Счётная палата РФ запустила онлайн-сервис для мониторинга исполнения майского указа президента, где будут публиковаться данные о его выполнении.




Эта информация не вызвала особого интереса со стороны отечественных массмедиа. И, судя по всему, зря.

Ведь если внимательно разбирать подписанный президентом России в день его инаугурации 7 мая 2018 года "суперуказ" №204 под названием "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", то можно предположить, что этот документ готовился не загодя, а в очень сжатые сроки и практически не редактировался, что, вообще говоря, не характерно для работы президентской администрации. В данной связи стоит заметить, что в 2012 году, начиная свой третий по счёту президентский срок, Путин подписал сразу одиннадцать "майских указов", каждый из которых представлял собой весьма традиционный для Кремля детально проработанный документ.

Но если "суперуказ" от 7 мая 2018 года не исходил из ведомства Вайно — Кириенко и не прошёл полную процедуру согласования с правительством (хотя определённые правки туда, судя по некоторым признакам, всё-таки вносились — на уровне премьер-министра и, возможно, первого вице-премьера), то самым вероятным из "других источников" остаётся Алексей Кудрин и его окружение. В пользу такого предположения говорит и факт передачи контроля, более того — публичного контроля за выполнением данного "суперуказа" на Счётную палату, которую тот же Кудрин и возглавляет. То есть ситуация приобретает более чем интересный оборот и указывает, наряду с другими событиями (например, такими, как нашумевшая статья Владислава Суркова о "глубинном народе" и "путинизме без Путина" за пять лет до окончания президентских полномочий Владимира Владимировича, или аресты и увольнения разных функционеров "властной вертикали") на масштабный передел сфер влияния в российских "верхах".

Напомним, что интересующий нас документ поручал правительству обеспечить до 2024 года достижение следующих девяти национальных целей развития (без указания конкретных мер ответственности за их невыполнение):

а) устойчивый естественный рост численности населения РФ;

б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

д) улучшение жилищных условий (не менее 5 млн. семей ежегодно);

е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе — инфляции на уровне, не превышающем 4%;

и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего — в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспорториентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

То есть целых девять пунктов, итоги выполнения которых кабинетом министров Дмитрия Медведева России в 2018 году — поможем Счётной палате и Алексею Кудрину разобраться в ситуации! — оказались такими…

Первое. Естественный рост населения РФ в 2018 году оказался "отрицательным", количество умерших превысило количество родившихся на 218,4 тысячи человек. То есть с этим пунктом правительство России не справилось.

Второе. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (не путать с показателем средней продолжительности жизни) в 2017 году составляла в России 72,7 года (67,51 год для мужчин и 77,64 года для женщин). Для выхода на запланированный "суперуказом №204" уровень, т.е. до 78 лет к 2024 году, этот показатель должен расти примерно на 0,88 года ежегодно, и в 2018 году составить около 73,6 лет. Судя по данным смертности, этот показатель или останется на уровне 2017 года, или незначительно снизится. Не выполнено.

Третье. Рост реальных доходов и реального уровня пенсионного обеспечения населения. Именно из-за этого пункта, как утверждается, разгорелся весь сыр-бор вокруг "пенсионной реформы". Судя по всему, изначально предполагалось обеспечить дополнительные пенсионные выплаты населению страны за счёт смягчения "бюджетного правила", но уже 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме  глава МВФ Кристин Лагард фактически наложила вето на эту схему, потребовав от России неукоснительного выполнения "бюджетного правила". Что и вызвало к жизни правительственный (согласованный с МВФ) проект повышения пенсионного возраста в России.

Что же касается роста реальных доходов населения, то его средняя цифра, озвученная всё тем же главой Счётной палаты РФ Алексеем Кудриным (0,4% за 2018 год), с учётом отмеченного выше запредельного дисбаланса в распределении национального дохода и фонда заработной платы для подавляющего большинства работающих граждан России оказалась снижением, о чём дополнительно свидетельствует рекордный рост долговой нагрузки населения по потребительским кредитам. Росстат дал цифру снижения реальных доходов населения в 2018 году, равную 0,2%. В любом случае пункт не выполнен.

Четвёртое. Численность бедных граждан России (получающих ежемесячный доход ниже официального прожиточного минимума) по итогам 2017 года составило 13,2% от общего населения страны. Следовательно, целевым показателем на начало 2024 года должен быть признан уровень 6,6%, или снижение количества бедных на 1,1% ежегодно. По динамике 2018 года, согласно данным Росстата, количество бедных уменьшалось, квартал к кварталу, примерно на 0,6%. Опять же, не выполнено.

Пятое. Точной статистики улучшения жилищных условий в России за 2018 год пока нет, но имеющиеся данные по регионам, вводу нового жилья и ситуации на рынке недвижимости свидетельствуют о том, что ситуация здесь остаётся напряжённой. Ввод нового жилья сократился с 79,2 до 75 млн. кв. м, было выдано около 1,5 млн. ипотечных кредитов на сумму более 3 трлн. рублей, общее число сделок с жилой недвижимостью в России за 2018 год составило 2,95 млн., что на 40% меньше запланированного показателя в 5 млн. Не выполнено.

Шестое (в данном случае — касается формально восьмого по счёту пункта з) майского "суперуказа"). Официальные темпы инфляции, согласно данным Росстата, достигли 4,1% — пусть не намного, но выше заданной планки, а темпы роста российской экономики — 2,27%, что ниже среднемировых 3,1% за 2018 год. В предыдущей статье («Если всё так хорошо…») на основе данных того же Росстата доказывалось, что реальные темпы инфляции должны быть ближе к дефлятору ВВП, составляющему 9,95%, а рост экономики, соответственно, превысил 4,1%, но раз "наверху" решили, что лучше не выполнить данный пункт путинского "суперуказа" вообще, чем выполнить его наполовину, — пусть так и будет.

Остальные три пункта (шестой, седьмой и девятый) "суперуказа", к сожалению или к счастью, не имеют ни адекватного цифрового измерения, ни "дорожной карты" по годам, а потому не могут быть оценены какими-то количественными показателями по итогам прошедшего года. Но из приведённого списка ясно, что там, где такая "калибровочная шкала" с "дорожной картой" присутствуют, правительство Дмитрия Медведева не справляется с официально поставленными перед ним президентом России задачами. 

Общий же итог работы кабмина по всем девяти пунктам "суперуказа №204" в 2018 году получился таким:

"выполнено" — 0,

"не выполнено" — 6,

"не установлено" — 3.

Впрочем, такой "нулевой КПД" не отменяет возможности того, что с какими-то другими задачами, поставленными неофициально и непублично, данный состав правительства, наоборот, справляется на отлично, что и объясняет неизменное доверие к нему и столь же неизменные высокие оценки его деятельности со стороны президента России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: