Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные




Дно

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила

Существование экономики, как совокупности ресурсов для неуклонно растущего потребления, имеет колебательный характер. Колебания экономики выражены в экономическом цикле. «Тонким» моментом экономического цикла считается спад, который при некоторых масштабах может перейти в кризис.


27. Денежная система — это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.
Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.
Денежное обращение – это движение денег внутри страны и за её пределами.

28. Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
  3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
  4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
  5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Последствие инфляции:
-- перераспределение доходов и богатства;

-- отставание цен государственных предприятий от рыночных;

-- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

-- ускоренная материализация денежных средств;

-- нестабильность экономической информации;

-- падение реального процента;

-- обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.


Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Антиинфляционное регулирование – это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным.

Виды:
Адаптационная политика. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем.
Политика доходов -- одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов
ледующий вариант -- государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы

29. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Может измеряться как в физическом выражении (тонны, метры, штуки и т. д.), так и в стоимостном.
Различают два типа экономического роста — «экстенсивный» и «интенсивный».

Экстенсивное увеличение производства товаров и услуг происходит за счет привлечения дополнительных факторов производства — земли, труда и капитала, при этом их качественный и технический уровни остаются неизменными. Например, в общественное производство в текущем году включается дополнительно 2 млн. человек.
Интенсивный тип экономического роста предполагает более эффективное использование вовлекаемых в производство ресурсов. Пути эффективного использования ресурсов многообразны. Так, для природных ресурсов это означает наиболее полное извлечение полезных свойств, комплексная и глубокая переработка сырья, защита природы от разрушений и т. д.
Экономический рост определяется рядом факторов. Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства.
Факторы производства:

- труд;

- земля;

- капитал

30. Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. римером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы
Виды инноваций:

  • Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные — совершенствование системы менеджмента.
  • Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

31. Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Известно, что роль государства в экономике определяется его функциями. Поэтому рассмотрим важнейшие из них.

1).Законодательная. Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты- производители, потребители само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий. Их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации.

2).Контролирующая.Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство использует меры государственного регулирования на основе антимонопольного законодательства, устанавливая контроль над ценами и поступление налогов, прибегает к разделению монополий, препятствуя их слиянию. Государство может в судебном порядке изымать незаконно полученную прибыль. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.

3).Стабилизирующаяфункция- третье не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики. Её можно определить как деятельность правительства, направленную наповышение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов.

4).Распределительнаяфункция.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является эффективное распределение ресурсов. Но в определённых ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, возникает проблема нерационального распределения ресурсов. Тут необходимо государственное вмешательство для социально справедливого и рационального решения этой проблемы.

5). Не менее важной является и функция перераспределения доходов.

Рыночная система представляет собой беспристрастный механизм, который обеспечивает большие доходы лишь тем, кто более способен, физически крепок, имеет лучшее оборудование. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно и её жизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, не унаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны. Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными и физическими недостатками, одинокие женщины, на содержании которых имеются дети, безработные (лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в производстве и за счёт него обеспечивать своё существование).

6).В условиях неравномерного распределения доходов, порождающих социальное расслоение и бедность, государство берёт на себя функцию защиты малоимущих и социально незащищённых граждан. Её целью есть обеспечение социальной стабильности, защищенности разных слоёв населения. Система социальной защиты государства в первую очередь предусматривает стимулирования высокой трудовой и деловой активности трудоспособной части населения, обеспечения её рабочими местами, создавая условия для отдыха и оздоровления.

К социальной функции государства относятся также вопросы правового регулирования отношений между работодателями и наёмными рабочими с точки зрения сбалансированности их экономических интересов, а также вопросы социального страхования.

32. Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.


Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2. Финансы домашних хозяйств
  3. Государственные финансы
  4. Муниципальные финансы

 

33. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны,а так же смета доходов и расходов государства за определённый период времени.
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета)

Доходы формируются за счет

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

 

34. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налоги это основной источник гос.бюджета.
Налоги бывают:
Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

По уровням:
-федеральные(акциз,подоходный,налог на дарение,ндс)
-региональные(транспортный налог,налог на имущество организаций)

-местные(земельный налог,на имущестов физического лица)
алоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

35. Кредит – это форма движения ссудного капитала. Необходимость кредита вытекает из особенностей кругооборота капитала. У одних предприятий в определенные промежутки времени появляются временно свободные денежные средства, у других возникает потребность в них, которая удовлетворяется с помощью кредита.
Ссудный капитал – денежный капитал, предоставляемый в ссуду за определенный процент, на определенный срок, при условии возвратности. Особенность его состоит в том, что он не вкладывается в предприятие его собственником, а передается во временное пользование определенному предпринимателю с целью получения процента.
В зависимости от вещественной формы ссуженной стоимости выделяют товарную, денежную и смешанную формы кредита.

Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Данная форма исторически существовала до появления денежных отношений. Эквивалентом для обмена являлись отдельные товары (меха, скот, зерно и пр.), а кредиторами были субъекты, обладавшие излишками предметов. Возвращать надлежало аналогичное имущество с оговоренным или естественным (для скота, зерна, птицы) приращением. В современных условиях товарной формой кредита является поставка товаров с отсрочкой оплаты (обычно от производителя в адрес торговой организации), продажа в рассрочку, аренда (прокат) имущества, лизинг оборудования, товарная ссуда, некоторые варианты ответственного хранения. В ряде случаев возвращать надлежит то же самое или аналогичное имущество с дополнительной оплатой или без таковой. Если возвращать надлежит денежный эквивалент товара, полученного в кредит, то получается смешанная форма кредита

Денежная форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег. Денежная форма является преобладающей в современных условиях экономики. Данная форма кредита активно используется всеми субъектами экономических отношений (государством, предприятиями, отдельными гражданами) как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте В денежной форме кредита нет эквивалентного товарно-денежного обмена, а есть передача стоимости во временное пользование с условием возврата через определённое время и, как правило, с уплатой процентов за пользование ей[

Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара. Последний вариант часто используется в международных расчётах, когда за полученные денежные ссуды расчёт производится поставками товаров. Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме
Принципы кредитования - принципы, на основе которых принято предоставлять кредит заемщику:
- возвратность кредита;
- срочность кредита - соблюдение сроков возврата;
- обеспеченность кредита;
- кредитоспособность заемщика - дифференциация кредитов;
- платность кредита;
- целевое назначение кредита.

 

36. Банки – одно из центральных звеньев в системе рыночного механизма.Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночногомеханизма
Деятельность банковских учреждений многообразна. В современномобществе банки занимаются различными видами операций. Они не толькоорганизуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляетсяфинансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а внекоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитныеучреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных инароднохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобныепредприятия. Создается впечатление не о специфике, а о многоликой сутибанка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.Функции банков
  • Исторически первой функцией банков было безопасное хранение денег клиентов.
  • Так как у банка есть много клиентов, которые хранят в нем свои деньги, то банк становится способен переводить деньги от одного из них другому путем изменения записей в банковских счетах (безналичные расчеты). Безналичные расчеты возможны и между клиентами различных банков благодаря системе корреспондентских счетов.
  • Банки выдают кредиты. При этом фактически создаётся дополнительная денежная масса (см. Банковский мультипликатор).

Существенные особенности банковской деятельности (отличающие её от производственной, торговой и др.):

  • Преобладание в ресурсах банков привлечённых и заёмных средств, влекущее за собой повышенную ответственность перед кредиторами и вкладчиками.
  • Чрезвычайная подвижность и изменчивость параметров финансовых рынков, вызываемая не только экономическими, но и политическими, социальными и иными причинами.
  • Необходимость постоянной и одновременной работы с клиентами, представляющими различные сферы и отрасли хозяйствования, имеющими противоречивые интересы и цели.
  • Нематериальный характер банковских продуктов (услуг) и необходимость участия практически всех подразделений банка в производстве каждого такого продукта.

 

 

37. Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики[2].

Выделяют следующие формы МЭО:

  • международная специализация производства и научно-технических работ;
  • обмен научно-техническими результатами;
  • международная кооперация производства;
  • международная торговля;
  • информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • движение капитала и рабочей силы;
  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

 

38. Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке.
Международное разделение труда привело к устойчивой тен­денции интеграционных процессов. В мировой торговле наблюдается тенденция к расширению вза­имной торговли между развитыми странами, объединенными в ин­тернациональные группировки.
Международное разделение труда, отражающее интернационали­зацию хозяйственной жизни, является естественным продолжением общественного разделения труда внутри отдельно взятых стран.
Международное разделение труда является высшей ступенью развития территориального разделения труда, когда межрегиональное национальное разделение труда выходит за пределы национальных границ. Оно выступает как объективная предпосылка обмена между странами. По мере углубления международного разделения труда все больший объем потребностей удовлетворяется через обмен с другими странами.

Разделение труда - это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества.Разделение труда существует в разных формах. В курсе международных экономических отношений изучается международное разделение труда.

39. Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

40.

Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли.

Экспортерами и импортерами капитала выступают государственные и частные структуры, в том числе центральные и местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица.

Государство несет ответственность перед кредиторами по государственным заимствованиям и частным с государственной гарантией. Приоритетными являются суверенные обязательства, т.е. обязательства центральных органов власти.

Главными причинами, вызывающими и стимулирующими международную миграцию капиталов, являются:

неравномерность развития национальных экономик: капитал уходит из стагнирующих экономик и притягивается в стабильные экономики с высокими темпами роста и более высокой нормой прибыли. неуравновешенность текущих платежных балансов вызывает движение капитала из стран с активным сальдо в страны с дефицитным сальдо по текущим расчетам; миграция капиталов между странами стимулируется либерализацией национальных рынков капитала, т.е. снятием ограничений на приток, функционирование и вывоз иностранных инвестиций; развитие и расширение международнго кредита,валютных и фондовых рынков способствует масштабному увеличению международного перемещения капиталов; международная миграция капиталов тесно связана с активизацией деятельности транснациональных корпораций и банков;

41. Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики[1].

Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

  • Преференциальная зона,
  • Зона свободной торговли,
  • Таможенный союз,
  • Общий рынок,
  • Экономический союз,
  • экономический и валютный союз.

Основными признаками интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

42. Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

Иностранный капитал, глубоко внедрившись в экономику многих стран мира, стал составной частью их воспроизводственного процесса. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом, в общем объеме производства обрабатывающей промышленности в Австралии, Бельгии, Ирландии, Канаде превышает 33%, в ведущих западноевропейских странах составляет 21-28%, в США на предприятиях, контролируемых иностранным капиталом, производится свыше 10% промышленной продукции.

Еще большую роль иностранный капитал в форме прямых инвестиций играет в экономике развивающихся стран. В них на компании с иностранным участием приходится около 40% промышленного производства, а в ряде стран он преобладает. В современных условиях принимающие страны, как развитые, так и развивающиеся, как правило, одобряют деятельность транснациональных корпораций на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой транснациональные
Все транснациональные корпорации проводят широкую внешнеэкономическую экспансию.

Существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций. Ими создана специфическая форма перевода капиталов посредством трансфертных цен (в том числе специально заниженных или завышенных), устанавливаемых самими транснациональными корпорациями при поставках товаров и предоставлении услуг своим дочерним компаниям и филиалам в рамках корпораций (т.е. сделки между филиалами одной и той же транснациональной корпорации осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой корпорацией). Поэтому трансфертные цены на продукцию транснациональных корпораций являются весьма злободневной проблемой.

 

 


by KostyZabrodin
2013г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: