Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра. Примеры использования моделей.




Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом.

Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.

Билет

Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры использования моделей.

Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. В связи с этим они предложили собств. модель знака, продолжая модель Фреге. Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм. Отличие: знак – единство плана содержания и плана выражения (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение знака как комбинацию 3х категорий: 1. данный в ощущения объект окружающего мира. Денотат знака/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие или концепт/смысл. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, символ. Данная модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.

 

Билет

Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.

Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией нужно разрывать связь S с объектом О.

 

Билет

Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

1. св-ва принципиальной арбитрарности знаков. (Смысл: 1. сущ-ет некот. объективная трансцендентальное отношение между планом содерж. и планом выраж. знака. Знак – явл. природы, обозначение – ест.-научн. открытие нек. з-нов природы. 2. Знак релятивен (относителен), конвенциален. Он – рез-т произв. Договорённости между людьми. В совр. доминирует 2я теория. Из неё следует, что знак арбитрарен, возникает на основании произв. семантич. отношений. В основе образлв. Знака – любая из сторон плана содержания.). 2. св-ва (принцип) системно – ист. обусл. знаков (Закономерности возникновения, изменения любого знака опред. 2мя группами обстоятельств: а) знак – эл-т знаковой системы, в кот. он существует. Законы этой системы опред. собств. динамика этого знака. (Jeep=джип). б) Динамика знака обусл. исторически. Его развитие и трансформация связ. с изменением объект. Реальности, кот. этот знак признан отражать. (пример: исторические праздники)

 

 

Билет

Свойства и характеристики знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

-ва ассиметрич. дуализма знаков (План содержания и план выражения, образ.знак, соедин. В качестве знаковыражени лишь историч. огранич. Краткий период. В условии отн-й планы автономны и имеют каждый свою собств. историч. динамику. (пример: знак свастики)). 4. св-ва огранич. семиотич. системы (Наблюдатель наход. внутри языка, замкнутом или отн. замкнутой семиотической системы, рассматривает сложившиеся в нём отношения между планами содерж. и планами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как скемиот. Система для тех субъектов, кот. им пользуются, есть элемент внешней объективной среды существ. Если же наблюд. наход. вне семиот. системы, для него правила условий и условностей этой системы станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что внутри системы явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне системы выступает в качестве промежут. семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе). 5. Принцип многоуровневости семиозиса. Семиозис – это процесс, в рез-те которого нечто начин. функционировать в качестве знака (Процесс формирования знака никогда не носит окончат. хар-ра. Связь между означаемым и означающим в стр-ре знака тоже не носит окончат. хар-ра. План выр-я – лишь форма знакв. Однако по мере развитие семиотич. систем новые этапы семиозиса происходят не на основании мира фактов, реальных вещей, а на основании знакового мира. Врезте знак, образ. На предыдущ. этапе сем.ю может стать означаемым нового означающего. Для обозн. одного и того же предмета сущ.несколько знаков и сам факт выбора одного из них представляет собой сеиотич. процесс. Это факт образования нового знака, нового семиотич. уровня. Именно так возникает семиотика. (происходит формирование вторичной аналогичной семиотической системы).

 

 

Билет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: