Общая характеристика марксизма.




Введение

К.Маркс(1818 -1883) был одним из тех мыслителей XIX века, чье учение оказало огромное влияние судьбы людей, особенно в XX веке, когда люди стали воевать друг с другом за идеологические доктрины. По данным опроса общественного мнения, проведенным ВВС в 1999 году, назван величайшим мыслителем тысячелетия. Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке.

Также по данным каталога библиотеки Конгресса США, Марксу посвящено научных трудов больше, чем любому другому человеку. Он возглавляет список 100 самых изученных знаменитостей. Обычно говорят о двух Марксах, один был философом- гуманистом, тонким аналитиком сознания, другой революционером – практиком, разработавшим учение о свержении существующего капиталистического строя и о путях построения бесклассового коммунистического общества. Все это удивительным образом совмещалось в этом человеке.

В интеллектуальном развитии Маркса выделяют три периода:

1. 1841-1848 – разработка философской теории – главное открытие этого периода – материалистическое понимание истории.

2. 1848-1859 – разработка теории научного коммунизма – учение о классах и классовой борьбе, о революции и диктатуре пролетариата.

3. 1859 -1883 – разработка экономической теории; открытие прибавочной стоимости – как закона движения капиталистического способа производства.

 

 

Общая характеристика марксизма.

 

Свое философское развитие Маркс начинает с освоения философии Гегеля, затем он переходит на позиции младогегельянцев, в частности Л.Фейрбаха, но уже в 1845 году в «Тезисах о Фейрбахе», он формулирует собственное философское кредо: «Критику неба необходимо превратить в критику земли…», не мораль и политика определяет жизнь людей, а экономика, т.е. формы труда и способ производства.

В этой же работе Маркс выдвигает идею практики – как единственного критерия истины и обосновывает цель своей философской деятельности: «…философы лишь различными способами объясняли этот мир, дело же заключается в том, чтобы его изменить».

Наиболее значительной работой первого периода является «Экономическо-Философские рукописи 1844г». В этой работе Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и попытался дать свою оригинальную трактовку этой проблемы.

(Следует уяснить, что понятие «отчуждение» базируется на разнице между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование отчуждено от его сущности.)

Маркс открывает в капитализме процесс дегуманизации, овеществления человека, с эти связано гениальное учение Маркса о фетишизме товаров.

Человек падает жертвой иллюзорного сознания в силу которого результат его собственного труда представляются ему каким-то объективным вещным миром, от которого он зависит.

Отчуждение при капитализме носит массовый характер.

Рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от культуры. От самого себя как человека и от других людей, и чем больше и плодотворнее он работает, тем более могуществен отчужденный от него и подавляющий его социальный порядок. Преодолеть отчуждение можно только устранив частную собственность.

В этой же работе Маркс впервые формулирует свою любимую идею о всемирной освободительной миссии пролетариата, которому «нечего терять кроме своих цепей, а приобретет он весь мир».

В работе 1845г. «Немецкая идеология» и в эпохальном труде XIX века «Капитал», Маркс дал глубокий анализ феномена идеологии, показал, что идеологические схемы и конструкции обладают мощной самостоятельной силой, довлеют над человеком в его практической жизни, определяют его понимание мира.

Маркс называет идеологию «ложным сознанием», так как полагает, что формы идеологии: религия, философия, мораль лишь иллюзорно отражают действительность, которая, прежде всего, есть действительность экономическая.

Экономика, которая есть базис, определяет особенности надстройки, то есть духовной и политической жизни людей.

Эта теория Маркса получила название «экономический детерминизм» или материалистическое понимание истории.

В истории есть закономерность, которая не подчиняется воле человека и эта закономерность есть развитие экономики.

Тип общества на определенной исторической ступени развития Маркс называет общественно – экономической формацией (ОЭФ). Всего их пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Критерием периодизации истории выступает различие в способах производства.

Ни одна формация не сменяет другую, пока ее способ производства не исчерпает все заложенные в нем возможности.

 

Для понимания исторической роли и значения философских идей Маркса следует уяснить, что марксизм есть не только учение о полной зависимости человека от экономики.

Марксизм есть также учение об избавлении, т.е. о всемирно-исторической миссии пролетариата и о грядущем обществе, в котором человек уже не будет зависеть от власти экономики.

«Душа» марксизма тут, а не в экономическом детерминизме. Человек целиком детерминирован экономикой, но это в прошлом, в будущем все будет иначе.

Коммунизм – это «скачок из царства необходимости в царство свободы». И тут материализм Маркса оборачивается крайним идеализмом. Марксизм становится формой идеологии, сущность которой Маркс так замечательно раскрыл в «Немецкой идеологии», назвав ее ложным сознанием.

Маркс создал настоящий миф о пролетариате. Миссия пролетариата есть предмет веры.

Поэтому марксизм это не только наука, но также и вера, на этом основана его сила и в этом же основное его противоречие.

 

Проблема человека.

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а есть совокупность всех общественных отношений»,

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»,

«Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание»

Необходимо усвоить, что Маркс разделяет «человеческую природу вообще» и проявляющуюся в каждую историческую эпоху «модификацию человека».

Соответственно этому делению на общую и специфическую для каждой культуры природу человека Маркс выделяет 2 типа человеческих потребностей: «постоянные» и «относительные»(возникновение которых, определяется конкретным общественным устройством).

Основополагающая идея: способ производства определяет образ жизни, какова деятельность индивидов, таковы и они сами. Способ, каким человек производит, определяет и его мысли и его желания.

Поэтому конкретные экономические условия, имеющие место при капитализме производят такой побудительный момент как жажду денег и собственности,

а другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления (например: аскетизм и призрение к земным благам, которые мы наблюдаем во многих восточных культурах).

Вся критика капитализма у Маркса опирается на тот аргумент, что капитализм сделал интересы капитала и материальной выгоды главным мотивом человека, вся его концепция социализма строилась на том, что социализм – это общество, в котором материальная заинтересованность перестает быть господствующим интересом.

Маркс разделяет идею Дарвина о том, что труд создал из обезьяны человека.

Согласно Марксу, труд – в смысле активной, творческой деятельности есть родовая потребность человека.

Главное для Маркса – освобождение человека от такой формы труда, которая разрушает его личность. От такого труда, который превращает человека в вещь, делает его рабом вещей.

Частная собственность «отчуждает» человека от его собственно человеческой сущности.

«Отчуждение» ведет к «переоценке ценностей»: чем беднее человек как человек, тем выше его потребность в деньгах, чтобы справиться с враждебными ему силами.

Человек, подчиненный своим отчужденным потребностям, это уже не человек ни в духовном, ни в телесном смысле, это всего лишь самодовлеющий и сознающий себя товар. Этот человек – товар знает только один способ отношений с внешним миром, когда он его имеет и потребляет. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания.

Отчуждение означает, что человек в своем освоении мира не узнает себя как первоисточник, как творца, а мир (природа, вещи, другие люди) кажется ему чуждым, посторонним, по отношении к нему.

Но человека характеризует принцип деятельности, он должен преобразовать внешний мир своими силами.

Маркс полагает, что ни деньги, ни власть, ни чувственные наслаждения не могут дать человеку понимания смысла жизни, в отрыве от целого мира он остается несчастным. Только творчество наполняет жизнь человека особым смыслом и позволяет ему радоваться жизни не цепляясь за ее ценности. Человек много значит, хотя мало, что имеет.

Заключение

Согласно Марксу коммунизм – это такой общественный строй, где человек перестает быть порабощенным экономикой и начинает развивать свои истинно человеческие способности – способность любить и способность понимать, то есть, станет гармонически развитой целостной личностью.

Судьба марксистских идей оказалась трагичной. Извращения марксизма начались еще при жизни Маркса, что дало ему повод как-то сказать: «Господа, я не марксист».

Мало кто читал и разбирал сложное экономическое учение Маркса.

Маркс завоевал огромные массы народа, пролетариат и его вождей необыкновенной простотой и доступностью доктрины «научного коммунизма».

Литература

Э. Фромм. Проблема человека у Маркса в книге «Душа человека» М.1992г.

1. Н.А.Бердяеев. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990г.

2. Э.Ю. Соловьев. Прошлое толкует нас. М. 1990г.

3. Г.Волков. Три лика культуры. М. 1990г.

4. Р. Арен. Мнимый марксизм. М. 1990г.

5. Ю. Бутрин. Ахиллесова пята исторический теории Маркса в журнале «Октябрь» 1989г №11-12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: