Обсуждение рекомендаций тьютору по работе с детьми группы риска.




З адачи определены. Рассмотрим, каким образом их можно реализовать на практике.

Рекомендации тьютору по работе с детьми группы риска

Документация

1. Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение подростка.

2. Характеристика подростка.

3. Акты посещения семьи.

4. План профилактической работы на четверть.

5. Учет профилактической работы по форме:

Дата Форма и содержание профилактической работы Участники мероприятия
     

Основные направления профилактической работы.

1. Наблюдения за подростком, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.

2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий подростков. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

4. Иметь тесную связь с педагогами дополнительного образования, тем самым контролировать занятость подростка в свободное время.

5. Вовлекать подростка в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.

6. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

7. Поддерживать тесную связь с инспектором по делам несовершеннолетних.

8. Проводить профилактические классные часы и коррекционно-развивающие занятия (тренинги, игры)

Тренинговое задание.

Цель: осознание проблемы аддиктивного поведения учащихся и осознание необходимости целенаправленной работы с классом по его профилактике.

Аддиктивное поведение – это склонность подростка к приобретению вредных привычек. Попробуем разобраться, что называется словом «привычка».

Возьмите лист бумаги и сложите его вчетверо. Разверните лист и сложите его, используя новые места сгиба. Легко ли вам сгибать лист по новым линиям? Вывод: вся наша жизнь - это совокупность различных привычек, в которых человек упражняется в течение жизни. Сначала человеку трудно, затем все легче и легче упражняться в привычном деле. И если вдруг человек меняет привычку, то сделать привычку родной достаточно непросто. Добиться результатов можно лишь в случае, если упражнения постоянны и необходимы самому человеку.

Как можно воспитать положительную привычку у учащихся? Для этого нужно помнить пять правил:

1. Для того, чтобы в человеке воспитать положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что без нее жизнь превратиться в катастрофу. Например, ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, неуспеваемости и т.д.

2. Человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной вредной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявлять жесткость и твердость.

3. Необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению.

4. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он ее хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие дети и так знают, что у них есть вредные привычки. Надо быть очень авторитетным среди учащихся, чтобы они стали прислушиваться к вам и исправляться.

5. Для проявления положительных привычек тьютор должен создавать условия. Если тьютор знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы.

6. Групповая работа. Разработка и защита мини-программ.

Задание: Используя правила выработки положительных привычек, разработайте систему деятельности или мини – программу по работе с классом по проблеме курения.

Защита мини – программ по проблеме курения.

7. Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.

Помимо организационно-деятельностных аспектов есть еще и психологические. Мы говорим, этот ребенок с девиантным поведением (чаще неправильно - «трудный»). А между тем, к факторам, которые способствуют проявлению девиантного поведения, относятся:

1) наличие неблагополучных семей (когда родители не только не занимаются воспитанием, но и показывают пример асоциального поведения);

2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении». Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, обратимся за помощью к науке «психологии».

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. Прошу членов групп зачитать их.

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

1. Игнорировать.

2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

3. Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?

4. Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими

Рекомендации

Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: ребенокостается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.

8. Подведение итогов занятия.

Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

Дети учатся жить у жизни:

1. Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

3. Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

4. Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

5. Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

6. Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

7. Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

8. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

9. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

– он учится находить любовь в этом мире.

10. Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

Семинар подошел к концу. Спасибо за внимание и удачи в воспитательно-профилактической работе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: