II. Процесс усвоения новых знаний.




Примерный конспект урока математики

В четвертом классе

 

Тема урока: Единицы длины. Километр

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с новой величиной измерения длины – километром. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении ее с другими известными мерами длины.

Задачи урока:

1. Подведение учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, установлению его соотношения с метром.

2. Формирование умения выражать длину в заданных единицах (м, км) и навыка решения текстовых задач, содержащих единицы длины.

3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развитие логического мышления, математической речи, внимания.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

- сформировать у учащихся представление о новой единице длины – километре;

- научить переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними.

Метапредметные

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

- умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем;

- умение оценивать себя и результаты своей работы.

Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, прием создания проблемной ситуации.

Оборудование: мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.

 

Список использованной литературы:

1. Архипова, О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением./ О.А. Архипова. – М.: Планета, 2011. – 192 с.

2. Моро, М.И., Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011. –114 с.

3. Моро М.И. «Рабочая тетрадь по математике» в 2 частях для 4 класса./ М.И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.+64с.

 

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Организация учащихся на урок.

Актуализация опорных знаний.

- Определите, какими величинами пользовались школьники при измерении?

Длина ручки 14 …

Высота дома 10 …

Ширина парты 5 …

Длина доски 30 …

Рост ученика 130 …

- Можно ли выразить рост ученика в других единицах длины? В каких?

Расстояние между городами 120 …(см, дм, м)

- Подходят ли нам эти единицы длины? (Нет)

- Почему? (Они мелкие)

- Какая тогда возникает проблема? (Нам необходима новая единица длины)

- Новая единица длины будет больше или меньше метра? (Больше)

- Может кто-нибудь знает, как называется единица длины, которая больше метра? (Километр)

3. Определение темы и цели урока.

- Догадались ли вы теперь, какая тема сегодняшнего урока? (Километр)

- Какую цель перед собой поставим?

4. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся.

- Как правильно закончить данное предложение?

(Расстояние между городами 120 км.)

- Какой вывод мы можем сделать? (Расстояния между населенными пунктами измеряют в километрах)

- Ребята, скажите сколько метров в одном километре? (варианты ответов)

- У нас есть несколько вариантов, как же нам поступить? (прочитать, обратиться к справочнику, учебнику)

 

II. Процесс усвоения новых знаний.

  1. Чтение справочного материала из учебника (стр. 38).

– В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча.

 

- Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?

 

На слайде: кило – тысяча

 

  1. Сообщение учителем исторической справки (использование слайдов)

Впервые километр стал основной единицей измерения длины дорог и транспортных путей во Франции в XVIII веке. Именно в таком качестве километр был впервые предписан во французском законе: "...километр и мириаметр будут равны тысяче и десяти тысячам метров, и составят основные дорожные меры длины..." С введением метрической системы мер в разных странах появлялась разметка дорог в километрах. В России дорожные указатели с расстояниями в километрах появились в 1918 году. Километр оказался близок некоторым традиционным мерам длины, например, русской версте: 1 верста = 1,0668 км.

 

 

  1. Работа над кроссвордом в группах
  1.                
  2.        
    3.      
    4.      

 

1. 1 мм

2. 1см

3. 1дм

4. 1 км

 

  1. Проверка ответов к кроссворду
  м и л л и м е т р
  с а н т и
    д е ц и
    к и л о

 

 

  1. Обобщение знаний по названиям величин длины

 

- Какая общая часть у данных слов? (Метр)

 

- Что означает первая часть в данных словах? Каково значение каждого слова в кроссворде?

 

(милли – от французского milli – тысячный, миллиметр – тысячная часть метра;

санти – от французского cent – сто, сантиметр – сотая часть метра;

деци – от французского deci – десятая часть, дециметр – десятая часть метра;

кило – от французского kilo – тысяча, километр – тысяча метров).

 

6. Работа в парах (задание на слайде).

 

а) Дополните до 1 км:

 

999 м + ….. = 1 км;

 

800 м + ….. = 1 км;

 

750 м + ….. = 1 км;

 

980 м + ….. = 1 км;

 

200 м + ….. = 1 км;

 

б) Заполните пропуски:

 

5487 м = ……. км …….м;

 

4867 м = …….км …….м;

 

12456 м = …….км…….м;

 

1598 м = …….км ……м;

 

Проверка ответов по слайду.

 

7. Музыкальная физминутка.

 

8. Решение текстовых задач (под руководством учителя)

 

а) Устное решение задачи

-Сколько раз надо отмерить по 100м, чтобы получилось:
1км, 2км 500м?

(10 раз, 25 раз)

б) Решение задачи из учебника №171, стр. 39

Расстояние между двумя автобусными остановками 1км. От этих остановок отошли два автобуса. Один из них прошёл 140м, а другой–160м. Каким стало расстояние между автобусами?

- Как надо дополнить условие, чтобы чертёж к задаче был таким?

 

(Добавить в условие задачи фразу «двигались на встречу друг другу»)

 

- Измените условие задачи, чтобы чертеж стал таким:

(Добавить в условие задачи фразу «двигались в противоположных направлениях»)

 

- Решите обе задачи и сравните их решения (Решение по вариантам. Первый вариант – 1 задача; второй вариант – 2 задача. Два ученика оформляют решения на доске).

 

Решение 1 задачи:

1) 160+140=300 (м) – проехали два автобуса навстречу друг другу

2) 1000-300=700 (м) – расстояние между автобусами.

Ответ: 700м – расстояние между автобусами.

 

Решение 2 задачи:

1) 160+140=300 (м) – проехали два автобуса в противоположных направлениях

2) 1000+300=1300 (м) = 1 км 300м – расстояние между автобусами.

Ответ: 1 км 300м – расстояние между автобусами.

 

(Первые действия решения задачи одинаковые, а вторые – различаются, так как изменилось направление движения. В первой задаче автобусы сближались, а во второй – отдалялись.)

 

III. Итоговая часть урока.

 

1. Подведение итога урока.

 

- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке?

- Где она используется?

 

- Сколько шагов должен сделать пешеход, чтобы пройти расстояние в 1км (2км 500м, 1км 300м), если его шаг равен 1м?

- Какое расстояние прошел пешеход, если он сделал 1200 шагов? (1км 200м).

 

2.Информация о выполнении дифференцированного домашнего задания.

 

Группа № 1 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (вправо).

Группа № 2 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (влево).

Группа № 3 - решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если один из автобусов остался на месте, а второй выехал к нему навстречу.

Всем группам – объяснить толкование поговорки «За десять километров киселя хлебать». Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются единицы длины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: