ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ




Полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, совокупная полезность; потребительский выбор, равновесие потребителя, кардиналистическая теория потребительского поведения, правило потребительского равновесия; ординалистическая теория потребительского поведения, потребительские предпочтения, кривая безразличия, предельная норма замещения, карта кривых безразличия, положение равновесия потребителя; кривая «доход – потребление», нормальные товары, низкокачественные товары, кривая «цена – потребление», эффект дохода, эффект замещения, товары Гиффена.

Выводы:

1. Полезность товара – это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность зависит от интенсивности потребности в товаре и его количества. Полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, называется совокупной полезностью, полезность, приносимая дополнительной единицей блага – предельная полезностью. Согласно закону убывающей предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ предельная полезность падает. Совокупная полезность по мере увеличения количества потребляемых благ возрастает, но все замедляющимися темпами.

2. Согласно порядковой теории потребительского поведения рациональный потребитель (покупатель) при имеющимся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы соотношение предельных полезностей, потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров, были равны.

3. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия (совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя) и бюджетных линий (линия, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.

4. Потребительский выбор определяет индивидуальный спрос на товар, который зависит от дохода потребителя и цен товаров. Зависимость потребления от дохода иллюстрирует кривая «доход-потребление», зависимость потребления от цен описывает кривая «цена – потребление». Уменьшение цены товара оказывает на потребление двоякое воздействие: с одной стороны, снижение цены, увеличивает реальный доход потребителя, создавая возможность приобретения большего количества товаров, порождая таким образом эффект дохода; с другой стороны, снижение цены может привести (и ведет) к изменению структуры потребления – увеличению потребления подешевевшего товара и замещению им более дорогих товаров, т.е. порождает эффект замещения. Направление действия обоих эффектов зависит от характера товаров (нормальные, низкокачественные товары или товары Гиффена).


РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 5. Рыночное равновесие

Как было показано в предыдущей главе, выбор потребителя формирует его индивидуальный спрос, но из спросов отдельных потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя предложению (производству) о том, какое количество товара требуется на рынках. В данной главе будет дана характеристика важнейших составляющих любого рынка – спроса и предложения.

5.1 Спрос и предложение.

Рыночный спрос (Qd) – это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении цены – растет.

Qd = f (P) < 0.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности, о которых уже шла речь в главе 4. Поскольку реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен, то, очевидно, что, если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, его спрос возрастает. И наоборот, повышение цен снижает реальный доход и спрос на товар.

Одновременно с эффектом дохода действует эффект замещения, согласно которому, если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он замещается другими товарами и спрос на первый товар падает. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

И, наконец, поскольку в соответствии с закона убывающей предельной полезности, каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы или графически.

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

Qd = а – b Р, где

Qd – величина спроса;

Р – цена товара;

а и b – постоянные коэффициенты.

Таблично и графически закон спроса представлен, соответственно, в табл. 5.1 и на рис. 5.1.

Таблица 5.1

Цена товара и величина спроса.

Цена (Р), ден. ед. Объем cпроса (Qd),ед.
   
   
   
   
   

Рис. 5.1. Кривая спроса.

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Снижение цены с Р1 до Р2 увеличивает спрос с Q1 до Q2. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (эгзогенный фактор), а спрос – как зависимая переменная (эндогенный фактор).

Если мы будем рассматривать обратную зависимость – зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы(детерминанты спроса), приводящие к изменению величины спроса при данных ценах.

Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый «эффект присоединения к большинству».

Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Если доходы растут, то спрос на нормальные (качественные) товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны, приведет к снижению спроса на кассеты.

Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса и движению вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменениям спроса и к смещению кривой спроса (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса.

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q2.

Например, если упадет цена на взаимозаменяемый товар (кофе), то спрос на товар-заменитель (чай) упадет – кривая спроса на чай сместится влево вниз.

Предложение (QS) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за собой однонаправленное изменение предложения (QS ), т.е. при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.

QS = f (Р) > 0

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами.

Если зависимость между ценой и предложением носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

QS = а + b Р, где

QS величина предложения;

Р – цена товара;

а, b – постоянные коэффициенты.

Таблично и графически закон предложения представлен в табл. 5.3 и на рис 5.3.

Таблица 5.3.

Цена товара и величина предложения.

Цена (Р), ден. ед. Объем предложения (Q), ед.
   
   
   
   
   

Рис. 5.3. Кривая предложения.

 

Кривая (график) предложения показывает величину предложения при каждом значении цены. Снижение цены с Р1 до Р2 уменьшит предложение с Q1 до Q2. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (эгзогенный фактор), а предложение – как зависимая переменная (эндогенный фактор).

Если мы будем рассматривать обратную зависимость – зависимость предложения от цены, то характер ее совершенно иной: если предложение растет, то цена падает, если предложение падает, то цена растет, т.е. зависимость обратная.

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:

величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от:

- применяемой технологии;

- цен ресурсов, используемых в данном производстве.

налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-субститута или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара;

количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению рыночного предложения.

ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидания роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение объема предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис.5.4).

Рис. 5.4 Сдвиги кривой предложения под воздействием неценовых факторов предложения:

а) увеличение предложения; б) сокращение предложения.

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения смещается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q2.

Например, при удорожании ресурсов издержки производства возрастут, и предложение при тех же ценах на товар уменьшится и кривая S сместится влево вверх.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть закона спроса?

2. Почему между ценой блага и спросом на него существует обратная зависимость?

3. Какие факторы приводят к смещению кривой спроса?

4. Рассмотрите влияние на спрос отдельных неценовых факторов.

5. Какова зависимость между ценой товара и его предложением?

6. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения?

7. Рассмотрите влияние на предложение отдельных неценовых факторов.

5.2. Эластичность спроса и предложения.

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса и предложения, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса и предложения под воздействием факторов, влияющих на спрос и предложение, называется эластичностью спроса и предложения.

Эластичность спроса. Различают: ценовую эластичность, перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).

, где

DQ/Q – изменение спроса (в %);

DP/P – изменение цены (в %).

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

 

а) б) в)

Рис.5.5 Кривые спроса на товары, характеризующиеся разной эластичностью спроса: а) эластичный спрос; б) спроса единичной эластичности; в) неэластичный спрос.

При эластичном спросе изменение цены товара приводит к изменению спроса большему, чем изменилась цена, соответственно, Ed > 1;

При спросе, характеризующемся единичной эластичностью спрос изменяется в той же мере, что и цена, соответственно, Ed = 1;

При неэластичном спросе изменение цены приводит изменению спроса меньшему, чем изменение цены, соответственно, Ed < 1.

Возможны случаи, когда спрос вообще не зависит от цены – как бы цена не менялась, спрос остается на одном и том же уровне – это совершенно неэластичный спрос.

Если при данной цене спрос, предъявляется на любое количество товаров, то это – совершенно эластичный спрос (рис. 5.6.).

Рис. 5.6. Совершенно неэластичный спрос (D1) и совершенно эластичный спрос (D2).

О характере ценовой эластичности спроса можно судить как по отношению изменения спроса к изменению цены, так и по показателю общей выручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя). В зависимости от характера эластичности товара выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться.

Возможные виды ценовой эластичности спроса представлены в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Виды ценовой эластичности спроса.

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (Р х Q)
Рост цены Снижение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен Ed = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 Уменьшается Увеличивается
           

 


продолжение таблицы 5.2.

Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Ed = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Ed > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = ¥ Уменьшается   Увеличивается

 

Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут служить:

· спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

· спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

· спрос на предметы роскоши (золото) – эластичен. Изменение цены существенно влияет на спрос;

· спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

· если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Степень эластичности спроса зависит от ряда факторов:

· количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

· удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

· характера товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

· фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;

· предпочтений, привычек покупателя. Если покупатель привык к определенному товару, то изменение цены товара может не отразится на спросе или отразиться незначительно.

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b (Еab).

, где

DQa /Qa изменение спроса на товар a (в %);

DPb/Pb – изменение цены на товар b (в %).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от характера связи между товарами:

- для взаимозаменяемых товаров Еab > 0;

- для взаимодополняющих товаров Еab < 0;

- для товаров независимых друг от друга Е ab = 0.

 

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI).

, где

DQ/Q – изменение спроса на товар (в %);

DI/I – изменение дохода (в %).

Значение коэффициента эластичности по доходу также зависит от характера товаров, на которые предъявляется спрос:

- для качественных (нормальных) товаров EI. > 0;

- для низкокачественных товаров EI < 0.

Изменение предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения, которая измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS.

, где

DQ/Q – изменение объема предлагаемой продукции (в %);

DР/Р – изменение цены (в %).

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичность предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

- совершенно неэластичное (ЕS=0);

- неэластичное S<1);

- эластичное S>1);

- совершенно эластичное S= ¥).

- характеризоваться единичной эластичностью S=1);

Кривые предложения, характеризующегося разной степенью эластичности, представлены на рис. 5.7.

Рис. 5.7. Виды эластичности предложения.

 

Степень эластичности предложения зависит от:

· возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

· способности производства к быстрой переналадке;

· фактор времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Вопросы для самопроверки:

1. Что характеризует эластичность?

2. Как измеряется эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластичности Вы знаете?

3. Как меняется выручка от реализации в зависимости от ценовой эластичности спроса?

4. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

5. Что характеризует и как измеряется перекрестная эластичность спроса?

6. Что характеризует и как измеряется эластичность спроса по доходу?

7. Что характеризует и как измеряется эластичность предложения?

8. Какие виды эластичности предложения Вы знаете?

9. От чего зависит эластичность предложения?

5.3. Рыночное равновесие и рыночная цена.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо объединить анализ спроса и предложения, рассмотреть их взаимодействие (табл.5.3.).

 

Таблица 5.3.

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие.

Цена (Р) Объем спроса (QD) Объем предложения (QS) Состояние рынка Давление на цены
      S>D (излишек) Понижающее
      S>D (излишек) Понижающее
      S=D (равенство) Отсутствует
      D>S (дефицит) Повышающее
      D>S (дефицит) Повышающее

 

Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.

Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

Только при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором планы покупателей и планы продавцов совпадают, объем предлагаемых и объем покупаемых товаров равны, цена спроса равна цене предложение, достигается наибольший объем оборота и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (Ре), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным (). При равновесии:

 

QD = QS = Ре ×

Построив на основании данных таблицы 5.3. на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис.5.8.).

Рис. 5.8. Рыночное равновесие.

При цене равновесия (Ре) спрос равен предложению и равновесный объем равен .

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (Р1), то возникает излишек (предложение больше спроса), равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

При цене ниже равновесной (Р2) спрос больше предложения возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями и они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рынок выступает как саморегулирующая система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью рынка.

Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Достижение общего рыночного равновесия проблема сложная, ибо фактически отражает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов, которое во многом зависит от характера распределения доходов.

Итак, мы рассмотрели механизм формирования цены, но что такое цена, какова ее внутренняя сущность? Вопрос о сущности, природе цены является камнем преткновения для многих поколений экономистов-теоретиков.

Согласно воззрениям одних экономистов, цена – это денежное выражение стоимости. Стоимость же создается в процессе производства, которая объективна и поддается эмпирическому измерению. Формой выражения стоимости и является цена.

Другие экономисты отрицают существование внутренней присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) – понятие субъективно-оценочной. Объективно же существует только цена товара – пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.

Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теории цен, поэтому она называется теорией неоклассического синтеза. Согласно этой теории:

· рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;

· спрос определяется предельной полезностью товара;

· полезность – это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

· предложение зависит от издержек производства;

· издержки производства характеризуют затраты ресурсов, используемых при производстве данного товара.

Таким образом, в цене в концентрированном виде отражается потребность общества в данном товаре и объем ограниченных ресурсов, которые выделяются для удовлетворения этой потребности.

Сформировавшаяся под влияние соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет ряд важных функций, позволяющих ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

Основные функции цены:

уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;

информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;

регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и, соответствующему увеличению производства, падение спроса – к сокращению производства. Таким образом, в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;

стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящийся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения научно-технического прогресса. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

Вопросы для самопроверки:

1. При каких условиях рынок находится в равновесии?

2. Дайте определение равновесной цены и равновесного объема.

3. Как соотносится фактическая цена и цена рыночного равновесия, если на рынке возникают: а) излишек, б) дефицит?

4. Объясните механизм ликвидации излишков и недостатков (дефицитов) на рынке.

5. Что такое частичное и общее рыночное равновесие?

6. Как объясняет сущность цены теория неоклассического синтеза?

7. Какие функции выполняет рыночная цена?

5.4. Нарушения рыночного равновесия.

В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис.5.9).

Рис. 5.9. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем.

При увеличении спроса (рис.5.9а) и цена, и равновесный объем возрастают (Р2 > Р1 и Q2 > Q1); при снижении спроса (рис.5.9б) и цена, и равновесный объем сокращаются (Р2 < Р1 и Q2 < Q1).

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем возрастет; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 5.10.).

Рис. 5.10. Изменения предложения и его воздействие на равновесную цену и равновесный объем.

Увеличение предложения (рис.5.10а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем (Р2 < Р1, но Q2 > Q1); уменьшение предложения (рис.5.10б) увеличивает цену и снижает равновесный объем (Р2 > Р1, но Q2 < Q1).

При одновременномизменении спроса и предложения равновесная цена и равновесный объем зависят от:

- направления изменения спроса и предложения (возможны разные сочетания: спрос и предложение падают, растут, спрос падает, а предложение растет, предложение падает, а спрос растет);

- соотношения в изменении спроса и предложения (спрос и предложение могут изменяться одинаково, спрос может меняться больше или меньше предложения и т.д.).

Например, если спрос увеличился больше, чем выросло предложение, то цена возрастет, если меньше, чем предложение, то цена упадет и т. д. Все сказанное относится и к обратному случаю, когда предложение и спрос падают.

В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.

1. Мгновенное равновесие – возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне резко увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной (рис. 5.11).

Рис.5.11. Типы равновесия.

Увеличение спроса (от D1 до D2) при неизменном (совершенно неэластичном) предложении (S) смещает равновесие из точки е1 в точку е2, цена рыночного равновесия повышается (Р2 > Р1), но равновесный объём не меняется - Q1.

2. Краткосрочное равновесие. При увеличении спроса предложение возрастает (Q2 > Q1). Рост спроса может, например, заставить производителей ввести третью смену, увеличить загрузку мощностей и за этот счет увеличить предложение. Кривая S переместится в положение S1. Однако предложение в этом случае изменяется в меньшей степени, чем изменилась цена, т.е. предложение неэластично. Соответственно равновесие переместится в точку е3, цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия (Р3 < Р2), но выше первоначальной цены (Р3 > Р1). Равновесный объём возрастёт до Q2.

3. Долгосрочное равновесие достигается, когда при увеличении спроса происходит рост предложения за счет расширения производственных мощностей, увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится эластичным (S2). Равновесие перемещается в точку е4. Равновесный объём возрастает до Q3, а цена долгосрочного равновесия оказывается выше цены первоначального равновесия (Р4 > Р1), но ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия (Р4 < Р3 и < P2). Цена долгосрочного равновесия носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной » рыночной ценой.

Вопросы для самопроверки:

1. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если спрос увеличится / уменьшится, а предложение постоянно?

2. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если предложение увеличится / уменьшится, а спрос постоянен?

3. Как меняются равновесная цена и равновесный объем при одновременном изменении спроса и предложения?

4. Объясните, что такое мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? При каких условиях они возникает?

5. Как соотносятся цена мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия?

5.5. Рыночное равновесие и эффективность.

Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя и производителя (рис. 5.12).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: