ФОНЕТИКА
Внимательно читаем, отвечаем на вопросы и выполняем задания, номера вариантов ответов записываем в табличку (см. после упр.28)
Фонетика (греч.phōnē – звук, phōnētikos – звуковой)– это учение о звуковой стороне языка; наука, изучающая звуковые средства (звуки, ударение, интонацию) и звуковые единицы языка (звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы).
Ударение
Ударение в русском языке – важнейшее фонетическое средство, которое используется для выделения единиц в речевом потоке.
Упражнение1. Укажите, в каких случаях ударение разграничивает разные слова.
А. хлóпок – хлопóк;
Б. пи́ли – пили́;
В.вóды – воды́;
Г. ноги́ – но́ги.
Упражнение 2. Укажите, в каком случае ударение разграничивает формы одного слова.
А. пóтом – потóм;
Б. гво́здики –гвозди́ки;
В. рýки – руки́;
Г. дорóгой – дорогóй.
Система гласных и согласных фонем
Современного русского языка
Памятка. Буквы Е, Ё, Ю, Я, И могут обозначать 2 звука.
Это бывает в трех случаях:
1) Е, Ё, Ю, Я в абсолютном начале слова:
ель [jэ́л’], ёж [jºόш], юг [jºýк], яд [jáт];
2) Е, Ё, Ю, Я после гласных букв:
боец [бαjэ́ц], моё [мαjºό],стрόю [стрºόjу], маяк [мαjáк];
3) Е, Ё, Ю, Я, И после разделительных Ь и Ъ:
съел [сjэ́л], подъём [пαдjºόм],вьюга [в’jºýгъ], свинья [св’ин’já], соловьи[сълαв’jú].
Упражнение 3. В каком слове произносится согласный звук [j]?
А. мята
Б. подъёмник
В. поварёнок
Г. люблю
Упражнение4. Укажите слово с фонемой <j>, в которых количество звуков и букв НЕ СОВПАДАЕТ.
А. людей;
Б. истории;
В. особое;
Г. съестное.
Упражнение 5. В какой паре словá различаются двумя звуками:
А. быт – бить,
Б. быть – бить,
В. быт – быть.
Упражнение 6. В каких словах количество звуков и букв СОВПАДАЕТ.
А. едкий,
Б. стережёшь,
В. бельё,
Г. грустно,
Д. йогурт,
Е. мыльница
Упражнение 7. В каком слове ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, чем букв?
А. баюкать;
Б. приближающаяся;
В. разноцветный;
Г. загореться
Упражнение 8. В каком слове БУКВ БОЛЬШЕ, чем звуков?
А. майский;
Б. июньский;
В. декабрьский;
Г. январский
Памятка. Согласные всегда мягкие [чʼ], [шʼ], [j],[жʼ]
Согласные всегда твёрдые [ж], [ш], [ц]
Упражнение 9. В каких словах все согласные звуки твёрдые?
А. шиповник
Б. циркач
В. часок
Г. машинка
Д.шёпот
Е. ярко
Ж. жучок
З. щипцы
Упражнение10. В каком слове все согласные звуки мягкие?
А. живёшь
Б. часики
В. чащоба
Г. щуриться
Упражнение11. В каком слове все согласные звуки мягкие?
А. ясень
Б. шерсть
В. шесть
Г. пишешь
Упражнение12. В каком слове все согласные звуки мягкие?
А. шитьё
Б. деревце
В. мяч
Г. льёшь
Упражнение13. Написание какого слова не расходится с произношением?
А. весло
Б. род
В. здесь
Г. здоровье
Упражнение14. Найдите правильное утверждение:
А. В слове отрицание 4 согласных звука.
Б. В слове знания 4 согласных звука.
В. В слове отцы 2 согласных звука.
Г. В слове пьёшь 2 согласных звука.
Упражнение15. Найди правильное утверждение:
А. В словах стройка и строитель по 5 согласных звуков.
Б. В слове стройка 4 согласных звука и в слове строитель 5 согласных звуков.
В.В слове вьюжный 3 согласных звука.
Г.В слове вьюжная 4 согласных звука.
Позиционные изменения фонем
Позиционные чередования – это такие чередования, которые происходят в какой-либо позиции и не знают исключений в данной языковой системе.
Фонетическое чередование (живое) – это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Оно не отражается на письме: в о дá [в a дá] –в ό ды [в ό ды], зу б [зý п ] – зу б ы [зý б ы].
Выполнение фонемами своих функций зависит от позиции.
В слабой позиции может происходить их нейтрализация, неразличение. Например: рок [рóк] и рог [рóк]; волы [в aлы́] и валы [в aлы́].
В сильной позиции фонемы наилучшим образом выполняют функции различения и отождествления значимых единиц: ро [к] ово́й и ро [г] á;в [ό] л и в [á] л.
Для гласных сильной является позиция под ударением, слабой – в безударном слоге.
Для согласных существует две позиции: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.
По звонкости-глухости:
сильная – перед гласными; перед сонорными и «в»; перед шумными согласными непротивоположного качества;
слабая – на конце слова, перед шумными согласными противоположного качества.
По твердости-мягкости:
сильная – в конце слова; перед гласными непереднего ряда; перед согласными непротивоположного качества;
слабая – перед гласными переднего ряда; перед согласными противоположного качества.
В слабой позиции происходят изменения фонем, определяемые позицией в слове и влиянием соседних звуков.
Позиционные изменения гласных
Качественная редукция – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге: г [ό] ры – г [α ]рá – г [ъ] рнякú;н [э́] бо – н [иэ] бéсный– н [ь] бесá; п [á] ть – п [иэ] тáк – п [ь] тачόк. Качественной редукции подвергаются фонемы <о>, <а>, <э>.
Количественная редукция – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге: р [ы́] ба – р [ы] бáк – р [ы] бакú; м [ú] р – м [и] ры – м [и] ровόй; м [ý] зыка – м [у] зпéд – м [у] зыкáнт. Количественной редукции подвергаются фонемы <и>, <ы>,<у>.
Памятка. Гласные звуки [о], [э] в русском языке произносятся ТОЛЬКО под ударением!
Упражнение16. Укажите, в каких словах при произношении наблюдается качественная редукция гласных.
А. куриный;
Б. молоко;
В. сметана;
Г. рыбный.
Упражнение 17. В каких словах произносится звук [и]:
А. ширь,
Б. майские,
В. жираф,
Г. сыграть,
Д. мирный
Упражнение 18. В каких словах произносится звук [о]:
А. звони́т,
Б. отпуск,
В. поняла́,
Г. берёза,
Д. радость
Упражнение 19. В каких словах произносится звук [э]:
А. бесспорно,
Б. лагерь,
В. лето,
Г. небеса,
Д. небо
Позиционные изменения согласных
Редукция - оглушение парных звонких согласных в слабой позиции конца слова: дуб®ду [п], заказ ®зака [с], мираж ®мира [ш], сапог → сапо [к], остров → остро [ф].
Аккомодация - приспособление согласных звуков к гласным, проявляющееся в огублении (лабиализации) согласных перед ударной гласной <о> и ударной/безударной гласной <у> ( сад [сáт], но: суд [сºýт], любовь [л’ºубºόф’], сон [сºόн]).
Ассимиляция – уподобление одного согласного другому.
Полная ассимиляция (взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми): сшить→ [ш] ить, безжизненный →бе [ж] изненный,отдать →о [д] ать.
Частичная ассимиляция (взаимодействующие звуки остаются разными, но приобретают общий признак):
- по звонкости: ко [з’] ба, [г] дому;
- по глухости: но [ш] ка,по [т] пись;
- по твердости: сте [п] ной ( ср.: сте [п’]);
- по мягкости: ба [н’] тик,ра [з’] ница, [з’] верь.
Диссимиляция – расподобление согласных звуков: лёгкий®лё [х] кий (по способу образования: взрывной [г] + взрывной [к'] ® щелевой [х] + взрывной [к']); трамвай®тра [н] вай (по месту образования: губной [м] + губной [в] ® зубной [н] + губной [в]).
Диереза – выпадение звуков: а) упрощение групп согласных: грустный®грус [...] ный, устно ® ус[…]но.
б) слияние двух звуков в один (замена их аффрикатами): смеяться® смея [цъ], городской®горо [ц] кой ([т] +[с] ®[ц]).
Упражнение20. Установите соответствие между термином, обозначающим позиционное чередование, и его содержанием.
1. Редукция | А. Приспособление согласных звуков к гласным или гласных к согласным. |
2. Аккомодация | Б. Расподобление согласных звуков |
3. Ассимиляция | В. Оглушение парных звонких согласных в слабой позиции конца слова. |
4. Диссимиляция | Г. Выпадение согласных звуков. |
5. Диереза | Д. Уподобление одного согласного другому. |
Упражнение 21. В каких словах произносится звук [с]:
А. мороз,
Б. сбежать,
В. синий,
Г. косьба,
Д. самоизоляция
Упражнение 22. В каких словах произносится звук [с']:
А. сосулька,
Б. просьба,
В. мазь,
Г. колос,
Д. сирень
Упражнение 23. В каких словах произносится звук [в]:
А. ветвь,
Б. корова,
В. Петров,
Г. птицеловы,
Д.светлячок
Упражнение 24. В каких словах произносится звук [в']:
А. гнев,
Б. весна,
В. любовь,
Г. тщеславие,
Д. слово
Упражнение 25. В каких словах произносится звук [г]:
А. гений,
Б. луг,
В. легче,
Г. город,
Д. сапоги
Упражнение 26. В каких словах произносится звук [к']:
А. кефир,
Б. курорт,
В. шнурки,
Г. прекрасный,
Д. пирог
Упражнение 27. В каких словах произносится звук [ж]:
А. журавли,
Б. рожь,
В. жизнь,
Г. ножка,
Д. отрежьте