Методические рекомендации




Организационно-методическая продукция

Инструктивно-методическое письмо

Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.

Схема инструктивно-методического письма может быть такой:

· название, адресат;

· вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, анализ сложившейся ситуации, обстановки; выводы);

· изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения). Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (план-алгоритм действий; перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.);

· заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;

· автор.

Методическая инструкция

Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия.

Примерная схема составления методической инструкции:

· название;

· кем разработано;

· целевая аудитория (для кого предназначено);

· цели и задачи предлагаемого пособия;

· структура пособия;

· сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться;

· условия и порядок пользования пособием.

Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.

Методическая памятка

Очень похожа на методическую инструкцию, но гораздо меньше объемом. Памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.

Методическая записка

Это вспомогательный методический продукт, который помещают в начале сборника материалов, пособия. Методическая записка дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным сжато (планам, графикам, таблицам). Обычно в записке даются ответы на следующие вопросы:

· решению каких задач способствует данная методическая работа;

· кому адресована;

· на основании каких документов, фактов составлена работа;

· какова система изложения последующего материала.

Методические рекомендации

Это основной вид методической продукции. По своей сути все остальные виды, так или иначе, содержат в себе методические рекомендации. Однако очень часто данный вид представлен самостоятельно.

Методические рекомендации создаются в образовательном учреждении для оказания методической помощи коллективу, педагогу. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий, выработанных на основе положительного педагогического опыта.

Рекомендации всегда имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и объем методической рекомендации строго регламентируется.

Вариант схемы методических рекомендаций:

· автор работы, год написания, рецензия;

· вступительная часть:

o обоснование актуальности, необходимости данных рекомендаций;

o краткий анализ положения дел в системе образования по данному вопросу, проблема;

o указание адресата рекомендаций;

o разъяснение, какую помощь призвана оказать данная работа;

· изложение главного тезиса:

o рекомендуемые действия по решению проблемы, поставленной во вступительной части;

o общее описание методики организации деятельности (как это сделать?);

o описание конкретных способов, приемов, форм и методов работы.

· методические рекомендации по организационным вопро­сам, сопровождающим описанную выше методику (распределение функций, подготовка к осуществлению методики, организация пространства и расчет времени и т. д.);

· описание возможных результатов рекомендованной методики;

· список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной литературы.

· приложения (конкретные материалы, конспекты занятий, сценарии мероприятий).

Не общеупотребительные термины в рекомендациях желательно растолковывать, давая четкие, ясные определения. Объем методических рекомендаций прямо зависит от материала, который является их источником. Так методические рекомендации к уроку вряд ли стоит делать более 10 страниц. А методические рекомендации к учебному пособию нуждаются в гораздо большем объеме.

Однако самым важным в методических рекомендациях является их стиль. Автор рекомендаций должен остаться на грани между чистой практикой (простым пересказом конспекта, последовательности действий) и педагогической наукой. Каждое действие, описанное в рекомендациях должно получить обоснование. Например, в методических рекомендациях к уроку учитель должен увидеть как общую картину педагогического процесса и место в этом процессе конкретного урока, так и мельчайшие детали своих и ученических действий. Именно поэтому методические рекомендации часто пишутся от целого к частностям.

 

Авторская программа

Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.

Авторская программа должна:

· соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся;

· удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании;

· сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами;

· быть оптимальной по объему (соответствовать отведенному времени на изучение данного материала);

· соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития;

· содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса;

· включать надпредметное содержание — развивать универсальные общеучебные навыки;

· быть согласованной с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними;

· учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ;

· соответствовать учебно-методическому обеспечению;

· иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.

Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы:

· наименование программы;

· объем программы в учебных часах;

· пояснительную записку;

· содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· дополнительные материалы.

Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:

· концепция (методологическая основа) программы;

· цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся;

· актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений;

· особенности содержания и структуры курса;

· учебно-методическое обеспечение курса.

К дополнительным материалам относятся:

· тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения;

· указатель межпредметных связей;

· списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся;

· методические рекомендации по реализации программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: