ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ




Издержки производства, экономические издержки производства, внешние (денежные, явные) издержки, бухгалтерские издержки производства, внутренние (неявные) издержки, нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, чистая экономическая прибыль; постоянные, переменные, совокупные издержки производства, средние совокупные, средние переменные, средние постоянные издержки производства, предельные издержки, правило предельных и средних издержек; долгосрочные средние издержки производства, эффект масштаба, возрастающая (положительная) отдача от масштаба, убывающая (отрицательная) отдача от масштаба, постоянная отдача от масштаба, минимальный эффективный размер предприятия.

Выводы:

1. Зависимость между объемом выпуска и количеством затраченных ресурсов описывается производственной функцией. Изокванта – кривая, показывающая все возможные сочетания ресурсов, которые могут быть использованы при производстве заданного объема продукции. Предельная норма технологического замещения – это количество одного фактора, которым можно заменить единицу другого фактора при условии неизменности выпуска. Совокупность изоквант, характеризующих разные объемы производства, являющихся результатом любых комбинаций факторов производства, образуют карту изоквант. Найти эффективный способ производства, обеспечивающий достижение заданного объема производства с минимальными затратами можно соединив кривые изокванты и изокосты. Изокоста– линия, отражающая все сочетания ресурсов, приобретение которых требует равных затрат. Точка касания изоквантой линии изокосты характеризует сочетание ресурсов, обеспечивающее наименьшие затраты для достижения максимально возможного объема производства.

2. Объем производства измеряется тремя показателями: совокупный продукт (весь объем выпуска), средний продукт (выпуск в расчете на единицу переменного ресурса), предельный продукт (прирост продукции в связи с увеличением вложений одного вида ресурса не единицу). В силу действия закона убывающей отдачи по мере увеличения вложений одного вида ресурса и неизменности других ресурсов предельный продукт имеет тенденцию к сокращению. Совокупный продукт достигает своего максимума при нулевом значении предельного продукта; средний продукт максимален при условии его равенства предельному продукту.

3. Стоимость ресурсов, затраченных на производство продукции, образует издержки производства. Все издержки в условиях ограниченности ресурсов по природе своей альтернативны. Экономические издержки производства включают в себя внешние издержки – денежные выплаты поставщикам ресурсов и внутренние – доходы, которые могли бы быть получены при ином наилучшем использовании собственных ресурсов (упущенные доходы). Бухгалтерская прибыль – это разность между выручкой от реализации и внешними (бухгалтерскими) издержками производства, чистая экономическая прибыль – это разность между выручкой от реализации и экономическими издержками производства.

4. В краткосрочном периоде, когда все факторы производства кроме одного остаются неизменными, различают совокупные, постоянные и переменные издержки производства на весь объем выпуска и на единицу продукции. Средние переменные и средние совокупные издержки по мере роста объема производства сначала падают, а затем, под действием закона убывающей отдачи начинают расти; средние постоянные издержки по мере роста объема производства падают. Предельные издержки – это прирост издержек, связанный с увеличением вложений одного вида ресурсов на единицу. Средние совокупные и средние переменные издержки достигают своего минимума, когда они равны предельным издержкам.

5. В долгосрочном периоде все издержки производства переменные. Долгосрочные средние издержки производства – это затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде. Динамика долгосрочных средних издержек зависит от эффекта масштаба – эффекта увеличения объема производства. Различают: положительный эффект масштаба (при увеличении объема производства средние издержки производства снижаются); отрицательный эффект масштаба (при увеличении объем производства средние издержки производства возрастают); постоянную отдачу от масштаба (когда при возрастании объема производства издержки производства единицы продукции не меняются). Минимальный, эффективный размер предприятия характеризуется наименьшем объемом производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства.


Глава 9. ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.

Подобно тому, как потребитель стремится к максимизации полезности, фирма – производитель стремится к максимизации прибыли. Прибыль (Pr) – финансовый результат функционирования фирмы, разность между полученным доходом (TR) и издержками производства (TC).

Pr = TR – TC

Издержки производства были проанализированы в предыдущей главе, в данной главе мы рассмотрим доход фирмы и условия максимизации прибыли.

9.1. Доходы фирмы.

Доход фирмы зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. доход – это всегда функция от цены и объема производства. В зависимости от количества продаваемой продукции различают совокупный, средний и предельный доход.

Совокупный доход (валовой доход, валовая выручка от реализации) – доход от всего объема продаж (TR), он равен произведению цены (P) на количество проданной продукции (Q):

TR = P ´ Q

На доход фирмы влияет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена продукции может представлять собой либо постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма – «ценополучатель»), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять (фирма – «ценоделатель»).

Отсюда: доход конкурентной фирмы, т.е. фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции.

Доход неконкурентной фирмы, т.е. фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма-монополист для того чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться.

Графически совокупный доход фирмы – совершенного конкурента представляет собой прямую, восходящую из начала координат, фирмы-монополиста – параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой (рис. 9.1).

Рис.9.1. Совокупный доход: а) конкурентной фирмы; б) неконкурентной фирмы (монополиста).

 

Средний доход (АR) – доход, получаемый на единицу проданной продукции:

AR = TR: Q

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта:

AR = (P ´ Q): Q = P

Наконец, третьим показателем, характеризующим доход фирмы и широко используемым в экономическом анализе, является предельный доход.

Предельный доход ( MR ) – это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу.

MR = DTR: DQ, или MR = DTRn – TRn-1

Средний и предельный доход конкурентной фирмы равны между собой и равны цене т.е.

MR = AR = P

Графически средний и предельный доход конкурентной фирмы представлен на рис. 9.2.

 

 

Рис. 9.2. Средний доход (цена) и предельный доход конкурентной фирмы.

Поскольку на вертикальной оси расположена цена, а на горизонтальной количество продукции, которое готова продать фирма при данной цене, то линия, характеризующая величину среднего и предельного дохода, одновременно является кривой спроса на продукцию отдельной конкурентной фирмы (dd).

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

MR < P

Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.

Предположим, что фирма продает 1-ю единицу продукции за 14 ден. ед., чтобы продать 2-ую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но, снизив цену за 2-ую единицу, фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую 1-ую единицу. В результате, продав 2-ую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход равный 10 ден. ед. [12-(14 – 12)], т.е. предельный доход меньше цены.

Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара неконкурентной фирме приходится снижать цену, то кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рис. 9.3).

 

Рис. 9.3. Средний доход (цена продукции) и предельный доход неконкурентной фирмы.

Как видно из рис. 9.3, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое совокупный доход фирмы и как он исчисляется?

2. Что собой представляют кривые совокупного дохода конкурентной и неконкурентной фирм?

3. Как исчисляется средний доход фирмы? Как соотносятся средний доход фирмы и цена на ее продукцию?

4. Что такое предельный доход и как он исчисляется?

5. Как соотносятся средний и предельный доход конкурентной фирмы и рыночная цена?

6. Что собой представляет кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы?

7. Объясните, почему в условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены.

9.2. Нахождение оптимального объема производства:
сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек.

Сопоставление совокупных издержек фирмы с ее совокупным доходом при различных объемах производства позволяет определить тот объем, при котором прибыль максимальна (табл.9.1.).

 

Таблица 9.1.

Совокупный доход и совокупные издержки фирмы.

Объем выпуска (Q) Совокупный доход (TR) Совокупные издержки (TC) Прибыль (Pr)
      -
      - 20
      -10
       
       
       
       
       
      -20

 

Как видно из приведенного примера, фирма получает наибольшую прибыль, производя 5 единиц продукции.

Начертив на одном графике кривые совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (ТС), можно сопоставить доход и издержки, соответствующие разным объемам производства (рис. 9.4).

Рис.9.4. Нахождение оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции.

Анализ графика показывает, что при разных объемах производства соотношение между совокупными издержками и совокупным доходом различны:

1. Фирма получает прибыль (Pr), производя в объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек. На графике – это объемы производства (Q3-Q5), расположенные между точками критического объема, за пределами которых фирма несет убытки.

2. Фирма получает максимальную прибыль (Prmax), производя в объеме, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна (Q4);

3. Фирма несет убытки (-Pr), производя в объемах (0Q3), при которых совокупные издержки больше совокупного дохода. Фирма будет работать, даже получая убытки, если эти убытки меньше издержек, которые она бы имела при нулевом выпуске (постоянные издержки). Вообще, если фирма покрывает все переменные издержки и хотя бы часть постоянных, то она должна производить. Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает получение фирмой минимальных убытков (-Prmin);

4. Прибыль фирмы равна нулю (Pr = 0), если она производит в объемах, при которых совокупные издержки равны совокупному доходу (Q3, Q5). Объем производства, при котором прибыль равна нулю, называется критическим объемом производства;

5. Если при определенном объеме выпуска (Q2) убытки фирмы
(-Pr) равны постоянным издержкам (FC), то фирме безразлично производить или нет. Фирма находится в точке безразличия, поскольку, приостанавливая производство, она все равно несет расходы, равные постоянным издержкам;

6. Объем производства (Q1), при котором убытки (-Pr)большепостоянных издержек, свидетельствует о том, что фирме следует временно закрыться, прекратить производство. Производя в объеме Q1, при действующих ценах, фирма понесет убытки бóльшие, чем затраты на покрытие постоянных издержек.

Обобщенно возможные результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства представлены в следующей таблице.

Возможный результат Объём производства, при котором
Прибыль (Pr) Максимальная прибыль (Prmax) Убытки (- Pr) Минимальные убытки (- Prmin) Нулевая прибыль (Pr) = 0 Точка безразличия Прекращение производства TR >TC (TR – TC)max TC >TR (TC – TR)min TR = TC (- Pr) = FC (- Pr) > FC

Итак, результат деятельности фирмы зависит от выбранного ею объема производства, который определяет и доход фирмы, и ее издержки.

На рис.9.5 показана прибыль фирмы, которая сначала имела отрицательное значение, затем стала расти, достигла максимума при объеме выпуска, равном Qopt, а затем вновь стала снижаться.

Рис.9.5. Динамика прибыли фирмы в краткосрочном периоде.

Вопросы для самопроверки:

1. Как фирмы определяют оптимальный (наилучший) объем производства (выпуска)?

2. При каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

3. Если кривая совокупного дохода находится ниже кривой совокупных издержек, каков будет результат деятельности фирм? Фирмы, производящие себе в убыток, должны сразу закрываться. Верно ли это?

4. Каков будет результат деятельности фирм, если ее совокупный доход равен совокупным издержкам при данном выпуске продукции?

5. Что такое точка безразличия? При каком объеме выпуска фирме безразлично – производить или прекратить производство?

6.При каких условиях фирмам следует прекратить производство?

7. Какова типичная динамика прибыли фирмы?

9.3. Нахождение оптимального объема производства:
сопоставление предельного дохода и предельных издержек.

Для нахождения оптимального объема производства часто используется метод сопоставления дохода, приносимого дополнительной единицей продукции (МR), с приростом издержек производства, вызванным выпуском этой дополнительной единицы продукции (МС).

Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирме следует расширять производство, так как увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме следует снизить производство, иначе ее прибыль будет сокращаться.

Объем производства, при котором предельные издержки производства (МС) и предельный доход (МR) равны, оптимален. Фирма, производящая в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль. При этом надо помнить, что интересует фирму не прибыль от производства дополнительной единицы продукции, а прибыль на всю массу выпуска.

Любые отклонения от объема выпуска, при котором MR=MC, приводят к потерям фирмы либо в виде прямых убытков при увеличении объема производства, либо к сокращению массы прибыли при уменьшении выпуска.

Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция).

Это равенство в условиях совершенной конкуренции, когда MR = Р, преобразуется в равенство:

MC = MR =P

Совершенно конкурентная фирма достигает оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, при условии, что цена равняется предельным издержкам (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Правило максимизации прибыли для
конкурентной фирмы.

Фирма получает максимальную прибыль при Qopt. При Qopt совокупный доход фирмы (Р х Qopt) равен площади фигуры 0PE Qopt, а совокупные издержки (МС х Qopt) равны площади фигуры 0aE Qopt . Отсюда общая масса прибыли равна площади фигуры PaE. При любом объеме, меньшем, чем Qopt общая масса прибыли будет меньше. При объеме производства большем, чем Qopt (например, Q2) фирма, производя каждую дополнительную единицу продукции, будет нести убытки, так как предельные издержки производства окажутся больше предельного дохода.

Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирме следует расширять производство, так как, увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме следует снизить объем производство, иначе ее прибыль будет сокращаться.

Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция).

Для неконкурентной фирмы оптимальный объем производства также будет соответствовать точке, в которой MR = МС (рис.9.7).

Рис. 9.7. Правило максимизации прибыли для
неконкурентной фирмы.

Равенство предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнал, который информирует производителя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако определить возможные результаты производства только на основании предельных издержек, которые, как известно, не учитывают постоянные издержки, нельзя. Лишь соединив анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних переменных (AVC) и средних совокупных (ATC) издержек, можно определить результат производства.

При объеме производства, когда предельные издержки равны предельному доходу, фактические результаты деятельности фирмы будут зависеть от соотношения рыночной цены и средних издержек производства.

Таким образом, определение финансовых результатов деятельности фирмы представляет собой двухшаговую процедуру:

1) нахождение оптимального объема производства, соответствующего равенству MC и MR;

2) сопоставление средних издержек с ценой и определение целесообразности производства вообще и возможных результатов в случае производства.

Рассмотрим некоторые варианты положения конкурентной фирмы на графических примерах (рис. 9.8).

Рис. 9.8. Положение фирмы, максимизирующей прибыль в условиях совершенной конкуренции.

 

Находим оптимальный объем производства Qopt, при котором МС=Р. Затем, определяем величину совокупного дохода, соответствующего данному объему выпуска (площадь 0РЕ Qopt) и величину совокупных издержек производства того же объема (площадь 0АС Qopt). Разность между совокупным доходом и совокупными издержками и составит прибыль фирмы – площадь АРЕС (заштрихована).

Таким образом, если цена выше минимума средних совокупных издержек, то совокупный доход больше совокупных издержек, и фирма получает экономическую прибыль.

Если рыночная цена установится на уровне выше минимума AVC, но ниже минимуму АТС, то фирма будет нести убытки (рис. 9.9).

 

Рис. 9.9. Положение фирмы, минимизирующей убытки
в условиях совершенной конкуренции.

 

Аналогично первому случаю находим оптимальный объем производства (Qopt) и соответствующие ему совокупный доход (площадь 0РЕ Qopt) и совокупные издержки (площадь 0АС Qopt). Их сопоставление показывает, что совокупные издержки превышают совокупный доход и, следовательно, фирма несет убытки.

Итак, если цена выше минимума средних переменных, но ниже минимума средних совокупных издержек, то фирма несет убытки, однако поскольку эти убытки меньше постоянных издержек (площадь РАСЕ), то фирме следует производить, даже получая убытки.

Если рыночная цена будет соответствовать минимуму АТС, то совокупные издержки фирмы будут равняться ее совокупным доходам и, соответственно, прибыль будет равняться нулю (рис.9.11).

Рис.9.10. Положение фирмы, получающей нулевую прибыль в условиях совершенной конкуренции.

 

Найдя оптимальный объем производства (Qopt)и определив величину совокупного дохода и совокупных издержек, мы убеждаемся, что их величины совпадают (равны площади 0РЕQopt) и следовательно, фирма не получает ни прибыли, ни убытков, т.е. Qopt – это критический объем производства. Вывод: если цена соответствует минимуму средних совокупных издержек, то совокупный доход равен совокупным издержкам, и фирма получает «нулевую экономическую прибыль».

И, наконец, если рыночная цена будет меньше минимума AVC, то фирме следует прекратить производство, так как в случае производства она будет нести убытки большие, чем постоянные издержки, существующие и при нулевом объеме выпуска (рис.9.11).

Рис. 9.11. Положение закрытия (прекращения производства) фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Оптимальный объем производства (Qopt) обусловливает совокупный доход на уровне 0РЕQopt и совокупные издержки на уровне 0АСQopt. Убытки в этом случае составят площадь PACE. Эти убытки больше постоянных издержек DАСF [(ATC – AVC) x Qopt ] на величину PDFE, следовательно, фирме производство невыгодно и ей следует его прекратить.

Рассмотренные ситуации могут быть представлены в виде следующей таблицы.

 

Уровень цены (Р) Результат, достигаемый при Qopt соответствующем (MR=MC)
P > min ATC P = min ATC Min ATC > P > min AVC P = min AVC   P < min AVC Прибыль (Pr) Нулевая прибыль (Pr = 0) Убытки (- Pr) Точка безразличия (фирме безразлично производить или закрыться). Прекращение производства.

 

Итак, ответы на основные вопросы, стоящие перед любой фирмой, таковы:

1.Следует ли фирме производить?

Да, если убытки меньше постоянных издержек и цена выше минимума средних переменных издержек; нет, если убытки больше постоянных издержек и цена ниже минимума средних переменных издержек.

2.Какой объем производства будет максимизировать прибыль?

Такой, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна, или предельный доход (цена) равен предельным издержкам.

3.Каков будет результат деятельности фирмы?

Фирма получает прибыль, производя такое количество продукции, при котором совокупный доход больше совокупных издержек, или при объеме, когда предельный издержки уравниваются с предельным доходом и цена выше минимума средних совокупных издержек.

Фирма понесет убытки, производя такое количество продукции, при котором ее совокупные издержки больше совокупного дохода, или при котором предельные издержки уравниваются с предельным доходом, а цена ниже минимума средних совокупных издержек.


Вопросы для самопроверки:

1. Каково должно быть соотношение между MR и MC, если фирма стремится к максимизации прибыли?

2. Почему при отклонении объема производства от объема, соответствующего равенству MR и MC, прибыль фирмы уменьшается?

3. Как следует себя вести фирме, стремящейся максимизировать прибыль, если MR больше (меньше) MC?

4. Как выглядит правило MR = MC в условиях совершенной конкуренции?

5. При каком соотношении рыночной цены и средних совокупных издержек фирма получает: а) прибыль; б) нулевую прибыль; в) убытки?

6. При каком соотношении рыночной цены и средних переменных издержек фирме следует прекратить производство?

9.4. Условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы.

Мы рассмотрели выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде, когда фирма может изменять только один фактор производства, и число фирм в отрасли постоянно.

В долгосрочном периоде фирма может изменять все факторы производства и размер предприятия, т.е. она имеет достаточно времени, чтобы сократить или расширить свои производственные мощности.

Для совершенно конкурентной отрасли долгосрочный период означает, что число фирм, функционирующих в отрасли, может меняться, так как фирмы могут свободно уходить из отрасли или свободно вступать в нее.

Решения фирмы о выходе с рынка аналогично решению о прекращении производства в краткосрочном периоде. Фирма покидает отрасль, если цена продукции не покрывает долгосрочных средних издержек производства (Р < LАС).

Следствием ухода фирм из отрасли становится сокращение общего рыночного предложения, повышение цен и рост прибыли всех фирм, функционирующих в отрасли.

Наоборот, фирма вступает отрасль, если цена продукции больше долгосрочных средних издержек (Р > LАС) и действующие фирмы получают экономическую прибыль.

Наличие у действующих фирм экономической прибыли стимулирует вхождение на рынок новых фирм. Появление новых фирм увеличивает отраслевое предложение, что, при прочих равных условиях, приводит к снижению цены и прибыли.

Отсюда следует, что отрасль в долгосрочном периоде находится в равновесии, если все фирмы получают нулевую прибыль, т.е., если:

Р = LАС

Поясним, что нулевая прибыль не означает отсутствие всякой прибыли. Поскольку доход на инвестированный капитал и нормальная прибыль являются частью внутренних издержек производства, то даже при нулевой экономической прибыли, фирма получает соответствующие доходы. Тяготение экономической прибыли к нулю означает не то, что фирмы отрасли работает неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной.

Таким образом, фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, достигает долгосрочного равновесия:

1. При объеме производства, соответствующем равенству предельных издержек предельному доходу (цене), т.е. это условие краткосрочного равновесия (Р=MC) является и условием долгосрочного равновесия фирмы;

2. Если в долгосрочном периоде фирма не имеет стимулов к изменению размера предприятия, так как ее краткосрочные средние совокупные издержки, равны долгосрочным средним совокупным издержкам (ATC= LAC);

3. И наконец, если Р = LAC, т.е. у фирм нет стимулов к вхождению в отрасль или выходу из нее.

Но, если цена равна предельным издержкам (Р=MC) и долгосрочным средним совокупным издержкам (Р = LAC), то это значит, что МС= LAC. А поскольку предельные издержки равны средним совокупным, только тогда, когда фирма производит объем продукции, средние совокупные издержки которого минимальны, то долгосрочное равновесие на конкурентном рынке достигается в том случае, если фирма выбирают наиболее эффективную технологию и масштаб производства.

Итак, долгосрочное равновесие достигается при условии, что:

Р = МС = АТС = LAC.

Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы показано графически на рис. 9.12.

Рис.9.12. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.

Фирма находится в долгосрочном равновесии, производя в объеме Qopt, при котором Р, МС, АТС и LAC равны.

Если цена не равна предельным издержкам (Р ¹ МС), то фирма пожелают изменить объем выпуска при данных размерах предприятия.

Если краткосрочные средние совокупные издержки производства не равны долгосрочным издержкам (ATC ¹ LAC), то фирма решит изменить размер предприятий.

Если цена будет меньше долгосрочных издержек (P < LAC), то фирма захочет уйти из отрасли, если цена будет выше долгосрочных средних издержек (P > LAC), то у фирм, не относящихся к данной отрасли, возникнет желание войти в отрасль.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие характеристики фирмы и отрасли могут меняться в долгосрочном периоде?

2. При каких условиях фирма покидает отрасль и каковы последствия ее ухода для оставшихся фирм?

3. При каких условиях, новая фирма будет вступать в отрасль и каковы последствия ее появления для остальных фирм?

4. В каком случае фирмы получают нулевую прибыль в долгосрочном периоде? Означает ли нулевая прибыль отсутствие всякого дохода?

5. При каких условиях фирма достигает равновесия в долгосрочном периоде?

6. Что означает равенство цены предельным издержкам. Что происходит, если это равенство нарушается?

7. Что означает равенство краткосрочных средних совокупных издержек долгосрочным средним издержкам? Что происходит, если это равенство нарушается?

8. Что означает равенство цены долгосрочным средним издержкам? Что происходит, если это равенство нарушается?

9. 5. Объем предложения отдельной фирмы
и рыночное предложение.

Оптимальный при каждом уровне цен объем производства определяет предложение со стороны отдельной фирмы.

Взаимосвязь между рыночными ценами и реакцией фирмы на них (количеством выпускаемого и реализуемого продукта) описывает кривая предложения фирмы. Она показывает, какой объем продукции будет производить и предлагать фирма при каждой возможной цене.

Если цена товара ниже минимума средних переменных издержек, то фирма временно закроется и ее предложение будет равно нулю. При более высоких ценах фирма будет производить такое количество, которое позволит ей уравнять свои предельные издержки с предельным доходом (ценой – в условиях совершенной конкуренции) (рис. 9.13.).

Рис. 9.13. Кривая предложения фирмы.

При цене Р1 , фирма предлагать свою продукцию на рынке не будет, так как цена ниже минимума средних переменных издержек. При ценах от Р2 до Р5 фирма будет предлагать продукцию, соответственно, в оптимальных для каждого уровня цен объемах (Q1-Q4). Кривая ае, описывающая зависимость объема предложения от уровня цен, и представляет собой кривую предложения фирмы.

Кривая предложения фирмы совпадает с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше минимума средних переменных издержек (на графике выделен жирной линией).

Опираясь на поведение отдельных фирм можно определить общее отраслевое (рыночное) предложение, которое равно сумме объемов предложения отдельных фирм. Просуммировав объемы предложения отдельных фирм данной отрасли при каждом уровне цен, получим общее рыночное предложение отрасли. Для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами, при изменении рыночной цены (рис. 9.14).

Рис. 9.14. Кривые предложения отдельных фирм и общее рыночное (отраслевое) предложение.

 

При цене Р1 продукцию на рынке предлагает только фирма А. Для фирмы В цена Р1 ниже минимума средних переменных издержек, поэтому фирма В при такой цене предлагать продукцию не будет. При цене Р2 фирма А предлагает продукцию в объеме Q2, а фирма В – в объеме Q1 . При цене Р3 , соответственно, фирма А предложит Q3, а фирма ВQ4. Сложив объемы предложения при каждом уровне цен, мы получим кривую рыночного предложения.

Совмещение кривой рыночного предложения с кривой рыночного спроса позволяет определить цену, при которой предложение равно спросу, что свидетельствует о том, что отрасль находится в равновесии.

Отраслевое равновесие в краткосрочном периоде означает, что:

· все фирмы уравнивают свои предельные издержки с предельным доходом (ценой) и ни одна из фирм не стремится изменить количество производимой продукции;

· все фирмы получают нулевую прибыль, и ни одна из фирм не стремится покинуть отрасль или войти в нее.

Вопросы для самопроверки:

1. Какую взаимосвязь описывает кривая предложения фирмы?

2. Объясните, почему кривая предложения фирмы совпадает с отрезком кривой предельных издержек.

3. Что собой представляет рыночное предложение и как получается кривая отраслевого предложения?

4. Что означает рыночное (отраслевое) равновесие?

5. Почему при рыночном равновесии ни одна из фирм, не стремится изменить объем производства?

6. Почему при рыночном равновесии ни одна из фирм, не стремится покинуть отрасль или войти в нее?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: