Целью формирования образовательных сетей образовательных учреждений является создание условий для повышения доступности и качества образования.




Семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе

Общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа

«Развитие межведомственного взаимодействия для интеграции ресурсов учреждений дополнительного и общего образования в реализации задач

Физкультурно-спортивного воспитания»

 

Актуальные проблемы и практики сетевого взаимодействия организаций общего

и дополнительного образования: сетевая дополнительная общеразвивающая программа

«От ГТО к олимпийским медалям»

 

Э.В. Табакаева, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе МБУ ДО ДЮСШ

 

Анализ сегодняшнего состояния системы российского образования показывает, что главным инструментом, обеспечивающим успешность и эффективность изменений в системе образования, стала практика формирования новых социальных отношений участников образовательного процесса. Одним из механизмов реализации новой политики образования является интеграция и сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Особое место здесь занимает взаимодействие общего и дополнительного образования. При этом, сетевое взаимодействие в системе образования сегодня рассматривается как в рамках реализации ФГОС ООО, так и в более широком аспекте совершенствования деятельности образовательных организаций.

Так, на примере физкультурно-спортивного направления в образовательной системе Киселёвского городского округа, с 2010 года ДЮСШ совместно с общеобразовательными учреждениями реализуют образовательные проекты, направленные на физкультурно-спортивную деятельность детей и подростков, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования – это фестивали, конкурсы, соревнования, лиги и др. формы работы. Сетевое взаимодействие образовательных организаций – это взаимодействие на принципах социального партнерства, прочных и эффективных связей не столько между учреждениями, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами.

Благодаря активному участию сетевых партнеров в спортивных проектах ДЮСШ - общеобразовательных учреждений - спортивные мероприятия совместно удалось вывести на новый качественный уровень и значительно увеличить количество участвующих. Участники таких проектов – это школьники, учителя, родители, педагоги ДЮСШ и других учреждений дополнительного образования. За счет реализации спортивных проектов границы детского спортивного движения в городе расширены.

В рамках сетевого взаимодействия становится возможным охватить разнообразными видами физкультурно-спортивной деятельности большинство обучающихся школ, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития. Ежегодно в городе проходится около 50 спортивно-массовых мероприятий для школьников и 50 соревнований - для спортсменов ДЮСШ. В 2015-2016 уч. году количество детей, принявших в них участие – чуть больше 4000 человек. (слайд с примерами проектов - перечислены)

Понятно, что данные проекты реализуются в рамках внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений. ДЮСШ также заинтересована в расширении своего образовательного пространства за счёт интеграции дополнительного и основного образования. Для ДЮСШ участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного развития, обеспечения занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных учреждений.

Целью формирования образовательных сетей образовательных учреждений является создание условий для повышения доступности и качества образования.

Сегодня важно обеспечивать новое качество образования,соответствующее ФГОС и потребностям личности, общества, государства, как не только предметное образование, но в большей степени как образование личности. В связи с этим, качество образования не сводится только к получению обучающимися знаний, умений и навыков, но определяется уровнем сформированности у них личных и социальных компетенций, раскрывающихся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «служение обществу», «патриотизм». В этой связи, не случайно обращение общества и государства к опыту использования физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» («ГТО»).

Введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на федеральном уровне в 2014 году знаменует собой новую веху в развитии физкультурно-спортивного движения в России. Впервые в новой истории страны государством был инициирован долгосрочный проект, ориентированный на создание системной основы для развития массового спорта и укрепления здоровья граждан. За его основу был взят советский комплекс «ГТО».

В связи с этим, в соответствии с Указом Президента РФ от 24.03.2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)", Указом Президента РФ от 01 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2014 г. «Об аттестации учащихся образовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура», 28 июля 2014 г. № 02.1-14-8304 "О внедрении Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» («ГТО») система образования и физического воспитания подвергается серьезным изменениям.

С 2015 года ДЮСШ наряду с реализацией сетевых физкультурно-спортивных проектов для школьников, реализацией дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих многолетних программ по видам спорта начала реализацию дополнительной общеразвивающей однолетней программы «От ГТО к олимпийским медалям», суть которой — развитие физических качеств и формирование прикладных навыков, необходимых для выполнения тестов ВФСК ГТО, подготовку школьников города к тестированию и приём у них нормативов ВФСК ГТО. Около 50% обучающихся ДЮСШ в прошлом году были зачислены на программу «От ГТО к олимпийским медалям». Это примерно составило 500 детей и подростков.

В 2015-16 уч. году около 1000 обучающихся Киселевского городского округа приняли участие в сдачи нормативов комплекса ГТО. Из них: 94 человека выполнили нормативы на золотой знак отличия ГТО, 184 человека - на серебряный знак отличия ГТО, 68 человек - на бронзовый знак отличия ГТО. Первым 45 участникам уже вручены золотые знаки отличия ГТО на торжественном приеме, остальным предстоит это завтра, 20 октября. Также киселёвская команда активно принимает участие в областных Фестивалях ГТО, и на летнем Фестивале ГТО вошла в «пятёрку» лучших из 34 территорий Кузбасса — участников Фестиваля.

Успешно пройдя период внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях города, надеемся, что значкистов по итогам 2016-2017 уч. года будет намного больше. Уже около 700 обучающихся приступили к сдаче тестов ГТО — это пока IV и V ступени (дети 13 лет и старше).

В этом учебном году дополнительная общеразвивающая программа «От ГТО к олимпийским медалям» реализуется в рамках сетевого взаимодействия: общеобразовательных учреждений — в части подготовки к тестированию по нормативам ВФСК ГТО обучающихся общеобразовательных учреждений, зачисленных в ДЮСШ - через внеурочные занятия, и спортивной школы — в части приёма нормативов ВФСК ГТО обучающихся общеобразовательных учреждений, зарегистрированных на федеральном интернет-портале ГТО и желающих сдавать тесты ВФСК ГТО.

При организации внеурочной деятельности общеобразовательная школа с целью оптимизации образовательного пространства, простроив собственные возможности, имеет возможность использовать ресурсы других организаций, в данном случае — ДЮСШ. При этом внеурочная деятельность и дополнительное образование – это не одно и то же. Программа «От ГТО к олимпийским медалям» реализуется средствами внеурочной деятельности — программами внеурочной деятельности, составляющими основную образовательную программу начального, основного, среднего образования в соответствии с ФГОС, и средствами дополнительного образования, организованного в ДЮСШ. Школа, в первую очередь, должна быть заинтересована в расширении образовательного пространства реализации стандарта за счёт интеграции общего и дополнительного образования. В данном предложенном случае сеть строится не просто на сходстве образовательных инициатив (внедрение и реализация ГТО), а на объединении вкладов в разрешение данной проблемы. Учреждения дополнительного образования, как более мобильная часть системы образования, способны обеспечить дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом.

Основной проблемой реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций является слабая разработанность нормативно-правовой базы. В процессе сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования должен использоваться следующий комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов:

- договоры о сотрудничестве – позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, распределение полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов и др. (примером может стать договор о сетевом взаимодействии при организации подготовки обучающихся к тестированию и приёму нормативов ВФСК ГТО);

- договор с учредителем или муниципальное задание – определяют статус, ответственность участников сети;

- договоры оказания услуг (в нашем случае — безвозмездного) – определяют правила отношений участников сети;

- планы, проекты, программы – определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;

- должностные инструкции сотрудников организации, участвующих в программах сетевого взаимодействия;

- положения (о координационном совете, о материальном стимулировании работников, о педагогическом совете, о методическом совете, о временном творческом коллективе, о портфолио воспитанника, о самоуправлении учащихся и др.).

Положительный опыт сетевого взаимодействия с ДЮСШ:

· Развитие сетевого взаимодействия расширяет спектр воспитательного пространства, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений.

· Проектные спортивные мероприятия, организованные совместными усилиями с учреждениями дополнительного образования, делают их более зрелищными, эмоционально насыщенными, и, в конечном итоге, положительно влияют на уровень воспитанности обучающихся.

· Организация совместной деятельности спортивной школы с общеобразовательными учреждениями способствует созданию единой физкультурно-спортивной среды Киселёвского городского округа, массовому привлечению детей и подростков в спортивные секции, а значит формированию мотивации у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.

Предложения по формированию и развитию взаимодействия:

- необходимо создание единой программы и формы договора в рамках реализации межсетевого взаимодействия ОУ и УДО;

- создание на муниципальном уровне координационных межведомственных советов по сетевому взаимодействию;

- организация методического сопровождения межсетевого взаимодействия;

- обсуждение проблем, изучение опыта, выработка предложений, направленных на создание и развитие сетевого взаимодействия в рамках реализации образовательных проектов;

- развитие различных форм спортивно-массовой работы, а также проведение регулярных массовых спортивных мероприятий на внутришкольном и муниципальном уровнях.

Основой сетевого взаимодействия является совместное использование кадровых, информационных, материально-технических, образовательных, консультативных, социальных и других ресурсов учреждений, участвующих в реализации спортивных проектов на взаимовыгодных условиях.

Сетевое взаимодействие - один из ресурсов развития муниципальной системы дополнительного образования, поскольку оно позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал.

 

 

Тезис

В части реализации программ в условиях интеграции образования, необходимо говорить о переходе от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами. Образовательные программы, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия, должны отвечать определенным особенным требованиям. К особенностям сетевых образовательных программ деятельности можно отнести следующие:

 направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом, которое позволяет развиваться ребенку в разных творческих областях;

 сквозной характер программы, включающей в себя комплекс модулей – краткосрочных (на одну учебную четверть) образовательных программ, значительно отличающихся друг от друга, в том числе по разным направленностям;

 предоставление возможности обучения по индивидуальному учебному плану, индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

 направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счёт использования возможностей различных организаций;

 создание условий для организации широкой практики за пределами учреждения образования (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.), позволяющей осваивать и совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности;

 привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений;

 обеспечение активной вовлеченности и включенности обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности, в содержании программы должны быть предусмотрены совместные досуговые мероприятия с другими организациями;

 создание условий для получения дополнительного образования одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения;

 наличие деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования на основе выявления их индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов;

 направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик и др.

Управление программам предполагает создание определенного комплекса условий. Для реализации программ сетевого взаимодействия в практике деятельности современных образовательных организаций необходимо создать следующий комплекс условий:

 организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле;

 финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг;

 материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов образовательной организации;

 кадровые условия: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;

 нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условия сетевого взаимодействия;

 информационные условия: информационная поддержка в сети интернет, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет, предоставление информации на сайтах;

 мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес), преодоление стереотипов профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала администрации, педагогов;

 научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.; разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия.

В городском пространстве спортивная школа видит миссию в:

- формировании культуры здорового образа жизни детей и подростков,

- привлечении их к систематическим занятиям физической культурой и спортом,

- стимулировании их физкультурно-спортивного саморазвития и самовыражения,

- индивидуализации обучения и воспитания одаренных детей и создании условий для повышения спортивного мастерства,

- формировании у детей и подростков готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального и жизненного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: