по 100м, чтобы получилось:
1км, 2км 500м?
(10 раз, 25 раз)
б) Решение задачи из учебника №171, стр. 39
Расстояние между двумя автобусными остановками 1км. От этих остановок отошли два автобуса. Один из них прошёл 140м, а другой–160м. Каким стало расстояние между автобусами?
- Как надо дополнить условие, чтобы чертёж к задаче был таким?
(Добавить в условие задачи фразу «двигались на встречу друг другу»)
- Измените условие задачи, чтобы чертеж стал таким:
(Добавить в условие задачи фразу «двигались в противоположных направлениях»)
- Решите обе задачи и сравните их решения (Решение по вариантам. Первый вариант – 1 задача; второй вариант – 2 задача. Два ученика оформляют решения на доске).
Решение 1 задачи:
1) 160+140=300 (м) – проехали два автобуса навстречу друг другу
2) 1000-300=700 (м) – расстояние между автобусами.
Ответ: 700м – расстояние между автобусами.
Решение 2 задачи:
1) 160+140=300 (м) – проехали два автобуса в противоположных направлениях
2) 1000+300=1300 (м) = 1 км 300м – расстояние между автобусами.
Ответ: 1 км 300м – расстояние между автобусами.
(Первые действия решения задачи одинаковые, а вторые – различаются, так как изменилось направление движения. В первой задаче автобусы сближались, а во второй – отдалялись.)
III. Итоговая часть урока.
1. Подведение итога урока.
- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке?
- Где она используется?
- Сколько шагов должен сделать пешеход, чтобы пройти расстояние в 1км (2км 500м, 1км 300м), если его шаг равен 1м?
- Какое расстояние прошел пешеход, если он сделал 1200 шагов? (1км 200м).
2.Информация о выполнении дифференцированного домашнего задания.
Группа № 1 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (вправо).
Группа № 2 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (влево).
Группа № 3 - решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если один из автобусов остался на месте, а второй выехал к нему навстречу.
Всем группам – объяснить толкование поговорки «За десять километров киселя хлебать». Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются единицы длины.