составленными предложениями)




 

Сорока

 

На изгородь села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Сорока стала стрекотать. Тут выскочил пес снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

 

Вопросы для составления предложений

1. Куда села сорока?

2. Какая была сорока?

3. Что она стала делать?

4. Почему сорока улетела?

 

На далеком севере

 

Далеко на севере живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима долгая и холодная. Лето короткое. Че­тыре месяца длится ночь. Но люди привыкли к холоду. Они носят меховую одежду. Эвенки заняты охотой на зверей.

Вопросы для составления предложений

1. Где живут эвенки?

2. Какая природа на севере?

3. Чем занимаются эвенки?

 

Ворон

 

Ворон свил гнездо на дереве. Собака Тинка часто подбегала к дереву и лаяла на ворона. Ворон молча смотрел на собаку. Потом ворон сам стал подражать лаю собаки. Увидит издали Тинку и начнет лаять.

Вопросы для составления предложений

1. Где ворон свил гнездо?

2. Что делала собака Тинка около дерева?

3. Чему научился ворон у собаки?

 

Товарищи

 

У Пети заболела мама. Ее отвезли в больницу. Петя остался один. Что делать? Как он будет жить без мамы? На помощь пришли школьные товарищи. Ребята помо­гали Пете убирать комнату, готовить обед. Мама бла­годарила ребят за помощь.

Вопросы для составления предложений

1. Что случилось с Петиной мамой?

2. Кто пришел мальчику на помощь?

 

 

В заповеднике

 

Юлия Ивановна работала в заповеднике. Птицы ее не боялись. Особенно привык к ней журавль. Станет Юлия Ивановна тихонько напевать, и журавль начнет свой танец. Он распускает крылья, поднимает ноги, топчется, кланяется. Потом пойдет провожать Юлию Ивановну.

Вопросы для составления предложений

1. Где работала Юлия Ивановна?

2. Как относились к ней птицы?

3. Как вел себя журавль, когда Юлия Ивановна на­певала?

4. Что делал журавль после танца?

 

Пчелы

 

В саду стояли ульи. Захотелось Вите достать из улья меду. Просунул он в улей руку да как закричит! Пчелы больно ужалили шалуна. На крик прибежал дядя Се­мен и отогнал пчел.

Вопросы для составления предложений

1. Где стояли ульи?

2. Что хотел сделать Витя?

3. Что с ним случилось?

4. Кто выручил мальчика из беды?

 

Храбрый дрозд

 

Кот Васька на птиц охотится. Заметил кот гнездо дрозда. Глазки Васьки заблестели. Влез к дуплу и запустил лапу. Птица бросилась на разбойника. Дрозд стал клевать его. Кот струсил и пустился бежать.

Вопросы для составления предложений

1. Что делал Васька?

2. Как дрозд защищал свое гнездо?

3. Что случилось с котом?

 

Цветочные часы

 

Маша и Лида гуляли у пруда. На воде плавали бе­лые кувшинки. Лида стала звать Машу домой. Маша хотела еще погулять. Лида показала ей на белые кув­шинки. Они закрылись. Значит, время уже пять часов вечера.

Вопросы для составления предложений

1. Где гуляли Маша и Лида?

2. Какие цветы плавали на пруду?

3. Почему Лида стала звать Машу домой?

4. Как узнала Лида время?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста)

 

Цыплята и капуста.

 

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку.

Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине цыплята.

Выпустил их мальчик на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц.

Быстро очистили цыплята капусту от гу­сениц.

Анализ.

Какой вред причиняли гусеницы?

Как Виталик помог маме?

По­чему рассказ назван «Цыплята и капуста»?

 

Вопросы для письменных ответов:

1. Кто напал на капусту?

2. Кого принес Виталик в огород?

3. Что сделали цыплята?

 

Сказка в лесу

 

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

Анализ.

Где вы читали о добрых человечках — гномах?

Что писал для де­тей Андерсен?

Что сделал Андерсен для девочки?

 

Вопросы для пересказа и изложения:

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила ма­лютка?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

(Восстановление деформированных предложений)

Снежная кукла.

 

Зимой дети... на пруду. Они из снега слепили.... Руки у них.... Зато кукла вышла.... Глаза —.... Нос —....

Слова для вставки: угольки, играли, славная, куклу, зябли, морковка.

Анализ.

1. Почему кукла названа «славной»?

2. Как ребята разукрасили ее го­лову?

Вставьте слова и запишите предложения.

 

Ворона Кара.

 

Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика.

Анализ.

1. Умела ли Кара на самом деле читать и считать?

2. Что еще она лов­ко делала?

3. Кто обучил всему этому ворону?

Ворона, нас, у, была, Кара

книгу, она, клювом, листала

считала, на счетах, ворона

со столбика, снимала, ловко, Кара, кольца

Составьте из слов предложения и запишите.

Прочитайте вопросы.   1. Где жил ежик? 2. Что грызет пес шарик? 3. Кто жует сено? 4. У кого клюв острый? 5. Куда идут дети? 6. Какая туча плыла по небу? Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова. под, елкой, ежик, жил грызет, пес, кость, Шарик наша, сено, жует, Буренка острый, клюв, у, грача идут, в, дети, рощу плыла, по, темная, небу, туча

 

Прочитайте вопросы.     У кого были котята? Как их звали   Где паслась корова Буренка? Что любит Буренка? Кого Алеша ведет к пруду? Что будет Алеша делать?   Кто сторожит дом? Где спит Жучка? Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова.   кошки, были, Мурки, у, котята; Мурзик, Васька, звали, и, их;   Буренка, на, паслась, ко­рова, лугу; сочную, траву, она, любит; Орлика, пруду, к, ведет, Алеша; Орлика, купать, Алеша, будет;   дом, сторожит, Жучка; Жучка, на, крыльце, спит

Составьте из слов предложения и запишите.

Марина, у, кукла, была

Звали, Лара, куклу

 

высокие, в, растут, ели, лесу

нора, ели, около, енота

 

у, набухли, ивы, почки

у, пушистый, лисы, хвост

за, рос, старым, домом, клен

лосенок, ветки, осины, жует

к, реке, лось, идет, могучий

ежи, в, шуршат, траве, сухой

у, есть, Ромы, Мурка, кошка

клена, у, листочки, красивые

тихо, старые, шумели, сосны

репа, соком, спелая, налилась

белка, на, зиму, орехи, запасла

громко, птенцы, в, пищат, гнезде

застучали, капли, частые, дождя

под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху

летом, часто, в, ходили, рощу, дети

бабушка, чай, пить, душистый, села

ежик, на, вышел, тропку, маленький

в, зацвели, душистые, ландыши, лесу

ветки, от, гнулись, ягод, тонкие, красных

по реки, краям, в, льдины, кучу, сгрудились

от, ушки, зайчишка, прижал, страха, робкий

пестрый, шуршал, листьев, под, ковер, ногами

лесных, сковал, на, мороз, лужи, ледком, дорожках

верблюд, пустыни, колючие, жесткие, растения, ест

утро, сыпал, кормушку, каждое, зимой, Сережа, зерно, в

по, разноцветная, дугой, радуга, голубому, протянулась, небу

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

(Восстановление деформированного текста)

 

Муравей.

 

Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал то­варищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.

Анализ.

1. Как называется дом муравьев?

2. О каких товарищах здесь говорит­ся?

3. Что сделали муравьи вместе?

Вопросы для составления текста

1. Что узнали о муравье?

2. Что узнали о зерне?

3. Кого позвал муравей?

4. О чем надо сказать в последнем пред­ложении?

 

Лиса.

 

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!

Анализ.

1. Куда попала лиса?

2. Как в рассказе сказано о том, что она попала в капкан?

3. Почему лиса приблизилась к капкану?

4. Где это было?

5. В какой части рассказа сказано, что дело было в лесу?

 

Расположить предложения так, чтобы получился текст.

 

Там есть сказки.

Мама купила Коле книгу.

Он умеет читать.

Коле шесть лет.

 

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Влетел в гнездо стриж и сел.

Ласточка строила гнездо.

 

Встал Миша, отряхнулся.

Весело ребятам зимой!

Миша въехал в сугроб и упал.

Ребята катались на лыжах с горы.

Подъехал Вася и смеется.

 

 

Она подавилась косточкой.

Девочка валя ела рыбу.

Приехал доктор.

У Вали из глаз текли слезы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

 

Муравей сел на ветку и спасся.

Он хотел напиться.

Волна захлестнула его.

Она увидала муравья и бросила ветку.

Муравей спустился к ручью.

Голубка несла ветку.

 

Жучка захотела отнять у нее кость.

Жучка бежала через мост.

Ту кость не взяла и свою потеряла.

Жучка подумала, что это другая собака.

Она несла кость.

Она выпустила свою, чтобы взять ту.

В воде Жучка увидела свою тень.

 

 

Друзья

 

Саша каждый день навещал товарища. Саша и Сережа – друзья. Они вместе делали уроки, играли в шахматы. Они учатся в одном классе. Однажды Сережа заболел.

 

 

Мальчик передал девочке портфель и помог старушке встать. На улице было скользко. Впереди них шла старушка. Из школы шли мальчик и девочка. Старушка поскользнулась и упала.

 

 

Там тетерева наелись березовых почек. Стая птиц полетела на лесную полянку. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. Кругом был снег. Теперь у птиц есть убежище от врагов.

 

 

Он разгребал лапками муравьиную кучу. Так дрозд освобождался от насекомых-паразитов. По муравейнику прыгал дрозд. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и опрыскивают тело кислотой. Птица вытянула в стороны крылья и посидела минут десять. Такие муравьиные ванны принимают многие лес­ные птицы.

 

Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Берегите лес от пожара! Искры от непога­шенных костров вызывают новые пожары. От пожара гибнут растения, звери и птицы. Долгие годы растет на пожарище новый лес.

 

 

Прочитайте. Расположите части по порядку, запишите текст.

Золотой дождь.

 

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подстав­ляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елочки листочками украсились. Грибы под листи­ками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по суч­кам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лес­ное золото.

 

 

В тундре.

 

Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя. Могут напасть и на олененка. Здорового сильного зверя им трудно поймать.

Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на нее.

В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом.

 

Лесные подарки

 

Она пошла домой. Но на опушке увидела рябину. А на рябине, словно красные бусы, висели тугие красные ягоды, И рябины нарвала Таня, да еще по пути наломала красных осиновых веток. Так и пришла она домой с лес­ными подарками.

На полянке стоял высокий пенек, весь усаженный желтыми грибами-опенками. Таня сняла свой голубой фартук и расстелила его на земле. Она собрала грибы в фартук, завязала его узелком и пошла дальше.

На полянке она встретила широкий ореховый куст. Таня положила узелок с грибами на траву, а сама стала рвать орехи. Много орехов нарвала, а еще больше оста­лось на кусте.

Таня пошла по дорожке в лесок. В лесу было тихо и нарядно. Елки густо зеленели. В березах светились золо­тые искорки. Осинки стояли румяные.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

(Восстановление деформированного текста из деформированных предложений)

Составьте из слов предложения.

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

 

тропинки, прячутся, у, боровики

частом, в, ельнике, растут, грузди, а, душистые

много, в, грибов, лесу

полянке, на, рыжики, появились

 

кучей, уснул, под, хвороста, еж

лесной, тихо, на, полянке, зимой

в, медведь, сладко, берлоге, спит

под, корой, зимует, пня, еж

 

больше, их, становилось

снег, повалил, хлопьями

земля, голая, промерзла

вечеру, потеплело, к

закружились, крупные, воздухе, снежинки, в

 

плавники, красные, спина, полоски, окуня, а, темные, на, темно-зеленая, боках

запрыгал, в, вдруг, воде, поплавок, и, утонул

дернул, окунька, рыбак, удочку, и, вытащил.

в, закинул, ждет, рыболов, речку, удочку, и

 

ночью, вот, проскакал, хорек

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

снегу, много следов, видно, на

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

пушистый, накрыл, деревья, снег

 

Ваня, собирать, землянику, стал

деревья, праздничные, стояли

были, ягодки, похожи, серьги, на, красные

Ваня, лесом, любовался

соком, налилась, алым, земляника

угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою

 

полянке, на, ореховый, им, встретился, куст

Таня, шли, Аленка, и, лес, через

висели, рябинке, ягоды, на, красные

рвать, орехи, стали, девочки

опушке, увидели, на, они, рябину

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

(Восстановленный диктант)

Лес

Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины
покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья
у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые

Анализ

1. Как выглядел лес летом?

2. Как он изменился осенью?

3. Опишите маленький клен. Почему он сравнивается с букетом цветов?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был лес летом?

2. Какими стали осенью березы?

3. Что произошло с осинами?

4. На что похож маленький клен?

5. Какие у него листья?

Ежик спит

Дед Антон привел детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ежик вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда. Теперь ежик спит. Он проснется только весной.

Анализ

1. Что увидели дети в саду?

2. Что они узнали от деда Антона?

3. Как вы думаете, зачем дед Антон показал детям жилище ежика?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Куда привел детей дед Антон?

2. Что он показал им?

3. Кто это вырыл ямку?

4. Что он сделал?

5. Что теперь делает ежик?

6. Когда он проснется?

Майский жук

Майский жук - страшный враг леса и сада. Любимый обед жука - нежный молодой листик. Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам. Под землей живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.

Анализ

1. О ком говорится в рассказе?

2. Кто видел это насекомое?

3. Как назван в рассказе майский жук?

4. Объясните, почему жук получил такое название.

5. Расскажите, какой вред наносят деревьям личинки жука.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Кто такой майский жук?

2. Что является любимым обедом жука?

3. Кто наносит сильный вред дереву?

4. Где живут личинки жука?

5. Что они грызут?

6. Что происходит с деревом?

Умный пес

Теплый летний день. Леня идет в лес. С ним верный пес Бимка. Вот кусты малины. Леня рвет ягоды. Вдруг Бимка стал громко лаять. Смотрит Леня - в траве гадюка. Бимка схватил гадюку и бросил в кусты. Умница Бимка!

Анализ

1. Куда пошел Леня?

2. Кто был с ним рядом?

3. Что Леня делал в лесу?

4. Что случилось в лесу?

5. Что могло бы случиться, если бы Бимка не заметил гадюку?

6. Расскажите, какой Бимка. Он вам нравится?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был день?

2. Куда идет Леня?

3. Кто рядом с ним?

4. Вот кусты чего?

5. Что делает Леня?

6. Что вдруг стал делать Бимка?

7. Что увидел Леня?

8. Что сделал Бимка?

9. Какой Бимка?

Снеговик

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток – рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Анализ

1. Какая была погода?

2. Что задумали сделать дети?

3. Расскажите, как это происходило?

4. Какой получился снеговик?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой снег шел весь день?

2. Что решили сделать дети?

3. Что решили сделать мальчики?

4. Что сделали девочки?

5. Что надели снеговику на голову?

6. Что ему дали в руки?

7. Какой получился снеговик?*

 

* Методика проведения восстановленного диктанта:

  1. Чтение текста учителем
  2. Анализ текста
  3. Повторное чтение текста, запись учащимися опорных слов самостоятельно
  4. Восстановление предложений с помощью плана

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

(Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов)

 

Подбери синонимы.

Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный

Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, не­верный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.

 

Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправь ошибки словоупотребления, если считаешь это необходимым.

карие носки - коричневые глаза - коричневое пальто

сырой луг - мокрый луг — мокрый воздух

голубое платье - лазурное платье - голубое небо

покоится пустыня - лежит пустыня

 

Подбери антонимы к словам. Составь с ними словосочетания

чистый - …

здоровый - …

светлый - …

мягкий - …

 

Подбери антонимы

Трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, ответственный

 

Сколько антонимов можно подобрать к слову радость? Запиши их.

радость - грусть

радость - печаль

радость - огорчение

Составь с каждой парой слов предложе­ния.

 

Объясни разницу в значениях слов

плачет и рыдает;

смеется и хохо­чет;

засмеялся и посмеялся;

заплакал и расплакался.

 

Прочитай текст, найди в нем синонимы.

Уже неслись мимо стаи перелетной птицы. Первыми тронулись болот­ные птицы, потому что болота уже начали замерзать. Лебеди, гуси и утки тоже начали готовиться к отлету. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Сколько было крика, веселья и радости!

 

Прочитай синонимический ряд, определи главное слово.

Иностранный, заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский

Какие из этих слов могут встретиться в народных сказках? какие - в современной газете? Составь словосочетания с каждым из этих слов.

 

Прочитай синонимический ряд, выражающий предположение, догадку.

Наверное, вероятно, по всей вероятности, верно, видимо, по-видимому, очевидно, должно быть, видать, знать, поди, чай, как видно

Прочитай предложение.

Скоро вечер, наверное, уже шесть часов!

Попытайся заменить слово наверное поочередно всеми синонимами этой группы: не теряется ли смысл при таких заменах?

 

Прочитай литературные примеры. Объясни разницу значений выделенных слов.

1. Он с трудом сдерживал раздражение. О, как ему был противен этот жадный, суетливый человек. (В. Катаев.)

2. - Ах ты, злодей! душегубец! разбойник! - сказала Анна Павловна, покраснев от гнева. (И. Гончаров.)

3. Вне себя от ярости, Дмитрий размахнулся и ударил Григория. (Ф. Достоевский)

4. Ноздри его стали забирать воздух, губы посинели, он весь задрожал, сдерживая бешенство. (А.Н. Толстой.)

Расположи синонимы гнев, бешенство, раздражение, злость, ярость по степени возрастания неприятного чувства.

 

Объясни значение глаголов синонимического ряда

Хитрить, лукавить, мудрить, плутовать, вилять, крутить

Составь предложение с одним словом из это­го ряда синонимов по выбору.

 

Попробуй в предложениях заменить выделенное слово его синонимом. Возможно ли это?

1. Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

2. Лиса обманула медведя (косолапого).

3. Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

 

Выбери одно из данных близких по смыслу слов. Обоснуй выбор синонима.

1. Небо (закрыло, заволокло) тучами.

2. Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

3. Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

4. Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

 

Запиши синонимы-фразеологизмы со следующими значениями:

опыт­ный человек -

темно -

до конца -

много -

наказывать -

дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски

Составь и запиши с одним из них предложение.

 

Объясни значение фразеологизма помирать со смеху.

Составь синони­мический ряд, куда бы можно было включить данное устойчивое сочета­ние. Составь с каждым из слов предложение.

смеяться, посмеиваться, хихикать, помирать со смеху

Объясни значение фразеологизма

коломенская верста-

заваривать кашу-

через час по чайной ложке-

гладить по шерсти-

бить баклуши-

золотые руки-

медведь на ухо наступил-

сесть в калошу-

хоть глаз выколи-

навострить уши-

как курица лапой-

ворон считать-

гром среди ясного неба-

во весь дух-

задрать нос-

развесить уши-

язык развязался-

 

Скажи по-другому, сохраняя смысл высказывания, например:

Кошка хочет есть – проголодалась, захотелось полакомиться

Радуют взгляд красивые цветы -

Скоро придет зима -

Стыдно стало мальчикам -

Мы часто приходили к гнезду -

Мальчик понял свою ошибку -

Ему не страшны болота и снега -

Леша стал переживать за деревце -

Миша очень любит слушать рассказы Алек­сея о моряках -

Они смастерили для черепахи чудесный и уютный домик -

У мальчика был любимый конь Лучик -

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

(Устный пересказ текста по картинному плану)

 

Воротник убежал.

 

Убегала лиса от собак. Выбилась она из сил. Упала лисица и притворилась мертвой. Охотник отогнал собак. Повез он лису домой. Привез охотник жене воротник на шубу. Положил мертвую лису во дворе. А плутовка вскочила да и была такова.

Анализ

1. Как понять слова была такова?

2. По­чему лиса названа плутовкой?

3. Почему рассказ называется «Воротник убежал»?

 

Живая шляпа.

 

Котенок играл и свалил шляпу. Шляпа накрыла Ваську. Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет! Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять. Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит. Мяу!

Анализ

1. Кого же испугались малыши?

2. Как Васька оказался под шляпой?

3. Почему же шляпа двигалась?

 

Митина шляпа.

 

Весной Митя забыл в лесу свою шляпу. Через месяц Митя пошел за ландышами. На суку он увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел.

Анализ

1. В чем же птички устроили гнездо?

2. В какое время года это было?

3. Из чего вы заключили, что это было вес­ной, в мае?

4. Зачем Митя раскрошил хлеб?

Возможные надписи под картинками: 1. Где Митя забыл шляпу? 2. Нашлась! 3. Гнездо в шляпе. 4. Как поступил Митя?

 

Едва выбрался

 

На крутом берегу ласточки наделали гнезд. Ходил по берегу кот. Увидал он гнезда и хотел оттуда птичек или яичек достать. Стал кот карабкаться к гнездам. Ласточки всей стаей налетели и стали его клевать. Хотел кот схватить птицу и сорвался. Упал он в воду, едва выбрался.

Анализ

1. Где наделали гнезд ласточки?

2. Что задумал сделать кот?

3. Как встретили его ласточки?

4. Почему ласточки оказались сильнее кота?

5. Чем все это кончилось?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

(Работа с деформированным планом)

Летучая мышь.

 

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица. Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных на­секомых. Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь. Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

Анализ.

1. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?

2. Что сказано дальше про этого зверька: полезен или вреден он?

3. Какую же пользу приносит летучая мышь?

4. Когда она охотится?

5. Как летучая мышь проводит день?

Заголовки для составления плана:

День летучей мы­ши.

Чем необычна летучая мышь?

На охоту.

Чем полезна летучая мышь?

 

Воробьи и розы.

 

В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душисты­ми цветами. Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали буто­ны и листья. Яд не помогал против вредителей. Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел вредителя. Кликнул он клич. Слете­лись в сад другие воробьи. Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было мно­го красивых роз.

 

Анализ.

1. Почему воробьи названы санитарами?

2. Какую помощь они оказа­ли хозяевам сада?

3. Почему воробьи слетелись на кусты?

4. Кто назван разведчи­ком и почему?

 

Заголовки для составления плана:

На­летели воробьи.

Пришла беда!

Разведчик кликнул клич.

Санитары сделали свое дело.

Кусты роз.

 

 

Хитрая рыба

 

Долго сидел Коля с удочкой на берегу. Не клюют у него пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и мальчик в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.

Анализ

1. Где же сидел дедушка?

2. Как у него шел лов?

3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?

4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?

Заголовки для составления плана:

Куда пересел Коля?

Как шла ловля у деда?

Как сначала шла ловля у мальчика?

Почему сначала у мальчика рыба не клевала?

 

 

Подарим маме весну.

 

Юра шел из школы. В сквере женщина обрезала ветки де­ревьев. Она дала мальчику пять веточек.

— Поставь в воду. К тебе раньше всех придет весна.

Юра поставил веточки в воду. Банку закрыл шторой.

8 Марта секрет открылся. Юра отдернул штору. Зеленые листочки блестели на ветках.

Мама была рада подарку и весне.

Анализ.

1. В какой день мама увидела на окне весну?

2. Кто сделал ей этот подарок в день 8 Марта?

3. Почему веточки в банке названы «секретом»?

4. Как вы думаете, кому еще эта зелень принесла радость? Почему и Юра был доволен?

Заголовки для составления плана:

Чему обрадовалась мама?

Что принес Юра домой?

Когда открылся его секрет?

Что сделал Юра с веточками?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

(Составление плана)

 

 

Где грибы выше леса?

 

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не вид­но? У тебя под ногами ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.

Анализ.

1. Так где же грибы выше леса?

2. Почему деревца не растут?

3. Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?

4. Какая зима на Севере? Что появляется в тундре во время короткого лета?

5. Что сказано о цветах?

 

Составление плана.

Учитель дает один пункт плана:

3. Леса не видно.

Учащиеся рассказывают содержание этой части рассказа.

О чем нужно сказать после этого? (Озаглавливается четвертая часть рассказа.)

Как начинается рас­сказ? (Озаглавливается начало рассказа.)

Что еще растет в тундре, кроме цветов? (Озаглавливается эта часть.)

 

Примерный план:

1. Трава и цветы в тундре.

2. Ягоды и грибы во мху.

3. Леса не видно.

4. Эти крошки не вырастут.

 

Интернат.

 

В этих школах ученики постоянно живут. Только на каникулы ездят домой. Называется такая школа интернатом. Ребята в интернате живут как одна семья. Дружно играют, по­могают друг другу. Вместе ходят ребята в театр, на каток. Раз в месяц здесь справляют день рождения. На празднике поздравляют ребят, которые родились в этом месяце. Каждый по­лучает подарок. В будни ребята старательно учатся. Они всегда вежливые и ак­куратные.

 

 

Анализ.

1. Чем интернат похож на семью?

2. Почему день рождения отмечают сразу для многих именинников?

3. Как ведут себя ребята в будни?

 

Составление плана.

Рассказать ту часть, которая лучше других за­помнилась.

Как ее можно назвать?

О чем нужно рассказать до этого?

Чем кон­чается рассказ о ребятах?

 

Примерный план:

1. Какая школа называется интернатом?

2. Как дети живут в интернате?

3. Как справляют день рождения?

4. Как ведут себя ребята в будни?

 

Медвежонок.

 

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село. Хозяин налил в блюдечко молока. Ходит малыш кругом, ску­лит, а не пьет. Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко. Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Поло­жил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал па­лец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул.

 

Анализ.

1. Из чего видно, что медвежонок был очень мал?

2. Как в раз­ных местах рассказа писатель назвал медвежонка?

3. Как охотник приучал медвежонка пить молочко?

Составление плана.

Прочитать рассказ.

Придумать, какая часть са­мая занятная, как ее озаглавить. Что еще интересного случилось ночью?

Сколь­ко еще частей можно выделить в рассказе?

Как их озаглавить?

 

Примерный план:

1. Что сделали охотники?

2. Пить не умеет.

3. Накормили.

4. Ночью.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

(Редактирование текста)

 

 

Отредактируй текст.

Обратно пошел дождь.

На полях появились молодые восходы ржи и пшеницы.

Слон не боялся наказов.

В голове у него метнулась мысль.

Еж смотался в клубок.

Девочка бросила в клетку снежный клубок.

Ребята строят снежную бабу.

Я люблю ездить на лыжах.

На столе лежала шляпа. Он заметил, что одна муха села на шляпу.

Сережа - он быстрее всех решал задачи.

Наташа - она всегда писала красивым по­черком.

Наши ребята - они лучше всех в школе иг­рают в хоккей.

Они кричат, плачут. Мать кормит их молоком. Ког­да они подрастут, у них откроются глаза. Мать научит их добывать себе пищу.

Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям.

Я достала и стала читать из тумбочки книгу.

Ее цветок был нежен и роскошный.

Кот ел мышей, птиц, разоряет гнезда.

Люба собирает ромашки, а потом плела венок.

Костя сидел у окна и смотрит на птичку.

Мы с сестрой моем собачку и кормили по очереди.

Заяц забрался на ветку и сидел.

Лебедь последний раз взмахнул крыльями и падал.

Река замерзла льдом.

Небо покрылось синей голубизной.

Однажды раз мишке попало в глаза мыло.

Одному из первоклассников выпала почетная честь дать звонок.

В школу пришла радостная радость.

Синичка полетела за новыми новостями.

Осенью сажают саженцы деревьев.

Роза расцвела в цветнике.

Нападающие игроки нападают смело, решительно.

Журка стала своим острым клювом клевать Вову в лоб.

Вот какие со мной случаются случаи.

Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Мы ехали на поезде в Крым. Я с интересом смотрел в окно. Мы ехали на поезде, и из окна было видно много интересного.

Весной ребята посеяли около клуба семена цветов. Марина посеяла аст­ры и настурции. Совсем скоро здесь будет красиво! Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: