О Священном устном Предании древней Апостольской Церкви. Составлено на основе бесед протоиерея Димитрия Боголюбова с сектантами.




 

Из Священного Писания мы знаем, что Христос Сам ничего не писал, кроме неизвестных слов на песке (Ио. 8, 6). Не приказывал Он и Апостолам записывать Своего учения. Посылая их в мир, Они сказали: «... идите, научите все народы »... уча их соблюдать все, что я повелел вам... (Мат. 28, 19, 20; Мр. 16, 15) «Идите, научите», проповедуйте, а не пишите книги... И Апостолы, действительно, прежде всего устно учили народ. Так поступили они в день первой христианской пятидесятницы (Деян. 2, 14); также делали после. Вот Апостол Павел в Ефесе три года «день и ночь» учили народ (Деян. 20, 81, 27 ст.), а записал ли он сам все свое ученое? Нет. К Ефесянам он отправил одно краткое послание, в котором о многих христианских истинах, напр., о причащении, ничего не говорится. Можно ли после того утверждать, будто Христос заповедал записать Свое Евангелие. – Этот вопрос имеет для нас тем большее значение, что Апостолы в большинстве ничего не писали, – таковы Ап. Андрей, Фома, Варфоломей и другие. Неужели потому кто скажет, что названные Апостолы не исполнили воли Христовой? Нет: Апостолы в большинстве потому не писали, что на то не было заповеди Спасителя; еще и потому, что устную проповедь они предпочитали письменной. Это видно из свидетельства Ап. Иоанна. «Не хочу, говорит он, писать на бумаге чернилами, а надеюсъ придти к вам и говоритъ устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 12 ст. ср. 3 Ин. ст. 13).

 

После сказанного спрошу я вас, друзья: правда ли Христос велел записать Его учение? А если велел, где об этом упомянуто в Евангелиях?..

 

В Слове Божием читаем: «все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности » (2 Тф. 3, 16).

 

Из этого свидетельства Апостола видим, что все Писание непогрешимо и нужно нам для спасения. Все Святые Писания – от Духа Божия. Но сказал ли Апостол Павел, что в Священ. Писании все писано, что требуется для нашего спасения? Нет, не сказал. Поэтому, друзья, подыщите место в Библии, где бы проповедовалось то, что вам хочется утвердить.

 

Сектанты приводят слова из посл., к Коринфянам: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано»... (1Кор. 4, 6). Вот ясно, ничего, кроме написанного, христианами принимать не должно...

 

Необходимо точнее вдуматься в смысл слов Апостола Павла. Что «это» Апостол «приложил» к себе, выше чего он запрещает христианам мудрствовать?

 

Чтобы дать верный ответ на поставленный вопрос, необходимо прочитать Послание к Коринфянам выше. Там мы находим рассуждение Апостола о сравнительном достоинстве проповедников Христовых. Из этих рассуждений явствует, что пред Господом все деятели Евангельские дороги: Павел ли, Аполлос ли, Кифа (1Кор. 3, 22 ст.). Потому эти деятели не должны похваляться своими заслугами пред Ними (Кор. 4, 5). Христианам необходимо усвоить такой взгляд Апостола. Им не следует рассуждать о том, кто из Апостолов выше в Царствии Божием (1Кор. 4, 6). – Это и означает повеление Апостола «не мудрствовать» о проповедниках Христовых «сверх того, что написано».

 

Но нельзя ли запрещения Апостольского изъяснить по сектантски, – таки, будто Св. Павел возбраняет нам держаться всего, что не написано в посланиях?

 

Нельзя. Запрещение, нами прочитанное, находится в одном первом послании к Коринфянам. Если рассуждать по-сектантски, тогда мы не должны почитать всего, чего нет в этом послании Апостола; нам придется тогда бросить и посл., к Галатам, Ефесянам и даже второе послание к Коринфянам. Но кто не возмутится подобною дерзостью людей? Толкуя так слова Апостола, мы отступим от его другой заповеди, где он завещает нам «удаляться от всякого брата, поступающего... не по преданию», которое мы приняли от Апостолов (2Сол. 3, 6).

 

Если, правда, вы ревнуете о сохранении написанного, так знайте, что Апостол Павел прямо и ясно велит держаться предания. В послании к Солунянам он пишет: «и так, братия, стойте и держаться предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2. 15).

 

В приведенных словах Апостольских различается двоякое предание: одно то, которое передано ученикам посланиями – писанное предание; другое – устное предание, лишь после Апостолов записанное их святыми сотрудниками. То и другое предание Св. Павел велит хранить нерушимо и равночестно. А вы говорите – устно переданное нам от Апостолов бросили. Значит, вы не стараетесь исполнять писанных заповедей Апостольских. Поэтому не можете свидетельствовать о себе, как о верных учениках и последователях Апостольской Церкви.

 

«вы беседовали с штундистами? Слышали, небось, как они смеются над нами за то, что мы держим предания Церкви. А вот подинось: что ни спросят их, – все поступают по преданию. Спрашивают: почему крестите погружением в воду? молчок. Почему женщин причащаете? Тоже тишина. Почему праздники празднуете, почему наши священный книги принимаете, когда есть другие подложные? молчат... Трудно им идти против рожна!...»

 

Братия христиане, с помощью Божией мы нашли, что в Священном Писании не все истины, нужные верующим, записаны. А потому само Слово Божие велит держать устные предания Апостолов (2Сол. 2, 15). Эти предания необходимы нам еще потому, что в Свящ. Писании записано все кратко. «Cиe кратко написал я вам» (1 Петр. 5, 12), говорит Св. Ап. Петр. И Павел Апостол свидетельствует: «мне, через откровение возвещена тайна (о чем я писал кратко)» (Евр. 3, 3). Писанное Слово Божие есть, таким образом, краткое напоминание устной апостольской проповеди, как признают это сами священные писатели. Ап. Петр говорит: «это второе послание пишу к вам, возлюбленные: в них напоминаем возбуждаю ваш чистый смысл». (2Петр. 3, 1).

 

Из сказанного следует: если Писание есть напоминание устной апостольской проповеди, – то это Писание понятно лишь тем, кто, оставаясь в Церкви Христовой, со страхом Божиим и смирением его читает. Для всех же непосвященных в тайны Царствия Божия и неслушающихся голоса пастырей в Писании много непонятного. Об этом свидетельствует Ап. Петр: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом но во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели превращают, как и прочие Писания» (1 Петр. 5, 15, 16).

 

Итак, Сами Апостолы признают, что в Священном Писании есть много неудобовразумительного, что «невежды» извращают.

 

Вот вам примеры. В Ев. Матф, сказано: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так: и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит» (19, 12). – Во все времена находились люди, которые слова Христовы об оскоплении понимали в смысле заповеди для себя. И «искажали» люди Писание и свое тело. И думали, что они служат там «царству небесному»...

 

Припомните также, что пишет Ап. Павел в послании к Коринфянам: «у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасается, но так, как бы из огня» (1Кор. 3, 15 ст.). Над этими словами Апостола трудились умные люди, стараясь изъяснить их. Католики дошли даже до изображения чистилища, в котором грешники будто бы находятся до времени страшного суда. – Кто сам собой после этого разберется в Писании и заверит нас, что он, без помощи Церкви, понял дело правильно?..

 

Ап. Павел преданием называет и устно передаваемое Церковью учение, Он говорит Тимофею: «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые способны были бы и других научить». (Тим. 2, 2).

 

Сравните эти слова Апостола с теми, какие я читал вам из Послания к Солунянам. Выйдет: Св. Павел повелевает «держать предания», полученные христианами путем устного научения Апостолами. В Послании к Тим. Ап. Павел не только не умаляет достоинства устного предания, но единственно о нем говорит: «что слышал от меня.... то передай»... Не говорит: «что прочитал в моих посланиях, то напиши», а приказывает «передать» то, что Тимофей «слышал» из уст Апостола. – Ясно, Павел Апостол различает писание от предания; то и другое велит хранить нерушимо; а вы, сектанты, на словах бросили устное Апостольское предание, хотя в жизни искаженно держитесь его.

 

Слово Божие научает нас различать чистое от нечистого (Лев. 10, 10). Также надобно поступать по отношению к преданию. Смотрите, какое предание: если «человеческое», противное Евангелию, – не держитесь его; если божеское, апостольское, – храните его, как свои глаза, по слову псалмопевца: «вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (ср. Пс. 118, 128 ст.).

 

Вот и рассудите теперь, о каком предании говорит Апостол в Послании к Колоссянам. Он пишет христианам: «смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею, преданием человеческим» (Кол. 2,8)... Сам Апостол ясно показывает, что он говорит о предании человеческом, «по стихиям Mиpa», а не о предании Божеском, – «по Христу». Предание человеческое, ошибочное, он осуждает, а предания апостольские велит строго держать (2Сол. 2, 15, ср. 2Тим. 2, 2).

 

Чего же вы то мешаете в одно предания Божии и предание человеческое? Мы умоляем вас принять предание Апостольское, а не «вымыслы человеческие». Вы же бежите от нас, сами не зная, куда и почему...

 

Огрубело сердце ваше (Ср. Деян. 28, 27). Читаете вы Слово Божие и не понимаете его... О каких старцах говорит Спаситель наш? Из 1 ст. 15 гл. Ев. Матфея явствует, что Он имеет в виду фарисейских старцев, – не христиан. Предание этих старцев, «предание человеческое», он сравнивает с «Заповедью Божией». Человеческое предание оказалось противным заповедям Божиим: потому Христос его отвергает. – И мы его выше отвергли и не про него теперь толкуем, а про предание Апостольское. Вы с чем его сравнили? Как не грешно вам!..

 

Если же вы восстаете против Апостольского предания, живущего в Церкви потому, что его «передают» нам старцы-епископы, – то это неразумное дело с вашей стороны. Известно, что Евангелист Иоанн дожил до глубокой старости (3Ин. 2 ст.). Неужели потому не надо верить Его Евангелию и Посланиям?..

 

Старцы старцам рознь. Есть старцы фарисейские, от которых надо беречься, и есть старцы Христовы, которых надо любить и почитать, – пред сединами которых надо благоговеть (ср. 1Тим. 5, 1). Апостол Павел приказывает своим преемникам, из которых было много старцев, передавать Евангелие всем ученикам Христовым. И до нас дошло это Апостольское предание. Его мы и держим.

 

Апостольское предание идет непрерывно от времен Апостольских. О нем свидетельствует нам истоpия Церкви Христовой на земле. Кроме того, Апостольское преданиe строго согласно не по букве, а по духу с Писанным Словом Божиим. Если же в каком предании такого согласия с Писанием нет, – то это предание мы называем вымышленным, человеческим. – Напр., в Слове Божием мы читаем, что Бог один в трех лицах. Представьте себе предание, которое бы говорило, что Бог – не один, а три Бога. Это преданиe мы объявили бы ложным, «человеческим», по выражению Ап. Павла. – Теперь же в Православной Церкви есть предания, во всем согласны с Писанием. Мы празднуем по преданию Рождество, Пасху и Вознесение Христовы. Празднуем потому, что находим для того твердые указания в Слове Божием. – Так Святая Церковь всегда бережливо хранила Апостольские установления и удалялась от всяких противных Слову Божию обычаев и порядков...

Святая Церковь Православная всего своего богатства, веками нажитого, не приписывает Апостолам. Во дни апостольские Церковь лишь устраивалась и довольствовалась немногими. Она в полном смысле была подобна зерну горчичному, о котором в притче говорит Господь (Mф. 13, 31–32 ст.). Как из зерна, по притче, выросло ветвистое дерево, собравшее под свою тень много птиц небесных, – так и святая Церковь: в начале бедная числом верующих и своим убранством, – после обняла почти всю вселенную и обогатилась великим богатством песнопений, обрядов, обычаев. Эти песнопения и священнодействия церковные, хотя сложились в большинстве после Апостолов, надобно считать апостольскими. В них выразился святой дух апостольский, – отразилось чистое Евангельское учение. – И как мы радуемся, когда из зерна вырастают огромные ветви древесные, – так должно веселиться по поводу того, что Церковь Православная возрастила, расширила и укрепила во вселенной корни Евангельского учения. Во всем она проповедует славу Божию; все направляет к спасению людей – и свои обряды и песнопения.

 

Сами сектанты в недавнее время составили «Сборник духовных стихотворений», по которому и распевают на своих собраниях. За одно это, – за то, что сборник появился в последнее время, – можно ли его считать греховным?..

 

Но так как Апостол заповедует, чтобы в Церкви «все было благопристойно и чинно» (1Кор. 11, 40), то и наша Церковь Православная завела эти чины у себя. При этом она неуклонно стремится к тому, чтобы все назидало братию и проповедывало бы о славе Божией. И на то Церковь имеет благословение Апостола Павла (1Кор. 10, 31 ср. ст. 23; I Сол. 5, 21; Кол. 3, 17). А потому все ее устройство надобно считать апостольским.

 

Благочестивые христиане! Помните завет Св. Павла: «удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от Апостолов». (2Сол. 3. 6).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: