Государственное регулирование рынка труда.




Государственное регулирование – мероприятия государства по достижению равновесия на рынке труда и снижению безработицы до естественного уровня.

Методы регулирования:

1.стимулирование роста занятости путем увеличения государственных инвестиций, развития самозанятости, использование частичной занятости;

2. профессиональная подготовка и переподготовка безработных;

3. информирование населения по наличию свободных рабочих мест и содействие миграции рабочей силы;

4. социальное пособие для безработных;

5. использование косвенных методов регулирования (бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика)

(31) Доходы населения, виды доходов и зарплата

Доходы в рыночной экономике – это денежные средства, получаемые населением за определенный период. Доход отдельного домашнего хозяйства – это его доля в общем ВВП страны определяемым по доходам.

По источникам доходы можно разделить на первичные(от владения и использования факторов производства) и вторичные(от перераспределения уже полученных доходов)

Первичные доходы: зарплата, рента, процент с капитала, дивиденд, предприним. доход

Вторичные: пенсии, соц. пособия, стипендии.

В рыночной экономике доходы являются результатом конкуренции на рынках товаров, капиталов и рабочей силы (низкий доход может быть результатом не только недостаточных трудовых усилий, но и результатом неблагоприятной рыночной структуры).

В рыночной экономике доходы распределяются неравномерно, причины этой неравномерности:

- различная квалификация;

- владение или не владение собственностью;

- изменение рыночной инвентуры;

- степень риска, монопольное положение на рынке.

Зарплата – это вознаграждение, денежной или натуральной формой, которую получают владельцы наемной рабочей силы за фактически выполненную работу или за периоды, включаемые в рабочее время.

Величина зарплаты зависит от количества и качества труда. В РБ для ценки количества и качества труда используется тарифная система, она включает в себя тарифную ставку I разряда (стоимость наиболее простого труда) тарифные коэффициенты и единый тарифно-квалификационный перечень (работы, профессий).

Для бюджетной сферы тарифная система является обязательной, для небюджетной – рекомендательной.

(32)Уровень жизни населения. Реальные доходы населения

Уровень жизни – степень удовлетворения людьми своих материальных и духовных потребностей. Для оценки уровня жизни используется целый ряд количественных и качественных показателей:

ВВП на душу населения, индекс человеческого развития, реальные доходы населения, средняя зарплата, объем социальных выплат, расходы из общественных фондов потребления, продолжительность жизни населения и др. показатели.

Величина доходов определяет размеры потребления и таким образом влияет на уровень жизни.

Номинальный доход населения – это сумма денежных средств, получаемых за определенный период времени. Номинальный доход за вычетом налоговых платежей – это располагаемый доход.

Реальный доход – располагаемый доход с учетом темпа роста цен. Реальный доход также включает выплаты из общественных фондов потребления (финансируемые государством услуги социальной сферы).

Минимальная потребительская корзина – минимальный набор товаров и услуг, которые обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Стоимость минимальной потребительской корзины является основной для определения величины минимального потребительского бюджета, он рассчитывается с учетом динамики роста цен. Обычно минимальная потребительский бюджет рассчитывается для семьи из четырех человек, в том числе двух работающих.

Величина, равная 60% от min потребительского бюджета на одного человека – это прожиточный минимум (стоимость набора товаров и услуг, которые могут удовлетворять только элементарные потребности).

Величина прожиточного минимума является базовым нормативом для отнесения населения к категории бедных и характеризует уровень бедности. Государство в законодательном порядке устанавливает минимально допустимый размер оплаты труда или минимальную зарплату, она не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета.

(33) Социальная политика государства.

На уровень дохода населения указывает влияние политика, которую проводит государство.

Мероприятия, которые проводятся государством по повышению и поддержанию уровня жизни населения – это социальная политика.

Основные направления соц. политики

1)Гарантия получения высоких доходов для лиц занятых в экономике в том числе предпринимателей

2)финансирование соц. сферы

Соц. сфера- отросли предоставляющая населению соц услуги

3)финансирование отдельных предприятий и отраслей экономики

Социальная защита – это мероприятия государства по поддержанию жизненного уровня населения.

Методы социальной защиты:

1)стимулирование предпринимательской активности и самозанятости населения.

2)Содействие в получении работы и предоставления работы безработным.

3)Регулирование трудовых соглашений и конфликтов.

4)Выплаты из общественных фондов потребления (финансирования социальной сферы).

5)Различные социальные выплаты (пенсии, пособия).

6)Перераспределение расходов (использование налоговой системы, регулирование цен на отдельные виды товаров, установление величины минимальной зарплаты, финансирование из бюджета отдельных отраслей).

7)Защита доходов населения от инфляции (индексация доходов в зависимости от роста цен, адаптация – повышение минимальной зарплаты, пенсий и пособий).

Системы социальной защиты тесно связаны с социальной гарантией – это гарантии населению в процессе производства, распределение обмена и потребления благ и услуг.

Гарантии:

- право на труд;

- право на минимальную оплату труда;

- на получение соответствующих доходов;

- на возможность тратить эти доходы на покупку товаров и услуг;

- на получение пенсий или пособий в случае необходимости;

- гарантии социальных услуг.

(34)Рынок, условия функционирования.

Рынок – способ коор-ции субъектов хоз-ния, система производства, все звенья которой находятся под воздействием спроса, предложения, цены и конкуренции.

Спрос – платежеспособная потребность в товарах и услугах. Спрос предъявляют потребители или покупатели товаров и услуг.

Предложение - кол-во товаров или услуг поставляемых на рынок производителями или продавцами

Конкуренция – это соперничество между субъектами хоз-ния за более выгодные условия производства и продажи товаров и услуг.

Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Важнейшим условием и причиной возникновения рынка явилось общественное разделение труда и специализация людей на выпуски определенного вида продукции.

Разделение труда и специализация вызвали необходимость обмена произведенных товаров и услуг. Для возникновения рынка причинами и условиями являются также:

1.ограниченность производственных ресурсов (преодолеваются путем обмена)

2.экономическая особенность товара производителей (связана с возникновением частной собственности и проявляется в том, что каждый производитель самостоятельно производит и реализует товары и услуги и получает соответствующий доход, которым распоряжается)

3.каждый хозяйственных объект преследует собственные интересы (свобода хозяйственной деятельности и свобода конкуренции).

Признаки рыночной экономики:

1.Свобода поведения производителей и потребителей, право производителя определять виды деятельности и объемы производства, ограничиваются только его ресурсами, право потребителей покупать необходимые товары и услуги, ограничиваются только их предпочтениями и финансовыми возможностями.

2.Свобода установления цен. Цены в рыночной экономике устанавливаются в ходе согласования интересов многих производителей и потребителей.

3.Ориентация производства на удовлетворение потребности потребителей. (выпускаются те товары и услуги, которые востребованы на рынке).

(35)Функции рынка

Рынок – способ коор-ции субъектов хоз-ния, система производства, все звенья которой находятся под воздействием спроса, предложения, цены и конкуренции.

Функции рынка:

1.регулирующая (обеспечивается равновесие между спросом и предложением и устраняется дефицит).

2.стимулирующая (с помощью рыночных цен и конкуренции стимулируется повышение эффективности производства, внедрение высоких технологий, расширение ассортимента произведенной продукции, повышение трудовой активности населения).

3.информационная (на рынке можно получить информацию о качестве товаров и услуг, затратов предприятия на пр-во товаров, спросе и предложении на товары и услуги).

4.санирующая (проявляется в том, что в результате действия рыночных механизмов происходит очищение экономики от нежизнеспособных предприятий и форм хозяйствования).

5.посредническая (она означает, что покупатель может найти более оптимального для своих интересов продавца, а продавец – наиболее оптимального покупателя).

6.социальная (формирование доходной базы для финансирования государством социальных расходов).

(36)Преимущества и недостатки рынка

Рынок – способ коор-ции субъектов хоз-ния, система производства, все звенья которой находятся под воздействием спроса, предложения, цены и конкуренции.

Преимущества рынка:

1)рынок обеспечивает бездефицитную работу экономики

2)рынок обеспечивает более высокую эффективность производства за счет внедрения новых технологий и снижения затрат топлива и сырья

3)рынок обеспечивает высокую степень гибкости предприятий, приспособляемости их к изменяющимся условиям

4)факторы производства направляются в наиболее эффективные отросли и предприятия

5) рынок формирует слой инициативных людей

Рынок явл. способом хозяйствования наиболее соответствующим товарному производству.

Недостатки рынка:

1)санирующая ф-ция рынка ведет к росту уровня безработицы

2)рынок не способен обеспечить бескризисное развитие экономики

3)работа рынка ведет к расслоению населения по уровню получаемых доходов

4) рынок не способен обеспечить финансирование соц. сферы

5)рынок не обеспечивает финансирование органы окруж. среды и

фундаментальной науки

6)рынок не способен обеспечить перераспределение ВВП на нужды отстающих отраслей и регионов. В целом, рынок как способ хозяйствования доказал свои преимущества по сравнению с плановым хоз-ем. Для преодоления недостатков рынка необходимо вмешательство гос-ва.

(37) Структура и инфраструктура рынка

В зависимости от географического положения выделяют местные, региональные, национальные рынки, рынки группы стран, мировой рынок. В зависимости от механизма функционирования выдел. свободный рынок (здесь цены и объём пр-ва определяются взаимоотношением множ. потребителей),монополистический(господствует один или несколько производителей или потребителей и они имеют возможность диктовать свои условия на рынке),регулируемый(осуществляется гос. регулирование). По объектам обмена выделяют: товарные, финансовые рынки и рынки труда, рынки услуг. К товарным рынкам отн.:1 рынок потребителей товаров,2 ср-ва пр-ва,3 рынок природных ресурсов,4 рынок информации и научно-техн. разработок. Финансовые рынки:1 рынок инвестиций(продаются и покупаются капиталы),2 рынок кредитов(денежных ср-в, к-рые даются взаймы),3 рынок ценных бумаг(акции, облигации, векселя),4 валютный рынок(торговля иностранной валютой и кредитными обязательствами, выр. в иностр. денежных единицах). Отраслевая структура: нефтяной, автомобильный рынки, рынок земли.По размерам продаваемой продукции выдел. оптовый и розничный рынки. Инфраст-ра рынка—система предприятий и организаций, к-рые обеспечивают свободное движение товаров и услуг.

1группа: организационная инфраструктура: коммерческие и сбытовые фирмы, торговые дома, ярмарки, аукционы, биржи, рекламные агентства

2: материальная инфраструктура: транспорт сети, складское хоз-во, оптовые базы

3:кредитная и финансовая инфраструктура:(нац. банк, комм. банки, страховые компании, гос. бюджет, учреждения финансовой системы)

4:законодательная инфраструктура: система экономич. законодательства в стране

Ярмарка – периодически организуемый рынок, на котором ведется оптовая продажа товаров по выставленным образцам

Аукцион – рынок, на котором осущ. публичная продажа товаров

Биржа - постоянно действующий рынок, на котором осущ. торговля товарами (товарные биржи, валютные биржи, ценными бумагами(фондовые биржи), рабочей силой (центры занятости))

Товарные биржи могут быть универсальными (торгуют различными товарами), специализированными (торгуют одним или неск. товарами)

(38).Собственность в рыночной эк-ке

Собственность—отношение между людьми по поводу присвоения или отчуждения произ-ной продукции и факторов произ-ва. Понятие собственности раскрывается с помощью таких эк-х категорий как пользование, владение, распоряжение и присвоение собственности. Пользование собственностью—возможность использовать данную вещь по её назначению. Владение собственностью—фактическое обладание данной вещью. Тот кто владеет вещью по праву собственности явл. владельцем. владение может быть бессрочным или ограниченным определенным сроком. В рыночной эк-ке владение закреплено документом. Распоряжение собственностью—возможность не только пользоваться собственностью и владеть ею но и управлять. Присвоение—возможность пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью по своему усмотрению. Субъект собственности—физическое или юрид-ое лицо, кот-е польз-ся, владеет или распоряжается собственностью. Объект собственности—то в отношении чего осущ-ся права собственности, факторы пр-ва, готовая продукция.

Владение – фактическое обладание объектом собствен-ти. В экономике закреплено документально. В документах опред. срок в течении которого осуществл. владение данным объектом собственности. Владение дает возможность получать доходы от объекта собственности.

Распоряжение – высшая категория присвоения собственности, возможность решать судьбу объекта(продать, сдать, в аренду, закрыть)

Тот кто распоряжается объектом собственности может владеть и пользоваться им. Тот кто владеет объектом собственности может пользоваться им, но не всегда может распоряжаться.

Тот кто пользуется объектом не всегда может владеть и тем более распоряжаться им. рок в течении которого осуществл.. В документах опред.

ома, ярмарки, аукционы, биржи, рекламные агенства, ья

 

(39) Типы и формы собственности

Виды собственности:1.частная собственность(права собственности осущ-ет отдельное лицо или группа лиц).2.гос. собственность(права собственности принадлежат народу данной страны в целом, а управление и распоряжение гос. собственностью от лица народа осущ. гос. органы). Формы частной собст-ть:1.индив-ая частная собст-ть(результат трудовых усилий результат одного чел.)2.групповая собст-ть– собст-ть группы лиц(выделяют:товарищество, кооператив, народная собственность, собственность общественных и религиозных организаций)3.акционерная собственность (явл. преобладающей)– собственности предприятия в денежной форме, делятся на равные части, в соотв-ии с кот-ми выпускаются ценные бумаги, акции, кот-е даят право на владение собст-тью и получение дохода и реализуются либо учредителями данного акционерного общ-ва либо всеми желающими его преобрести. Формы гос. собст-ти:1.республиканская собст-ть—право распоряжения и управление осущ-ют респуб-ие власти.2.коммерческая собст-ть—право распоряжения и управление осущ-ют местные органы власти.

Виды:

1) республиканская собственность – категории присвоения осущ. республиканские органы власти и управления(мин-во, нац. собрание, президент)(объект: земля, леса, полезные ископаемые, энергетика, предприятия транспорта и связи, средства республиканского бюджета, крупные гос. предприятия)

2) коммунальная собственность (областная, городская, районная) – присвоение осущ. местные органы власти (объект: жилищно-комунальн. хоз-во, предприятие торговли и сферы услуг, большая часть учреждений образования и здравоохранения, средства местных бюджетов)

Сущ. также переходные и смешанные формы собственности: совместная(смешанная) собственность – собственниками явл. и гос-во и частные лица или их объединения. Арендная собственность – если в арендных отношениях приним. участие гос-во и частные собственности.

(40) Переходная эконогмика. Институциальные преобразования

Переходная эк-ка—эк-ка, находящаяся в состоянии движения от одной эк-кой сис-мы к другой. В 90-е гг. начался переход эк-ки РБ от плановой эк-кой сист-мы к соц.-ориентированной рын-ой эк-ке. Для переходной рыночной эк-ки РБ хар-но сочетание эл-ов как плановой так и соц-но-ориент-ной рыночной эк-ки, а также большой удельный вес переходных и смешанных форм и типов собст-ти. Арендная собст-ть—переходная форма собст-ти.Задачи,решаемые в процессе перехода к соц-но-ориен-ной рыночной эк-ки:1.преодаление кризисных явлений, возникших в процессе перехода от одной эк-кой системы к др.; выход на стабильные темпы эк-кого роста, а также фин-е оздоровление эк-ки.2.реформирование отношений собст-ти и поддержка пред-ва.3.формирование рын-х отношений и рын-ой инфраструктуры(формирование рынков земли, недвижимости, ценных бумаг).4.создание условий для эк-кой свободы субъектов хоз-ния и развития конкуренции(либерализация цен, демонополизация эк-ки).5.структурная перестройка эк-ки и её переориентация на удовлетворение потребности населения(реструктуризация пред-тий, увеличение удельного веса выпуска потребительских товаров).6.формирование системы соц. защиты и соц. гарантий.

Институциональные преобразования:

1)реформирование отношений собственности

2)либерализация цен – переход от гос. ценообразования к установлению цен самими предприятиями. Часть цен в условиях рынка регулируется государством.

3)демонополизация эк-ки и создание условий для конкуренции предприятий. Конкуренция – неотъемлемая черта рынка, для ее стимулирования необходимо:

разукрупнять действующие предприятия, содействовать созданию новых предприятий, ограничивать воз-ти предприятий-монополистов, допускать импортные товары на нац. рынок.

4)формирование новых рынков и создание учреждений рыночной инфраструктуры. Особое значении имеет формирование рынков рабочей силы, земли и недвижимости, ценных бумаг, валюты, а также предприятия и учреждения обслуживающих эти рынки.

5)формирование слоя предпринимателей. Гос-во содействует развитию малого и среднего предпринимательства, формированию слоя собственности в эк-ке

6)формирование современной системы социальной защиты населения. Она должна быть адресной и ориентированной на малообеспеченные слои населения

(41)Методы реформирования экономики

Методы реформирования эк-ки:1.максимально быстрые преобразования в эк-ке и обществе(шоковая терапия):а)быстрая приватизация гос. собст-ти б)быстрая либерализация цен, в)жёсткий контроль за кол-вом денег в обращении, г)реформирование фин-го сектора, налоговой системы и аппаратного управления. Отрицательными сторонами явл-ся высокая безработица и резкая расслоёность населения по уровню дохода.2.эволюционный путь реформирования. Для него хар-ны медленные темпы перехода к рын-ой эк-ке и сох-ия многих эл-ов старой эк-ой системы. Гос-во играет ведущую роль в процессе её перехода, особое внимание уделяется соц. вопросам. Этот метод реализуется в РБ. Он позволяет снизить негативные соц. последствия перехода к рынку. Процесс преобразований институтов и форм хоз-ия, хар-х для плановой эк-ки, в институты и формы хоз-ия, соот-ие рыночной эк-ке, наз-ся институциональными преобразованиями(реформирование отношений собст-ти, формирование рыночной инфрастр-ры, демонополизация эк-ки, либелизация цен, формирование системы соц. защиты.).

(42) Реформирование отношений собственности

Для рыночной эк-ки отношения собст-ти и предпринимательства имеют особое значение. Переход к рыночной эк-ке не возможен без реформирования собст-ти. Реформирование собст-ти осущ-ся через разгосударствование предприятий и их приватизацию. Разгосударствление предприятий—передача ф-ций управления собст-тью от гос-ва к субъектам хоз-ия,а также уменьшения контроля гос-ва за предприятиями. Методы разгосударствления: 1-й метод—переход от админист-го управления эк-кой к эк-м методам управления.2-ой—предоставление полной хоз-ной самостоятельности пред-ем и формирование на базе гос. предприятий акционерных обществ, акциями владеет гос-во.3-ий—преобразование гос. собст-ти в предприятия др. форм собст-ти или приватизация. Приватизация—процесс преобразования гос. собст-ти в др. формы собст-ти путём продажи или безвозмездной передачи собст-ти физ-им лицам или трудовым кол-ам.В процессе приватизации гос. предприятия преобразуются в частные унитарные предприятия, акционерные общества, коллективные предприятия или предприятия смешанных форм собст-ти.1-й метод—приватизация может вестись путём выпуска приватизационных чеков(ваучеров),кот-е распределяются населения и дают право на приобретение гос. собст-ти.2-ой—Продажа гос. собст-ти на аукционах, выкуп гос. предприятий, трудовых коллекционных обществ и реализация их акций физ-им и юрид-им лицам(приватизация за деньги).В РБ испол-ся 2-ой метод приватизации за деньги. Темпы приватизации в РБ явл. медленными, не ставится задача провести приватизацию любой ценой. Особое внимание уделяется повышению эффективности работы приватизационных предприятий,а также пополнение бюджета доходами от приватизации. В рыночной эк-ке необ. наличая слоя собственников—предпринимателей, кор-е обладают навыками организации и ведения произ-ва. В РБ ставится задача формирования слоя предпринимателей, кот-е организуют пр-во товаров и услуг и создание в этих отраслях раб. мест. Формы поддержки предпринимательства: 1.льготное кредитование.2.обличение лицензирования.3.создание равных хоз-ых условий для гос. и негос. предприятий.4.правовое обеспечение и правовая защита предпринимателей.5.формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства.

(43) Необходимость ГРЭ. Функции государства в экономике

ГРЭ—система законадательных, исполнительных и контролирующих мер, к-рые осуществляются гос. учреждениями для стабилизации эк-кой системы и приспособления её к изменившимся условиям хоз-ния. Необх. ГРЭ в рыночной эк-ке вытекает из недостатков рынка, как системы хоз-ния(невозможность предотвратить спады пр-ва, макроэк-кая нестабильность, разрыв в доходах между богатыми и бедными, невозможность финансирования соц. сферы, расходов на оборону, фундаментальную науку и т.д.).Перечисленные выше недостатки вызывают необх. гос. вмешательства в функционирование рыночной эк-ки. Подходы ГРЭ: 1.кейнсианский подход(Чтобы стабилизировать эк-ку, гос-во должно воздействовать на величину совокупного спроса путём активной бюджетно-налоговой политики(налоговые ставки, гос. расходы, гос. кредиты)).2.классический подход(считается, что рыночная эк-ка саморегулирующаяся система, вмешательство должно быть минимальным и ограничиваться сферой денежного обращения. Для стабилизации эк-ки, надо с помощью кредитно-денежной политики воздействовать на совокупное предложение (ставка процента, резервная норма)). Оба подхода отличаются только по методам ГРЭ и по степени вмешательства гос-ва, но не отрицают необх. ГРЭ в принципе. В условиях переходной эк-ки гос-ву необх. проводить активное ГРЭ.

Цели ГРЭ: 1.стимулирование эк-кого роста за счет активной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик.

2.формирование рыночной инфрастр-ры и институциональных преобразований.

3.формирование конкурентной рыночной сферы(борьба с монополизмом в эк-ке)

4.регулирование уровня безработицы и перераспределение доходов.

Ф-ции гос-ва в эк-ке:

1.законодательная(принятие законодательных актов, обеспечивающих хоз-ную деятельность, регламентация отношений собственности, формирование органов управления эк-кой и др.)

2.воспроизводственная(создание условий для обеспечения субъектов хоз-ния факторами пр-ва(финансирование сой. сферы и др. мероприятий, обеспечивающих воспроизводство раб. силы)).

3.стимулирующая(гос-во содействует преодолению последствий макроэк-кой нестабильности и с помощью ГРЭ добиваться устойчивого эк-кого роста, а также снижения безработицы и инфляции).

4.прогностическая(составление прогнозов и программ соц.-эк-кого развития на основе тенденции развитии эк-ки и ожидаемых параметров её развития. В этом случае гос-во выполняет координирующую роль--служит координатором для субъектов хоз-ния).

5.создание условий для конкуренции в эк-ке(демонополизация и либерализация цен).

Типы ГРЭ(зависят от модели эк-кой системы в данной стране):

1.для плановой эк-ки—административно-командная система(максимально высокий уровень вмешательства гос-ва в эк-ку, доминирование гос. собственности, регулирование эк-ки преимущественно административными методами(установление планов по выпуску продукции, установление уровня цен, прямые административные указания предприятиям)(эк-ка СССР до 80-х гг))

2.для свободного рыночного хоз-ва(хар-ся полным либерализмом (гос-во почти не вмешивается в развитие эк-ки)(эк-ка Гонконга)).3.для смешанной рыночной эк-ки(хар-ся сочетанием административных и эк-ких методов гос. регулирования, степень вмешательства гос-ва в эк-ку может быть различной и зависит от модели эк-кой системы).

(44)Система ГРЭ(гос. регул-ние эконоимки).Типы ГРЭ. Методы регулирования ГРЭ

Система ГРЭ—механизм воздействия гос-ва на субъекты хоз-ния. Эл-ты системы ГРЭ:1.Цели ГРЭ.2.субъекты ГРЭ(предприятия, учреждения, дом. хоз-ва).3.объекты ГРЭ(сферы матер. и немат. пр-ва, а также отношения между субъектами хоз-ния в процессе воспроизводства).4.методы ГРЭ (законодательные, административные, экономические).5.регуляторы ГРЭ (инструменты, с помощью к-рых гос-во воздействует на субъекты хоз-ния и добивается реализации цели ГРЭ). Регуляторы ГРЭ вкл. в себя налоговые ставки, налоговые льготы, величину расхода гос. бюджета, дотации и кредиты из гос. бюджета, ставка банковского процента, резервная норма для коммерческих банков, величина экспортных субсидий и таможенных пошлин, норма амортизационных отчислений, квоты и лицензии.

Методы ГРЭ:

1.законадательные (принятие законов и нормативных актов).

2.административные (вкл. в себя гос. планирование, ценообразование, установление квот и лицензий, использование аналогичного законодательства, прямое гос. вмешательство в деятельность предприятий(хар-но для плановой эк-ки)).

3.экономические(бюджетно-налоговая политика(регулирование налоговых ставок, налоговых льгот, расходов гос. бюджета), кредитно-денежная политика(регулирование процентных ставок, резервной нормы и объёмы денежной эмиссии), валютная политика(регулирование курсов валют, девальвация и ревальвация валюты), внешне-торговая политика (регулирование экспортных субсидий, таможенных пошлин и таможенных льгот), ценовая политика(регулирование части цен)). Эк. методы могут быть прямыми, т.е. не оставляющие свободу для субъекта хоз-ния (налоговые ставки), косвенными, т.е. оставлять определённую свободу выбора(процентные ставки за кредиты).

(45)Регуляторы и их использование

Регуляторы – инструменты, с помощью которых гос-во непосредственно

осущ. регулирование экономики.

Регуляторы законодат. методов – закон, указ, нормат. акт

Регуляторы админ. методов – план, гос. задание, квота, лицензия

Регуляторы экономич. методов – ставки налогов, налоговые льготы, величина расхода, гос. бюджет, учетная ставка процента, величина денежной эмиссии, резервная норма.

Для валютной политики осн. регулятор – курс валюты

Регулятор ценовой экономики - регулятор цен и ценовые надбавки. Регулятор внешне-экономич. политики – таможенные пошлины, таможенные льготы. Важнейшую роль в ГРЭ занимает нац. банк, мин-во финансов, мин-во эк-ки

(46) Предприятие и его основные черты

Предприятие—самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий права юрид. лица, который используя эк. ресурсы осуществл. производство товаров и оказание услуг. –это важнейший элемент эк-ой системы. На предприятиях осуществл. соединение факторов пр-ва и реализуется эконом. интересы. Фирма—организация под единым управлении, кот-я осущ-ет хоз. деятельность на предприятии. Фирма может включать одно или несколько предприятий (рассм. когда фирма вкл. одно предприятие), таким образом фирма=предприярию.

Характерные черты предприятия:

1.ние услугОрганизационное единство(означает что хоз. деятел-ть на фирме ведётся трудовым кол-вом, кот-й связан разделением и специализацией труда и общими эк-ми интересами).

2.Технико-производственное единство(ср-ва произ-ва испол-е на фирме, как правило, объединены технологическими процессами).

3.Экономическая обособленность(предприятие покрывает затраты на произ-во продукции за счёт собственных доходов).Право предприятия самостоятельно распоряжаться своими ср-вами в процессе воспроиз-ва. Наличие у фирмы самостоятельных целей в процессе пр-ва.

4.Эконом-ая самостоятельность фирмы(возможность решать что производить, в каких объёмах и в каких целях, выбирать поставщиков и потребителей продукции).

Ф-ии фирмы:

1.Удовлетворение потребностей в товарах и услугах.

2.Для большинства предпр-ий важнейшей ф-ей явл-ся получение прибыли в процессе произ-ва.

(47)Виды предприятий

Предприятие – субъект хозяйствования, в котором на основе соединения факторов производства осущ. выпуск товаров и услуг и их реализация на рынке. Предприятия – основа экономич. системы.

Виды фирмы:

1.Гос-ая 2.Частная. 3.смешанная.

По отраслевой принадлежности: 1.промышленные. 2.с.х.. 3.торговые.

4. финансовые

По целям деятельности:

1. коммерческие(ставящие своей целью получение прибыли).

2.неком-ие(прибыль не явл. их целью; оказание различных соц. услуг).

По организационно-правовым формам:

1.унитарные(т.е. имеющие одного владельца; или частное лицо или гос-во).

2.товарищество или партнерство (это объединение группы лиц, которые вкладывают свой капитал в предприятия на определённых условиях осущ. управление и получают доходы)

3.корпорация или акционерное общество.

По размерам предприятия:

1.в зависимости от занятых и стоимости произ-мой продукции подразделяются на: а)малые б)средние в)крупные. Малые фирмы позволяют с меньшим расходом капитала создавать раб. места. В ряде отраслей имеют преимущ. (торговля и сферы услуг). Малые предп-ия формируют в эк-ке слой предпринимателей-собственников. Ограниченные фин. ресурсы и трудности с получением кредита. Малые пред-ия могут иметь различную форму соб-ти и различные организационно-правовые формы. Крупные фирмы: Преимущество крупных предприятий – большие фин. ресурсы, разделение и специализация труда, большой объем выпуска продукции, что позвол. снизить расходы на единицу продукции. Отрицательное качество – недостаточная гибкость в производстве.

(48) Предпринимательство как фактор производства

Предпринимательство– инициативная деятельность, направленная на соединение и использование факторов производства, а также результатов производства для получения прибыли.

Характерные черты предпринимательства:

1.Обладание экономической свободой (способность определять вид деятельности, объёма производства, номенклатуру товаров и услуг и др.)

2.Имущественная ответственность предпринимателей за результаты деятельности.

3.Ориентация на получение максимальной прибыли.

Объекты предпринимательства– предприятия, которые используются предпринимателями для получения в процессе производства дохода и прибыли.

Субъекты предпринимательства – отдельные предприниматели, управленческий персонал на предприятиях, вкладчики капитала и владельцы акций, поставщики и потребители продукции, а также государство и профсоюзы.

Функции выполняемые предпринимателями:

1.Мобилизация экономических ресурсов в условиях их ограниченности

2.Соединение факторов производства и его налаживание

3.Творческое и интеллектуальное обеспечение процесса производства

Мотивы предпринимательства:

1.Получение максимального дохода или прибыли

2.Закрепление устойчивого положения предприятия на рынке

3.Накопление капитала

4.Стремление к творческому самовыражению, жажда риска

Формы предпринимательства в рыночной экономике.

По способу ведения предпринимательской деятельности выделяют деятельность, основанную на:

1.концепции сбыта (получение макс. прибыли за счёт реализации возможно большего кол-ва продукции по высоким ценам), предпринимательство, основанное на покупке товаров на одном рынке на последующей перепродажи на других рынках;

2.концепции маркетинга (предприниматели ориентируются не на получение макс. прибыли в будущем, а на удовлетворение специфических запросов потребителей и на укрепление своих позиций на рынке. Укрепление позиций предприятия на рынке позволяет увеличить объём получаемой прибыли в отдалённой перспективе).

(49)Формы предпринимательства

Организационно-правовые формы предпр-ва:

1. Единоличное предприятие (семейное) – находится во владении одного лица (семьи)
преимущества
а) Оперативность и гибкость при принятии решений

б) Непосредственное правление предприятия со стороны владельца

в) Лёгкость в учреждении (создании).

Недостатки а) Ограниченность финансовых ресурсов

б) Отсутствие специализации в управлении

в) Владелец предприятия несёт полную имущественную ответственность

2. Партнёрство (товарищество)

Преимущества а) Относительная лёгкость учреждения

б) Наличие специализации в управлении

в) Обладание большими финансовыми ресурсами

Недостатки а) Возможность конфликта между партнёрами-учредителями

б) Неограниченная имущественная ответственность учредителей

3. Корпорация или Акционерное общество

Преимущества а) За счёт выпуска акций можно привлечь дополнительный капитал

б) Создание крупных корпораций позволяет снизить издержки производства, обеспечить специализацию труда, в том числе специализацию управления (как правило в корпорациях функция владения собственностью отделена от функции управления. Управлением занимаются наёмные работники (управляющие,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: