Как организовать и провести интервью с ветераном Великой Отечественной войны




Основные методы краеведческого исследования

В краеведческой работе могут применяться все основные методы краеведческого исследования:

· литературный,

· полевых наблюдений,

· картографический,

· статистический,

· анкетный,

· личные беседы.

Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу решать вопросы об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.

Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий. Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке), в лабораториях, и полевых условиях с применением технических средств: специальной аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.

Картографический метод исследования предполагает работу с картой в целях раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование, на нее наносятся результаты.

Глазомерная съемка местности и составление разных карт - важнейшая часть исследования.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц и их графического изображения.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений. Фотографирование и киносъемка - неразрывные средства краеведческих исследований. Результаты фотографирования и киносъемки типичных объектов края и картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать материал для интересных альбомов-монографий и кино-демонстраций по отдельным вопросам, а также материал для экспозиций краеведческого музея.

Для того чтобы полнее составить характеристику природы края и отразить в ней изменения, происшедшие в природе и хозяйстве, краеведческая работа требует постоянного сбора и изучения современных, а также за прошлое время:

а) литературных материалов из научных трудов и сообщений, художественных произведений и пр.,

б) статей и заметок в журналах и газетах,

в) географических карт,

г) писем всякого рода, летописей и других записей, а также фотографических снимков рисунков, из газет, журналов и пр.

Как организовать и провести интервью с ветераном Великой Отечественной войны

С каждым годом становится все меньше ветеранов. Уходят те, кто может рассказать, что значит защищать свою страну, воевать и встретить долгожданную Победу. Каждая встреча с ними должна навсегда остаться в памяти поколений. Поэтому так важно сегодня запечатлеть в слове их истории, живые свидетельства подвига русского народа. Как организовать интервью с ветераном? Какие вопросы ему задать? На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в своей статье. Где найти ветеранов? Есть несколько вариантов: это могут быть прабабушки и прадедушки ваших учеников или воспитанников, или же бабушки и дедушки коллег, которые могли бы согласиться прийти в ваше образовательное учреждение. Это – самый простой вариант. Если же пойти по этому пути возможности нет, то можно обратиться в совет (комитет) ветеранов и попросить контакты ветеранов там. Записывая контакты, уточните не только полные Ф.И.О. будущих гостей, но и их статус (ветераны/дети войны/труженики тыла/ жители блокадного Ленинграда). Это поможет вам спланировать будущую беседу, подобрать наиболее удачные вопросы для интервью. Приглашение И вот вы звоните ветерану. Представьтесь, расскажите, какое ОУ вы представляете, объясните, откуда у вас его контакты и расскажите о цели вашего звонка. Если ветеран согласен прийти к вам и рассказать о себе, расскажите, в каком формате предполагается беседа: интервью будете брать вы лично, или, может, это будет какой-то ученик, или же все будет организовано в формате пресс-конференции. Попросите принести с собой его фотографии в военные годы (если есть), вырезки из газет, награды, письма. Если это ветеран – уточните, в какой период, в каком роду войск и части он воевал, если житель блокадного Ленинграда или, например, ребенок войны, то сколько ему было лет в те годы. Это поможет вам, готовясь к интервью, собрать историческую информацию, подобрать не общие, а более «предметные» вопросы и исключить те, на которые гость точно не сможет дать ответ. Что с собой брать на интервью? На интервью возьмите с собой диктофон и фотоаппарат, или же можно обойтись смартфоном (в случае, если он записывает качественно звук и делает качественные фотографии). Если вы планируете снять видео – возьмите камеру (обязательно заранее обсудите с гостем возможность видеосъемки, ведь многие стесняются говорить на камеру). Также не забудьте свой опросник, бумагу и несколько ручек. Стоит фамилии и географические названия не только записывать на диктофон/камеру, но и дублировать на бумаге (т.к. при их расшифровке на слух есть риск совершить ошибку). Какие вопросы можно задать? Ниже я приведу самые разные вопросы, которые можно задать гостю, вы можете выбрать наиболее подходящие или же придумать свои. 1. Мирная предвоенная профессия, место рождения, условия жизни, состав семьи. 2. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)? 3. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало? 4. Какое участие в войне – на фронте и в тылу – принимали другие члены семьи. 5. Где Вы начали войну и где закончили? 6. Вы помните первого увиденного Вами немца? Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля – смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы? 7. За какой подвиг и в каких обстоятельствах совершенный были получены награды? Какая для Вас особенно дорога и почему? 8. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? 9. Были ли вы ранены, когда, где и сколько раз? Как и кто оказывал медицинскую помощь, в каких госпиталях и медсанбатах Вы лечились, кого запомнили в стационаре и в дороге, на санитарных летучках, в санитарных поездах? Куда именно вы были ранены? В свою или в другую часть возвращались на фронт после ранения? 10. Когда и откуда писали домой, что сообщали о себе? 11. Когда и какие получали известия из дома? 12. Кто из семьи во время войны был убит или ранен на фронте, кто из семьи отличился на фронте или работая в тылу? 13. Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм.Что для фронтовиков было источником мужества? Можете ли Вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем? 14. Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем? 15. Какая немецкая техника противостояла солдату в боях, с чем Вы сталкивались? 16. Какая наша техника на земле и в воздухе поддерживала солдата в разное время войны: авиация, артиллерия, танки, "катюши" и все другие средства поддержки? 17. Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена. Как Вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену? Были ли такие среди ваших знакомых? 18. Что запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах, во время наступления и встреч с освобожденными от оккупации жителями? 19. Расскажите о бытовых трудностях на фронте.Как Вы их преодолевали? В какое время года было труднее воевать? Почему? 20. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи. 21. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом? 22. С какими развлечениями в минуты и часы отдыха приходилось встречаться Вам за годы войны: песня, выступления артистов, концерт фронтовой бригады? 23. Была ли любовь на войне?Расскажите 24. Что в разное время войны думали о будущей победе, что Вы думали о времени ее? 25. Что думали о Ленинграде в период его блокады? 26. Где были в День Победы, что делали и что чувствовали? 27. Кем и где вы работали после войны? 28. С кем вы поддерживаете/поддерживали связь из однополчан? 29. Какая ваша любимая военная песня, фильм? Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать? 30. Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем? 31. Какое напутственное слово Вы скажете современному молодому поколению? После интервью не забудьте поблагодарить вашего гостя. Не забудьте сделать качественные фотографии. Можно сделать несколько во время интервью и несколько – после. Для этого заранее подготовьте помещение с хорошим освещением и удачным фоном. Литературная обработка Не печатайте просто расшифровку записи интервью, расположите в логической (чаще хронологической) последовательности рассказанные ветераном эпизоды, при этом стараясь придать тексту литературный вид. Ответы на вопросы по одной теме стоит объединить в единый рассказ. Используйте ваши вопросы в качестве логических связок. Будьте внимательны и, обрабатывая текст, не искажайте смысл ответов ветерана. Будет здорово, если перед публикацией вы сможете еще раз связаться с ветераном, показать ему получившийся в итоге текст и при необходимости внести в него последние правки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: