Обзорная лекция (для заочников)




·Обзорная лекция

 

Макроэкономика (продвинутый уровень)


Кафедра Экономической теории
Авторы: к.э.н. доц. Орехова, к.э.н,доцент Водяненко О.И.

 

 

Макроэкономика – часть (раздел) экономической теории, изучающая закономерности функционирования национальной экономики в условиях циклических колебаний деловой активности. Целевыми ориентирами макроэкономики выступают: производство неинфляционного валового внутреннего продукта на уровне полной занятости ресурсов, устойчивый экономический рост, равновесие платежного баланса.

Родоначальником макроэкономики по праву считают английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883–1946гг.). Ее возникновение вызвано социально-экономическими изменениями, произошедшими в мировой экономике в первой трети ХХ века, и вызвавшими Великую депрессию. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок является саморегулируемой системой на основе механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую в экономике ситуацию и предложить эффективные меры выхода из кризиса.

Макроэкономический подход к исследованию экономических явлений и процессов имеет ряд особенностей. Поскольку объектом его исследования является национальное хозяйство в целом, то анализируется взаимодействие агрегированных экономических субъектов через систему взаимосвязанных рынков. Основные агрегаты субъектов определяются по функциональному принципу. Производители (фирмы) – субъект, приобретающий ресурсы, производящий и реализующий продукцию. Потребители (домашние хозяйства) – субъект-собственник ресурсов, получающий доход от реализации ресурсов производителям, потребляющий готовую продукцию. Государство – субъект, реализующий экономическую политику, основной регулятор макроэкономических процессов.

Экономическая политика государства осуществляется по двум основным направлениям: денежно-кредитное регулирование (монетарная политика) и налогово-бюджетное регулирование (фискальная политика). Инструментами экономической политики государства являются:

· в части денежно-кредитного регулирования: учетная ставка процента (ставка рефинансирования), норма обязательного резервирования, операции на открытом рынке (покупка-продажа ценных бумаг);

· в части налогово-бюджетного регулирования: налоги (трансферты), бюджетные расходы.

В макроэкономике доходы одних экономических агентов предстают как расходы других. Расходы фирм на ресурсы одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку фирм от реализации готовой продукции. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются.

Реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира совокупному объему производства. Совокупные расходы дают толчок к росту выпуска продукции, занятости и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде доходов к владельцам факторов производства.

Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то совокупный объем выпуска и занятости падает, что снижает совокупные доходы, определяющие в свою очередь совокупный спрос. Поэтому важнейшей задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.

Основными макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый национальный продукт, национальный доход, личные доходы, а также индексы цен, темп инфляции и др.

Существуют три способа измерения ВВП:

· по расходам (метод конечного использования);

· по добавленной стоимости (производственный метод);

· по доходам (распределительный метод).

Макроэкономическое равновесие на рынке благ определяется как равенство величин совокупного спроса и совокупного предложения при каждом из возможных уровней цен (модель «AD-AS »).

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) – представляет собой реальный объем общественного производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен, т.е. сумма всех расходов на товары и услуги.

Кривая совокупного спроса AD показывает связь между ВВП, на который предъявлен спрос в экономике, и общим уровнем цен. На характер кривой AD влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две группы: ценовые и неценовые. Ценовые факторы изменяют объем совокупного спроса таким образом, что обусловливают движение вдоль кривой AD. К ним относятся: эффект процентной ставки; эффект богатства; эффект импортных закупок. Неценовые факторы вызывают такие изменения характера совокупного спроса, что отражается в сдвиге кривой AD вправо или влево. К ним относятся: а) изменения в потребительских расходах – благосостояние населения, налоги, ожидания потребителей; б) изменения в инвестиционных расходах, не связанных с уровнем цен, – налоги, ожидания прибыли от инвестиций и др.; в) изменения в государственных расходах; г) изменения в расходах на чистый экспорт.

Совокупное предложение (aggregate supply) – AS – уровень реального объема производства, который производители предлагают к продаже при каждом возможном уровне цен. Форма кривой AS зависит от уровня издержек производства на единицу продукции (АС).

Различают три отрезка кривой AS:

1) кейнсианский (горизонтальный) – характерен для состояния глубокого спада в экономике; 2) промежуточный (восходящий) – рост производства сопровождается ростом цен; 3) классический (вертикальный) – характеризует экономику в такой точке кривых производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно увеличить производство – экономика работает на полную мощность.

При росте совокупного спроса на кейнсианском отрезке увеличатся объем общественного производства, занятость без повышения уровня цен. Это очень важное положение в кейнсианской программе государственного регулирования. На промежуточном отрезке рост AD приведет к росту общественного производства, но при этом повышаются цены – формируется инфляция спроса. На классическом отрезке рабочая сила и производственный капитал используются полностью, реальный объем общественного производства не может быть увеличен, поэтому при росте AD растут только цены – разгоняется инфляция спроса.

Если экономика испытывает кризис, для обеспечения экономического роста правительство может увеличивать государственные расходы, стимулируя совокупный спрос. Если экономика начинает выходить из кризиса, регулировать совокупный спрос следует с осторожностью, учитывая формирование инфляционных процессов. Если экономика работает на полную мощность, увеличивать совокупный спрос не следует.

Рост издержек производства (к примеру, вызванный увеличением цен на ресурсы) приводит к уменьшению совокупного предложения и в экономике возрастает уровень цен (инфляция, связанная с ростом издержек), объем общественного производства сокращается, соответственно уменьшается занятость – возникает стагфляция (застой + инфляция). Сокращение издержек производства (к примеру, рост производительности труда в связи с применением новых технологий) приводит к увеличению совокупного предложения, объем общественного производства растет, цены уменьшаются. Происходит экономический рост, увеличение производственного потенциала, рост уровня жизни населения. Это иллюстрирует, во-первых, важность государственного контроля над ценами на ресурсы, во-вторых, роль научно-технического прогресса в экономике.

Следующим важным узловым моментом обеспечения макроэкономической стабильности является равенство сбережений и потребления.

Общеизвестно, что часть располагаемого дохода расходуется на потребление, оставшаяся часть – сберегается (сбережения – S – saving). По мере роста доходов удельный вес сбережений увеличивается («психологический закон Кейнса»).

Функция потребления характеризует соотношение между уровнем располагаемого дохода и уровнем потребительских расходов. Функция сбережений отражает зависимость сбережений от располагаемого дохода.

Сбережения или их часть используются в качестве инвестиций. Инвестиции – это вторая важнейшая составляющая совокупного спроса. На размеры и динамику инвестиций наиболее существенно влияют следующие факторы: доходы, затраты на инвестиции, величина процентной ставки – не только на заемные, но и на собственные средства; налоговые ставки, экономические ожидания, которые зависят от инвестиционного климата, степени риска, динамики совокупного дохода.

Макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели достигается двумя способами: 1) когда на весь произведенный в стране продукт предъявлен спрос со стороны населения и фирм, осуществляющих инвестиции; 2) когда сбережения в стране равны инвестициям.

Если равновесный уровень общественного производства не обеспечивает полной занятости, то правительство может стимулировать инвестиции, осуществляя инвестиционные кредиты, способствуя снижению процентной ставки, снижая налоги. Инвестиции вырастут, точка равновесия переместится в точку Е2, величина ВВП вырастет.

Приведенный анализ важен для осуществления государственного регулирования. Это может быть, с одной стороны, стимулирование совокупного спроса через стимулирование инвестиций и роста потребления на основе выплат из госбюджета. Или, наоборот, стимулирование сокращения инвестиций и потребления населения.

При росте инвестиций рост ВВП будет происходить в гораздо большем размере. И наоборот: незначительное сокращение инвестиций приводит к значительному уменьшению ВВП. В этом суть эффекта мультипликатора.

С теорией мультипликатора связан эффект акселерации (accelerator – ускоритель). Его сущность состоит в следующем. Возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие такие товары, вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на средства производства. Поэтому происходит ускорение экономического роста, что и получило название «эффект акселератора».

Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Сочетание их действия объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности. А поскольку рост инвестиций, как и рост спроса на потребительские товары, зависит в том числе и от государственных ассигнований, то, следовательно, в руках государства находится в значительной степени решение проблемы бескризисного развития экономики.

Пожалуй, наиболее важной макроэкономической задачей экономической политики является обеспечение устойчивого экономического роста, призванного улучшить качество жизни населения страны.

Экономический рост означает стабильное увеличение производительных сил экономики, что отражается в увеличении реального дохода в экономике (ВВП, ВВП или НД), а также в росте реального выпуска в расчете на душу населения. Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением его социальной направленности.

История развития экономики знает два основных типа экономического роста.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов производства за счет использования большего количества факторов производства.

Интенсивный тип экономического роста связан с НТП, применением более совершенных факторов производства.

Факторы экономического роста делятся на три группы: прямые и косвенные факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения.

Все факторы экономического роста взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Общее представление об этом дает кривая производственных возможностей. Она отражает максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена при данном количестве и качестве природных, трудовых ресурсов и основного капитала при данном технологическом потенциале. Кривая производственных возможностей дает представление о четырех взаимосвязанных процессах: ограниченности (редкости) ресурсов; эффективности экономики; экономическом выборе; альтернативных затратах (издержках упущенных возможностей).

Проблема определения величины оптимальных темпов экономического роста – одна из сложнейших в экономической теории и практике. Существуют доводы как в пользу высоких темпов экономического роста, так и в пользу их ограничения. Перспектива экологической катастрофы привела к более взвешенным оценкам научно-технического прогресса. Общественность убеждается, что он приносит не только полезные, но и ядовитые плоды. Передовые исследователи ведут поиск нового, устойчивого развития, направленного на разумную достаточность, на разумное природопользование.

Несмотря на многолетний прежний опыт преодоления кризисных явлений в экономике, человечество так и не научилось предвидеть их и предотвратить их проявления. Оно лишь научилось более или менее успешно преодолевать их последствия. При этом оно убедилось в том, что рыночная экономика при всех ее положительных качествах развивается циклически: периоды подъема сменяются спадами. Поэтому важным разделом макроэкономической науки является изучение макроэкономической нестабильности.

Основными формами проявления макроэкономической нестабильности являются циклы, безработица и инфляция.

Экономическое развитие имеет не простой и линейный характер, а сложный циклический. Циклы характеризуют периодические взлеты и падения экономической активности, экономической конъюнктуры (совокупности условий, взятых в их взаимной связи).

Существуют циклы темпов, капитальных вложений, инноваций, промышленные и др. Но есть циклы, выражающие движение наиболее важных агрегатов экономики. Среди этих форм циклов выделяют: столетние, длинноволновые (50-60 лет), «циклы Кузнеца» – строительные циклы (15-20 лет); классический деловой цикл (раньше – 7-11 лет, в настоящее время – 5-7 лет); малые циклы, циклы запасов (2-3 года), сезонные, «бумы» перед праздниками.

Многочисленные теории, объясняющие причины цикличности, обычно классифицируют их по двум группам: внешние и внутренние. Внешние производят первоначальные импульсы, создающие начало движения, а внутренние – преобразуют эти импульсы в циклические колебания.

В четырехфазовой модели цикла выделяют 4 фазы: подъема, кризиса, депрессии и оживления. Фаза подъема характеризуется активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объема производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом – периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. В фазе кризиса производство, инвестиции и занятость сокращаются, растет безработица, уровень цен имеет тенденцию к повышению, наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижаются процентные ставки. В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю, экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. При длительной депрессии цены начинают падать. В фазе оживления производство набирает обороты, растут доходы и занятость. По мере оживления уровень цен может начать повышаться.

Экономический цикл выполняет ряд воспроизводственных функций. Так, кризис, с одной стороны, это разрушительная сила. С другой стороны, он выполняет оздоровительную функцию: разрушая старые пропорции, создает условия для будущего развития производства.

Экономические циклы в современных условиях претерпели ряд качественных изменений. Это вызвано влиянием на него ряда факторов, среди которых основными являются следующие:

· монополистическая структура рынков;

· все более ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса;

· государственное регулирование экономики;

· в условиях интернационализации производства и развивающейся глобализации цикл стал носить мировой характер.

Вслед за циклами формой проявления макроэкономической нестабильности выступает безработица.

Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, но способных работать и ищущих работу в рассматриваемый период. Термин «ищущие работу» означает, что данные лица зарегистрированы на бирже труда в качестве безработных. Уровень безработицы определяется как доля безработных в общей численности самодеятельного населения: u = U / L x100%, где U (unemployment) – число безработных, L – численность рабочей силы).

Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая (конъюнктурная). Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения из одного региона в другой, сменой профессии, сменой этапов жизни (учеба, работа, рождение ребенка и уход за ним и т.д.). Безработица, возникающая по этим мотивам, считается добровольной, кроме того, она, как правило, имеет незначительную продолжительность. Более сложная форма – структурная безработица. Она возникает в результате несовпадения спроса на рабочую силу и предложения труда. Это связано с технологическими изменениями в производстве, которые порождают структурные изменения в спросе на рабочую силу, спрос на некоторые виды профессий прекращается, нужны специалисты новых профессий. Такой тип безработицы имеет более продолжительный характер, чем фрикционная. Циклическая безработица связана с колебаниями экономической конъюнктуры. На фазе спада в экономике спрос на товары и услуги сокращается, что ведет к сокращению производства и занятости. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует понятие «естественный уровень безработицы» (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП. В рыночной экономике, в отличие от командно-административной, для обеспечения конкуренции на рынке труда, необходимо наличие некоторого количество безработных, т.н. естественный уровень безработицы (от 3% до 7%), при котором основные фонды страны работают с максимальной отдачей. Естественный уровень безработицы — объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические факторы), не связанный с динамикой экономического роста.

Очень серьезной формой проявления макроэкономической нестабильности выступает инфляция. Инфляция (inflate – вздувать) – это устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен в экономике. Средний уровень цен измеряется индексами цен. Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике – переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций, облигаций и т.д.

Представители кейнсианского направления считают, что причина инфляции – избыточный спрос. Она вызвана государственным регулированием, направленным на поддержание высокого уровня занятости (увеличение государственных расходов, уменьшение налогов и т.д.). Новая разновидность кейнсианской модели – объяснение инфляции ростом издержек производства. Причину этого видят в росте заработной платы, которого добиваются профсоюзы. Производители отвечают на это сокращением производства и уменьшением предложения. При неизменном спросе данный процесс вызывает рост цен. Сторонники теории экономики предложения считают, что инфляцию вызывает государство, повышая налоги с целью покрыть возрастающие расходы на оборону, управление, социальные программы («инфляция налогов»). Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно – через рост заработной платы. Это уменьшает возможности инвестирования, тормозит производство, снижает предложение. Сторонники монетаристской концепции видят главную причину инфляции в чрезмерном увеличении денежного предложения. Во главу угла они ставят уравнение обмена MV = PY и в качестве борьбы с инфляцией считают необходимым поддерживать денежную массу на уровне ожидаемых темпов роста ВВП. Во всех представленных концепциях много общего, применяются они в зависимости от ситуации, но в чистом виде ни одна не используется.

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику. Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким типом инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса: уменьшение государственных расходов; увеличение налогов; сокращение дефицита государственного бюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Меры, направленные против инфляции издержек: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках «экономики предложения».

Третьей важной моделью макроэкономического равновесия является равновесие на денежном рынке, которая представлена моделью IS-LM.

Mодель IS-LM макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках, где инвестиции (I), сбережения (S), спрос на деньги, т.е. предпочтение ликвидности (L), масса денег (M)..

Модель была разработана английским экономистами Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.

Для этого нам необходимо понять роль и функции банков в экономике, проанализировать процесс формирования равновесия на денежном рынке, разобраться в модели IS-LM, проанализировать структуру финансовой системы страны, исследовать причины и последствия бюджетных дефицитов и государственного долга, понять возможности ликвидации государственного долга, разобраться в сути налоговой системы и видах налогов.

На денежном рынке предложения представлено кредитной системой. Кредитная система представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных кредитно-финансовых учреждений, создающих и предоставляющих денежные средства. В разных странах кредитная система имеет разную структуру, однако имеет и общие черты. Так, в любой стране она состоит из Центрального банка (ЦБ), коммерческих банков, специализированных банковских учреждений (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и др.), а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых компаний, пенсионных фондов, сберегательных касс.

Функции Центральных банков таковы: они осуществляют руководство всей кредитной системой страны, хранят ее золотовалютные резервы, ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты, обладают монопольным правом эмиссии банкнот. Основные функции коммерческих банков – привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов, посредничество в платежах и др.

Банковские ресурсы включают: собственные капиталы, складывающиеся из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли, и вклады (депозиты), принимаемые банками у клиентов. Банковская прибыль (маржа – margin) складывается из разницы между полученными процентами по ссудам и выплачиваемыми процентами по вкладам. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции. Чистая прибыль равна разнице между валовой прибылью и расходами по ведению банковских операций.

Деньги – это определенная материальная субстанция, принимаемая людьми в качестве оплаты за товары и услуги и для погашения долгов. Они являются декретированными деньгами, т.е. назначенными правительством в качестве законного средства платежа. Они основаны на доверии. В периоды инфляции доверие к ним падает, начинает развиваться натуральный обмен.

Совокупность всех имеющихся в обращении денег составляет денежную массу, или предложение денег. Количество наличных денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика). На практике эту функцию осуществляет Центральный банк. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты – по критерию убывания степени ликвидности.

Наиболее характерная черта денег – это высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с наименьшими издержками обмениваться на любые другие виды активов. Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется двумя основными функциями денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства. Трансакционный спрос – здесь деньги выполняют функцию средства обмена: обслуживают куплю-продажу товаров, выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и т.д. Ldt изменяется пропорционально номинальному ВВП. Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос, объясняется следующим. Преимуществом денег является их ликвидность. Однако в таком случае они не приносят дохода. Поэтому люди склонны держать свои активы не только в наличных деньгах, но и в акциях, облигациях. При этом приходится решать, сколько финансовых активов и в какой форме держать. Решение зависит от ставки процента: чем она выше, тем привлекательнее ценные бумаги, тогда количество активов в форме наличных денег будет небольшим. И наоборот. Общий спрос на деньги равен сумме трансакционного спроса и спроса на деньги со стороны активов.

Предложение денег в экономике осуществляет государство через Центральный банк, поэтому предложение денег – это количество денег, предлагаемое ЦБ страны на денежном рынке. Если ЦБ предпочитает сохранять определенное количество денег в обращении, не заботясь о ставке процента, то кривая предложения денег Ms будет иметь вид вертикальной прямой линии. Если же он ставит целью сохранение определенной ставки процента на денежном рынке, не заботясь о количестве денег в обращении, то Ms, будет представлена горизонтальной прямой. Большинство экономистов считает необходимым управлять денежным предложением, т.е. обеспечивать количество денег в обращении, необходимое для деловой активности, чтобы способствовать полной занятости, стабилизации цен и нормальному темпу экономического роста.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов для выдачи наличных денег, а остальные используют для выдачи ссуд. В результате банки и сами могут производить деньги. Коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну единицу, называют денежным мультипликатором. Он является величиной, обратной изъятию денег в обязательные резервы R, которое происходит на каждой ступени процесса кредитования.

Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды. Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВВП.

Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти. Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата) или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВВП.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств (профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков. Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.

Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг. Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны. Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников. Для этого возможно несколько путей: традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов; консолидация долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос платежей на отдаленное будущее; конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции; обращение страны-должника к международным банкам.

В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства:

Создание и обеспечение действенности правовой базы для эффективного функционирования экономической системы, создание и регулирование единой государственной денежной системы, обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией), защита конкуренции (антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий), перераспределение дохода и богатства, перераспределение ресурсов.

Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.

Сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения ВВП и занятости называется дискреционной фискальной политикой. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом. Государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВВП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос, и рост ВВП притормаживается. Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также приводят к множественному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов.

Государство может увеличивать налоги. Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению). Механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню.

Если государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).

Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики. Кроме того, сущ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: