Анафора (единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложения
Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки отпускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки отпускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки!
(Р.Рождественский)
Антитеза (противопоставления )
Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста
Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского - и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)
Вопросно-ответная форма изложения
Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.
Многие считают,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится - это задача нас всех.
Гипербола
Художественное преувеличение.
Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века. Имя этой болезни – ксенофобия (И.Руденко).
Градация
Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
Вед и правда: что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком. (Л.Пантелеев)
Гротеск
Художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин)
Инверсия
Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение - после управляющего слова, обстоятельства образа действия – перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами).
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на п оля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М.Неверов)
Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Н.Гладков)
Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)
Ирония
Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Продаются мужские костюмы,фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Петров)
Композиционный стык
Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы
Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей. (С.Довлатов)
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний,поэтому ничем не дорогая (Д.Гранин)
То было ведение…
Предо мною появились два ангела…два гения.
Я говорю: ангелы…гении, потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.(И.Тургенев)
Лексический повтор
Повторение в тексте одного и того же слова.
- Эти люди – ваши родственники?
-Да, - сказал он.
- Все эти люди – родственники?
-Безусловно, - сказал он.
- Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)
Литота
Художественное приуменьшение.
Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных. (В. Астафьев)
Метафора (в том числе развернутая)
Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора. последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, ………опрокинулся и затонул.
Она очищается, душа – то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра …. (Н. Гоголь)
Метонимия
Перенос значение (переименование) на основе смежности явлений.
Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора (В. Астафьев). Черные фраки носились врось и кучами там и там. (Н. Гоголь).