Требования к текстам для изложений




Роль изложений в развитии речи

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

· приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;

· развивает логическое мышление;

· обогащает речь, активизирует словарь;

· формирует умение правильно составлять предложения.

 

Виды изложений в начальной школе и их классификация

Программа предусматривает для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по во­просам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному кол­лективно, из 3—5 пунктов; для IV класса — подробное и сжа­тое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменени­ем формы.

 

В методической литературе встречаются различные термины, обозначающие виды изложений: (их около 20)

 

 

· изложение по вопросам, включающим слова для ответа,

· изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа,

· изложение по вопросам, со свободной передачей текста,

· изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа,

· изложение с использованием картинного плана,

· изложение по готовому плану,

· изложение по измененному плану,

· изложение по коллективно составленному плану,

· изложения по самостоятельно составленному плану,

· подробное изложение,

· сжатое изложение,

· свободное изложение,

· выборочное изложение,

· изложение с элементами описания,

· изложение с грамматическим заданием,

· сокращенное изложение,

· изложение по данному началу

· обучающее изложение,

· контрольное изложение,

 

Из данного списка видно что, у авторов методических пособий нет единства в обозначении видов изложений. Обобщив опыт учителей-методистов можно представить классификацию изложений в виде следующей схемы:

 

 

письменные ответы на вопросы (подготовительная работа) · ответы словами, имеющимися в вопросе; · ответы с подбором новых слов; · ответы самостоятельно составленными предложениями.
по цели проведения
  • обучающее
  • контрольное
по объему
  • подробное
  • сжатое
  • выборочное
по характеру восприятия
  • слуховое
  • зрительное
по степени самостоятельности учащихся
  • по готовому плану
  • по коллективно составленному плану
  • по самостоятельно составленному плану
по характеру операций учащихся
  • без замены фактов
  • с изменением начала, конца
  • со вставкой эпизодов
  • с изменением лица, времени

Требования к текстам для изложений

 

Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расши­рять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоз­зрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.

Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения.

В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: