Организационно-методическая продукция
Инструктивно-методическое письмо
Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.
Схема инструктивно-методического письма может быть такой:
· название, адресат;
· вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, анализ сложившейся ситуации, обстановки; выводы);
· изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения). Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (план-алгоритм действий; перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.);
· заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;
· автор.
Методическая инструкция
Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия.
Примерная схема составления методической инструкции:
· название;
· кем разработано;
· целевая аудитория (для кого предназначено);
· цели и задачи предлагаемого пособия;
· структура пособия;
· сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться;
· условия и порядок пользования пособием.
Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.
Методическая памятка
Очень похожа на методическую инструкцию, но гораздо меньше объемом. Памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Методическая записка
Это вспомогательный методический продукт, который помещают в начале сборника материалов, пособия. Методическая записка дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным сжато (планам, графикам, таблицам). Обычно в записке даются ответы на следующие вопросы:
· решению каких задач способствует данная методическая работа;
· кому адресована;
· на основании каких документов, фактов составлена работа;
· какова система изложения последующего материала.
Методические рекомендации
Это основной вид методической продукции. По своей сути все остальные виды, так или иначе, содержат в себе методические рекомендации. Однако очень часто данный вид представлен самостоятельно.
Методические рекомендации создаются в образовательном учреждении для оказания методической помощи коллективу, педагогу. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий, выработанных на основе положительного педагогического опыта.
Рекомендации всегда имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и объем методической рекомендации строго регламентируется.
Вариант схемы методических рекомендаций:
· автор работы, год написания, рецензия;
· вступительная часть:
o обоснование актуальности, необходимости данных рекомендаций;
o краткий анализ положения дел в системе образования по данному вопросу, проблема;
o указание адресата рекомендаций;
o разъяснение, какую помощь призвана оказать данная работа;
· изложение главного тезиса:
o рекомендуемые действия по решению проблемы, поставленной во вступительной части;
o общее описание методики организации деятельности (как это сделать?);
o описание конкретных способов, приемов, форм и методов работы.
· методические рекомендации по организационным вопросам, сопровождающим описанную выше методику (распределение функций, подготовка к осуществлению методики, организация пространства и расчет времени и т. д.);
· описание возможных результатов рекомендованной методики;
· список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной литературы.
· приложения (конкретные материалы, конспекты занятий, сценарии мероприятий).
Не общеупотребительные термины в рекомендациях желательно растолковывать, давая четкие, ясные определения. Объем методических рекомендаций прямо зависит от материала, который является их источником. Так методические рекомендации к уроку вряд ли стоит делать более 10 страниц. А методические рекомендации к учебному пособию нуждаются в гораздо большем объеме.
Однако самым важным в методических рекомендациях является их стиль. Автор рекомендаций должен остаться на грани между чистой практикой (простым пересказом конспекта, последовательности действий) и педагогической наукой. Каждое действие, описанное в рекомендациях должно получить обоснование. Например, в методических рекомендациях к уроку учитель должен увидеть как общую картину педагогического процесса и место в этом процессе конкретного урока, так и мельчайшие детали своих и ученических действий. Именно поэтому методические рекомендации часто пишутся от целого к частностям.
Авторская программа
Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.
Авторская программа должна:
· соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся;
· удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании;
· сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами;
· быть оптимальной по объему (соответствовать отведенному времени на изучение данного материала);
· соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития;
· содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
· включать надпредметное содержание — развивать универсальные общеучебные навыки;
· быть согласованной с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними;
· учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ;
· соответствовать учебно-методическому обеспечению;
· иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.
Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы:
· наименование программы;
· объем программы в учебных часах;
· пояснительную записку;
· содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам;
· требования к уровню подготовки учащихся;
· дополнительные материалы.
Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:
· концепция (методологическая основа) программы;
· цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся;
· актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений;
· особенности содержания и структуры курса;
· учебно-методическое обеспечение курса.
К дополнительным материалам относятся:
· тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения;
· указатель межпредметных связей;
· списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся;
· методические рекомендации по реализации программы.