ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ




Земля, предложение земли, спрос на землю, цена земли, земельная рента, арендная плата, дифференциальная земельная рента, цена земли; капитал, реальный капитал, основной капитал, оборотный капитал, физический износ капитала, моральный износ капитала, амортизационные отчисления, ссудный процент, норма процента (процентная ставка), неоклассическая теория процента, номинальная процентная ставка, реальная процентная ставка, эффект Фишера, дисконтирование, чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма отдачи; прибыль, теории прибыли, функции прибыли.

Выводы:

1.Специфика земли как невоспроизводимого, разнокачественного, неперемещаемого фактора производства предопределяет совершенную неэластичность ее предложения. В этих условиях земельная рента (цена услуг земли) определяется спросом на землю. В свою очередь спрос зависит от производительности (продуктивности) земли и спроса на сельскохозяйственную продукцию. Цена земли как капитального блага представляет собой капитализированную земельную ренту и равна той сумме денег, которая, будучи положенной в банк, будет приносить доход, равный земельной ренте.

2. Капитал, как фактор производства – это экономические блага, используемые для производства других благ. В зависимости от характера оборота капитал подразделяется на основной и оборотный. Элементы основного капитала используются в течение многих производственных циклов, не меняют своей натуральной формы, переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям, возмещаются после износа. Элементы оборотного капитала используются в течение одного производственного цикла, меняют свою натуральную форму, полностью в течение одного цикла переносят свою стоимость на готовый продукт. Основной капитал подвергается физическому износу (уменьшение стоимости элементов основного капитала в результате их снашивания) и моральному износу – обесценению в связи с появлением нового, более производительного оборудования или удешевлением производства существующего. Перенос стоимости основного капитала по мере износа на готовую продукцию называется амортизацией.

3. Доход на капитал – это процент – цена, уплачиваемая за пользование деньгами в течение определенного времени. Согласно неоклассической теории – процент плата за возможность пользоваться ресурсами сегодня. Ставка процента – это отношение дохода на капитал к величине капитала, умноженное на 100%. Номинальная процентная ставка характеризует получаемый доход в текущих ценах; реальная процентная ставка характеризует доход в неизменных ценах. Процентная ставка используется в процессе дисконтирования – определения сегодняшней ценности будущих доходов. Сопоставление сегодняшних вложений в производство с дисконтированным доходом позволяет определить выгодность, целесообразность инвестиций.

4. Предпринимательству, как фактору производства, вменяется доход, в форме чистой экономической прибыли, равной разнице между выручкой от реализации и экономическими издержками производства (внешние плюс внутренние, в том числе нормальная прибыль). Существуют разные трактовки источника прибыли. Прибыль рассматривается как: плата за риск, вознаграждение предпринимателя за новаторство или за отсрочку личного потребления, доход, порождаемый монопольным положение фирмы и др. Прибыль выполняет функцию распределения ограниченных ресурсов общества, стимулирует их эффективное использование, создает источник дальнейшего развития и совершенствования производства.


Глава 12. Ограниченность и «провалы» рынка.

Эффективность любой экономической системы оценивается с точки зрения ее возможностей обеспечить рациональное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями. И хотя, как уже отмечалось, рыночная система исторически доказала свою эффективность, тем не менее она отнюдь не является идеальной – ей присущи определенная ограниченность и целый ряд недостатков, снижающих ее эффективность.

Ограниченность рынка связана с тем, что ряд объективно существующих общественных издержек (трансакционные издержки – издержки обмена; затраты, связанные с неопределенностью рынка; побочные, внешние эффекты) не находят своего отражения в рыночной цене, искажая тем самым ценовые сигналы, регулирующие в условиях рынка распределение ресурсов, что ведет к снижению эффективности их распределения.

Ситуация, когда рыночный механизм не обеспечивает оптимального распределения ресурсов общества, называется «провалами» или фиаско рынка. К явным недостаткам или «провалам» рынка можно отнести такие объективно присущие рынку явления, как тенденция к монополизации, не заинтересованность в производстве общественных товаров, неравенство в распределении доходов, инфляция, безработица, цикличность развития и др.

12.1. Обмен, передача прав собственности и
трансакционные издержки.

Рынок – это сфера обмена, происходящего в условиях существования частной собственности. При обмене происходит смена собственника, т.е. о бмен предполагает передачу прав собственности. Эта передача порождает определенные расходы. Издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, называются трансакционными издержками. Этот термин впервые был введен американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937г.) и сегодня получил повсеместное распространение.

Существование трансакционных издержек объясняется следующими причинами:

· неразвитостью информационного рынка;

· искажением ценовых сигналов в результате монополизации рынков;

· оппортунистическое (недобросовестное) поведение субъектов рыночных отношений;

· асинхронность информации.

Источником трансакционных издержек принято считать трансакционный сектор – розничная и оптовая торговля, банковское, страховое дело, операции с недвижимостью, управление и т.п.

Часть трансакционных издержек, возникает еще до заключения сделки:

· издержки поиска информации – затраты на поиск наиболее выгодных условий купли-продажи: поиск контрагентов, сбор информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке. Прежде чем приобрести, допустим, компьютер Вы изучите каталоги, сходите в разные магазины, изучите существующие цены на вычислительную технику, посоветуетесь со знакомыми, прочитаете инструкции к разным компьютерам и т.д. Все это требует определенных затрат времени, да и определенных денежных затрат;

· издержки ведения переговоров и принятия решения. Предположим, Вы нашли подходящего партнера, теперь Вы затратите определенное время на ведение переговоров с ним а, может быть, и деньги («бизнес-ланч», возможно оплата посредника, дружеский ужин по случаю знакомства и т.п.);

· издержки измерения – затраты, необходимые для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка. Сюда входят затраты на тестирование, опробирование, проверку на соответствие, на наличие сертификата и т.п. В известной мере задачу минимизации издержек измерения выполняет торговая марка фирмы-контрагента – «брэнд». Чем надежнее фирма, с которой Вы имеете дело, тем меньше будут издержки измерения;

· издержки заключения договоров – затраты, связанные с юридическим оформлением документов (их регистрация, возможно затраты на нотариальное удостоверение подписей и т.п.).

Другая часть издержек возникает после заключения сделки:

· издержки предупреждения возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов – затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращения уклонения от точного соблюдения договора. Получение, оформление залога при выдаче кредита, приобретение специальных приборов, проверяющих подлинность наличных денег и т.п.

Вообще, под оппортунистичеким поведение в экономике понимают экономическую недобросовестность, предоставление заведомо ложной или искаженной информации контрагенту по сделке. Оппортунизм в экономике – это «преследование личного интереса с использованием коварства, включающего просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути, обману, сокрытию информации, другие действия, мешающие реализации интересов организации» (О. Уильямс).

· издержки спецификации (определения) и защиты прав собственности – расходы, связанные с определением субъекта и объекта собственности, содержанием судов, арбитража, затраты, необходимые для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты;

· издержки защиты от третьих лиц – затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, рэкета и т.п.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.

Трансакционные издержки постоянно и неизбежно возникают при любой хозяйственной деятельности. Они могут быть достаточно высокими. Их уровень во многом зависит от четкости спецификации прав собственности (см. гл.2). Слабость правовой основы, размытость прав собственности создают благоприятную основу для оппортунистического поведения, делают необходимыми издержки измерения, определения прав собственности и т.д. В минимизации, сокращении трансакционных издержек большая роль принадлежит государству, важнейшей функцией которого и является определения «правил игры», контроль за соблюдением правовой основы хозяйственной деятельности.

Согласно теореме Р. Коуз, если права собственности четко не определены или, если отсутствует их правовая защита, то издержки обмена существенно возрастают, и, наоборот, при наличии точно определенных прав собственности трансакционные издержки минимизируются, что ведет в конечном счете к более эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества.

При этом следует отметить, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (два-три). При возрастании числа участников сделки процесс согласования их действий усложняется, резко увеличиваются трансакционные издержки, и в этом случае частные соглашения не могут снизить негативные побочные эффекты и вмешательство государства становится необходимостью.

Трансакционные издержеки снижают эффективность распределения ограниченных ресурсов общества, их рост обусловливает необходимость совершенствования институциональных структур рынка.

Вопросы для самопроверки:

1. Что собой представляют трансакционные издержки?

2. Что является причинами возникновения трансакционных издержек?

3. Какие трансакционные издержки, возникают до заключения сделки? Какие трансакционные издержеки возникают после заключения сделки?

4. Какова связь между трансакционными издержками и спецификацией прав собственности?

5. Что происходит с трансакционными издержками, если права собственности четко фиксированы, или, если они носят расплывчатый характер?

6. В каких случаях теорема Коуза не действует и необходимо государственное вмешательство?

12. 2. Рынок и неопределенность.

Когда рассматривался рынок совершенной конкуренции, в числе его черт называлась наличие полной информация покупателей и продавцов о состоянии рынка. В то же время отмечалось, что рынок совершенной конкуренции – это некая идеальная модель, и в реальной экономический жизни происходят те или иные отклонения, или нарушения его основных признаков. В частности это касается доступа к информации. Информация является необходимым фактором хозяйственной деятельности, но, к сожалению, отнюдь не все имеют равный доступ к ней. Для характеристики неравенства в обладании информации в экономике используется термин асимметрия информации.

Асимметрия информации – это ситуация, в которой часть участников рыночной сделки обладают информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Например, продавец, как правило, обладает полной информацией о свойствах, качестве продаваемой им продукции, покупатель же часто лишен ее, он не может получить информацию о продукте, проверить его качество, не приобретя, не опробовав его. Отсутствие полной информации, неопределенность ведет к неоптимальным решениям, уменьшает прибыль, порождает убытки, моральные потери и т.д. Неопределенность, являясь неотъемлемой чертой экономической деятельности, снижает ее эффективность.

Принятие тех или иных решений в условиях неопределенности ведет к возникновению риска. Риск и неопределенность – понятия практически совпадающие. Риск – это неопределенность результата, вероятность нежелательного события. Поведение хозяйствующих субъектов, принимающих решения в условиях неопределенности, во многом зависит как от объективных обстоятельств, так и от их субъективных отношений к риску.

В зависимости от отношений к риску принято выделять:

- противников риска – людей, испытывающих антипатию к риску, которые предпочитают определенный исход с определенным результатом ряду рискованных исходов, с таким же результатом;

- любителей риска – людей, предпочитающих ряд рискованных исходов с определенным результатом определенному исходу с таким же результатом;

- людей, нейтральных к риску – испытывающих безразличие к обоим выборам – определенному исходу с определенным результатом или ряду рискованных исходов с таким же результатом.

Рассматривая эти три вида отношения людей к риску, обычно приводят следующий классический пример. Предположим, что Вам должны 500 рублей. Ваш должник предлагает подбросить монету (сыграть в «орлянку»). Если выпадет решка, он Вам платит 1000 руб., если орел – 500 рублей остается у него. Математически вероятность выпадения орла или решки равны. Однако, в зависимости от склонности к риску, разные люди поведут себя по-разному:

· человек, испытывающий антипатию к риску, отвергнет вариант «либо 1000 руб., либо ничего»;

· человек, склонный к риску, согласится сыграть в «орлянку»;

· человеку нейтральному к риску такая игра неинтересна и он просто проигнорирует данное предложение.

В реальной жизни большинство людей негативно относятся к риску и всячески стараются снизить его. Как пишут авторы известного учебника «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи, «… люди предпочитают тратить деньги на снижение риска, … чем на увеличение риска, участвуя в азартной игре».

Существует ряд методов снижения потерь от неопределенности (риска):

· объединение рисков;

· диверсификация;

· распределение рисков;

· поиск информации.

Объединение риска – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Этот метод лежит в основе страхования. Страхование – создание за счет специальных (страховых) взносов резервных денежных фондов, предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных наступлением страхового случая. Объектом страхования может быть жизнь и здоровье людей, имущество граждан и предприятий, грузы, ответственность и т.п. Застрахованный идет на определенные расходы во избежание более значительных расходов, связанных с наступлением негативного явления (угон автомобиля, пожар, болезнь и т.п.).

Диверсификация – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рискованными сделками, таким образом, что повышение риска от одной сделки означает снижение риска от другой. Например, если Вы свои сбережения распределяете между ценными бумагами и вложениями в банк, то, поскольку между уровнем банковского процента и курсом ценных бумаг существует обратная зависимость, то в случае падения банковского процента Ваши потери будут компенсированы ростом рыночной стоимости Ваших ценных бумаг.

«Не класть яйца в одну корзину» – лозунг субъектов, предпочитающих диверсификацию риска. Не случайно многие фирмы функционируют на разных рынках с тем, чтобы потери в случае ухудшения конъюнктуры на одном из рынков, компенсировались лучшей ситуацией на другом.

Распределение риска – метод, при котором риск вероятных убытков делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно этот метод лежит в основе деятельности акционерных обществ. В случае банкротства акционерного общества его потери распределяются между всеми акционерами.

До сих пор мы рассматривали поведение людей, избегающих риска, методы снижения потерь в случае неблагоприятного исхода событий, но есть категории людей, сознательно идущих на риск – это люди, занимающиеся спекулятивной деятельностью. Спекуляция – деятельность по покупке товаров с целью его перепродажи по более высокой цене. В нашем лексиконе слово спекуляция всегда употребляется с негативным оттенком, хотя спекуляция – это нормальное хозяйственное поведение. Даже обучение на коммерческой основе можно рассматривать как пример спекуляции. Сегодня, студент покупает образовательные услуги с тем, чтобы в будущем продать свои услуги по более высокой цене.

Спекуляция всегда связана с риском, так как точно знать как сложатся цены в будущем невозможно (произойдет наводнение или землетрясение, будет неурожай, изменится внешнеполитическая ситуация в мире и т.п.). Примерами осознанного риска являются:

· фьючерсные сделки. Фьючерсы (от англ. futures – будущее) – сделки купли-продажи, заключаемые по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой товара и его оплатой в будущем. Например, Вы заключили в мае месяце контракт о поставке 100 тн. пшеницы в сентябре месяце по цене, предположим, 5000 рублей за тонну. Если фактическая рыночная цена на пшеницу в сентябре будет 5500 руб., Вы получите прибыль, если ниже 5000 руб., Вы понесли убытки.

· сделки с премией (опцион). Опцион (от лат. optio – выбор, усмотрение) – это разновидность фьючерсной сделки, предоставляющей за определенную плату право (но не обязанность) купить что-либо в будущем по цене, определенной в день подписания контракта.

Хотя спекуляция предполагает осознанное принятие риска, тем не менее, часто спекулянты стремятся избежать риска путем хеджирования. Хеджирование (от англ. hedging) – операция, при которой рынки срочных контрактов используются для компенсации одного риска другим. Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет сделку противоположного характера, т.е. продавец заключает сделку на покупку, а покупатель – на продажу. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому в целом они не терпят убытка от повышения или понижения цены на товары, которые будут покупаться или продаваться по будущим ценам.

Несмотря на наличие разных методов снижения риска, риск является непременным атрибутом рыночной деятельности, который искажает ценовые сигналы и требует определенных дополнительных расходов. Все это снижает эффективность рыночной системы, ведет к неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.


Вопросы для самопроверки:

1. Что означает понятие «асимметрия информации»?

2. На какие группы делятся все хозяйствующие субъекты с точки зрения их отношения к риску?

3. Какие существуют методы снижения риска? Охарактеризуйте их.

4. Что такое спекуляция? Охарактеризуйте основные виды спекулятивных сделок.

5. Что такое хеджирование?

6. Почему асимметрия информации нарушает рыночное равновесие и ведет к снижению эффективности всей рыночной системы?

12.3. Внешние эффекты и общественные блага.

Всякая рыночная сделка предполагает получение выгоды (эффекта) каждой из сторон сделки. В результате рыночной сделки покупатель получает полезность, продавец – доход. Но в некоторых случаях возникают побочные (внешние) эффекты или экстерналии – издержки или выгоды рыночных операций, осуществляемых одними хозяйствующими субъектами, но приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не отраженные в цене блага. Внешние эффекты возникают, как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Наиболее яркий и типичный пример отрицательных внешних эффектов – загрязнение окружающей среды. Химический завод производит минеральные удобрения. Его владелец получает доход, покупатель – благо (минеральные удобрения). Однако, если при производстве минеральных удобрений, происходит загрязнение окружающей среды, то возникают отрицательные внешние эффекты, (уменьшается количество птиц и насекомых, распространяются болезни, возможно, сокращается продолжительность жизни и т.п.), «получателями» которых становятся местные жители, в рыночной сделке не участвующие. Возникают отрицательные внешние эффекты, или издержки перелива, которые не находят отражения в индивидуальных издержках производства, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов, означает, что в цене не отражаются общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных.

Другой пример. Образование. Студенты вузов получают полезность – знания (если учатся), преподаватели – получают заработную плату, т.е. это рыночные отношения. Но от того, что отдельный человек получает образование, выигрывает и общество в целом. Это пример положительных внешних эффектов, или выгоды перелива. Наличие положительных внешних эффектов означает, что полезность блага не полностью отражается в его цене, так как его общественная полезность фактически выше индивидуальной, лежащей в основе цены.

Если индивидуальные издержки производства удобрений ниже общественных, то производство удобрений увеличивается т.е. больше ресурсов направляется в сферу производства, которая наносит общественный вред, а это значит, что происходит неэффективное, неоптимальное распределение ограниченных ресурсов общества. То же самое происходит и в случае положительных внешних эффектов. С учетом выгод перелива высшего образования оно должно быть доступно более широкому кругу лиц, т.е. в эту сферу должно направляться больше ресурсов.

Таким образом, очевидно, что рыночная цена не точно отражает полезность и издержки производства блага, что снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. В этих целях государство может:

· вводить корректирующий налог, который повышает индивидуальные издержки производства до уровня общественных (штрафы за превышение предельных норм загрязнения воздуха, воды, принуждение строить очистные сооружения или вывозить вредные отходы далеко от населенных пунктов). Все это повышает индивидуальные издержки производства, позволяя отразить в них отрицательные внешние эффекты;

· вводить корректирующие субсидии, повышающие предельную индивидуальную полезность до уровня общественной (выплата стипендий, финансирование, субсидирование вузов).

Кроме того, в целях отражения внешних эффектов в цене государство может проводить соответствующую налоговую и бюджетную политику.

Еще одним недостатком рынка является его не заинтересованность в производстве общественных благ, обладающих высокими внешними эффектами. Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство. Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые отличаются следующими особенностями:

· неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ, (если существует армия, то в случае необходимости, Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»);

· неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

· с увеличением числа потребителей издержки производства не меняются (затраты на освещение улицы в ночное время не зависит от числа людей, которые проходят по этой улице);

· выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны с их производством, а не с покупкой (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).

Производство общественных благ для рынка неэффективно, а это означает, что рынок не учитывает некоторые потребности людей и не стремится к их удовлетворению. Поскольку рыночные отношения не распространяются на общественные блага, то, их производство берет на себя государство, финансируя его за счет налоговых поступлений.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое внешние эффекты? Приведите примеры отрицательных и положительных внешних эффектов.

2. Почему наличие внешних эффектов ведет к неэффективному распределению ограниченных ресурсов общества?

3. Какими методами государство может корректировать рыночную цену в целях отражения в ней внешних эффектов?

4. Какие блага называются «общественными»?

5. В чем отличия общественных благ от индивидуальных благ?

6. Почему рынок не заинтересован в производстве общественных благ?

12. 4. Рыночное распределение и социальная справедливость.

Как было показано в темах 10 и 11 в условиях рынка происходит функциональное (пофакторное) распределение доходов – деление денежного дохода общества в соответствии с предельной производительностью ресурсов, вложенных в производство. На первый взгляд такое распределение представляется справедливым (каждый получает в соответствии с тем, что он вложил в производство). И оно таковым бы и было, если бы ресурсы были распределены равномерно. Однако, неравенство в собственности на вещественные факторы производства, различия в способностях людей, в образовании и т.п. ведет к фактическому неравенству в доходах.

Кроме того, как уже отмечалось, совершенная конкуренция – это некая идеальная модель, на самом деле она в той или иной мере сочетается с монополией, нарушающей принцип свободного ценообразования. Аналогичное воздействие на цены может оказывать и вмешательство государство. В этих условиях цены ресурсов соответственно и доход уже не отражают точного вклада ресурса в производство.

Стремление государства скорректировать, «исправить» рыночное распределение доходов приводит к формированию персональных доходов, не совпадающих с пофакторными доходами.

Процесс формирования персональных доходов может быть представлен следующим образом:

Плата за труд (заработная плата) +

+Доходы на вещественные факторы производства (доходы от

собственности – рента, процент) +

+ Доход от предпринимательской деятельности (прибыль) =

= Факторные доходы +

+Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособии и т.п.) =

= Персональные (личные) доходы -

- Налоги =

= Располагаемые (чистые) персональные доходы

Для характеристики распределения доходов в рыночной экономике используют кривую Лоренца ( см. рис. 12.1.).

Рис. 14.1. Кривая Лоренца.

 

Если на горизонтальной оси отложить все население страны, поделенное на 5 частей, в каждую из которых входит 20% населения, а по вертикальной – национальный доход страны (совокупность всех доходов, полученных обществом за год), тоже поделенный на пять 20%-х частей, то биссектриса будет характеризовать абсолютное равенство. На долю 20% населения приходится 20% национального дохода, на долю 40% населения – 40% национального дохода и т.д.

Кривая 0АВС (кривая Лоренца) отражает фактическое распределение доходов. Беднейшая часть населения получает 5-6% национального дохода, богатейшая – 40-50%. Чем больше выпуклость кривой Лоренца, тем неравномернее распределен доход.

Другой показатель, характеризующий распределение доходов между группами населения, – это коэффициент Джини, который определятся как отношение площади сегмента 0АВС к площади треугольника 0DC. Чем больше значение этого коэффициент, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация общества по уровню доходов. Чем ближе этот коэффициент к 0, тем равномернее распределены доходы.

Еще один показатель, употребляемый для характеристики дифференциации доходов – это децильный коэффициент, который равен отношению среднего дохода 10% самых богатых людей к среднему доходу 10% самых бедных.

Неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов. Поскольку богатые обладают б ó льшим потребительским спросом, то на производство предметов роскоши направляется больше ресурсов, чем на производство предметов первой необходимости. По словам известного английского драматурга Бернарда Шоу, страна «тратит деньги на шампанское, когда она еще не обеспечила молоком своих детей».

Все эти отрицательные черты рыночной экономики подрывают ее эффективность.

В начале ХХ века рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые особенно явно проявились во время «великой депрессии» 1929-1933 гг., когда в ряде стран объем производства сократился вдвое, а уровень безработицы достигал 25%. Негативные последствия функционирования чисто рыночной экономики привели к осознанию того, что надежды только на самонастройку рынка, его саморегулирующие свойства могут подорвать само рыночное хозяйство, и потому необходимо государственное участие в регулировании рыночных процессов. В современных условиях рынок из саморегулируемого трансформировался в регулируемый.

Вопросы для самопроверки:

1. Как происходит распределение доходов в рыночной экономике?

2. Почему рыночное распределение доходов не обеспечивает их равенства?

3. Чем персональное распределение доходов отличается от пофакторного?

4. Опишите кривую Лоренца.

5. Как исчисляются коэффициент Джини и децильный коэффициент?

6. Какова связь между характером распределения доходов и эффективностью распределения ограниченных ресурсов общества?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: