Нередко специальный трудовой стаж складывается из занятости на работах с особыми условиями труда, дающих право на пенсию при пониженном возрасте по разным основаниям. В этих случаях возникает вопрос о возможности и о порядке суммирования работ, предусмотренных разными пунктами ст. 12 Закона о пенсиях, и о выборе основания пенсионного обеспечения. Эти вопросы разрешаются в соответствии со ст. 13 названного Закона. Она исходит из правила, в соответствии с которым работы, дающие право на пенсию на более льготных условиях, могут суммироваться с работами, дающими право на пенсию на менее льготных условиях, но не наоборот. Так, при назначении пенсии в соответствии с п. «а» ст. 12 Закона (по Списку № 1) никакая из работ, предусмотренных последующими пунктами, во внимание не принимается.
Что может быть засчитано в специальный трудовой стаж? Законом от 6 февраля 2002 г. пенсионный Закон дополнен ст. 92, которая предусматривает, что при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.
В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пенсию, и последующем восстановлении на этой работе (п. 8 разъяснения от 8 января 2002 г. № 1). Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и в ссылке приравнивается к работе, которая предшествовала аресту. В специальный трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается и время занятости реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
При временном переводе женщин с работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, на другую работу в связи с беременностью и кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе. В таком же порядке засчитывается в специальный стаж время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в связи с медицинским заключением.
При исчислении продолжительности специального трудового стажа следует учитывать правила ст. 94 Закона о пенсиях, предусматривающие исчисление некоторых периодов работы (службы) в льготном порядке, в том числе и при подсчете трудового стажа, указанного в ст. 12 этого Закона. Так, если работа, предусмотренная каким-либо из пунктов ст. 12 Закона, протекала в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к этим районам, она в соответствии со ст. 94 Закона о пенсиях должна засчитываться в специальный трудовой стаж в полуторном размере. Работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, пенсия рассчитывается в размере 75% заработка.
Законом РФ №340-1 установлены минимальной и максимальный размеры трудовой пенсии по старости. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, не может быть ниже минимальной размеры оплаты труда. Это правило не распространяется на пенсию при неполном стаже. Федеральным законом №113- ФЗ предусматривается четырехразовое повышение минимального размера пенсии по старости с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября на индексе роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал.
По закону РФ №340-1 максимальная пенсия при наличии необходимого ОТС- не может превышать трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работа с вредными условиями труда и в горячих целях 3-х с половиной размеров. И минимальная, и максимальная пенсия повышается на 1% за каждый полный год ОТС сверх требуемого, но не более чем на 20%.
В соответствии с Федеральным законом №113-ФЗ размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента, ограничению максимальным размером не подлежит. Максимальный предел устанавливается косвенно, через ограничение соотношения среднемесячной заработной платы пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране.
Заключение
В настоящее время система социального обеспечения РФ находится на пути реформ. Как указывают многие специалисты, более половины граждан РФ по закону имеют право на различного рода льготы. Естественно, это не может выдержать даже самая благополучная экономика. Что уж тут говорить о России, экономика которой переживает глубокий кризис. Прописанные на бумаге льготы фактически не выполняются. Поэтому новым принципом социального обеспечения граждан РФ должна стать адресность.
Естественно, применительно к пенсионному обеспечению это не значит, что будет нарушено право граждан на пенсию. Речь идет лишь о том, чтобы еще больше дифференцировать это право в зависимости от его трудового вклада. В этих условиях важным представляется обеспечение дополнительных льгот гражданам, занятым на тяжелых и вредных работах.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Кодекс законов о труде РФ.
3. Закон РФ «О государственных пенсиях» от 20 ноября 1990 г. № 340-1.
4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 2007.
5. Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 2007, № 8.
6. Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 2004, № 3.
7. Гниденко Т. Полномочия не поделили // Пенсионное обеспечение, 2008, № 6. право социального обеспечения. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2002. С..
8. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 2011. С. 124.
9. Ю.А. Михайленко. Все о пенсиях // виды условия назначения,размер.2006 г.