Комплекс подготовительных упражнений




Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка я предлагаю использовать следующие виды упражнений:

 

1. Обозначение границ предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2. Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

3. Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

4. Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

5. Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

6. Восстановление деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

7. Восстановление деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

8. Восстановление деформированного текста из деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

9. Восстановленный диктант (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

10. Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

11. Устный пересказ текста по плану

12. Устный пересказ текста по картинному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

13. Работа с деформированным планом (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

14. Составление плана (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

15. Озаглавливание текста

16. Редактирование текста* (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

 

Пути повышения творческой активности школьников

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противо­положные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориен­тировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?

По-видимому, правильное решение задачи находится в се­редине, между этими крайними позициями, так как ни дослов­ное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и пи­сателем в развитии речи первого.

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь из­ложения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои

мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более все­го учатся, подражая,

но ошибочно было бы думать, что из под­ражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной дея­тельности, но если бы не было самостоятельной

деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать».

 

*Дидактический материал представлен в приложении.

 

Такого же мнения придерживался Л. Н. Толстой: «Если уче­ник в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало та­ких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоя­тельное приложение этих сведений».

Средства языка, усвоенные по образцам, т. е. подражанием, становятся инстру­ментом творческой деятельности школьника, в речи, в диалоге, в рассказе, письменном сочинении и других самостоятельных формах. Таким образом, изложение является переходным этапом к самостоятельным сочинениям.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Памятка 1

 

1. Соответствует ли содержание текста теме? Ясно ли передал смысл?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предло­жений, неоправданных повторов одних и тех же слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6. Хорошо ли построены предложения?

7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

 

 

Памятка 2

1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

2. Правильно ли написал безударные глас­ные?

3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

4. Сравни написание слов в тетради и на доске (на карточке)

Не уверен — спроси учителя!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(Обозначение границ предложения)

 

Спала кошка на крыше она сжала лапки села около кошки птичка не сиди близко, птичка кошки очень хитры

 

Несла девочка ведро воды ведро было худое вода текла на землю а девочка была рада ей нести стало легче пришла она домой, а воды нет

 

Осень пришла

Пришла осень стало холодно листья на деревьях пожелтели и стали опадать они покрыли землю разноцветным ковром перелетные птицы улетают на юг

 

Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречала учительница

 

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной

 

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели березки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжелыми облаками шел мелкий дождь стаи птиц неслись на юг

 

Друзья

Стояли сильные морозы голодно и холодно было в лесу однажды Коля увидел в лесу олениху она с трудом передвигалась по снегу Коля стал осторожно подходить к животному скоро олениха взяла из рук мальчика овес утром Коля принес ей угощение она стала лизать соль олениха привыкла к мальчику на зов она выходила из березняка

 

В лесу

Тихо в лесу только иногда прокукует где-то кукушка, пропоет свою звонкую песенку малиновка в изумрудной траве прыгают веселые лягушата вот муравей тащит гусеницу около корней дуба уютно устроился еж бабочка перелетает с цветка на цветок дремлют под кустом жимолости зайчата а чей рыжий хвост мелькает в траве это на охоту вышла лисица

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе)

 

Ежик.

Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши!

Анализ.

1. Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»?

2. Как надо произнести это предложение, чтобы видно было, что мышам придется пло­хо?

3. Какое предложение в этом рассказе нам объясняет, почему теперь еж будет ловить много мышей?

4. Почему еж очень голоден?

Вопросы для составления предложений

1. Кого дедушка подарил детям? 2. Где еж жил летом? 3. Где он уснул зимой? 4. Какой придет ежик весной? ежика в сенях в норе голодный

Умная галка

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

Анализ.

1. Что захотела сделать галка?

2. По­чему она не смогла сразу попить из кувшина?

3. Какой выход нашла галка?

4. Объясните, как вы понимаете название рассказа.

Вопросы для составления предложений

1. Что захотела галка? 2. Что заметила она на столе? 3. Сколько воды было в кувшине? 4. Что не могла сделать галка? 5. Что тогда стала делать галка? 6. Что стало с водой? 7. Что смогла сделать галка? пить кувшин с водой мало достать воду кидать камешки поднялась напиться

Гнездо

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы. Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она при­несла пищу малышам. Ребята отошли от гнезда.

Анализ.

1. Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?

2. Почему мальчики отошли от гнезда?

Вопросы для составления предложений

1. Куда пошли Миша и Саша? 2. Что они нашли в кустах крушины? 3. Кто пищал в гнезде? 4. Кто кружился и тревожно кричал над кустами? 5. Что она принесла малышам? 6. Что сделали ребята? в рощу гнездо птенцы птица пищу отошли от гнезда

 

Ручная белка

 

Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.

Вопросы для составления предложений

1. Кто жил у Вовы?

2. Где свила себе гнездо белка?

3. Где были подвешены лыжи?

4. Как устроилась белочка в своем гнезде?

Живой уголок

 

Школьники устроили живой уголок. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам они дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.

Вопросы для составления предложений

1. Кто устроил живой уголок?

2. Кто там живет?

3. Кто ухаживает за животными?

4. Что дети дают кроликам?

5. Что они приносят белке?

 

Русские избы

 

Русские люди всегда жили в избах. Мастера-плотники рубили избу из еловых или сосновых бревен. Крышу делали из тесаных досок. На крыше ставили резной деревянный конек. Столбики крыльца и наличники окон тоже были резные.

Вопросы для составления предложений

1. Где жили русские люди?

2. Из чего рубили мастера-плотники избу?

3. Что они ставили на крыше?

4. Какие были столбики крыльца и наличники окон?

 

Случай в лесу

 

Ходили ребята по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали грибы считать. Вдруг в кустах что-то зашуршало. Дети испугались. А это Шарик разыскал их в лесу.

Вопросы для составления предложений

1. Что делали ребята в лесу?

2. Сколько они набрали грибов?

3. Что они стали делать на полянке?

4. Что они услышали в кустах?

5. Кто напугал ребят?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов)

Кролики.

 

Сережа получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане. Летом Сережа поехал в деревню. Он взял с собой своих пи­томцев. Скоро вывелись крольчата. Мальчик кормит зверьков овощами и травой.

Вопросы для составления предложений

1. Какой подарок получил Сережа?

2. Где жили кролики зимой?

3. Что сделал Сережа летом?

4. Когда вывелись крольчата?

5. Чем мальчик кормит зверьков?

 

Кто хозяин Жука?

 

У Жоры и Захара жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука. Однажды мальчики гуляли в лесу. На Жука напали овчарки. Жора испугался и залез на дерево. Захар взял палку и стал защищать Жука. Кто же хозяин Жука?

 

Вопросы для составления предложений

1. Где гуляли мальчики?

2. Кто напал на собаку?

3. Что сделал Жора?

4. Кто стал защищать Жука?

 

Котята

 

На столе стояла кружка с молоком. Зина накрыла молоко салфеткой и ушла. А возле стола играли котята. Один котенок схватил салфетку и потащил. Кружка упала на пол. Молоко разлилось. Котята и рады. Они стали лакать молоко. Напились молока и уснули.

Вопросы для составления предложений

1. Где стояла кружка с молоком?

2. Чем накрыла Зина молоко?

3. Кто играл возле стола?

4. Что сделал один котенок?

5. Куда упала кружка?

6. Что случилось с молоком?

7. Как вели себя маленькие проказники?

 

Летом

 

Летом мальчики часто ходили в лес за грибами. Раз Леша набрал полную корзинку белых грибов. Потом он стал помогать товарищам искать грибы. Ребята долго гуляли по лесу. Они пели веселые песни и играли в прят­ки. Вечером мама жарила грибы.

Вопросы для составления предложений

1. Куда ходили мальчики летом?

2. Сколько грибов набрал Леша?

3. Кому он помогал искать грибы?

4. Как развлекались ребята в лесу?

5. Что приготовила им мама на ужин?

 

Птичка с усами

 

Вася читал на балконе книгу. Он увидел птичку. У птички изо рта торчала шерсть. Шерсть казалась уса­ми. Птичка несла в клюве шерсть в гнездо.

Вопросы для составления предложений

1. Где Вася читал книгу?

2. Кого он увидал?

3. Почему шерсть казалась усами?

4. Куда несла птичка шерсть?

 

Синичка

 

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

Вопросы для составления предложений

1. Когда это было?

2. Куда прилетела синичка?

3. Кто стоял у окна?

4. Что сделали дети?

5. Что делала синичка в комнате?

 

Находка

 

Коля и Витя гуляли в лесу. Мальчики забрались в самую чащу. Там они увидели щенка. Щенок жалоб­но пищал. Ребята взяли щенка домой. Коля принес щенку молока. Щенок поел и уснул.

Вопросы для составления предложений

1. Где ребята нашли щенка?

2. Куда они его принесли?

3. Почему щенок успокоился и уснул?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(Письменные ответы на вопросы самостоятельно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: