Оценка качества предоставляемой услуги.




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»

 

Кафедра экономики и финансов

 

ОСНОВЫМАРКЕТИНГА

 

Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 080111.65, направления 080100.62

заочной формы обучения

 

Петренко Юлия Владимировна

Petrenko.j.v@gmail.com

 

Санкт-Петербург

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга

1.1. Основные понятия маркетинга.

1.2. Концепция маркетинга и эволюции их развития.

1.3. Основные виды маркетинга.

1.4. Маркетинг как система деятельности на рынке.

1.5. Среда маркетинга.

 

2. Основные принципы и функции маркетинга

2.1. Целевая ориентация маркетинга.

2.2. Основные принципы маркетинга.

2.3. Функции маркетинга.

 

3. Маркетинговые исследования

3.1. Цель, объекты, классификация и методы маркетинговых исследований.

3.2. Этапы маркетингового исследования и их информационное обеспечение.

3.3. Основные направления исследований в маркетинге.

 

4. Сегментирование рынка и позиционирование товара

4.1. Понятие и критерии сегментирования.

4.2. Сегментирование по группам потребителей.

4.3. Выбор целевых рынков.

4.4. Позиционирование товара.

 

5. Товар и товарная политика

5.1. Товар в системе маркетинга и его классификация.

5.2. Жизненный цикл товара.

5.3. Товарная политика.

5.4. Товарный ассортимент.

5.5. Товарный знак, упаковка и маркировка товара.

5.6. Новые товары.

 

6. Ценообразование в маркетинге

6.1. Система цен и их классификация.

6.2. Формирование маркетинговой цены продажи.

6.3. Ценовые стратегии в маркетинге.

 

7. Каналы распределения

7.1. Природа каналов распределения.

7.2. Товародвижение.

7.3. Реализация товара.

7.4. Прямой маркетинг.

7.5. Личные продажи.

7.6. Торговый персонал.

 

 

8. Маркетинговые коммуникации

8.1. Назначение и содержание маркетинговых коммуникаций.

8.2. Реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи.

8.3. ATL и BTL- реклама.

8.4. Каналы распространения рекламы.

 

9. Управление маркетингом

9.1. Концепция управления маркетингом.

9.2. Стратегии маркетинга.

9.3. Организационные формы управления маркетингом.

 

10. Особенности маркетинга в отдельных сферах деятельности

10.1. Маркетинг в торговле.

10.2. Маркетинг в сфере услуг.

 

Контрольные вопросы и задания

Основные требования к выполнению контрольных работ:

Контрольная работа должна содержать:

- ответы на выбранный вариант теста;

- выполненное задание.

Вариант контрольной работы и задание выбираются в зависимости от номера последней цифры зачетной книжки.

 

Вариант 1, задание 1 избирается студентами,

номер зачетной книжки которых заканчивается цифрами 1,6

Вариант 2, задание 2 избирается студентами,

номер зачетной книжки которых заканчивается цифрами 2,5,7

Вариант 3, задание 1 избирается студентами,

номер зачетной книжки которых заканчивается цифрами 3,8

Вариант 4, задание 2 избирается студентами,

номер зачетной книжки которых заканчивается цифрами 4,9,0

 

 

Вариант 1

1. Комплекс маркетинга не включает в себя

-мероприятия по продвижению товара

-цену

-товар

-технологические разработки

2. К основным инструментам демаркетинга (вида маркетинга, выделенного в зависимости от состояния спроса) относят…

-снижение цены на товар

-повышение цены на товар

-временное прекращение рекламы и стимулирования сбыта

-интенсификация рекламы и стимулирования сбыта

3. В маркетинговых исследованиях вторичная информация характеризуется такими достоинствами как

- представление различных аспектов проблемы

-быстрый доступ к источнику информации

-конфиденциальность

-неизвестная методология сбора

4. Отличие панельного исследования от простого заключается в том, что оно проводится

-по одной и той же теме на разных выборках

-на одной и той же выборке по разным темам

-по одной и той же теме, на той же выборке через четко определенные периоды времени

-на разных выборках по разным темам

5. В маркетинге “сегмент рынка” – это группа потребителей, которые

-неоднородны и по-разному реагируют на мероприятия комплекса маркетинга

-одинаково реагируют на отдельные характеристики продукта

-однородны в своих реакциях на мероприятия комплекса маркетинга

-существенно отличаются по требованиям и предпочтениям

6. Установите соответствие между примерами товара и их уровнями в соответствии с трехуровневой моделью Ф. Котлера

1. Товар по замыслу

2. Товар в реальном исполнении

3. Товар с подкреплением

 

-Холодильник – элегантный белый ящик с красивым дизайном

-Холодильник – оборудование для хранения продуктов

-Холодильник – товар, который будет доставлен покупателю в удобное для него время

7. Благожелательное отношение потребителя к широко распространенным и доступным по цене товарам (услугам) - это основание для реализации концепции

-совершенствования товара

-маркетинга

-интенсификации коммерческих усилий

-совершенствования производства

 

8. Самые высокие затраты на маркетинг на этапе ЖЦТ – это затраты

- внедрения

-зрелости

-роста

-спада

 

9. Что является главным в определении маркетинга?

-сбыт товара;

-снижение издержек производства;

-удовлетворение потребностей потребителя;

-повышение качества жизни;

-установление цены товара.

 

10. Идея социально-этического маркетинга выражается в том, что…

-потребители будут положительно настроены к товарам, доступным по цене и широко распространенным

-основной задачей организации является установление потребностей целевых рынков, обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным способом с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом

-покупатели и потребители добросовестно соблюдают этические нормы поведения, а также имеют социальную направленность в своих действиях

-залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным и более продуктивным, чем у конкурентов способом

 

11. Если на рынке имеется потенциальный спрос, но нет товара, следует применять…

-развивающий маркетинг

-синхромаркетинг

-ремаркетинг

-поддерживающий маркетинг

 

12. Укажите, каким концепциям маркетинга присуща негативная черта, как упущение из вида проблем и потребностей клиента

-концепция маркетинга

-концепция совершенствования производства

-концепция совершенствования товара

-концепция социально-этического маркетинга

-концепция интенсивных коммерческих усилий (сбытовая концепция)

 

13. В соответствии с матрицей И. Ансоффа стратегия диверсификации находится на пересечении полей

-новые рынки

-новые товары

-существующие рынки

-существующие товары

 

14. Согласно теории маркетинга к источникам вторичной информации относят следующие

-данные моделирования реакции потребителей на стимулирующие мероприятия

-публикации Федеральной таможенной службы о внешнеторговом балансе

-результаты опроса торгового персонала о совершенствовании ассортимента

-данные мнений экспертов о динамике деловой активности инвесторов

 

15. Установите соответствие специфическими особенностями услуг и подходами для преодоления ограничений, связанных с этими особенностями

1. неосязаемость

2. неотделимость от источника

3. несохраняемость

 

-выделение средств на привлечение и обучение по-настоящему хороших специалистов, контроль степени удовлетворенности клиентуры

-установление дифференцированных цен, активизация спроса в периоды его временного спада, введение систем предварительного заказа

-акцентирование внимания на выгодах, связанных с услугой, создание для услуги марочного названия, привлечения к пропаганде услуги известной личности

-работа с более многочисленными группами клиентов, увеличение производительности работы, предложение большого числа поставщиков услуг

 

Вариант 2

1. Комплекс маркетинга – микс включает

-совокупность инструментов (товар, цена, сбыт, продвижение)

-выбор условий реализации товара

-выбор стратегии целевого рынка

-управление предприятием

2. Компьютер фирмы “X” с инструкцией, рабочими программами, оперативным ремонтом и гарантией является товаром

-по замыслу

-в реальном исполнении

-производственным

- с подкреплением

3. Сегментирование рынка по психографическому признаку предполагает использование таких характеристик сегмента как

-покупатели с высоким уровнем дохода

-консерваторы

-искомая выгода-экономия

-покупатели с высшим образованием

 

4. На этапе зрелости реклама будет

-социальной

-информационной

-убеждающей

-напоминающей

5. Изучение различных справочников и статистической литературы относится к ___________ исследованиям

-полевым

-кабинетным

-фундаментальным

-прикладным

6. Какая концепция маркетинга используется на рынке, где спрос на товары превышает предложение (дефицит товара)?

-концепция совершенствования товара;

-концепция совершенствования производства;

-концепция стимулирования сбыта;

-концепция социально–этического маркетинга;

-концепция достижения потребительской удовлетворенности.

 

7. Покупатели, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории – это составляющие внешней среды маркетинга фирмы, которую называют…

-оперативной

-стратегической

-микросредой

-макросредой

 

8. В маркетинге сегмент рынка должен соответствовать следующим требованиям

-сегмент должен иметь достаточную емкость для получения прибыли

-сегмент должен определяться только качественными показателями

-сегмент должен включать разнородных по запросам потребителей

-характеристики сегмента должны быть измеримы

9. Под целевым сегментом в маркетинге следует понимать…

-группу потребителей, характеризующихся однотипной реакцией на предлагаемый продукт

-часть фундаментальной ниши предприятия, которую удалось удержать в конкурентной борьбе

-группу потребителей, проживающих на определенной территории

-один или несколько сегментов, которые отобраны для маркетинговой деятельности и для которых разрабатывается комплекс маркетинга

10. Сущность “демаркетинга” как вида маркетинга, выделенного в зависимости от состояния спроса, характеризуют утверждения…

-применяется в условиях чрезмерного спроса

-задача- изыскание способов временного или постоянного снижения спроса

-применяется в условиях отрицательного спроса

-задача- поиск новых стимулов для повышения спроса

11. При сборе информации, используя методы кабинетного исследования рынка, проводят…

-выборочное наблюдение

-анализ отчетов предыдущих исследований

-экспериментальные продажи товара

-полевое исследование

 

12. Назовите, какая из перечисленных ориентаций коммерческой деятельности соответствует современной концепции чистого маркетинга:

-товарная ориентация;

-производственная ориентация;

-сбытовая ориентация;

-ориентация на потребителя;

-ориентация на потребителя, общество в целом.

13. Укажите, какие задачи решаются с помощью следующих видов маркетинга

1. поддерживающий маркетинг

2. противодействующий маркетинг

3. синхромаркетинг

4. стимулирующий маркетинг

 

-восстановление спроса до прежнего уровня

-поиск и проведение мероприятий по развитию интереса у потребителей к конкретному продукту

-ликвидация или снижение спроса на продукты, вредные для здоровья

-поддержание существующего спроса с учетом изменения предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке

-сглаживание сезонных колебаний спроса

 

14. Определите, какие базовые стратегии принятия решений в товарной политике соответствуют следующим позициям в матрице Ансоффа, выделенным по типу “товар-рынок”

1. существующий товар - существующий рынок

2. новый товар - существующий рынок

3. существующий товар – новый рынок

4. новый товар - новый рынок

 

-развитие рынка

-развитие товара

-концентрация на сегменте

-проникновение на рынок

-диверсификация

 

15. Установите соответствие между товарами (услугами) и характером спроса на них

1. Стоматологические услуги

2. Наркотики

3. Услуги кинотеатров

 

- отрицательный спрос

- нерациональный спрос

- нерегулярный спрос

- отсутствие спроса

Вариант 3

1. Назовите правильную последовательность жизненного цикла товара:

-рост, внедрение, зрелость, спад;

-внедрение, зрелость, рост, спад;

-внедрение, спад, зрелость, рост;

-внедрение, рост, зрелость, спад.

 

2. К какому виду товара вы отнесете сделанный заказ на доставку на дом приобретенного в магазине холодильника?

-услуга;

-товар с подкреплением;

-товар пассивного спроса;

-товар повседневного спроса;

-товар кратковременного пользования.

3. Какая из перечисленных ориентаций соответствует концепции социально–этического маркетинга?

-товарная ориентация;

-производственная ориентация;

-сбытовая ориентация;

-ориентация на потребителя;

-ориентация на потребителя, общество в целом.

 

4. Сбор, обработка и анализ данных с целью уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений представляет собой…

-маркетинговые исследования

-маркетинговый анализ

-систему маркетинга

-маркетинговый контроль

5. Изучение различного рода справочников, статистической литературы относится к таким методам исследования рынка, как…

-полевые исследования

-кабинетные исследования

-выборочные наблюдения

-сплошные наблюдения

 

6. В теории маркетинга к элементам комплекса маркетинга традиционно относят…

-товар и услуги

-спрос и предложение

-сбыт и продвижение

-товар и цену

 

7. Принято считать, что организация, придерживающаяся производственной концепции, не концентрирует усилий на …

-расширении товарного ассортимента и номенклатуры

-увеличении объемов производства

-снижении себестоимости продукции

-качестве сервиса послепродажного обслуживания

 

8. Установите соответствие между видами транспортных услуг и фазами их жизненного цикла

1. перевозка людей на велосипеде (велорикши)

2. автомобильные перевозки (такси)

3. коммерческие полеты в космос

-спад

-внедрение

-зрелость

 

9. Формирование сегмента рынка по уровню дохода населения. К ка­кому принципу (критерию) относится?

-географическому;

-демографическому;

-поведенческому;

-психографическому;

 

10. К основным инструментам демаркетинга не относят…

-снижение цены на товар

-прекращение рекламы для снижения спроса

-некоторое повышение цены на товар

-активную рекламу и стимулирование сбыта, как способы повышения спроса

 

11. Укажите, какие виды маркетинга соответствуют следующим видам спроса

1.отрицательный спрос

2.отсутствующий спрос

3.скрытый спрос

4.падающий спрос

 

-противодействующий маркетинг

-ремаркетинг

-развивающий маркетинг

-стимулирующий маркетинг

-конверсионный

 

12. Определите, какие виды маркетинговых исследований соответствуют следующим классификационным признакам

1. по цели исследования

2. по способу получения данных

3. по периодичности

 

-кабинетные, полевые

-объективные, субъективные

-поисковые, описательный, экспериментальные

-панельные, разовые

 

13. Матрица Ансоффа образует 4 поля, характеризующие положение фирмы в зависимости от двух факторов

-доли рынка

-развития и обновления товара

-темпов роста спроса

-развития и обновления рынка

 

14. Укажите, какому виду спроса соответствуют данные характеристики

1. большая часть потребителей недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его покупки

2. организация удовлетворена своим торговым оборотом

3. многие потребители испытывают сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг

4. уровень спроса выше, чем может или хочет удовлетворить организация

 

-полноценный спрос

-чрезмерный спрос

-отрицательный спрос

-скрытый спрос

-иррациональный спрос

 

15. Соотнесите методы маркетинговых исследований и их определения

1. Наблюдение

2. Панель

3. Эксперимент

 

- планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект исследования

- повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

- исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов

- опрос участников рынка и экспертов

Вариант 4

1. Установите соответствие между методами сбора первичной информации и их определениями

1. наблюдение

2. эксперимент

3. опрос

 

-пассивная регистрация исследователем определенных процессов, событий, которые могут быть выявлены органами чувств

-получение информации об общих тенденциях и процессах, доступности рынка, действий конкурентов и т.п.

-выяснение субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта

-активное вмешательство исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями

 

2. “Ремаркетинг” как вид маркетинга, выделенные в зависимости от состояния спроса, выполняет задачи…

-организации каналов товародвижения

-восстановление спроса в случае его снижения

-поиска новых возможностей оживления спроса

-изыскание способов снижения спроса

 

3. Укажите последовательность этапов развития маркетинга как вида деятельности

а. маркетинг отношений

b. ориентация на производство

c. ориентация на рынок

d. ориентация на сбыт

-a,b,c,d

-a,c,b,d

-b,d,c,a

-c,d,a,b

 

4. В маркетинговых исследованиях наблюдение как метод сбора первичной информации характеризуется следующими особенностями…

-осуществляется в специально созданной контролируемой ситуации

-предполагает открытый или скрытый сбор и регистрацию исследуемых событий и процессов

-позволяет учитывать множество взаимосвязанных факторов

-не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию

 

5. В составе перечисленных назовите понятие, характеризующее один из элементов комплекса маркетинга:

-ситуационное управление;

-товар;

-многовариантность;

-воздействие на спрос;

-учет требований рынка.

6. Фирма, реализуя синхромаркетинг, проводит…

-чередует маркетинговую деятельность на различных географических и других сегментах рынка

-поиск новых товаров, удовлетворяющих скрытый спрос

-активную деятельность по товародвижению продуктов

-поиск способов сглаживания колебаний нерегулярного спроса

 

7. Основными достоинствами кабинетных маркетинговых исследований являются

-относительно низкие затраты на проведение исследований

-полное достижение требуемого результата

-более короткие сроки проведения

-соответствие конкретной теме исследования

 

8. В соответствии с классификацией Ф. Котлера такие характеристики товара как упаковка, внешнее оформление, марочное название, относятся к уровню

-товара в реальном исполнение

-товар с подкреплением

-товара по замыслу

-совокупного продукта

 

9. К элементам маркетинговой микросреды не относятся

-покупатели

-законодательство, регулирующее хозяйственную и экономическую деятельность

-поставщики

-контактные аудитории

 

10. Сегментация потребительского рынка осуществляется по четырем группам основных признаков

-географическим, политическим, научно-техническим, демографическим

-поведенческим психологическим, технологическим, индивидуальным

-географическим, психографическим, поведенческим, демографическим

-культурным, психографическим, поведенческим, международным

11. Мероприятия “конверсионного” маркетинга целесообразны при существовании _______ спроса

-отрицательного

-отсутствия

-нерационального

-чрезмерного

 

12. Матрица БКГ образует 4 поля, характеризующие положение фирмы в зависимости от двух факторов

-доли рынка

-развития и обновления товара

-темпов роста спроса

-развития и обновления рынка

 

13. Установите соответствие между классификационными группами и конкретными товарами

1. Основные товары повседневного спроса

2. Товары импульсивной покупки

3. Товары для экстренных случаев

 

- овощи, хлеб, молоко, мыло, стиральные порошки

- шоколад, жевательная резинка, красочные журналы

- зонтик, трос для буксировки легковых автомобилей, аспирин

- одежда, обувь, бытовые приборы

 

14. Целевой рынок фирмы – это …

- наиболее важный и перспективный для товаропроизводителя сегмент товарного рынка

- группа потребителей, обладающих определенными сходными признаками и существенно отличающихся от всех других групп

- незанятая и непривлекательная часть рынка

- реальные и потенциальные потребители, потребности которых полностью удовлетворены

 

15. К первичным (полевым) исследованиям относят …

- наблюдение

- опрос

- анализ публикаций в газетах и журналах

- изучение статистических материалов о внутренней деятельности фирмы

Задание 1

Маркетинг в торговле.

 

На основании приведенного ниже примера провести исследование и предложить свой вариант расположения товаров в торговом зале и рекламных публикациях. Исследование провести на основе 30 чеков, собранных в одном торговом предприятии.

Пример.

Используя сводные результаты наблюдения за покупками в супермаркете "ХХХ", проведите анализ совместных покупок в магазине. По результатам анализа сформулируйте предложения по размещению товаров в торговом зале и рекламном каталоге.

Данные таблицы 1 показывают, какие товары покупаются покупателями одновременно. Сведения о количестве каждо­го купленного товара при анализе не требуются, необходима только структура покупки, что и отражается в таблице. Знак "+" означает, что товар был куплен.

Таблица 1

Номер покупки Товар А Товар Б Товар В
  - + +
  + + +
  + + +
  + + -
  + + -

 

Анализ совместных покупок проводится в следующей пос­ледовательности.

1. Составляется таблица наблюдаемых покупок (таблица 2). По горизонтали отмечается состав одной покупки (т. е. товар­ные единицы, купленные за один раз). По вертикали указыва­ется, в каких покупках присутствовал товар данного наимено­вания.

По каждой покупке рассчитывается коэффициент d по формуле:

где n — число товарных единиц в данной покупке;

d — коэффициент, отражающий частоту покупки товара.

Таблица 2

Номер покупки Товар А Товар Б Товар В Число товаров в покупке (n) Коэффициент (d)
  -        
          0,5
          0,5
      -    
      -    
Итого покупок товара         -

2. Затем составляется матрица совместных покупок каж­дой пары товаров (таблица 3), каждая совместная покупка взвеши­вается на свой коэффициент d, сумма заносится в клетку, нахо­дящуюся на пересечении строк этих товаров. Например, товар А покупался вместе с товаром Б в четырех покупках (№ 2, 3, 4 и 5), коэффициент d которых составляет соответственно 0,5, 0,5, 1 и 1, а сумма коэффициентов равна 3. Она и заносится в клетку на пересечении строк этих товаров. И так делается по каждой паре товаров анализируемого ассортимента.

Таблица 3

Название товара Товар А Товар Б Товар В Итого
Товар А        
Товар Б        
Товар В        
Итого        

 

Итоговые значения в таблицы 3 показывают, сколько раз то­вар был куплен в разных покупках, они должны совпадать со значениями строки "Итого" в таблице наблюдаемых покупок (таблица 2).

Сумма коэффициентов d, указанная на пересечении строк товаров в таблице 3, обозначает интенсивность связи между това­рами. Чем больше это значение, тем теснее связь между товара­ми.

В данной задаче все товары имеют тесные связи (значение больше 1). Однако такой результат обусловлен ограниченнос­тью анализируемой товарной номенклатуры (всего 3 товара). С увеличением количества товаров в одной покупке коэффи­циент d будет уменьшаться, а значит, и теснота связи между товарами из одной покупки будет меньше.

3. Выводы и предложения: проведенный анализ совмес­тных покупок показывает, что товары А и Б тесно связаны между собой и их преимущественно покупают в паре. Довольно сильная связь при покупке отмечается по товарам Б и В. Пред­ставляется, что товар Б в торговом зале и в рекламных издани­ях нужно разместить между товарами А и В. Другой вариант размещения в торговом зале — когда товар А выкладывается рядом с Б, а товар В — напротив.

Задание 2

Оценка качества предоставляемой услуги.

С помощью методики SERVQUAL оцените качество услуги. Можно оценивать любую услугу по Вашему выбору. Объем целевой выборки – 30 человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: